Урок МХК "Сквозь магический кристалл"
план-конспект урока по мхк (11 класс) по теме

Белякова Людмила Михайловна

Личность Ван Гога в искусстве загадочна и сложна в осмыслении одновременно. Открыть обучающимся творчество великого художника - значит научить их "расшифровывыть" произведения современного искусства. XX век наполнен многочислеными "измами", по меткому опредлению М. Гаспарова. Урок иллбстрирует такие приёмы и подходы. которые способствуют проникновению в лабораторию художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_van_gogu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный урок в 11 классе

«Сквозь магический кристалл»

(Многогранность художественного образа в картине[1] Ван Гога «Пара ботинок»).

Дата проведения

     16 января 2008 года

Регламент

     муниципальный тур конкурса «Учитель года России – 2008»

Форма урока

     урок-исследование

Художественное пространство урока:

     - репродукция картины Ван Гога «Пара ботинок»;

     - фонограмма симфонии №40 В.Моцарта;

     - фрагменты из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни»;

Учебное пространство урока:

     - терминологический словарь урока;

     - алгоритм анализа художественного образа;

                 

Цель урока:

     - развитие способности к интерпретации художественного образа; к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания искусствоведческого характера;

Художественно-педагогическая идея урока:

     - выяснить, в чём  суть творчества художника - в демократическом реализме или особой эстетике?

                                                          Эпиграфы к уроку:

                                                                 Нет ничего более художественного, как любить

                                                            людей.

                                                                                                   Ван Гог

                                                                  ... они (картины Ван Гога[2]) оцарапают вам сердце.

                                                                                                    Лев Толстой

     I. Завязка-интрига урока.

              (Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками)

     Учитель:

     Скажите, пожалуйста, стакан полный?

         (Ученики отвечают утвердительно. Учитель берет емкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан).

     Учитель:

     Значит, стакан был неполный?

         (Ученики соглашаются с этим)

     Учитель:

     А теперь сосуд полный?

        (Некоторые отвечают утвердительно, некоторые, чувствуя интригу происходящего, молчат, а некоторые отвечают: «Нет». Учитель берет сосуд с водой и начинает выливать ее в стакан. Вода заполняет емкость стакана).

     II. Погружение в тему урока

     Учитель:

     Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу, содержание которого также многогранно, как и пример со стаканом. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубинные тайны «магического кристалла».

     Я предлагаю рассмотреть одно из свойств художественного образа – многогранность  интерпретации[3] - на творчестве Ван Гога, а точнее, понять, принять или (в идеале) воспринять авторское послание на примере одной картины – «Пара ботинок»[4]. Это произведение и станет предметом и целью нашего исследования, осмысления многогранности художественного образа. Перенесите, пожалуйста, тему урока в свои тетради, выделите ключевые слова (учениками подчёркиваются слова «кристалл», «магический», «многогранность»).

     Существует множество методик постижения ХО[5], но так или иначе все они определяют два направления исследования: от автора, т.е. от его мировоззрения, эстетики, смысла жизни и смысла творчества, и от произведения как от культурного текста.

     Предлагаю поработать сразу в двух ракурсах. Кто желает исследовать личность творца?

     (Сразу же учитель выдаёт раздаточный материал (фрагменты романа Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», цитаты из писем Поля Гогена и писем Ван Гога своему брату Тео).         

     Остальные учащиеся работают с произведением и получают пакет с заданием-алгоритмом первоначального восприятия ХО.

      (1. Зафиксируйте письменно свои первые впечатления от картины. 2. Определите, какую функцию выполняет ХО в этой картине:

     - является элементом сюжета?

     - является символом?

     - является средством выражения авторского замысла?

3. Вспомните произведения искусства, в которых в качестве ХО фигурирует обувь).

     Итак, ваша задача – составить представление о личности творца (1 группа) и составить первичное восприятие картины «Пара ботинок».

     (Время работы групп – 2 минуты; звучит фонограмма симфонии №40 В.Моцарта для создания творческой атмосферы на уроке)

     III. Творческая лаборатория «Портрет художника»

     Учитель:

          Ван Гог... Винсент Ван Гог... Кто-то, услышав это имя, восхищенно скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?»

     Ван Гог... Художник, страстно любивший жизнь. Он жил   жадно, неистово, испепеляя себя. Его судьба для многих кажется трагической, а он считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в получении диплома. Он был счастлив, когда полюбил  ее, единственную, но она лишь кокетничала с ним, а потом вышла замуж за другого. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была продана только одна картина – «Красные виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея: «Несчастный». Но он считал себя счастливым человеком.

     А каким представляете вы себе этого художника?

     Отчёты группы, работавшей с литературным материалом. В результате наблюдения вырисовываются следующие штрихи портрета Ван Гога:

     - отверженный, гонимый человек, отщепенец;

    - романтик, влюблённый в жизнь;

    - космический художник, художник стихии;

    - неутомимый труженик;

    - духовно и творчески богатый человек[6]

     Вторая группа делится первыми впечатлениями и определяет роль ХО. В результате появляются следующие записи:

(картина вызывает противоречивые чувства; произведение адресовано больше нашему сознанию; автор заставляет задуматься над жизнью, над смыслом жизни; ХО является средством выражения авторского замысла).

IY. Герменевтический анализ художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок».

     Учитель:

     Лев Николаевич Толстой достаточно критично относился к творчеству импрессионистов (Ван Гог, как известно, относится к течению постимпрессионизма), высказывался категорично по поводу их творчества, но, познакомившись с произведениями Ван Гога, сказал: «Они оцарапают вам сердце». Именно эти слова писателя стали одним из эпиграфов урока.

     - А какой силой воздействия должны обладать произведения, чтобы они «оцарапали» сердце? (Отражать насущные проблемы бытия;  должны тревожить, волновать; обращены к сердцу, а не к разуму; нести правду).

    - А у вас есть такие произведения, которые «оцарапали» ваше сердце?[7]

    - Можно ли отнести картину «Пара ботинок» к числу таких произведений? Чтобы ответить на этот вопрос осмыслим все грани художественного образа.

     1 грань. Наблюдение.

Учитель:

     Внимательно посмотрите на картину и  определите, сколько миров включает художественное пространство полотна.

     (Два: центр картины – это мир человека; вокруг -  другое  пространство)

     В каких отношениях они находятся?

     (Враждебны друг другу; использован приём контраста как светового, так и цветового)

     Вывод (делают учащиеся):

     В картине передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку.

     2 грань. Сопоставление.

Учитель:

     «Нет ничего более художественного, как любить людей». Сопоставьте это высказывание художника с его произведением и докажите, что эта мысль нашла отражение в картине.

     (Осмысление заголовка «Пара ботинок»; роли художественной детали – переплетённые, словно обнявшиеся шнурки).

     Вывод (делают учащиеся):

     Художник передаёт свою любовь к простому человеку.

     3 грань. Эксперимент.

     Представьте, что вы в музее художников-импрессионистов.

     (Демонстрация видеоряда репродукций художников-импрессионистов: О.Ренуар , П. Сезанн ).

     Скажите, пожалуйста, какое место в рейтинге этих картин займёт произведение Ван Гога с точки зрения эстетического восприятия? (Предположительные ответы учеников).

     Учитель:

     У каждого художника своё представление о красоте. Шарль Бодлер, говорил. что «красота – это бесстрастная вечность». Ван Гог не приемлет красивость, не стремится к эстетической привлекательности, считая, что смысл настоящей красоты в другом. В чём, по вашему мнению, красота по Ван Гогу?

      Вывод (делают ученики):

     .

    4 грань. Умозаключения.

     Учитель:

     Творчество Ван Гога экзистенциально: он страстно любил жизнь, любил людей, любил живопись, НО... не стал «мэтром с Больших Бульваров», не достиг материального благополучия, не испытал семейного счастья.  

 

     В результате работы на уроке в тетрадях учащихся будет оформлена такая таблица:

                портрет художника

        произведение художника

     - отверженный, гонимый человек, отщепенец;

    - романтик, влюблённый в жизнь;

    - космический художник, художник стихии;

    - неутомимый труженик;

    - духовно и творчески богатый человек[8]

- передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку;

- передаёт   любовь к простому человеку;

- это гимн человеку-труженику;    

-  

 

     


[1] Употребляя на уроке слово «картина», учитель и учащиеся предварительно договариваются, что, конечно, речь идет о репродукции.

[2] Примечание наше – Л.Б.

[3] В случае затруднения с определением дефиниции какого-либо понятия ученики обращаются к словарю урока.

[4] Проекция произведения на экран и работа с иллюстрацией (репродукция выдана каждому ученику).

[5] Условное обозначение художественного образа по первым буквам дефиниции.

[6] Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог Ван Гог «Пара ботинок».  

[7] Это деликатный вопрос, поэтому учитель оговаривает, что  ученики называют произведения исключительно по желанию

[8] Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог;  Ван Гог «Пара ботинок».