Конспект урока на тему "Понятие художественной культуры"
план-конспект урока по мхк (7 класс) на тему
Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к вводному уроку по курсу "МХК", поможет раскрыть понятия: "художественная культура", "материальная культура" и "духовная культура".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_khudozhestvennoy_kultury.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие художественной культуры
Множество веков и множество раз человек не устает задавать себе четыре главных вопроса: «Что есть мироздание?», «В чем смысл жизни?», «Каков мир, окружающий меня?», «Каков я сам, живущий в этом мире?».
Естественно-математические науки, исследующие внешние проявления вещей, не смогли разгадать самую сложную загадку природы – загадку человека. Гуманитарные науки, а также религия тоже не оценили человека со всей определенностью. И вообще, возможна ли разгадка человека? Возможно на наших уроках, изучая памятники мировой художественной культуры; имена выдающихся мастеров изобразительного искусства, писателей и архитекторов; основные направления и течения (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, модерн и т.д.) у нас получится понять ход человеческой мысли на пути познания и самопознания.
Прежде чем приступить к изучению конкретных тем, мы должны дать определение понятию «культура» и «художественная культура».
Сейчас по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры. С незапамятных времен оно (понятие «культура») восходило к слову «культ», т.е. «поклонение, почитание», и было связано с религиозными представлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непостижимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом обществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задобрить. Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т.д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства.
Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово «cultura» означало «возделывание, обрабатывание почвы», т.е. культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности. Здесь важно понять особенность – единство культуры человека и его деятельности. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано природой.
Потом этот термин был перенесен римлянами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души. Цицерон – римский общественный деятель и оратор – слово «культура» употреблял в значении умственной деятельности человека в противоположность невежеству и бескультурью варваров.
В XVIII в. у французских просветителей оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялись достижениями в области науки и искусства.
Таким образом, «культура» - понятие сложное, имеющее несколько толкований:
- Уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности.
- Наличие условий жизни, соответствующх потребностям просвещеного человека.
- Просвещенность, образованность, начитанность.
- Выращивание, культивирование какого-либо растения.
Из-за сложности самого понятия «культура» существует множество его определений. Мы остановимся на следующем:
Культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
Понятие «культура» употребляется и в узком смысле. Вы часто слышите – «духовная культура», «нравственная культура», «художественная культура» и т.д.
Необходимо понимать, что существуют материальная культура и духовная культура. Материальная культура создается в процессе материального производства. Ее продуктами являются станки, оборудование, здания и т.д. Духовная культура возникает в процессе духовного творчества и являет себя в духовных ценностях: музыке, изобразительном искусстве, архитектуре, научных открытиях, религиозных учениях и т.д.
Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связано между собой. Например, наши знания об электронной относятся к духовной культуре, а сами компьютеры, телевизоры, телефоны относятся к материальной культуре.
Культура – существенная характеристика жизни общества, она неотделима от человека. Биологически человеку дается только организм. А в процессе жизнедеятельности он формируется как культурно-историческое существо. Ваши человеческие качества являются результатом усвоения вами языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям. Роль художественной культуры в духовном развитии человека огромна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по мировой художественной культуре для 10-го класса по теме "Золотой век Афин"
Данный материал может быть использован учителями истории при подготовке к открытым урокам истории и МХК....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ТЕМА: «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД – СЕРДЦЕ НОВОЙ ЭПОХИ» 8 КЛАСС
Конспект открытого урока по теме "Средневековый город" в 8 классе....
Конспект мероприятия по мировой художественной культуре "Женщина - великое слово"
Конспект занятия составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочей программой и календарно – тематическим планом по предмету Мировая художественная культ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект районного открытого урока по мировой художественной культуре Древнерусская иконопись
Конспект районногооткрытого урокапо мировой художественной культуреДревнерусская иконопись...
технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...