Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, коррекции и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
материал

Фролова Галина Павловна

Коррекционно-развивающая работа в специальной (коррекционной) школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, коррекции и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне

действовать самому – я научусь»

(Древняя китайская мудрость)

В настоящее время происходят значительные изменения контингента обучающихся коррекционных школ, поэтому сейчас особо остро встает вопрос о создании особой образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития.

Для успешного решения данного вопроса, прежде всего, необходим системный, комплексный подход к коррекционно-обучающему процессу междисциплинарной командой специалистов.

И принципиально новые подходы к процессам обучения, коррекции и развития. Как показывает опыт, наиболее эффективным средством, решающих эти задачи является внедрение в учебный и коррекционно-развивающий процесс информационно-коммуникационных технологий.

Области применения ИКТ: учебная и внеурочная деятельность, коррекционно-развивающий процесс и процесс воспитания; эффективно применение технических средств и информационно-коммуникативных технологий для активизации творческой деятельности обучающихся.

Использования программных средств учебного назначения позволяет решать следующие дидактические задачи (обратите внимание на слайд).

Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).

Обратите внимание на следующий слайд. Здесь представлены формы использования ИКТ.

Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов обучения:

  1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, повышение ее эффективности и качества.

Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.

Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий.

Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.

3. Мультимедийность компьютерных систем обучения

Организация обучения лиц с ОВЗ на основе ИКТ позволяет активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Другими словами, применение принципа мультимедийности не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у учащихся с ОВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.

При этом нельзя забывать и об остальных принципах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ:

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Компьютерные технологии предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип системности и последовательности обучения.

Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения.

Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме.

Принцип индивидуального обучения.

Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.

В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно – образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения.

Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей с ОВЗ волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.

Хотелось бы отметить, что особенное значение вопрос использования ИКТ имеет в случае обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, так как данный подход позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития, способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.

Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека.

Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ТМНР в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие.

Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в работе учителя – дефектолога.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Использование компьютера в учебном процессе предоставляет для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала;
  • при контроле знаний;
  • при закреплении;
  • при обобщении и систематизации материала.

При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером.

Хочу вам рассказать о своей практике использования компьютера в учебном и воспитательном процессе.

В моём классе обучающиеся начали осваивать компьютер во 2 классе. За это короткое время накоплен определённый опыт по использованию компьютера в учебном процессе. Дети стали быстрее находить буквы и цифры на клавиатуре, аккуратнее нажимать на клавиши (раньше могли много букв или цифр напечатать, Ярослав боялся нажать на клавиши, после разговора с папой, оказалось дома не разрешают подходить к компьютеру, в процессе работы Ярослав стал нажимать сам на клавиши.) Так же я использую специализированные и адаптированные компьютерные программы, которые, главным образом являются обучающими, диагностическими и развивающими, а также готовые презентации и, по необходимости, создаю собственные. Как раз презентации и являются наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе. Главное в презентациях – информативность, наглядность, увлекательность и минимальный текстовой материал. Для их создания использую фотографии моего класса, рисунки и картинки, а, так же анимацию и звуковые файлы.

Письмо

Во время этих уроков дети выполняют на компьютере практические задания разных видов: печатают по образцу и под диктовку буквы, слоги, слова, предложения, а потом читают. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в презентации, способствуют повышению интереса к уроку, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для его усвоения. ИКТ хорошо может помогать тем детям, которые не способны писать, а печатать могут. Такие как Сайкин Максим.

- Глобальное чтение слов на парте, соотнесение картинки и слова по образцу.

- Соотнесение картинки и слова.

- Как печатают по образцу и диктовку буквы, слова, предложения).

Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. Для активизации внимания обучающихся на уроках, я сочетаю использование изображений предметов на бумаге и с помощью демонстрации этих же предметов на интерактивной доске.

На уроках «Математические представления», обучающиеся выполняют разные задания.

ИКТ хорошо может помогать тем детям, которые не могут писать, а печатать могут.

Такие как Сайкин Максим

Хочется отметить, что грамотное использование ИКТ в учебном и воспитательном процессах, способствует привитию обучающимся навыков культуры поведения и общения, а также способствует адаптации и социализации детей в быту и в обществе. Например, дети могли набрать на компьютере своё имя, фамилию.

По фотографиям могут набрать на компьютере имена детей класса. На уроках «Человек» применяется ИКТ по изучению частей тела. Читается загадка, а потом появляется отгадка.

Используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. МЭШ

Сначала идет информация о животных, а потом фотография детей в Москвариуме в презентациях фото - материал, отснятый во время экскурсий.

При виде знакомых фотографий, дети эмоционально реагируют на это

И, конечно же, наши праздники, дни рождения (песни с днем рождения и танец каравай ). Ни один из них не обходится без ярких, насыщенных и запоминающихся презентаций, в которых используются электронные и информационные ресурсы: фотографии, иллюстрации, видео – фрагменты, фрагменты музыкальных произведений.

В заключении выступления, хочу сделать вывод о том, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность коррекционно – обучающей работы. Применение информационно – компьютерных технологий в коррекционном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Для того, чтобы наше выступление стало значимым и актуальным для всех собравшихся, мы расскажем о практическом применении информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающем процессе, которые есть в настоящее время в распоряжении службы сопровождения.

Среди электронного оборудования, которое мы используем в своей работе, ведущее место занимает интерактивная доска – которая позволяет сделать процесс обучения наглядным, ярким, динамичным, позволяет изменять частные решения с опорой на готовые «шаблоны», а также более конструктивно осуществлять «Обратную связь».

Интерактивная доска - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры, интерактивные приложения и видеоматериалы и т.д.

Используя интерактивную доску на занятиях, педагог получает возможность не только увлечь детей интересным материалом, но и самому по-новому взглянуть на преподавание своего предмета.

Говоря о современном подходе к коррекционно-образовательному процессу, мы не могли не сказать о Библиотеке «МЭШ», где собрана целая коллекция цифровых образовательных материалов, созданных учителями и лучшими отечественными разработчиками образовательного контента.

В рамках данного выступления мы хотели бы обратить ваше внимание на наиболее интересные интерактивные приложения, которые можно использовать в коррекционно-обучающей деятельности, в том числе и сделанные, непосредственно, нашими специалистами.

С каждым днем технические средства обучения совершенствуются и развиваются. Инновационными инструментами, активно внедряемыми в образовательную деятельность, являются интерактивные средства обучения, такие как интерактивный стол UTSKids, который представляет собой учебный центр с сенсорной поверхностью, управляемый прикосновением рук человека или других предметов. Сенсорный стол является многопользовательским, что позволяет эффективно вовлекать обучающихся в коррекционно-образовательную деятельность.

В программно-дидактический комплекс, которым оснащено оборудование входит множество интерактивных игр и дидактических материалов, которые можно применять на этапе диагностики и использовать их на индивидуальных и подгрупповых занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.

Интерактивные игры представлены по рубрикам:

1. Раскраски для мальчиков

2. Раскраски для девочек

3. Мозаики

4. Игры на внимание

5. Игры на развитие памяти

Следует отметить, что в играх нет агрессивных и неожиданных звуков, которые могут испугать ребенка. Громкость звуков и музыки регулируется, их можно настроить под индивидуальные предпочтения ребенка. В оформлении игр нет контрастных и кислотных цветов, художники готовят оформление с учетом рекомендаций детских психологов. В игровых заданиях нет посторонних персонажей, деталей фона и смысловых шумов. Благодаря этому ребенок не получает избыточную аудиовизуальную информацию. Персонажи и детали игр не схематичны, они дают полноценное представление о людях, процессах и событиях.

В комплексе есть простые и сложные игры, задания с опорой на визуальное и аудиальное восприятие, игры на скорость и в свободном темпе.

Многофункциональный стол UTSKids разработан специально для того, чтобы занять, развлечь и развить ребенка. Процесс обучения становится настолько увлекательным, что дети не хотят отвлекаться от занятий на интерактивном столе.

Совсем недавно в нашей школе появилось просто «волшебное» оборудование, хотелось бы рассказать о его возможностях. Это интерактивный пол.

Интерактивный пол для детей может обеспечить уникальную, захватывающую и образовательную среду для обучения. Это поощряет исследования, творчество и навыки решения проблем с помощью интерактивного программного обеспечения и занятий.

Дети могут изучать математику, естественные науки, музыку, и другие темы в интерактивном режиме, без необходимости в традиционной обстановке класса.

Интерактивный пол также позволяет выстраивать занятия в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. Интерактивный пол может помочь развить зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания и многое другое.

Наконец, интерактивный пол – это не только познавательно, но и весело. Это помогает детям оставаться вовлеченными и мотивированными во время учебного процесса.

Использование учебно-игрового терминал «Волшебный Экран», который тоже появился у нас совсем недавно, в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями - это современный способ развития интереса к обучению, возможность воспитывать самостоятельность, развивать познавательную деятельность.

Комплект игр и заданий, которыми оснащен «Волшебный Экран», позволяет:

- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес;

- Преподнести материал ярко и образно, в доступной форме;

- Привлечь внимание детей движением, мультипликацией, но не перегружать ими материал;

- Способствовать развитию у школьников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

- Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

«Волшебный Экран» позволяет детям развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в школе и повысить его эффективность.

Игры и задания разделены на блоки в соответствии с ФГОС, и включают дополнительные материалы.

Игровые программы разделены на 8 основных разделов:

1. Познавательное развитие (природоведение, лексические темы, экономика, единицы измерения, цвет и свет, экология, ночь и небо, времена года, безопасность жизнедеятельности);

2. Речевое развитие (буквы и алфавит, слоги и слова, предложения и понятия, признаки и действия, книги, стихи, загадки);

3. Тренировка моторики;

4. Математические представления;

5. Конструирование;

6. Развитие логики;

7. Тренировка памяти и мышления;

8. Эстетическое развитие.

Перед логопедической службой нашей школы стоит целый ряд задач,

требующих нестандартных подходов, инновационных методов и технологий. Информационно-коммуникативные технологии, которые есть в настоящее время в нашем распоряжении отвечают всем требованиям коррекционно-логопедической деятельности на современном уровне.

Наши главные помощники на коррекционных занятиях логопедический стол — интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью и Интерактивное умное зеркало ArtikMe.

Это два близких по функциональности пособия, оборудованных специализированными приложениями, которые помогают решать множество актуальных задач в коррекционно-логопедической практике, таких как:

- Развитие общих речевых навыков.

- Развитие фонематического восприятия.

- Формирование, развитие, активизация словаря.

- Развитие лексико-грамматического строя речи.

- Развитие письменной речи.

Кроме того, среди приложений к логопедическому столу и умному зеркалу много интересного материала для автоматизации, поставленных звуков, что делает этот процесс увлекательным, интересным, а главное, результативным.

Но, прежде всего, все игры и приложения данных пособий способствуют развитию высших психических функций и тонкой координации движений, мелкой моторики рук.

Сейчас в школе большое количество безречевых детей, поэтому в своей практике мы используем коммуникаторы, подробно рассказывать о них я не буду, просто обратите внимание на их разнообразие.

Хотелось бы познакомить вас с новой версией мобильного приложения-коммуникатора «АУТИЗМ: ОБЩЕНИЕ».

Главная задача приложения – помочь в общении людям, которые не могут говорить самостоятельно. Очень многие дети с РАС, все понимают, но говорить, к сожалению, не могут. Приложение «Аутизм: общение» открывает для них возможность общения с родными и педагогами, дает шанс на успешную социализацию.

Приложение располагает следующим функционалом:

- Галерея карточек. Более 150 изображений, которые помогают ребенку озвучить свои мысли.

- Возможность добавлять личные карточки. Можно фотографировать предметы и озвучивать их.

- Коммуникатор, с помощью которого ребенок может как обозначать желаемые предметы, так и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребенку озвучить собственные желания и дает возможность для повторения и речевой имитации.

И, конечно, мы не могли не сказать несколько слов об использовании компьютера в коррекционно – логопедической деятельности.

Компьютер в нашей работе, прежде всего, незаменимый источник видеоинформации, коммуникатор для неговорящих детей и, конечно же помощник в развитии письменной речи.

Для обучения ребенка печатанию на компьютере, прежде всего, с целью развития произносительных навыков, мы используем специальную клавиатуру только с буквами русского алфавита, это значительно упрощает процесс обучения.

Обратите внимание на слайде представлены программы, которые мы используем в работе.

И подводя итог всему сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала, помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока и коррекционно-развивающих занятий.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Использование ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки и пр.

Одновременно появляется возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса и групповых занятий, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Использование современного учебного оборудования в процессе обучения, коррекционно-развивающей и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок или занятие с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...

РУЧНОЙ ТРУД, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практическ...

Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров

Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров...