Конспект урока на тему "Понятие художественной культуры"
план-конспект урока по мхк (7 класс) на тему

Бондаренко Марина Юрьевна

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к вводному уроку по курсу "МХК", поможет раскрыть понятия: "художественная культура", "материальная культура" и "духовная культура".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_khudozhestvennoy_kultury.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие художественной культуры

Множество веков и множество раз человек не устает задавать себе четыре главных вопроса: «Что есть мироздание?», «В чем смысл жизни?», «Каков мир, окружающий меня?», «Каков я сам, живущий в этом мире?».

Естественно-математические науки, исследующие внешние проявления вещей, не смогли разгадать самую сложную загадку природы – загадку человека. Гуманитарные науки, а также религия тоже не оценили человека со всей определенностью. И вообще, возможна  ли разгадка человека? Возможно на наших уроках, изучая памятники мировой художественной культуры; имена выдающихся мастеров изобразительного искусства, писателей и архитекторов; основные направления и течения (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, модерн и т.д.) у нас получится понять ход человеческой мысли на пути познания и самопознания.

Прежде чем приступить к изучению конкретных тем, мы должны дать определение понятию «культура» и «художественная культура».

Сейчас по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры. С незапамятных времен оно (понятие «культура») восходило к слову «культ», т.е. «поклонение, почитание», и было связано с религиозными представлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непостижимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом обществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задобрить. Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т.д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства. 

Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово «cultura» означало «возделывание, обрабатывание почвы», т.е. культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности. Здесь важно понять особенность – единство культуры человека и его деятельности. Мир культуры, любой его  предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано природой.

Потом этот термин был перенесен римлянами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души. Цицерон – римский общественный деятель и оратор – слово «культура» употреблял в значении умственной деятельности человека в противоположность невежеству и бескультурью варваров.

В XVIII в. у французских просветителей оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялись достижениями в области науки и искусства.

Таким образом, «культура» - понятие сложное, имеющее несколько толкований:

  1. Уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности.
  2. Наличие условий жизни, соответствующх потребностям просвещеного человека.
  3. Просвещенность, образованность, начитанность.
  4. Выращивание, культивирование какого-либо растения.

            Из-за сложности самого понятия «культура» существует множество его определений. Мы остановимся на следующем:

Культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Понятие «культура» употребляется и в узком смысле. Вы часто слышите – «духовная культура», «нравственная культура», «художественная культура» и т.д.

Необходимо понимать, что существуют материальная культура и духовная культура. Материальная культура создается в процессе материального производства. Ее продуктами являются станки, оборудование, здания и т.д. Духовная культура возникает в процессе духовного творчества и являет себя в духовных ценностях: музыке, изобразительном искусстве, архитектуре, научных открытиях, религиозных учениях и т.д.

Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связано между собой. Например, наши знания об электронной относятся к духовной культуре, а сами компьютеры, телевизоры, телефоны относятся к материальной культуре.

Культура – существенная характеристика жизни общества, она неотделима от человека. Биологически человеку дается только организм. А в процессе жизнедеятельности он формируется как культурно-историческое существо. Ваши человеческие качества являются результатом усвоения вами языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям. Роль художественной культуры в духовном развитии человека огромна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по мировой художественной культуре для 10-го класса по теме "Золотой век Афин"

Данный материал может быть использован учителями истории при подготовке к открытым урокам истории и МХК....

Конспект мероприятия по мировой художественной культуре "Женщина - великое слово"

Конспект занятия составлен в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочей программой и календарно – тематическим планом по предмету Мировая художественная культ...

Конспект районного открытого урока по мировой художественной культуре Древнерусская иконопись

Конспект районногооткрытого урокапо мировой художественной культуреДревнерусская иконопись...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...