«… Я ПИШУ ДЕМОНА» ОБРАЗ ДЕМОНА В ТВОРЧЕСТВЕ М. А.ВРУБЕЛЯ
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме

Чурикова Ирина Валентиновна

Интегрированный урок по литературе и МХК. Урок построен на сопоставлении образа Демона Врубеля и Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_pishu_demona.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

«… Я ПИШУ ДЕМОНА»

          ОБРАЗ         ДЕМОНА  В   ТВОРЧЕСТВЕ      М. А.ВРУБЕЛЯ

                         ДУХ, НЕ СТОЛЬКО ЗЛОБНЫЙ, СКОЛЬКО СТРАДАЮЩИЙ И

                 СКОРБНЫЙ, НО ПРИ ВСЁМ ТОМ ДУХ ВЛАСТНЫЙ… ВЕЛИЧАВЫЙ.

                                                                         М.А. Врубель «Демон» 

Слово учителя литературы

Многое в жизни взаимосвязано, иногда самым непостижимым, «демоническим» образом. Поэма Лермонтова «Демон» оказала  огромное влияние на многих людей искусства. На её сюжет написаны оперы  Фитингофа-Шеля «Тамара» и «Демон» Рубинштейна, музыкальная картина «Демон» Бларамберга, третья симфония Направника,  одноимённый балет Цинцадзе. Демоном бредил Поленов. Но с наибольшей силой Демон ворвался в творчество художника Михаила Александровича Врубеля.  Демон, однажды вошедший в творческое сознание Лермонтова и Врубеля, не покидал  их до самой смерти.

А началось всё со случайных совпадений. Да были ли они случайными?

                        Сообщение ученика

Слово учителя МХК

(Презентация. Биография Врубеля)

Сообщение ученика  (Врубель – иллюстратор Лермонтова).

Слово учителя МХК

- Цель урока – всмотреться в картины Врубеля, сравнить его Демона с Демоном Лермонтова, определить, что взял художник у великого поэта для своего героя и в чём не согласен с ним.

(Кадры презентации)

Учитель  МХК

- Иллюстрации Врубеля по своему духу, мощи, драматичности сродни поэме Лермонтова, но нас сейчас более интересуют два живописных полотна – «Демон сидящий» и «Демон поверженный», потому что  их  главный герой- не портрет лермонтовского духа изгнанья, а плод длительных раздумий, поисков самого художника.   Каков же он, Демон Врубеля?

                                         «Демон сидящий».

          История создания картины, рассматривание, беседа.

Учитель МХК:

-Каким вы видите Демона?

                  Прекрасный юноша, поза выражает уныние, безнадёжность. Его лицо красиво, а глаза полны такой тоски, нечеловеческой печали, что в них больно смотреть. Герою тесно в рамках полотна.

Учитель литературы

- Какие строки   из поэмы Лермонтова  созвучны созданному Врубелем образу?

                              Начало поэмы        

- Если так, то перед нами  герой, тоскующий по прежней жизни,  по утраченной вере и чистоте. Неужели перед нами раскаивающийся Демон? Каким рисут героя Лермонтов?

             Однажды отрёкшийся от Бога герой вряд ли способен вернуться к прежней  жизни и  идеалам.

- Откуда же печаль и страдание?    Что об этом пишет Лермонтов?

                                   Строфа 2, часть 1

Истоки печали Демона в его разладе с самим собой, в абсолютном одиночестве, в понимании бессмысленности и бесцельности своего существования. Таким видел художник героя и так его характеризовал:  (эпиграф)

                     Беседа по картине

Учитель МХК

- Как лермонтовский Демон соткан из противоречий, так и картина построена на контрастах. Определите их.

-  В чём своеобразие пейзажа?

- О каких трёх цветах говорит Блок?

Учитель литературы

-Давайте подведём итоги анализа картины.

  • Художественный способ характеристики героя построен на контрастах.
  • Демоны Врубеля и Лермонтова похожи и в то же время различны.
  • Демон красив, молод, но      весь облик выражает скорбь, одиночество.
  • В центре  полотна один Демон, но ему так тесно в формате картины, что создаётся ощущение скованности, придавленности.
  • Демона окружает яркий, пронизанный солнцем пейзаж, но в нем нет души, он окаменел
  • Мир на картине согрет солнцем, но он Демона веет холодом.

Демон Врубеля – фигура трагическая. Он символизирует вечную борьбу добра изла, мучительные противоричия человеческого духа, неудовлетворённость собой и целым миром, беспредельное одиночество. Это действительно «Печальный Демон, дух изгнанья», вызывающий   у зрителей сострадание, а не злой дух Лермонтова, «царь познанья и свободы», злобный и коварный.

Слово учителя МХК

- «Демон сидящий» никого не оставляет равнодушным, она заставляет вглядываться, вдумываться, сочувствовать и сопереживать. Демониана Врубеля не завершается этой картиной. Ещё долгие годы  на холстах, обрывках бумаги в глине появляются его черты.  И вот рождается новая картина _ «Демон поверженный»

        Сообщение ученика о создании картины.

Учитель МХК

- Врубель хотел, чтобы его новая картина потрясала зрителей, и она действительно потрясает. Чем? Опишите картину.

             Перед нами фантастическое существо с изломанным телом в россыпи павлиньих перьев. Дико и жалко его искривлённое страданием лицо –

-Но изломано тело, а сломлен ли его дух?

          Нет. Страшен взгляд его горящих глаз. В них ярость, гнев, отчаяние.

 Учитель литературы

-Какие строки из поэмы вспоминаются,   когда вы смотрите    на это полотно?

         Но если лермонтовский Демон, потерпев поражение в борьбе за душу Тамары, способен на новое зло, то Демону Врубеля уже не подняться никогда: слишком страшно его падение.

Учитель литературы

- Подводим итоги нашего урока. Что объединяет Демонов Врубеля?

              Трагизм судьбы. Их души полны муки и страданий от одиночества, их раздирают противоречия между неприятием мира и невозможностью его             изменить.

- Что взял Врубель для своих Демонов из поэмы Лермонтова и в чём его образы противоречат лермонтовскому персонажу?

          Влияние лермонтовского произведения на художника велико. И всё же                          Демон Врубеля более человечен, его трудно представить в роли коварного искусителя, сеющего смерть, раздоры и злобу. Оба Врубелевских Демона вызывают у зрителей понимание, жалость, сострадание, а герой Лермонтова внушает  чувство опасности и страха

 Заключительное слово учителя МХК

         Влияние Демона на судьбу Врубеля.

Рефлексия

 - Вы показали себя вдумчивыми, способными к эмпатии учениками. Возможно, у вас появились какие-то мысли, вам хочется выплеснуть свои чувства. Вслух ли письменно сделайте это. Это может быть два-три слова или два-три предложения.

Домашнее задание  

1. Повторить основные факты жизни Гоголя;

2. Прочитать повесть «Невский проспект» Гоголя;

3. Итогом изучения произведений первой половины 19 века будет письменная работа. Среди предлагаемых тем –тема нашего урока. Работу над ней можно уже начинать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок литературы и мхк "Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля" 9 класс

Поэт и художник обратились к одной и той же теме, "вечной" в литературе. Урок рассказывает об общем в изображении Демона Лермонтовым и Врубелем, а также также рассказывает об отличиях творческого мето...

Тенденция взаимопроникновения искусств: словесного и изобразительного (на примере творчества А.Блока и М.Врубеля)

Данная  презентация была представлена на  конкурс творческих работ в городе Сарове и заняла первое место в районном НОУ....

Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля.

Анализ творчества Лермонтова М. Ю. и М.А. Врубеля...

Зачет по творчеству Врубеля М.А.,Тропинина,Сурикова.

Зачет  по творчеству Врубеля М.А.,Тропинина,Сурикова...

"Творчество В.Васнецова, М.Нестерова, М.Врубеля (19-20 вв.). "

Исторический текстовый и иллюстративный материал....

Произведения М. Ю. Лермонтова в творчестве М. Врубеля

Произведения М.​Ю. Лермонтова  в творчестве М. Врубеля...