Художественно-педагогический анализ произведений: Т. Жерико «Плот Медузы», К. Брюллов «Последний день Помпеи»
учебно-методический материал по мхк на тему

Аникеева  Наталья Вячеславовна

В предложенном материале  анализируются два известных произведения искусства с культурологической стороны

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Художественно-педагогический анализ произведений:

Т. Жерико «Плот Медузы», К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Т.  Жерико  « Плот  Медузы»

     Плот "Медузы" является первой эпической картиной романтизма.  В  основу сюжета картины положено реальное событие. Жерико глубоко взволновала жизненная драма 149 матросов с фрегата "Медуза", потерпевших кораблекрушение. Они оставались на плоту в районе побережья Сенегала в течении 12 дней. Для более  достоверной  передачи  этого трагического события  Жерико разыскивает уцелевших участников трагедии, расспрашивает оставшихся в живых свидетелей, работает в госпитале, где неутомимо пишет больных и умерших. В это же время он ищет себе новую мастерскую поблизости от госпиталя, в которую ему приносят трупы и отсеченные части человеческих тел.

 Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров «Медузы». Это было для Жерико подлинной находкой, и он заказывает плотнику уменьшенную, но точную модель плота и делает с нее ряд художественных набросков и эскизов. Он лепит и расставляет на плоту восковые фигурки, пытаясь воспроизвести положение людей во время бедствия, чтобы в движениях, позах и мимике передать все разнообразие эмоций и страданий героев. Он хотел донести до зрителя чувства реальных людей, переживающих долгие дни страданий и лишений.

       На первый взгляд может показаться, что фигуры расположены на плоту несколько хаотично, но это было глубоко продумано художником. На первом плане - фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию и страдания люди. И рядом с ними уже умершие... В безнадежном отчаянии сидит отец у трупа любимого сына, поддерживая его рукой, словно пытаясь уловить биение замершего сердца. Прекрасна в своем пластическом совершенстве фигура юноши на первом плане, упавшего ниц. Это, несомненно, условность, но условность, которая придает величие этой сцене. На втором плане картины расположилась группа верящих в спасение, ведь и в мир смерти и отчаяния может прийти надежда. Эта группа образует своего рода пирамиду, треугольник, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус».  А как  мы  знаем, такие  фигуры как пирамида и треугольник, рождают у зрителя ощущение стремления.

Но корабль далеко, у самого горизонта, там ещё не заметили терпящих бедствие, а ветер относит их плот в противоположную сторону. То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы». 

Кроме того, Жерико удалось показать разную реакцию на происходящее всех участников трагедии. Это выражено и в колорите картины: если на в нижней точке полотна он темный, то к горизонту — символу надежды — он становится светлее. Сам плот показан вблизи от рамы, следовательно, и от зрителя, что невольно делает последнего как бы соучастником трагических событий.

     Мрачные, тяжелые тучи нависли над океаном. Тяжелые, громадные волны вздымаются к небу, грозя залить плот и сгрудившихся на нем несчастных людей.

     В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Четкость ритма нарастания динамики от группы к группе, красота обнаженных тел, темный колорит картины задают некую ноту условности изображения. И всё это  помогает нам  понять и почувствовать главное: способность человека бороться и побеждать.

К  Брюллов  « Последний день Помпеи»

Картина  « Последний день  Помпеи», написанная Брюлловым  в  Риме, принесла автору  всеевропейскую  известность. Сюжет картины был навеян  художнику  посещением  раскопок Помпеи – старинного  римского города,  расположенного  у подножья Везувия.  В  результате  сильнейшего  вулканического  извержения был  залит  лавой  и засыпан  камнями и  пеплом весь город. Две тысячи жителей погибли  на  улицах  города во время панического  бегства.  Город оставался  погребённым  под землёй и забытым более полутора  тысяч  лет. Лишь  в конце 16 века при  производстве  земляных работ было  случайно обнаружено место,  где  некогда  находилось погибшее  римское  поселение. Пролежавший почти 17  столетий  под пеплом, город  прекрасно сохранился, как бы застыл  в  своём  расцвете.

    Побывав на месте раскопок, Брюллов открыл  для себя картины гибели  людей,  страшные  человеческие драмы  и  тогда  стал зримым ужасающий размах  этой катастрофы  и её  внезапность. Потрясённый  и взволнованный  художник  силой своего таланта  и богатого  воображения воссоздал его  на  огромном  холсте.  Стремясь  к наибольшей достоверности изображения, Брюллов  изучил  материалы раскопок и исторические  документы. Фигуры и  головы изображённых людей написаны, в основном,  с  натуры, с жителей  Рима.  Впервые  в  исторической  картине изображено  конкретное  событие, в котором  действуют  не величавые  герои,  а обыкновенные люди.

        Опору в создании картины Брюллов  искал в продуманном анализе классических образцов. « Нужно было их всех проследить, запомнить все их хорошее и откинуть все дурное, надо было много вынести на плечах; надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать достойное нынешнего требовательного века » (так передает его слова Н. А. Рамазанов ).

     Художественный язык картины во многом традиционен, классицистичен: композиция фронтальна, то есть развернута по длине холста, изображенные люди соединены в группы, вписывающиеся в треугольник, героем под час не достает индивидуальности образа, их чувства переданы языком жестов и пластикой драпировок. Стремление к исторической правде и достоверности, замены темы гражданского подвига героя темой народного бедствия, страданий, нравственная красота человека как сила, противостоящая злу, - все это совершенно ново для исторической картины и соответствует эстетике романтизма. В романтическом ключе решено и живописное построение холста. Не виданное для воспитанника Академии художеств яркость цвета способствует жизненности передачи материального мира, сложное двойное освещение игра света и тени создают напряженный эмоциональный настрой. Грандиозная картина гибели Помпеи проникнута духом историзма, здесь показана смена одной исторической эпохи другой, подавление античного язычества и наступление новой христианской веры.

       Композиция картины симметрична, фигуры размещены в основном на первом плане в группах по две или три, с подчеркнуто точными контурами. Единство обеспечено тем, что группы компонируются большими треугольниками, правым и левым, которые пересекаются основаниями, а на верху как бы связываются обращенными друг к другу руками мужчины и больного старика. Легко заметить стремление художника к идеально совершенному облику фигур, безупречно сложенных; пепел еще не трогает их. Есть противоречие между классической точностью и последовательностью построения первого плана и романтическим эффектом черно-багровых туч, прорезанных молнией.

Брюллов был последователен в индивидуализации образов, увлекаясь неповторимостью каждого человека, его характером. Мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные - юноши, ноги отца из группы слева - все они различны. Таковы же руки, черты и выражения лиц. Каждый участник сцены несет в себе нечто неповторимое, позволяет зрителю узнать что-то новое. Брюллов охотно применил неожиданные, подчас контрастные сопоставления : рядом изображены бегущие люди и парализованный старик ; разбившаяся мать и ребенок, воплощающее смотревший « на живую сцену смерти » ; нежное лицо этого ребенка и тут же, по сторонам его, узловатые пальцы ног старика.

   Цветовое решение картины кажется неожиданным. Оно не просто более насыщено и едино - важно то, что оно живописно. Цвет эмоционально выразителен, он несет в себе ощущение гибели, смертельного ужаса. Достаточно посмотреть, как переливаются тона багровых туч, как на их фоне выступают фосфорически бледные массы архитектуры, как глубок темно-красный тон плаща, создающий мощный цветовой удар на первом плане. Взволнованно разбросаны пятна света и теней, стремительно проникает наш взор в глубину картины, а темная фигура жреца замечательно рельефна и почти выходит из плоскости эскиза.

Ход истории художник воспринимает драматически, смену эпох как потрясение человечества. В центре композиции упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина олицетворяла, по-видимому, кончину античного мира. Но возле тела матери художник поместил живого младенца. Изображая детей и родителей, юношу и старуху мать, сыновей и дряхлого отца, художник показывал старые, уходящие в историю поколения и новые, идущие им на смену. Рождение новой эры на обломках старого, рассыпающегося в прах мира - вот подлинная тема картины Брюллова.

В 1833 году, после напряженной работы, все было сделано на картине. Результатом становится величественная "картина-катастрофа", которая примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) -- произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Завершение труда нескольких лет не сразу принесло удовлетворение художнику: Картина казалась ему плоской, фигуры не были рельефны.

« Целые две недели »,- вспоминал Брюллов, « я каждый день ходил в мастерскую, чтобы понять, где мой расчет был неверен. Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что моя картина была окончена…»

Итак, романтизм - направление в искусстве  первой  четверти   XIX   века,   характеризующееся   идеализацией прошлого, оторванностью от действительности, культом  личности  и  человека. проникнутое   оптимизмом   и стремлением  показать  в  ярких  образах  высокое  назначение  человека.  Как видно из определения, романтизм – это явление, которое  проявляется не только в искусстве, но и в поведении, одежде,  образе  жизни,  психологии людей и возникает  в  переломные  моменты  жизни.

  Романтизм  как  метод  и  направление  в  художественной  культуре  был явлением  сложным  и  противоречивым.  В  каждой  стране   он   имел   яркое национальное выражение.  Романтики  занимали  разные  общественные  и  политические  позиции   в обществе.  Они  все  бунтовали  против  итогов  буржуазной   революции,   но бунтовали по-разному, так  как  у  каждого  был  свой  идеал.  Но  при  всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.

  Разочарование в современности порождало у романтиков особый  интерес  к

прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к  патриархальной  старине. Многим романтикам было свойственно представление,  что  живописная  экзотика стран  юга  и  востока  –  Италии,  Испании,  Греции,  Турции   –   является поэтическим контрастом  скучной  буржуазной  обыденности.  В  этих  странах, тогда еще мало затронутых  цивилизацией,  романтики  искали  яркие,  сильные  характеры, самобытный, красочный жизненный уклад.  Интерес  к  национальному   прошлому породил массу исторических произведений. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной  жизни,  а это можно было делать и  на  материале  историй,  мистики  и  т.д.

  В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или  же  уходили  в  мир  своих   переживаний.   Разрыв   между   мечтой   и действительностью,  противопоставление   прекрасного   вымысла   объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.

Если  в целом говорить  о полотнах двух величайших  художников – романтиков Т.  Жерико и  К. Брюллова, то главная  идея  рассматриваемых  произведений ( «  Плот Медузы» и  «Последний  день Помпеи»)- тема природной стихии и человека, застигнутого врасплох, -  излюбленная тема романтического искусства. Произведения посвящены  не  столько  описанию  конкретного  события,  сколько  изображению страха и ужаса человека, столкнувшегося с проявлением стихии.

  Но, несмотря  на все переломы и  трудности, которые  приходилось  и  приходится   приносить истории и  обществу, существование человечества  не  прекращается,  а  его  жажда  жизни  остается неувядаемой.  И это  главное!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"

Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...

Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...

Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.

Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...

"Последний день Войны-"

Последний день Войны! Победа!!!А на завтра был МИР!!!2 мая 1945.Штурм Берлина 21 апреля – 2 мая 1945 года относится к уникальным событиям в мировой истории войн. Это было сражение за очень крупный гор...

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)...

Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"

Авторская программа "Татар  hәм рус  әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма  анализ ярдәмендә  өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи»

Летом 1827 года Карл Брюллов побывал на раскопках Помпеи. Он увидел лавки и дома с утварью. Были ещё свежими колеи на мостовой. Не выцвела красная краска надписей, сообщавших о зрелищах, о сдаче помещ...