"Мой Левитан"
классный час по мхк (9 класс) по теме

Черняева Татьяна Алексеевна

Внеклассное мероприятие по мировой художественной культуре для учащихся 9-11 классов.  Цель мероприятия: привитие любви к русской живописи, к культурно-историческому наследию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Мой Левитан»

из цикла «В гостях у картин», посвященное картине

И. Левитана «У омута»,

для учащихся 9-11 классов

Цель: привитие любви к русской живописи

Музыкальный эпиграф: «Сентиментальный вальс» (П.И. Чайковский)

Литературный эпиграф: 

 

«…Невольно к этим грустным берегам Меня влечет неведомая сила»

А. Пушкин «Русалка»

Подготовка. Мероприятие сопровождается демонстрацией слайдов (презентация) – портрета И. Левитана, репродукций картин «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень», «У омута».

Записи музыки П.И. Чайковского «Баркарола», «Грустная песенка».

Оформление

На экране слайды: название композиции, портрет И. Левитана, репродукции картин художника: «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода», «У омута».

Действующие лица

Ведущая

Ведущий

Князь

Дочь мельника

Ведущая. Есть художники, и их много, чьи имена светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Левитан. Чехов называл его «королем» пейзажистов.

         При этом имени вспоминается образ на редкость красивого и изящного человека, похожего на араба. Он всегда привлекал внимание в обществе, на выставках, в театре. Те, кто узнавал его ближе, испытывали огромное духовное обаяние личности художника. Деликатный и скромный, страстный и самоотверженный в любви к искусству и природе, порой по-детски веселый, порой нестерпимо хандрящий, он был внутренне и внешне поистине артистической натурой. В дни наибольшего успеха Левитан никогда не удовлетворялся достигнутым, ему всегда казалось, что можно сделать лучше. Всю жизнь он учился понимать природу, не уставая искал все новые и новые средства, чтобы свежее, тоньше и глубже передать её в живописи. Ему очень нравились стихи русского поэта Баратынского:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье…

«Пейзажист должен тонко чувствовать природу. Слышать колыхание листвы и разговор воды, видеть как трава растет. Какое это великое

Счастье», - любил повторять Левитан

        Ведущий. Открываю мой любимый альбом и первое, что вижу, - чудесное задумчивое лицо Левитана на большой фотографии, которое знакомо нам по портрету Серова. Темная бородка, высокий лоб и прикрытые рукой глаза, смотрящие вглубь моей души.

В этом грустном взгляде вся жизнь короткая и печальная, жизнь с редкими радостями, разочарованиями и признанием

        Очень люблю эту фотографию. Облик художника чистый, глубокий, ничем не замутненный. Он так органично слился здесь с его произведениями и с его судьбой.

Смотришь на портрет, и перед глазами встают картины художника, которые знакомы нам с детских лет, пейзажи родной русской природы, грустные и радостные. «Левитановские», - говорим мы.

Ведущая. Левитан изображал милую его сердцу подмосковную природу, озерные края Тверской и Новгородской губерний. Он всюду умел находить красоту: и простом, и величественном из того что можно было отыскать в пейзажах России. Мы увидим в его полотнах и мостик через канавку, и пыльную дорогу, и простор Волги, и берёзки в золотом наряде.

Левитан написал картину «У омута» в 1892 году. К этому времени художник был достаточно известен. Его полотна были замечены и признаны, некоторые из них приобрёл Третьяков, ценитель серьезный и требовательный. Девяностые годы – время зрелого творчества Левитана. В этот время были созданы в его самые значительные картины. Большие полотна появлялись одно за другим.

В произведениях Левитана этих лет усиливается субъективно-лирическое начало («Вечерний звон», «У омута», «Владимирка»); как никогда прежде образы природы в его картинах несут чувства, мысли, переживания художника. Автор стремится раскрыть в этих картинах свою душу, выразить себя (музыка П.И. Чайковский «Грустная песенка»). Его мысли в эти годы становятся всё более тревожно-тоскливыми, мироощущение трагическим.

Ведущая. «Если б знал, как тяжко мне сейчас, - делится Левитан с Чеховым. – Грусть и печаль охватили меня. Как быть? Сил совсем не остается» («Грустная песенка», Чайковский).

Внимательно всмотритесь в полотно. Что вы чувствуете?

Хмурая сумрачность как бы обволакивает, окутывает нас, создавая настроение картины. Беспокойство и настороженность охватывают зрителя. Картина была написана Левитаном, когда он был в гостях у баронессы Вульф в имении Берново. Художник часто бывал у омута, это страшное место манило и притягивало его. Когда-то бывал здесь и А.С. Пушкин. Жители

рассказывали, что давно в этом омуте утопилась крепостная девушка, которую разлучили с женихом, отдав его в солдаты. Люди называли этот омут «гиблым местом».

        Запечатленная в картине природа предстает перед нами такою, какой она рисуется в народных преданиях, сказаниях, песнях. В памяти возникают строки из неоконченной поэмы Пушкина «Русалка».

Учащиеся инсценируют отрывок из неоконченной поэмы Пушкина «Русалка»

Дочь

Ах, наконец, ты вспомнил обо мне!

Не стыдно ли тебе так долго мучить

Меня пустым жестоким ожиданьем?

Чего мне в голову не приходило?

Каким себя я страхом не пугала?

То думала, что конь тебя занес

В болото или пропасть, что медведь

Тебя в лесу дремучем одолел,

Что болен ты, что разлюбил меня –

Но, слава богу! Жив ты, невредим,

И любишь всё по-прежнему меня;

Не правда ли?

Князь

По-прежнему, мой ангел,

Нет, больше прежнего.

Дочь

Однако ты печален; что с тобою?

Князь

Я печален?

Тебе так показалось – нет, я весел

Всегда, когда тебя лишь вижу.

Она

Нет.

Когда ты весел, издали ко мне

Спешишь и кличешь - где моя голубка,

Что делает она?...

И вопрошаешь: рада ль я тебе

И ожидала ли тебя так рано.

А нынче – слушаешь меня ты молча,

Не обнимаешь, не цалуешь в очи,

Ты чем-нибудь встревожен, верно. Чем же?

Уж на меня не сердишься ли ты?

Князь

Я не хочу притворствовать напрасно.

Ты права: в сердце я ношу печаль

Тяжелую – и ты её не можешь

Ни ласками любовными рассеять,

Ни облегчить, ни даже разделить

Она

Но больно мне с тобою не грустить

Одною грустью – тайну мне поведай.

Позволишь – буду плакать; не позволишь –

Ни слезкой я тебе не досажу.

Князь

Зачем мне медлить? Чем скорей, тем лучше

Мой милый друг, ты знаешь, нет на свете

Блаженства прочного: ни знатный род,

Ни красота, ни сила, ни богатство,

Ничто беды не может миновать.

И мы – не правда ли, моя голубка?

Мы были счастливы; по крайней мере

Я счастлив был тобой, твоей любовью.

И что вперёд со мною не случится,

Где б ни был я, всегда я буду помнить

Тебя, мой друг; того что я теряю,

Ничто на свете мне не заменит.

Она

Я слов твоих еще не понимаю,

Но уж мне страшно. Нам судьба грозит,

Готовит нам неведомое горе,

Разлуку, может быть.

Князь

Ты угадала.

Разлука нам судьбою суждена.

Ведущий. Внимательно всмотритесь в полотно, как созвучны её настроению пушкинские строчки из неоконченной поэмы «Русалка»:

«Знакомые, печальные места!

Я узнаю окрестные предметы –

Вот мельница! Она уж развалилась;

Весёлый шум её колес умолкнул;

Стал жернов видно, умер и старик.

Дочь бедную оплакал он недолго

Тропинка тут вилась – она заглохла.

Давно-давно сюда никто не ходит…»

Ведущая. Внимательно посмотрим на картину (Звучит «Баркарола). Заброшенная плотина. Мы видим дикий уголок леса, так хочется обойти его стороной.         Левитан очень точно изобразил ту атмосферу таинственности и настороженной тишины, которой, бывает, окутано в представлениях народа такое «гиблое место».

        Вечереет. В сумерках и без того мрачный и глухой лес становится опасным. Как заколдованные неподвижны страшные воды омута. В золотистых отсветах заходящего солнца бездонная черная глубина опасного места завораживает. Обманчиво – ласковая гладь. Коварный дощатый мостик у края запруды как бы заманивает в непроходимую глушь леса, будто страшные темные силы завлекают путника все дальше в глубину лесной чащи.

Ведущий. Левитан не изображает ни леших, ни водяных. Созданный им образ вполне реален. Но художник так хорошо сумел передать характер изображенной природы, настроение, которое овладевает человеком, оказавшемся в этом безлюдном и диком месте, что при взгляде на его картину в нашем воображении оживают старинные легенды и предания, в которых простые люди передавали своё представление об окружающем мире.

Ведущая. Короткая жизнь Левитана (39 лет) ушла вся без остатка в творчество, и каждое её мгновение было посвящено живописи. Его картины – «Март», «Весна. Большая вода», «Озеро», «Вечерний звон» – это мир, насыщенный мелодией чистой и грустной. И звук этот светлый, сердечный, негромкий и проникновенный затрагивает душу. Все больше и больше хочется погрузиться в глубину, настроение, мелодию этих полотен. И мелодия эта «левитановская» во многих картинах вроде бы одна, но как богата она интонациями. Звук, идущий долго-долго, нескончаемо, как тот вечерний звон, что слышится в его картине, плывущей над лесами, рекой, над полями.

(П.И.Чайковский «Грустная песенка»)

        Печально, что жизнь Левитана прошла так быстро и безвозвратно. Сколько могло бы появиться новых шедевров, проникнутых горечью и печалью, грустных и радостных, наполненных любовью к Отчизне. Много людей были бы счастливы увидеть его полотна, за ними Россия и собственная судьба художника.

        Уходят художники, за ними приходят другие. Но каждый художник уникален. Картины через поколения, годы разговаривают с нами, мы слышим, как стучат сердца их авторов. Хочется закончить замечательными словами Виктора Гюго: «Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечёркивает Гомера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по уроку МХК "Чехов и Левитан"

Презентация предназначается для урока МХК. Можно использовать на уроках литературы. Использовать как интегрированное занятие....

А.Чехов и И.Левитан.Страницы великой дружбы.

Рассказ о многолетней дружбе двух великих людей, о взаимном творческом влиянии и тёплых человеческих взаимоотношениях сделает интереснее уроки литературы, изобразительного искусства....

А.Чехов и И.Левитан. Страницы великой дружбы.

Презентация, иллюстрирующая рассказ о дружбе двух великих людей....

Презентация по русскому языку "Исаак Ильич Левитан"

Презентация, посвящённая жизни и творчеству И.И.Левитана....

Презентация по теме:" Исаак Ильич Левитан"

Творчество И.И.Левитана. Работы: " "Берзовая роща.",  "Март.", "Вечерний звон.", "Над вечным покоем.",  "Золотая осень.", "Весна.Большая вода."...

Юрий Левитан - личный враг Гитлера

Презентация рассказывает о самом знаменитом дикторе Советского Союза. Может быть использована для проведения классного часа, посвященного 9 мая. Создавалась для 10 класса, подойдет, возможно, 8 -11....

Юрий Левитан - личный враг Гитлера (материалы к презентации)

Это довольно подробный материал к презентации "Юрий Левитан - личный враг Гитлера". В нем рассказывается о том, как Левитан стал главным диктором Советского Союза, как охотились за ним гитлеровцы и ка...