Образовательная среда для индивидуальных проектов в старшей школе
статья (9, 10, 11 класс)

Чекашкина Ольга Викторовна

Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить своим старшеклассникам широкий спектр тем проектов, обеспечить каждый проект квалифицированным тьюторским сопровождением и ресурсной базой.

Целью индивидуального проекта является повышение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Задачами реализации индивидуального проекта являются:

– формирование навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

– способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

– формирование навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов, предметных областей;

– способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканский методический семинар «Индивидуальный проект обучающегося:

 цели, технология выполнения, результат»

Образовательная среда для индивидуальных проектов в старшей школе: обобщение опыта работы учителей МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Чекашкина Ольга Викторовна,

 учитель биологии, химии, экологии

МБОУ «Инсарская СОШ № 1»

        Образование в современном мире играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала, а, следовательно, и ресурсом социально-экономического развития стран, прогресса общества и повышения благосостояния отдельного человека. Устойчивое развитие мира, страны, региона невозможно без саморазвития  человека. Саморазвитие, как компонент самосохранения, позволит достойно существовать не только отдельной личности в обществе, но и создаст предпосылки устойчивого развития в целом мире.

        Четвертая Цель из 17 Целей устойчивого развития (ЦУР-4), принятая ООН в 2015 году, сформулирована как «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Поставленная цель вызывает необходимость развития компетенций школьника XXI века. Это -  формирование метапредметных умений и навыков: умение «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов», умение учиться всю жизнь и гибко реагировать на быстроменяющуюся информационную среду. Метод проектов -  важнейший инструмент формирования данных компетенций.

В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».

        В Приказе о реализации ФГОС ООО от 17.12.2010 №1897 прописано: проектная деятельность обязательна для учащихся школы. Примерная ООП предполагает защиту индивидуального итогового проекта, как форму оценивания метапредметных результатов в виде рекомендации. «Индивидуальный проект должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией»,    
(УГ Москва», №25 от 19 июня 2012 года).

В Примерной Основной Образовательной Программе для СОО, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з, прописывается уточнение о проектной деятельности обучающихся: выполнение ИИП обязательно для каждого учащегося. Индивидуальный проект становится основным объектом оценки метапедметных результатов,  полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Достижение метапредметных результатов обучающихся основано на обучении общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. В настоящее время ФГОС предусматривает включение ИИП в учебный план школы в виде отдельного предмета, с выставлением оценки в аттестат.

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

        Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течении одного или двух  лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования, разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

        Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить своим старшеклассникам широкий спектр тем проектов, обеспечить каждый проект квалифицированным тьюторским сопровождением и ресурсной базой.

Целью индивидуального проекта является повышение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Задачами реализации индивидуального проекта являются:

– формирование навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

– способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

– формирование навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов, предметных областей;

– способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Внедрение предмета обеспечивается двумя путями.

Первый путь: формировать темы индивидуальных проектов и обеспечивать тьюторское сопровождение силами педагогов-предметников, а в качестве ресурсов предоставлять оборудование и информационную базу школы.
Второй путь: организация индивидуальных проектов учащихся совместно с
социальными партнерами: учреждениями профессионального образования, научными организациями, работодателями и общественными организациями

Система заданий курса направлена на развитие учебно-исследовательских компетенций школьников  - способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Результат освоения курса должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инженерного, конструкторского.

В МБОУ «Инсарская СОШ №1», в 2020-21 учебном году, в 10 классе, был введён учебный предмет «Индивидуальный проект». Преподавание предмета «Индивидуальный проект» регламентируется документами:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

2. Примерная Основная Образовательная Программа для СОО.

3. Локальный акт.

Положения локального акта разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Включают условия преподавания ИП в школе:

- программу формирования УУД, основной образовательной программы среднего общего образования;

- основы организации работы над индивидуальным проектом и особенности оценки индивидуального проекта;

- проектную деятельность, как основную форму организации учебного процесса;

- индивидуальный проект -  как основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения    основной образовательной программы среднего (полного) общего образования ФГОС СОО;

- выполнение индивидуального проекта - обязательно для    каждого учащегося, занимающегося по ФГОС СОО.

Учебник - Индивидуальный проект. 10-11 класс: учеб пособие для общеобразовательных организаций / [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. – М.: Просвещение, 2021.  В учебнике рассмотрены разные этапы проектирования и различные виды проектов. Разбираются примеры проектов: современных и разработанных в прошлом, реализованных профессионалами и школьниками, локальных, региональных, общенациональных и глобальных. Тематическое планирование опубликовано в Сборнике примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы Антипова Н.В., стр. 20-32.    

Содержание курса «Индивидуальный проект» (69 часов)

10 класс.  (1 ч в неделю, всего 35 ч.)

1. Введение 1 час.

2. Модуль 1. Культура исследования и проектирования. (10 часов)
3. Модуль 2. Самоопределние (5 часа)
4. Модуль 3. Замысел проекта. (6 часов).
5. Модуль 4. Условия реализации проекта (4 часа).

6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных
и исследовательских работ (7 часов).

11 класс.  (1 ч в неделю, всего 34 ч)
1. Введение (2 часа)
2. Модуль 5. Трудности реализации проекта (9 часов)
3. Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (7 часов)

4. Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (12 часов)
5. Модуль 8. Презентация и защита проекта (4 часа)

Методы и формы организации контроля 
Промежуточная аттестация проводится в форме тематических тестов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ
Устный опрос.
Монологическая форма устного ответа.
 Письменный опрос:
Самостоятельная работа и контрольная работа.
Виды контроля и результатов обучения:
 текущий и тематический контроль;

-  итоговый контроль - защита проекта.

В результате освоения предмета учащийся научится:

- давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектиро-
вание, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс

проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;

- раскрывать этапы цикла проекта;

-самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных области;

- владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;

- публично излагать результаты проектной работы.

Формы представления результатов проектной деятельности:

•макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

•постеры, презентации;

•альбомы, буклеты, брошюры, книги;

•реконструкции событий;

•печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;

•результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

•документальные фильмы, мультфильмы;

•выставки, игры, тематические вечера, концерты;

•сценарии мероприятий;

•веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Защита  индивидуального проекта может проходить в форме:

  • конференций,
  • семинаров
  • круглых столов и т.д.

На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по примерному плану:

1. Тема  и краткое описание сути проекта.

2. Актуальность проект.

3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.

4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.

6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

Критерии защиты проекта в соответствии с требованиями ФГОС

1. Сформированность навыков

1.1. коммуникативной деятельности,

1.2. учебно-исследовательской деятельности,

1.3. критического мышления.

2. Способность к

2.1. инновационной деятельности,

2.2. аналитической деятельности,

2.3. творческой деятельности,

2.4. интеллектуальной деятельности.

3. Способность

3.1. постановки цели и формулирования гипотезы исследования,

3.2. планирования работы,

3.3. отбора и интерпретации необходимой информации,

3.4. структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,

3.5. презентации результатов.

        Трудности и «ловушки» проектирования: отсутствие знаний об уже сложившемся в этой области опыте, нежелание обратиться к опыту коллег,
специальной литературе, нормативным документам, планирование работы «под имеющийся ресурс», а не создание новых ресурсов для решения новых задач, утопичность задач, психологическое сопротивление, отсутствие гарантии улучшения образовательных результатов при использовании проектирования. Основная задача управления организацией и реализацией индивидуального проекта заключается в поиске способов избегания этих «ловушек» и решения проблем.
 Что же нужно сделать школе, учителю, руководству, чтобы стало понятно и просто?

        Создать четкий алгоритм  перевести его на язык, доступный детям, постоянно держать руку на пульсе проектной работы, применять интересные способы работы и содержание. Нужно взаимодействие с родителями школьников, с психологом и социальным педагогом, классными руководителями. Метапредметное взаимодействие учителей, график работы, собеседований, консультаций и поэтапного оформления предварительных результатов позволят решить большой объем задач

        Этапы совместной работы руководителя и обучающегося над индивидуальным проектом:

1 этап – Подготовительный - погружение в проблему.

2 этап – Проектировочный  - организация деятельности.

3 этап – Практический -  осуществление деятельности.

4 этап – Контрольно-коррекционный - самооценка и самоанализ.

5 этап – Заключительный -  презентация результатов.

        Индивидуальная работа предполагается как после теоретического этапа, так и параллельно с ним и включает самостоятельную работу обучающихся, консультации и другие формы работы (образовательные экспедиции, походы и экскурсии с целью сбора необходимой информации; игры, в ходе которых отрабатываются определенные умения; презентации промежуточных результатов на конференциях и конкурсах и т.д.).

        Педагогам в ходе включения обучающихся в процесс самостоятельной проектной деятельности,  необходимо учитывать требования к организации и реализации индивидуального проекта, отражающие его специфику:

1.Тема проекта определяется в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося.

2. Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая

самостоятельность, дисциплина, организованность, инициативность.

3. Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе.

4. Приобретение опыта работы на всех этапах выполнения проекта.

5. Формируются навыки индивидуальной работы.

6. Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта.

7. Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой

Личности.

8. Деятельность носит социальную направленность.

        Целесообразно наличие документации, отражающей логику проектирования:

- план-график реализации проекта;

- дневник работы над проектом;

- инструкции для обучающегося и карта самооценки;

- план консультаций с преподавателем или тьютором.

- показатели и критерии оценивания ИП на защите.

        В работе над индивидуальным проектом часто возникают вопросы. На сайте Интернет-портала «Обученок» https://obuchonok.ru/ опубликована большая информация о выборе темы проекта, каждом этапе проекта, исследовании по проекту, по оформлению проекта и презентации, защите проекта.

        Работу над проектом следует строить, опираясь на таблицу.

Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом

Название этапа

Сроки

Ученик

Учитель

1. Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов

Создание проблемной ситуации

2. Проектировочный

Определение тем исследования

Координация работы

3. Практический

Сбор материала. Создание публикаций и презентаций

Координация работы

4. Контрольно-коррекционный

Самооценка

Координация работы

5. Заключительный

Представление проекта

Координация работы. Портфолио

        Ученики МБОУ «Инсарская СОШ №1», выбравшие проекты в 2020-21 учебном году, приступили к завершающим этапам проектирования. В текущем, 2021-22 учебном году, предстоит защита ИП по выбранным темам. Исследовательские проекты выбраны по предметам: английский язык, биология, география, математика, история, физика, обществознание, физическая культура, экология. Выбор темы проекта выпускников связан в основном, с их профессиональными предпочтениями.

        Особо увлеченные и трудолюбивые ученики 11 класса по итогам учёбы в 10 классе представили проекты. Среди них есть победители и призеры конкурсов.  Это Зайкина Анастасия – призёр  IV Республиканской НПК «Первые шаги в науку» (Исследование влияния фитонцидов на активность дрожжей).  Шпади Генриэтта выполнила работу «Выращивание микрозелени в домашних условиях», стала призёром  IV Республиканской НПК «Первые шаги в науку», победителем в Межрегиональном конкурсе исследовательских работ по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу» в номинации «Экология культурных растений».

        Работа обучающихся по теме индивидуальный проект не должна заканчивается школой, этот процесс непрерывен, а школа и учитель являются той отправной точкой, которая открывает человеку индивидуальный путь развития. И этот путь многогранен, как и сама жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инновационной образовательной среды в МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина....

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ Школа № 140 г.о. Самара (5-9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приме...

Статья "Значение мотивирующей образовательной среды при обучении иностранному языку в школе".

Сборник материалов XVI Открытой научно-практической педагогической конференции 11 мая 2016 г. "Мотивирующее пространство образовательной организации: ссодержание и средства по его формированию и ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «Проектирование образовательных результатов профильных направлений обучения в старшей школе в свете внедрения ФГОС среднего общего образования»

В материалах описаны подходы к организации обучения в 10-11 классах в условиях введения ФГОС ССО; представлен опыт работы образовательной организации по организации сетевого обучения....

Выступление на РМО. Индивидуальный проект в старшей школе.

Индивидуальный проект в старшей и критерии его оценивания....

Значимость предмета "Индивидуальный проект" в старшей школе

Индивидуальный проект должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информац...