Рококо: проблемы стиля
творческая работа учащихся по мхк (11 класс) по теме

 

Авторы  научно-исследовательской работы  «Рококо. Проблемы стиля»  -   ученицы 11в класса МОУ СОШ №11 Ахмадуллина Динара, Ефимова Анастасия. Научный руководитель – Королёва Ирина Геннадьевна, преподаватель МХК.

           Главной целью предпринимаемого исследования является анализ рококо как самостоятельного историко-культурного феномена, проявившего себя во всех видах искусства во многих странах Европы во всей полноте стилеобразующих категорий. Авторы данной работы пытаются  доказать, что рококо – это не «упадочная» фаза барочного искусства, период барочного влияния внутри французского классицизма, как считают многие искусствоведы, а  целостная стилевая система, основанная на определенных мировоззренческих, эстетических и философских установках, не только не тождественных барокко, но часто прямо ему противоположных.           

           В данной работе предпринимается попытка вывести определенные параллели развития рококо в разных областях искусства  для выявления единых стилевых признаков, и на этой основе выработать некоторые общие критерии для формального анализа памятников рококо. Это основные задачи  исследования, в ходе которого используются следующие методы:

1.    Анализ литературы по данной теме.
2.    Изучение   иллюстраций   картин, архитектурных   памятников,  предметов интерьера, прослушивание музыкальных произведений.

3.  Сравнение произведений барокко и рококо, принадлежащих к разным видам искусства.
         В ходе исследования, авторы работы выявили ряд стилевых признаков,  отличающих искусство рококо от искусства барокко, среди   них   S-образный   рокайльный   орнамент, миниатюрность, лёгкость  форм,  внимание к  мелкими  деталями,  предметам,  отсутствие контрастов,  преобладание  пастельных тонов ( в живописи). Произведения этого  стиля не поражают   накалом  страстей,  неукротимой   энергией  и  динамикой,в  них  встречаются  только любовные, эротические сюжеты,  любимые   героини - нимфы,   вакханки,   Дианы, Венеры.   Для    характеристики    искусства    рококо   более    всего    подходят    эпитеты: «изысканное»,  «изящное», «утончённое», «воздушное», «женственное».

        Данная работа может быть полезна учащимся школ, гимназий, студентам гуманитарных факультетов, преподавателям МХК – всем тем, кто интересуется искусством, кто хотел бы побольше узнать о закономерностях смены и развития художественных эпох, стилей человеческой цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rokoko._problemy_stilya..doc97 КБ
Office presentation icon rokoko.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

IV городская научно-практическая конференция учащихся и студентов «Шаг в будущее»

Рококо: проблемы стиля

                             

Исполнители:

Ефимова Анастасия, 11в класс,

Ахмадуллина Динара, 11в класс

Научный руководитель:

Королёва Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка,

литературы и  МХК

г. Новый Уренгой

-2009-

        Стиль рококо возник во Франции на рубеже ХVII-XVIII вв. и, отметив собой всё предреволюционное столетие, явился некоей вершиной развития аристократической европейской культуры, её последним взлётом.  Предощущение конца, быть может, и сообщило ей тот налет чувственности, экзальтированной изысканности, самоиронии и грусти, которые Освальд Шпенглер поэтически называл "счастьем души, осознающей свое последнее совершенство» [ цит. по: Шелегович И.М. , с. 45].

 Стиль рококо до сегодняшнего дня является, пожалуй, одним из наиболее дискуссионных явлений в искусствознании, оцениваемым крайне неоднозначно. Долгое время вообще ставилось под сомнение рассмотрение рококо в качестве самостоятельного стиля, его определяли либо как  заключительную, «упадочную» фазу барочного искусства, либо как период барочного влияния внутри французского классицизма.  И хотя на протяжении последних десятилетий вышел ряд убедительных публикаций, отстаивающих «полноценность» и самодостаточность рококо, и сегодня такое авторитетное издание как английский «Словарь искусств», продолжает очень осторожно интерпретировать рококо, прежде всего как декоративный стиль оформления интерьеров, признавая его влияние на архитектуру лишь в германском регионе. Именно эти обстоятельства предопределили  выбор  темы.
         Главной целью предпринимаемого исследования является анализ рококо как самостоятельного историко-культурного феномена, проявившего себя во всех видах искусства во многих странах Европы во всей полноте стилеобразующих категорий. В своей работе мы попытаемся доказать, что рококо - целостная стилевая система, основанная на определенных мировоззренческих, эстетических и философских установках, не только не тождественных барокко, но часто прямо ему противоположных.            

          Говоря о рококо как о стиле искусства,  за основу  возьмём определение стиля,   данное немецким архитектором и дизайнером ХХ века Петером Беренсом,   который,  на наш взгляд, наиболее точно раскрывает сущность этого  понятия: «Стиль  эпохи  определяют   не  особые формы какого-либо особого искусства,… всякое искусство – это лишь часть стиля.  Стиль же – это символ общего ощущения, символ  охвата всей жизни эпохи в целом,  являющий себя в универсуме всех искусств» [цит. по: Данилова Г.И., с.15-16].
          На  разных  этапах  формирования  рококо  лидировали  различные   виды    искусства. Поэтому для более убедительной иллюстрации тех или иных стилевых характеристик рококо нами   используется   художественный  материал  в  широком    культурологическом   охвате, включающий  архитектуру, дизайн интерьера, живопись, декоративно-прикладное искусство, музыку.

            Следует  также  отметить,  что  области   проявления   стиля  в  разных  странах  также неодинаковы. Так во Франции этот стиль получил развитие, прежде  всего в музыке, живописи, дизайне интерьеров, декоративно-прикладном искусстве, в Германии и Австрии - в архитектуре, парковом искусстве.

           Поскольку стиль рококо, на наш взгляд, наиболее ярко проявил себя именно в этих регионах, к их художественному наследию мы и будем обращаться в своей исследовательской работе.

           В представлении о рококо на сегодняшний день наиболее слабым местом остается отсутствие четкой системы общих для всех видов искусства критериев, позволяющих отличать искусство рококо от барокко. Исследования ученых преимущественно сосредоточены либо на региональных чертах рококо, либо ограничиваются его анализом в какой-то конкретной области - архитектуре, живописи, интерьере, музыке или литературе.

           В данной работе предпринимается попытка вывести определенные параллели развития рококо в разных областях искусства  для выявления единых стилевых признаков, и на этой основе выработать некоторые общие критерии для формального анализа памятников рококо. Это основные задачи проводимого нами исследования, в ходе которого используются следующие методы:

1.    Анализ литературы по данной теме.
2.    Изучение    иллюстраций   картин,  архитектурных   памятников,   предметов   интерьера, прослушивание музыкальных произведений.

3.  Сравнение произведений барокко и рококо, принадлежащих к разным видам искусства.
         Представляемая работа ни к коей степени не претендует на исчерпывающую интерпретацию стилистической проблематики рококо (это слишком широкая тема), но скорее предлагает открыть эту тему для дальнейшего обсуждения, наметить её наиболее перспективные направления.

          Данная работа может быть полезна учащимся школ, гимназий, студентам гуманитарных факультетов, преподавателям МХК – всем тем, кто интересуется искусством, кто хотел бы побольше узнать о закономерностях смены и развития художественных эпох, стилей человеческой цивилизации.

           

         Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовики XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка не столь торжественного.  Многое меняется в искусстве. Король перестает быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор - единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе  духовной жизни Европы. В первой половине XVШ века, когда так активно вытеснялась религиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо.

          Слово рококо произошло от французского rocaille. Корень термина «рокайль» - «roc» (франц.) — буквально переводится как скала, утес, камень. Он отсылает к парковым павильонам-гротам, стилизованным под естественные пещеры и украшенным раковинами, улитками и лепным декором в виде переплетающихся стеблей морских растений, которые были известны еще с позднего Ренессанса. Так что слово «рокайль» буквально обозначает стилизованный декор, использующий разнообразные органические мотивы флоры и фауны подводного мира [см.: Всемирная история искусств. Т. 4. , c. 324].

          Первое зафиксированное письменное упоминание термина «рокайль», применительно к обозначению специфического типа орнамента относится к 1736 году, когда французский ювелир и резчик по дереву Ж. Мондон опубликовал альбом гравированных рисунков под названием «Первая книга форм рокайль и картелль». Чуть позже, по ассоциации с французским словом «барокко», к термину «рокайль» было присоединено характерное окончание «-око», в результате которого получалось уменьшительное слово «рококо», изначально применяемое в несколько иронически-насмешливом смысле. В
1750-х годах в парижских салонах слово «рококо» становится уже устойчивым термином. Здесь говорят о «манере рококо», правда, еще в шутливом тоне. В период преобладания классицизма, в конце XVIII в. слово «рококо» приобретает уже определенно негативную, пренебрежительную окраску. Рококо считали неклассическим стилистическим направлением, возникшим на фоне непрерывной линии развития французского классицизма в результате примеси итальянского барокко. Тогда же термины «рокайль» и «рококо» стали в более широком смысле синонимами вообще всякой странной причудливой формы, ими обозначали всё извивающееся, вычурное и неспокойное [ см.: Гнедич П.П., с. 234-236].

         Широкое научное употребление слово «рококо» получает  лишь  с  середины  XIX века,

после того как в 1842 году его официально  признала  Французская Академия,  введя  в   свой

словарь   терминов  в  дополнительном   томе  к  «Словарю  французской  Академии», где  он

характеризовался    как    декоративный   орнамент   эпохи    Людовика   XV  -  начала   эпохи Людовика   XVI   [см.:   Всеобщая   история   искусств.  Т.4.,    с.334].   Тогда    же   термином   «рококо»   стали   обозначать   всю   рафинированную   культуру   этого   периода.    Понятие  «рококо»   как   искусствоведческую    категорию   впервые    утвердил    немецкий    историк

А. Шпрингер [см.: Всеобщая история искусств. Т.4., с.334].

        Одной  из интереснейших работ последних лет, посвящённой барокко и рококо, является книга известного французского искусствоведа Жермена Базена, в которой он рассказывает об эволюции этих стилей, их характерных особенностях [ см.: Базен Ж.].

         В  разные  периоды  также  бытовали  параллельные  эпитеты   «зимнее   барокко»  -  по аналогии  с  близким  рокайльной  орнаментике  причудливым  морозным  узором на  стекле; «ультрабарокко»,  «экстремальное  барокко»,  «французское  барокко»,  «стиль   Помпадур», «галантный  стиль».  Во  Франции  рококо  стало  так  же  одним  из   «королевских»   стилей, называемых по именам французских королей Людовика XIV, Людовика XV, Людовика  XVI.
Главный   формальный   признак   рококо  -   изогнутая   линия,    напоминающая    очертания стилизованной   морской   раковины,   причудливый   завиток  с  двойным  S  и   С- образным изгибом.  При   этом   трактовка   морской   раковины   чрезвычайно   многообразна:   то   она распускается,  словно  волнистый  веер  или  павлиний  хвост, то  распадается  на   отдельные волнообразные, причудливо изгибающиеся желобки, то предстает как неправильной   формы картуш. Несмотря на то, что собственно S-образный рокайль в орнаменте, как   закрепленная декоративная  форма,  окончательно  сформировался   лишь  к  1730-м годам,   мотив   волны появляется во всех областях изобразительных искусств гораздо раньше - получив  отражение в плане зданий, линий фасадов, мебели, каминов,  декоративно-прикладных  изделий.  Кроме собственно   рокайля,  стиль  рококо  имеет  ряд  других   общих   для  всех    видов   искусств формальных    признаков,    связанных    с   масштабом,     композицией,    пространственным  решением,   колоритом   и   смысловыми    интерпретациями,  о   которых    пойдет     речь   в представляемом исследовании.

         Еще Б.Р. Виппер одним из главных критериев определения полноценного проявления стиля выдвинул его проявленность в архитектуре: «...если признаки единого стиля не находят своего полного, недвусмысленного выражения в архитектуре, это значит, что в данном случае нельзя говорить о стиле времени» [цит. по: Власов В.Г., с.67]. Эта точка зрения получила распространение в связи с тем, что все большие стили складывались первоначально в архитектуре, а затем уже проявлялись в других видах искусства. Поэтому долгое время в  искусствознании само наличие развитого типа архитектуры рококо, имеющего собственные самостоятельные характеристики, ставилось под сомнение.

        В   нашем   исследовании    делается   попытка    представить    картину    формирования архитектуры  рококо как   самостоятельного художественного типа, имеющего   выраженные

 характерные признаки, отличающие его от архитектуры барокко.

         Среди черт архитектурного барокко, нашедших наиболее яркое воплощение в творчестве таких зодчих, как  Л.Бернини, Ф. Борромини, В.В. Растрелли (приложение №1), можно выделить следующие: напряжённость архитектурных форм, стремление к парадности и театральности, тяжеловесность, вызванную сосредоточием декоративных элементов наверху сооружений, масштабность, тяготение к ансамблю.

        Сложившись в 20-е годы 18 века , рококо в архитектуре достигло расцвета  в  30—40 - е годы.    В  это  время  строительство  из  Версаля  было  окончательно  перенесено  в   Париж, который    сохранил  славу  самого   богатого  и    красивого  города    Европы.   Архитектура утрачивала  тенденцию  к   грандиозным   ансамблям,   подражавшим   Версалю.   На    смену усадебному  замку  17 века  городской  дом,  отель — утопавший   в  зелени садов небольшой   особняк   французской   аристократии,   верхушки   буржуазии,  разбогатевших ростовщиков.  В   особняках   и   отелях    крупнейших   французские   зодчих    рококо:    Робера     Декотта, Габриэля,  Боффрана,  Оппенора,  Дельмера,  Мейссонье  нет  характерного  для классицизма единства  решения  наружного  объема  и    внутреннего  пространства,   архитекторы    часто  отступали   от   логической   ясности    и   рационального   подчинения   частей   целому.   Но представительность и строгость дворца 17 века в  фасадах  отелей  сохранялись.  Только  ряд незначительных    изменений    смягчал   строгость   архитектурного   образа.    Скульптурная деталь,   применяемая   для   украшения   фасада,   делается   более   выпуклой,    приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера  заменяются   выпуклыми   полуколоннами,   придающими   стене более живописный вид.
         Ярким  образцом   рококо   принято считать отель Субиз  в Париже   (приложение №2), построенный   для принца де Субиза в 1705 — 1709 г.г. по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675—1745). Как и другие особняки, он отгорожен от  прилегающих  к нему  улиц   высокой стеной   с    роскошными   въездными     воротами.
   По    своему   экстерьеру    отель     строг, классицистичен,  лишь   некоторые   конструктивные   элементы:   выпуклые    скульптурные детали   и  полуколонны,   украшающие   фасад    здания, -   отличают  его  от  архитектурных памятников предшествующей эпохи. Но следует отметить, что  для  архитектуры  рококо   во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на   экстерьере, а  на   интерьере,   поэтому   основные    изменения   коснулись,  прежде   всего,    внутренней планировки зданий. 

          Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо – области, не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

                Наиболее   удачный  пример  немецкого  рококо  –  королевская  резиденция  Сан-Суси (приложение №3), построенная архитектором Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753)    в пригороде    Берлина   Потсдаме   для   короля  Пруссии  Фридриха II.   Название   Сан-Суси переводится с  французского, как «без забот». 
         
В отличие от великолепных резиденций барокко это постройка  интимного,  камерного, почти павильонного типа, представляющая собой небольшое одноэтажное здание, состоящее из перекрытого  невысоким  куполом  овального  зала  и  двух  боковых  крыльев.  Парковый фасад   дворца  с   выступающей    полуротондой  в  центре  украшен   фигурами  кариатид   и атлантов,   поддерживающих   карниз.   Расположенные  по  всему   фасаду   попарно   между высокими    окнами   атланты    Сан-Суси   только    оживляют    поверхность    стены.   Здесь   скульптура  становится   «декором»  в  самом  прямом значении   термина.  Огромные    окна-двери   паркового    фасада,    делающие   стену   почти   прозрачной  и  плавно  сбегающие  в  парк  лестницы-террасы,  создают  ощущение единства.  Крышу  дворца опоясывает изящная  балюстрада с   помещёнными  на  некотором  расстоянии   друг  от  друга  постаментами,   на  которых    расставлены      вазы,    статуи;    всюду   присутствует   орнамент,  состоящий    из  завитков,    напоминающих      листья     растений,    цветочных      гирлянд,     раковин.   Этот  архитектурный    памятник   отличается    лёгкостью,    игривостью,    отсутствием     строгой   симметрии,   прямых  линий,   плоских   поверхностей,   строгих  ордеров .  Дворец эффектно   возвышается     на     многоступенчатой     террасе,     спускающейся    к     парку,        искусно распланированному   Кнобельсдорфом.   Осевая , регулярная композиция  парка, восходящая   к эпохе барокко, сочетается здесь с более интимными, пейзажными участками.

                 Другой   значительный  памятник  эпохи   -   дворец   Амалиенбург    (приложение №3)   близ     Мюнхена    (Бавария),   выстроенный   приехавшим   из  Франции   архитектором  Франсуа   Кювилье     (1695-1768),    -    еще   более   скромен    по  своим   размерам,   чем      резиденция прусского  короля.  Это маленькое  строение    представляет    собой     образец    строгого   и  сдержанного  французского вкуса.

                Из всего выше сказанного можно сделать вывод: стиль рококо, намного ярче проявивший себя в  архитектуре Германии, отличающийся лёгкостью,  игривостью, стремлением к малым формам, отсутствием строгой симметрии, прямых    линий, строгих ордеров противостоит  барокко с его тяжелой напыщенностью и холодной парадностью.

          Своё наиболее полное выражение, как уже было отмечено выше, стиль рококо  находит

      в искусстве оформления интерьера. Французские истоки рококо восходят к творчеству художников — декораторов и  прежде всего к  Пьеру Лепотру. Он отказался от архитектурных форм барокко, смягчил крайности стиля Людовика XIV и явился создателем нового стиля.

        Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. Рассмотрев иллюстрации с изображением архитектурных памятников эпохи Людовика XV (приложение №5),  мы можем отметить, что их внутреннее пространство отличается свободным и рациональным расположением в соответствии с требованиями комфорта. Комнаты, как правило, имеют криволинейные очертания, они не располагаются анфиладой, как было принято в особняках XVII века (приложение №4), а образуют весьма изящные ассиметричные композиции, их делали различными по форме в зависимости от назначения, они становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров.  В центре помещений находится парадный зал – так называемый салон.

         В интерьере отеля Субиз (приложение №6) особенно интересен Овальный салон (1735— 1738 гг.), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Здесь все углы закруглены, нет ни одной прямой линии, даже переход от стен к потолку замаскирован картинами, помещёнными в рамы криволинейных очертаний. Мы не увидим здесь колонн и пилястр, тяжёлые членения и громоздкую лепнину, характерные для барокко.  Все стены украшены лёгкими резными панелями, позолоченными орнаментами с элементами рокайля  и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость.  Проёмы (окна и двери)  с круглыми, овальными завершениями и венчаются очертанием пониженной арки. Окна начинаются очень близко к полу (часто открываются на балкон или террасу).  

          В колорите интерьеров рококо преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цвета – белый, голубой, зелёный, розовый и, конечно, золотой.

            Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами (приложение №7) в отличие от более сдержанной эпохи барокко. Все предметы интерьера изготавливаются с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно – стол, диван и несколько стульев), создавая «центры тяготения» для собравшегося общества. Мебель не загромождала помещения, являлась элементом украшения. Стены, зеркала, мебель, камины были декорированы в едином стиле легким лепным орнаментом. Самым ходовым материалом для изготовления мебели были бук, орех, для дворцовых экземпляров применялись самшит, дикая вишня, лимон, красное и чёрное дерево, палисандр и др.

         В этот период времени появляется большое количество новой мебели (шезлонг, белая

мебель, канапе). Были придуманы пружины для сиденья. Мягкая мебель оббивается шелком  или ситцем. Декор мебели симметричен и строится на свободном решении изогнутых и прямых линий. Мебель не велика по размерам и исключительно удобна. Форма комода раздувается, а сам комод увеличивается по высоте. Дополнением для такого интерьера являются золоченые бронзой часы, канделябры и вазы из китайского фарфора. В интерьере рококо архитектурный образ словно переносит человека в мир мечты и иллюзии. После перевода на французский язык сказок «Тысяча и одна ночь» мода на всё экзотическое, китайское буквально захлестнула Париж. Наряду с китайским фарфором приобрели популярность лаковые панно, искусно вмонтированные в европейскую мебель, шёлковые обивочные ткани с изображением пагод, китайцев и китаянок, зонтиков, попугаев, обезьян и других заморских животных, а также раковин. Мотивы морской пены и волны являются еще одним элементом этого стиля.

          Беззаботная жизнь светских салонов сосредотачивалась вокруг женщины, капризы великосветских жеманниц (особенно фавориток короля) задают тон: изящно-декоративный и легкомысленный. Появляются чисто женские предметы мебели: картоньерка – шкафчик для бумаги; секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством отделений; разнообразные тумбочки; платяные и книжные шкафы.

         Комнаты наполняются огромным количеством «безделушек»-багателей, делающих интерьер более нарядным: фарфоровыми статуэтками, подсвечниками, шкатулками, вазами и т.д.

         Итак, в XVIII веке пышность, величие, пространственный размах барокко уступают место изящности, «женственности» рококо. При Людовике XV интерьеры  гораздо уютнее, отличаются огромным количеством искусно подобранных предметов, украшенных, как и стены комнат, орнаментом с элементами рокайля. В колорите  преобладают пастельные  тона.

          Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира, это не могло не сказаться на творчестве художников, представляющих эту эпоху. Самые характерные черты живописи барокко — броская цветистость, контрастность и динамичность,   такой   вывод   можно    сделать,   познакомившись   с   произведениями П.П. Рубенса и Караваджо (приложение №8). Их работы пробуждают в нас целую гамму чувств - от радости до трагедии, в отличие от живописи рококо, вызывающей только легкие, приятные эмоции, развлекающей, ласкающей глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок. Живопись рококо, наиболее ярко проявившая себя во Франции,  была тесно связана с интерьером и имела преимущественно декоративный характер. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля изящность и нарядность.

          Одним из создателей подобных панно являлся  придворный  художник  Людовика XV Франсуа Буше (1703-1770). Он выбирал  сюжеты для  своих произведений с  учётом общей композиции и назначения интерьера (приложение №9).  Главным жанром его живописных полотен становятся пасторали –  идиллические  картины  «пастушеской» жизни,  где  персонажи не  обременены   тяготами   жизни,  а  предаются  радостям  любви  на   фоне   красивых ландшафтов  в  окружении  овечек.  Другой излюбленной темой Буше стала фривольная мифология. Образ  солнечного  бога  Аполлона  уступил место Венере, сила и героика – нежности и расслабленности. Венера воспринималась уже не как богиня, а как томная полураздетая красавица в нежном возрасте. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Купанье Дианы и т.д.

         Другим представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684-1721), создавший новое направление французской живописи – «галантные празднества» (приложение №10).       Картиной-аллегорией эпохи Регентства стал «Остров Цитеры» (1717) – изображение мифического острова с храмом Венеры, места любви и наслаждения, где царят безделье, лёгкий флирт, вечные праздники и забавы. На всех картинах Ватто лежит  отпечаток мистификации благодаря тающему жемчужно-перламутровому колориту: тончайшим нюансам серого, голубого, розового, лимонно-жёлтого по белому. Свои сюжетные сценки художник обрамлял причудливым орнаментом, отдалённо напоминающим витую раковину с двойным S-образным изгибом.

         Таким образом, в живописи рококо наблюдается уход в область «чистого искусства», в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Произведения художников не поражают накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой, как в эпоху барокко, а представляют собой идиллические картины жизни. Они небольшие по форме. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов – лёгкие пастельные тона, отличительной чертой её стал также рокайльный орнамент.

         Музыка рококо демонстрирует поразительное гармоническое единство с живописью, архитектурой,  дизайном интерьеров и мебели того времени. Её особенностью (кстати, как и в других видах искусства) является неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко. Совершенные музыкальные образцы рококо мы находим творчестве французских композиторов: Франсуа Куперена  и Жана Филиппа Рамо.  

          На   первый  взгляд  кажется, что  многие  музыкальные  формы  одинаковы  в   музыке

барокко и рококо. Например, инструментальная сюита. Однако сравним классическую барочную сюиту Баха с сюитой Франсуа Куперена. Сюита Баха — произведение весьма значительное даже с чисто внешней стороны (длительность ее исполнения — около 20 минут). Клавесинные сюиты Франсуа Куперена менее монументальны и вполне допускают исполнение по отдельности пьес, которые в них входят, тогда как с баховскими сюитами так поступать нельзя, они должны исполняться целиком. Что касается других музыкальных форм, то едва ли не все они в эпоху рококо характеризуются определенным измельчанием.

        Барочные композиции Баха отличаются более сложной звуковой конструкцией, чем в пьесы рококо, для которых характерна простота и ясность. Эта характеристика никоим образом не является уничижительной, она лишь констатирует тот непреложный факт, что интересы композиторов рококо были направлены в иное русло. Они стремились передать по большей части очарование и прелесть того, что воспевали.

        Простота мелодического рисунка в произведениях французских композиторов была завуалирована изысканной орнаментикой: каждая нота украшалась мелизмами – роскошными мелодическими фигурами, к примеру, трелями.

        Эстетика барокко, с его тяготением к грандиозности, с его теорией аффектов, с его пристрастием к контрастам уступила место эстетике рококо, для которого характерно отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов. Отсюда — предпочтение, отдававшееся теперь мелодии с аккомпанементом, взамен полифонической фактуре барокко. На первый план выступают музыкальные жанры, воссоздающие звуками портреты, пейзажи, человеческие характеры, – словом, всевозможная программная музыка взамен барочных абстрактных сонат, прелюдий и фуг.

        Уже названия пьес композиторов этого стиля дают представление о господствующих в этой музыке образах, игривых, кокетливых и галантных, знакомых нам картинам Буше. Перечислять можно, черпая названия у любого из них: «Чувства», «Волшебница», «Любимая», «Сумрачная», «Торжествующая» (у Куперена) или «Перекликание птиц», «Нежные жалобы», «Вздохи», «Игривая», «Радостная», «Галантная Индия» (у Рамо), «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» (у Кампра). Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Очень популярен был также жанр пасторали с такими же галантными пастухами и пастушками.

        Итак, для музыки рококо характерны миниатюрность форм, ясность гармонических проследований, отсутствие драматизма, контрастов, гипертрофированная роль орнаментики. Главное требованием, предъявлявшееся к музыке рококо -  она  должна была услаждать слух и не требовать от слушателей слишком большой душевной отдачи.

       Таким образом, проведённое исследование показало, что во Франции и во многих других странах Европы в первой половине XVIII рококо складывается  в определённую стилевую систему, только лишь отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, давшую новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства.

        Для каждого стиля характерны определённые художественные особенности: различие их определяется, в первую очередь, целями, которым призваны служить искусства.   Так искусство барокко должно было прежде всего удивлять, поражать масштабностью, грандиозностью замыслов, лозунгом же краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок. Основными признаками стиля рококо, отличающими его от барокко, можно считать S-образный рокайльный орнамент, миниатюрность, лёгкость форм, внимание

к мелкими деталями, предметам, отсутствие контрастов, преобладание пастельных тонов    (в живописи). Произведения этого стиля не поражают накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой, в них встречаются  только любовные, эротические сюжеты, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Для  характеристики искусства рококо более всего подходят эпитеты: «изысканное»,  «изящное», «утончённое», «воздушное», «игривое», «женственное».

       Поскольку стиль рококо - слишком широкая тема, нам неизбежно пришлось акцентировать  внимание  только на  отдельных  её аспектах в ущерб другим, еще ждущим своего исследования. В работе  мы  совсем не поговорили о том, каким образом проявило себя рококо в таких видах искусства, как литература, скульптура, интересна для изучения и мода, так как представление о красоте в эпоху Людовика XV существенно  меняется. Остался без внимания и вопрос, как происходило развитие рококо в  других регионах, например,  таких как: Восточная Европа и Россия. Все эти темы, безусловно, заслуживают своего изучения.

Список литературы

  1. Базен Ж. Барокко и рококо. -  М., 2001.
  2. Власов В.Г.  Стили в искусстве. Т.1-3. - СПб., 1995.
  3. Всеобщая история искусств в шести томах. Т.4. Искусство 17 – 18 веков // Под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга. – М.: Искусство, 1963.
  4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.
  5. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  6. Даниэль С.М. Рококо: от Ватто до Фрагонара. - СПб.: Азбука-классика, 2007.
  7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., !985.
  8. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса. – М.: Академия, 2008.
  9. Западно-европейская художественная культура. (Сб.ст.) /Отв.редактор В.Н.Прокофьев. – М.: Наука, 1980.
  10. История мировой художественной культуры: Справочник школьника. – М., 1996.
  11. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789. – М., 1983.
  12. Лившиц И. Искусство 18 века. -  М., 1966.
  13. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1996.
  14. Новый энциклопедический словарь. Изобразительное искусство. В 10 томах. - СПб.: Азбука- классика, 2008.
  15. Шелегович И.М. Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры 18 в. - СПб. 2003.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: