урок МХК в 11 классе «Северное Возрождение в поисках правды о человеке на примере картины «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» Иеронима Босха
презентация к уроку по мхк (11 класс) по теме

Грибова Наталья Вячеславовна

 

Цели урока:

  • способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали ;
  • способствовать развитию интереса у учащихся к деятелям эпохи Возрождения.
  • создать условия для развития навыков школьников оценивать и делать выводы по значимости исторических и культурных событий
  • привить школьникам умения и навыки анализировать произведения искусства, творчество мастеров
  • развивать информационно-коммуникативные умения и навыки учащихся
  • приобщить учащихся к пониманию высокого искусства, идей гуманизма и терпимости

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока

План.

  1. Понятие о Северном Возрождении.
  2. Особенности Северного Возрождения
  3. Образ человека в творчестве Иеронима Босха
  4. Идеи Босха и современность

 

Урок сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно представить живопись выдающего художника на примере одной из самых ярких картин «Семь смертных грехов».

Ученики получают задание – составить список добродетелей – противоположность грехам.

По итогам проверки и беседы 11-классники должны прийти выводу, что грехи прощаются, если человек раскаялся.

А скульптуры художника М.М. Шемякина позволяют им соединить идеи Босха и современную действительность.

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%E2%E5%F0%ED%EE%E5_%C2%EE%E7%F0%EE%E6%E4%E5%ED%E8%E5

http://smallbay.ru/bosch.html

http://www.bibliotekar.ru/Kboch/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%85

http://go.mail.ru/search?q=7+%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2+%D0%B1%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок МХК в 11 классе по теме

«Северное Возрождение в поисках правды о человеке на примере картины

«СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ»

Иеронима Босха

Цели урока:

  • способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали ;
  • способствовать развитию интереса у учащихся к деятелям эпохи Возрождения.
  • создать условия для развития навыков школьников оценивать и делать выводы по значимости исторических и культурных событий
  • привить школьникам умения и навыки анализировать произведения искусства, творчество мастеров
  • развивать информационно-коммуникативные умения и навыки учащихся
  • приобщить учащихся к пониманию высокого искусства, идей гуманизма и терпимости

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока

План.

  1. Понятие о Северном Возрождении.
  2. Особенности Северного Возрождения
  3. Образ человека в творчестве Иеронима Босха
  4. Идеи Босха и современность

Вступительное слово учителя:

        Сегодня мы продолжим разговор о эпохе Возрождения, а именно о Северном возрождении. К Северному Возрождению относится культура и искусства стран, расположенных к северу от Италии. К ним можно отнести Германию, Францию, Нидерланды.

        Чем отличается живопись в этих странах (именно она достигла наивысшего расцвета) от  живописи Итальянского Возрождения?

  1. Художников привлекали образы простых людей, их простые будничные занятия.
  2. Они использовали технику масляной живописи, что позволило им применять рассеивание света, отражение его, преломлении и т.д.

Ярким представителем Нидерландской живописи является Иероним Босх. Он жил во 2 пол. XV – начале XVI века. Его творчество показывает изначально человека, как греховного. Обратимся к его картине «Семь смертных грехов». Сме́ртный грех в христианстве — тяжёлый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния.

(Далее в сопровождении презентации.)

2. «Семь смертных грехов» — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

3.Эта работа обладает довольно усложненной структурой:

  • пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола - столешница, расписанная мастером.
  • В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.

Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".

4.Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.

Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

5.И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые

символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.

Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах.

Сейчас мы рассмотрим как художник представил на картине грехи человеческие.

Задание: в тетрадях запишите в столбик все представленные грехи и попробуйте найти им противоположные  качества – добродетели.

6.Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.

На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет, чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.

7. Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ.  Интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок, даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия. Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов".

8. В центре — сцена, показывающая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ. В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.

Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения", "низкие и бесстыдные песни", праздношатающихся потешников. Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда". В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти.

9. ЛЕНЬ(уныние)

Женщина, пришедшая к священнику, пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам). Подумайте, почему лень отнесена к смертному греху?

10. ЧРЕВОУГОДИЕ. Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться такие постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая. Монахиня потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен. Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни, и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке, к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.

11. АЛЧНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки. Насколько этот сюжет актуален сегодня?

12. ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.

Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются ".

13. Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.

Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" с которыми каждый встретится в конце жизни:

СМЕРТЬ,     СТРАШНЫЙ СУД,     АД,     НЕБЕСНЫЕ ВРАТА

14. СМЕРТЬ. Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.

Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.

15. Страшный суд (верх, правый угол)

Четыре трубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.

16. Ад (низ, левый угол - увеличить)

Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.

Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).

Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам.

В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.

Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению.

Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытает и угрожает демон, несущий сферу.

17. Небесные врата - рай... У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.

Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже.

Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела.

Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.

Мы увидели грехи людей видении Иеронима Босха.

Проверим вашу таблицу грехи и добродетели. 7 грехов и 7 добродетелей.

Таблица

  1. ГОРДЫНЯ
  1. СМИРЕНИЕ

2.ЖАДНОСТЬ.

2.ЩЕДРОСТЬ

3.ЗАВИСТЬ.

3.ЛЮБОВЬ

4.ГНЕВ.

4.ДОБРОТА

5.РАСПУТСТВО.

5.ВОЗДЕРЖАНИЕ

6.ЧРЕВОУГОДИЕ.

6.УМЕРЕННОСТЬ

7.ЛЕНЬ.

7.УСЕРДИЕ

Впрочем, и в наше время к сюжету о семи смертных грехах обращаются довольно часто. Достаточно вспомнить фильм «Семь» (1995г.). Триллер повествует о серии ритуальных убийств. Все жертвы отягощены одним из семи смертных грехов. За это неуловимый маньяк жестоко их карает, руководствуясь собственными понятиями о справедливости. Главный герой, детектив Миллз, дает волю своему гневу, тем самым завершая чудовищное «произведение» безумного убийцы…

19.Так что же – спасенья нет? Ведь человек грешит каждый день. Правда, чаще всего – в помыслах. Но грехи прощаются, если человек раскаялся, исповедался и встал на путь Семи Добродетелей.

20-32. Скульптуры Шемякина

«Дети — жертвы пороков взрослых»

скульптурная композиция М. М. Шемякина, расположенная на Болотной площади Москвы. Композиция задумана автором как аллегория борьбы со злом и пороками:        Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит.

И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься.

М. Шемякин        

Домашнее задание: узнать почему смертных грехов именно 7 ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Урок МХК в 11 классе по теме «Северное Возрождение в поисках правды о человеке на примере картины «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» Иеронима Босха автор: учитель истории высшей категории МБОУ «Гимназия № 1» города Курчатова Курской области Грибова Наталья Вячеславовна

Слайд 2

Иероним Босх 2

Слайд 3

Иероним Босх «Семь смертных грехов» 3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

Гнев 6

Слайд 7

гордыня 7

Слайд 8

СЛАДО СТРАСТИЕ, ПОХОТЬ 8

Слайд 9

ЛЕНЬ ( уныние) 9

Слайд 10

ЧРЕВОУГОДИЕ 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АЛЧНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ 1

Слайд 2

ЗАВИСТЬ 2

Слайд 3

«Четыре последние вещи" 3

Слайд 4

Смертное ложе 4

Слайд 5

Страшный суд 5

Слайд 6

Ад 6

Слайд 7

Небесные врата - Рай 7

Слайд 8

Семь грехов и семь добродетелей ГОРДЫНЯ СМИРЕНИЕ 2.ЖАДНОСТЬ. 2.ЩЕДРОСТЬ 3.ЗАВИСТЬ. 3.ЛЮБОВЬ 4.ГНЕВ. 4.ДОБРОТА 5.РАСПУТСТВО. 5.ВОЗДЕРЖАНИЕ 6.ЧРЕВОУГОДИЕ. 6.УМЕРЕННОСТЬ 7.ЛЕНЬ. 7.УСЕРДИЕ 8

Слайд 9

Грехи прощаются, если человек раскаялся, исповедался и встал на путь Семи Добродетелей. 9

Слайд 10

Скульптуры Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых» 10

Слайд 11

Алкоголизм 11

Слайд 12

Война 12

Слайд 13

Воровство 13

Слайд 14

Для беспамятных 14

Слайд 15

Лжеученость 15

Слайд 16

Наркомания 16

Слайд 17

Невежество 17

Слайд 18

Нищета 18

Слайд 19

Проституция 19

Слайд 20

Равнодушие 20

Слайд 21

Садизм 21

Слайд 22

Эксплуатация детского труда 22

Слайд 23

23 И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. М. Шемякин

Слайд 24

Домашнее задание: Почему именно 7 смертных грехов ? Семь – число таинственное, оно является самым важным в магии. В мифах и легендах можно найти семь Гесперид (божество вечерней звезды (Венеры), семь врат , семь циклопов и семь залов , через которые надо пройти мертвому, чтобы обрести покой. Бог шесть дней работал, а на седьмой – отдыхал. В христианстве существует 7 Таинств и семь даров Святого Духа. Согласно «Апокалипсису», человечество ожидают семь чаш гнева Божьего , которые прольют на землю семь ангелов . 24

Слайд 25

Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%E2%E5%F0%ED%EE%E5_%C2%EE%E7%F0%EE%E6%E4%E5%ED%E8%E5 http://smallbay.ru/bosch.html http://www.bibliotekar.ru/Kboch/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%85 http://go.mail.ru/search?q=7+%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2+%D0%B1%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе "Решение логарифмических уравнений - поиск ошибок"

Открытый урок в 11классе МАОУ СОШ №2 г. Усть – Лабинска Краснодарского края  по теме «Решение  логарифмических уравнений – поиск ошибок»учитель высшей квалификационной категории Ряшина Н.И....

конспект урока в 5 классе на тему "Дерево дорого плодами, а человек - делами"

Данный конспект представляет собой обобщение и систематизацию материалов раздела "Речь " в 5 классе по тексту "Соседи" (Л.Гурунц)...

Открытый урок в 8 классе " Северный Кавказ"

Интегрированный урок географии с литературой ....

Урок в 4 классе "Вокруг света в поисках интересного" Spotlight 4

Материал будет полезен как для учителей, которые используют УМК Spotlight, так и для тех, кто работает с другими УМК. Урок может быть использован как итоговый по теме "Путешествие".  Методы ...

Урок-обобщение по МХК "Северное Возрождение"

Представлена разработка урока по МХК в рамках конкурса уроков-проектов...

Урок истории 7 класс "Северная война"

Разработка урока истории 7 класс по теме "Северная война"...

Конспект урока для 8 класса "Северная война"

Конспект рассчитан на 2 урока по данной теме в соответствии с требованиями ФГОС...