Календарно-поурочное планирование "Искусство" 8 - 9 класс
календарно-тематическое планирование по мхк (8 класс) на тему

Митько Анастасия Игоревна

Календарно-поурочное планирование "Искусство" 8 - 9 класс ориентированное на работу по учебнику "Искусство" 8 -9 класс, Сергеева, Кашекова, Критская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-pourochnoe_pl_8-9_klass.docx86.27 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-поурочное планирование 8 класс

№ урока

Тема урока

Дата

Содержание урока

Примерный художественный материал

Знания, умения, навыки.

Домашнее задание

специальные

общеучебные

  1. Искусство в жизни современного человека

1

Искусство вокруг нас

Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки)

- интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

- сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;

- Воспринимать художественное произведение разных видов искусства.

-Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

- Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.

-Наблюдать жизненные явления;

-Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства;

-Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств;

-Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе;

-Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез;

-Умение задавать вопросы;
-Умение отвечать на вопросы.

Стр. 6-8, выучить схему «виды искусства»

2

Художественный образ – стиль – язык

Виды искусства. Художественный образ, стиль, язык.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей

О. Роден. Граждане Кале; В. Ван Гог. На пороге вечности; К. Малявин. Вихрь; Д. Веласкез. Менины; П. Пикассо. Менины; Х. Миро. Карнавал Арлекина

- Различать виды, стили и жанры искусства

- Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

- Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

-  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

Стр. 10-13, выучить понятия, ответить письменно на вопрос № 6.

Подготовка к тестированию

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения

Предметы материальной культуры в контексте разных стилей

- Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

- Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств;

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Стр. 14-19, ответить письменно на вопрос № 2 стр.19

Искусство открывает новые грани мира

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Художественные произведения  И. Шишкина, А. Саврасова, И.Левитана.

Муз. произведения М.Мусоргского, А.Бородина.

Различать виды, стили и жанры искусства.

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам; художественные произведения раскрывающие эмоциональное богатство мира.

Наблюдать жизненные явления.

Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

-Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

-Составлять музыкально-литературные композиции.

-Оценивать их художественную значимость

-Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

-Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. - Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

-Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.

-Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-культурной ретроспективе.

-Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

- Умение задавать вопросы
- Умение отвечать на вопросы

Стр. 20-25. Подготовить сообщение по теме урока (музыкальная живопись)

5

Зримая музыка

В русских пейзажах-настроениях —

стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Музыкальные произведения Антонио Вивальди,  Петра Ильича

Чайковского, В.Моцарта, И.Баха.

- Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

- Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений

Стр. 26-27. Подобрать репродукции картин-пейзажей. Написать рассказ об одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры.

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека.

Скульптуры Древнего Египта; Э. Греко.

Мужской портрет с рукой на груди; Э. Делакруа. Фредерик Шопен; Э. Фальконе.

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге.  Музыкальные произведения П.И.Чайковского, С.Прокофьева, И Стравинского.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки

Стр. 28-33, подготовить сообщение по теме «Жанр портрета в культуре разных времен».

7

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

Портрет в истории искусства. Портреты наших великих соотечественников. Русские художники портретисты: Ф.  Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,

К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

Произведения художников Ф.  Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,

К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

- основные виды и жанры изобразительных  искусств;

- Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.

- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. -Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Стр. 34-37. Подготовить сообщение по теме «русский художник» (по выбору)

8

Как начиналась галерея. НРК

История Государственной Третьяковской галереи. Личность П. М. Третьякова.

Картинная галерея г. Магнитогорска

И. Репин. Портрет П. М. Третьякова; Коллекция картин Государственной Третьяковской галереи

Стр. 38-39, коллекция картин Государственной Третьяковской галереи

9

Музыкальный портрет. Александр Невский

В музыке не может быть сходства с

конкретным лицом, но «в интонации спрятан человек». Музыка, искусство временное, ей,

как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми

их изменениями.

Исторический портрет Александра Невского. Образ Александра Невского в искусстве, театре, кино.

Н. Рерих. Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»;

Александр Невский. Миниатюры Новгородского свода;

Афиша к/ф «Александр Невский»

- Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.

Стр. 40-43, доклад «Александр Невский как художественный образ»

Подготовка к тестированию

10

Портрет композитора в литературе и кино

Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).

Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). Портрет любого деятеля культуры  и искусства создают прежде всего

его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

Фрагменты произведений В.Моцарта:

Симфония № 40

«Маленькая ночная серенада»

«Рондо в турецком стиле»

«Реквием».

- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.

- Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

- Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам;

- Наблюдать жизненные явления.

 Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Составлять музыкально-литературные композиции.

Стр. 44 - 45, ответить на вопрос № 4 стр. 44

Искусство как универсальный способ общения

11

Мир в зеркале искусства. НРК

Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного  и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Памятники г. Магнитогорска

Богоматерь Владимирская. Икона;

М. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину

в Санкт-Петербурге;

Колизей. Рим.

Музыкальные произведения М.Глинка, М.Мусоргского.

- Понимать роль искусства в жизни человека и общества.

 - Использовать коммуникативные свойства искусства.

- Воспринимать произведения различных видов искусства.

 - Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. - Прочитывать информацию заключенную в памятниках искусства.

- Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.

- Наблюдать жизненные явления.

-  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Составлять музыкально-литературные композиции.

- Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.

Стр. 46 – 47.

Стр. 47 художественно-творческое задание.

12

Роль искусства в сближении народов.

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые),  фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. 

Лувр. Париж;

Прадо. Мадрид;

Национальная картинная галерея. Дрезден;

Эмблема театрального

фестиваля «Золотая

маска»;

Памятник П. Чайковскому в Москве.

Музыкальные произведения А.Хачатуряна.

- Знать музей, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города, поселка и др.

- Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности.

- Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.

- Участвовать в различных видах художественно-исполнительской деятельности. Понимать ее коммуникативное значение.

- Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-культурной ретроспективе.

- Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

- Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

Стр. 48 - 53. Рассказ об одном

значимом культурном объекте Уральского региона

13

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?

Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. Творцы разных эпох, создавая свои произведения (музыкальные, живописные, архитектурные и др.) передают определенные

сообщения. Слушатели, зрители, читатели, воспринимая их, «считывают» многозначную информацию, содержащуюся в художественных образах. Тем самым они приобщаются к

идеям, которыми жили их создатели, к действительности, которая их окружала, и которую авторы пропустили через свое сознание и свои чувства.

П. Заболоцкий. Портрет М. Ю. Лермонтова;

Й. Штилер. Портрет И. Гете;

Неизвестный художник. Портрет

У. Шекспира;

Уильям Шекспир — Сонет № 90;

В. Тропинин. Гитарист;

П. Пикассо. Гитарист;

А. Матисс. Девушка в желтом и голубом с гитарой.

Стр. 54 – 57.

Стр. 54. Творческое задание № 3. Стр. 57 творческое задание № 2.

14

Искусство -  проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

В. Попков. «Шинель отца»;

В.Суриков. «Утро стрелецкой казни»;

Ю. ван Стрек. «Суета сует»;

П. Клас. «Натюрморт с устрицами»;

А. Бейерен. «Натюрморт с лангустом»;

П. Пикассо. «Скрипка»;

В. ван Гог. «Звездная ночь».

Музыкальные произведения Д. Шостаковича.

- Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др.

Стр. 58 - 63. Подобрать произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни.

15

Художественные послания предков. Разговор с современникомНРК

Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения.

Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.

Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

Народное творчество коренных жителей Урала

Ритуальный танец. Сефар. Сахара;

Л. делла Робиа. «Поющие дети»;

В. Васнецов. «Снегурочка»;

И. Билибин. «Снегурочка»;

Андрей Рублев икона «Троица».

Музыкальные произведения А.Скрябина.

- Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.

- Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же произведения, поэтического текста и др.)

 - Выявлять стилистические особенности художественного перевода

-  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

Стр. 64 – 67. Стр. 67 вопросы 1-7

16

Символы в жизни и искусстве

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

Солнце дает свет и тепло и является символом жизни.  Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной.

Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога.

Прялка. Архангельская губерния. Конец XIX в.;

И. Левитан. Владимирка;

А. Саврасов. Распутица;

В. Перов. Последний кабак у заставы;

А. Саврасов. Зимняя дорога;

Музыкальные произведения Шнитке.

- Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.).

- Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

Стр. 68 – 71.

Создать компьютерную презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».

Подготовка к тестированию

17

Музыкально-поэтическая символика огня

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин

(1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки.

Музыка А.Скрябина;

В. Кандинский.

Контрастные звуки;

- Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов огня

- Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.

Стр. 72 – 73.

Выполнить самостоятельную работу на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи

и музыке» (К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский, М. де Фалья, Н. Паганини)

Красота в искусстве и жизни

18

Что есть красота

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

З. Серебрякова. Автопортрет; В. Серов. Портрет Мики Морозова; Д. Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони; В. Ван Гог. Цветущее дерево

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга. Понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Наблюдать жизненные явления.

-  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Стр. 74 – 75, стр. 75 вопросы № 4,5 письменно

19

Откровенье вечной красоты

Законы красоты. Различие реакций  (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.

Богоматерь Оранта.

Ярославская школа;

Богоматерь Белозерская.

Ярославская школа; Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна.

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.

Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент ) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Стр. 76 – 77, стр. 77

 вопрос № 1 письменно

20

Застывшая музыка

Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное предназначение.

Церковь Вознесения в Коломенском; Реймский собор; Реймский собор. Деталь арки главного входа; Церковь Покрова на Нерли

Стр. 78 – 79, стр. 79 вопросы № 3,4 письменно

21-22

Есть ли у красоты свои законы

Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты.

Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Джотто. Оплакивание Христа; Парфенон. Вид с запада. Колонны дорического ордера; Дамы в голубом. Город-дворец на Крите; П. Учелло. Битва при Сан-Романо;

Музыкальные произведения

Симфония № 40 В.-А.Моцарта

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.

Понимать значение символов культуры.

Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения.

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Знать специфические особенности языка.

Наблюдать жизненные явления.

-  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Стр. 80 – 83, урок № 1 стр. 83 вопрос № 3 письменно

урок № 2 стр. 83 художественно-творческое задание

23-24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев;

Б. Кустодиев. Купчиха; О. Ренуар. Танец в городе;

О. Ренуар. Танец в деревне; Ф. Буше. Госпожа Помпадур; Марграф Эккегард и его жена Юта.

Статуи собора в Наумбурге. Германия;

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества.

Стр. 84 – 85, урок № 1 стр. 85 вопрос № 2 письменно

урок № 2

стр. 85 художественно-творческое задание

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания. НРК

Художники и писатели города Магнитогорска.

Мастерство исполнительских

интерпретаций  классической и современной музыки.

Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди

стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.

М. Нестеров. Портрет Веры Мухиной; П. Корин. Портрет пианиста Игумнова;

 В. Тропинин. Портрет Александра Пушкина.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений.

Наблюдать жизненные явления.

-  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Стр. 86 – 87, стр. 87 вопрос № 2 письменно

26

Как соотноситься красота и польза

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

Дж. Бернини. Аполлон и Дафна;

Д. Жилинский. Воскресный день; П. Лонги. Концерт; 

Я. Вермер. У клавесина;

Музыкальные произведения

 «Высокая месса» И. С. Бах

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения). Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

Стр. 88 – 91, стр. 91 вопросы № 1, 4 письменно, подготовка к тестированию

27

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

П. Пикассо. Герника; Ф. Гойя. Сон разума рождает чудовищ; Э. Мунк. Крик;

Музыкальные произведения

Симфония № 8 Д. Шостакович

Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

-  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

Стр. 92 – 93, стр. 93 вопросы № 1, 2 письменно

Прекрасное пробуждает доброе

28-31

Преобразующая сила искусства

Урок № 1 Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.

Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери.

Урок № 2 Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.

Урок № 3 Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях.

Урок № 4 Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра.

Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино.

C. Боттичелли. Мадонна с младенцем; Э. Уорхолл. Мэрилин; Рогин ван дер Вейден. Мадонна с младенцем

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- выдающиеся представители русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

Наблюдать жизненные явления.

-  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение).
- Организация режима работы.

- Организация самостоятельной работы  определение порядка и способа умственной деятельности.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Стр. 94 – 95, Урок № 1 стр. 95 вопрос № 1письменно

Урок № 2 стр. 95 вопрос № 4 письменно

Урок № 3

стр. 95 художественно-творческое задание № 1. Подготовка к

тестированию

Исследовательский проект

32-33

«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Реализация проекта потребует разработки следующих  содержательных линий:

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;

• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;

• музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;

• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

• образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех,

Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;

• кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Книжные иллюстрации — И. Билибин, Палех,

Федоскино, Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов;

опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова; П. И. Чайковский

Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта. Определять свою роль в проекте.

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдения опыта исследования, представлять результаты наблюдений в различных видах.

Стр. 96 – 97, стр. 97 разработка содержательных линий и вида деятельности

34

Резерв рабочего времени


Календарно-поурочное планирование 9 класс

№ урока

Тема урока

Дата

Содержание урока

Примерный художественный материал

Знания, умения, навыки.

Домашнее задание

специальные

общеучебные

  1. Воздействующая сила искусства

1-3

Искусство и власть

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность.  Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).

Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.

Палетка Нармера. Древний Египет;

Август из Прима Порто. Римская статуя;

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве;

Д. Левицкий. Екатерина II;

Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ на баррикады;

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского

Монастыря;

Дворец Советов (проект), образец

архитектуры эпохи тоталитаризма;

Музыкальные произведения

Владимира Высоцкого, Булата Окуджава, День Победы, Священная война, Тёмная ночь;

Поэты Фронтовики: Твардовский А., Солженицын А.

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты.

Высказывать свое отношение к различным художественным образам.

Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств.

Пользоваться справочной литературой.

Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением

- Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение).
- Организация режима работы.

- Организация самостоятельнои работы
определение порядка и способа умственной деятельности.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Стр. 100 – 105.

Урок 1 - Стр. 105 вопрос № 1 письменно

Урок 2 – Образ Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве;

Урок 3 – учить конспект урока - современная массовая культура.

4-5

Какими средствами воздействует искусство?

Средства художественной выразительности:  композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

К. Петров-Водкин. Яблоки; П. Сезанн. Натюрморт с белым кувшином;

Ф. Сурбаран. Натюрморт с апельсинами; А. Саврасов. Весенний день; С. Боттичелли. Весна;

Музыкальные произведения

Антонио Вивальди «Весна» — первый концерт в цикле концертов «Времена

года».

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма».

Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

Передавать графически композиционное построение картины.

Выявлять особенности построения (формы) музыки.

Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Стр. 106 – 113.

Урок 1 – стр. 113 вопросы № 3,4 письменно;

Урок 2 – стр.113 Художественно-творческое задание № 2

6-7

Храмовый синтез искусств. НРК

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

Архитектура и синтез искусств церквей, храма Вознесения и мечети г. Магнитогорска

Дмитровский собор и фрагменты декоративного пояса; Римско-католический храм непорочного

зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва;  Мечеть Джами Маджида; Буддийский храм; Резьба по камню. Ангкор.

Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.

Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.

- осознание учебной задачи,

- постановка целей, осуществления

- планирование деятельности на уроке и способов дома,

 - организация рабочего мест,

- рациональное размещение учебных деятельности, средств,

-рациональное использование учебного времени.

Стр. 114 – 117.

Урок 1 - Стр. 117 вопрос №1 письменно

Урок 2 – описать архитектурный ансамбль храма Вознесения и мечети г. Магнитогорска

8-9

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и  кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Сцена из балета «Спящая красавица»;

Сцена из балета «Лебединое озеро»;

Сцена из мюзикла «Кошки»; Сцена из оперы «Князь Игорь»;

Музыкальные произведения:

фрагмент фильма-оперы «Князь Игорь» на музыку А. Бородина

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др.

Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рокопер.

Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу.

Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Стр. 118 – 119.

Урок 1 - Стр. 119 вопросы;

Урок 2 – Стр. 119 художественно-творческое задание № 1

  1. Искусство предвосхищает будущее

10

Дар предвосхищения.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

С. Риччи. Персей с головой медузы Горгоны; Э. Берн-Джонс. Персей и стигийские нимфы; И. Билибин. Баба-Яга в ступе; В. Васнецов. Ковер-самолет;

Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.

Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.

- слушать, запоминать,

- владеть приемами рационального запоминания,

- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,

- составление тезисов, библиографический поиск,

- работа со справочником),

- владение способами самоконтроля,

- осуществления взаимоконтроля, самооценки,

-  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

Стр. 120 – 121.

Стр. 121 вопрос № 2, художественно-творческое задание № 1

11

Какие знания дает искусство?

Искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво. В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие

научное значение. Произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о научных открытиях.

Ж.-Э. Лиотар. Шоколадница; В. ван Гог. Вороны над пшеничным полем; Иллюстрация к роману Ж. Верна

«20 тысяч лье под водой»;

Фуга И. С. Бах

Стр. 122 – 123.

Стр. 123 вопрос №1 письменно (таблица)

12

Предсказание в искусстве

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.

Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории

искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к

провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

А. Дюрер. Четыре всадника. Гравюра; Ф. Гойя. Скорбное предчувствие будущего. Офорт; К. Юон. Новая планета; Б. Кустодиев. Большевик; А. Лентулов. Василий Блаженный;

А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого.

Выявлять жизненные ассоциации музыки.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.

Стр. 124 – 127.

Стр. 127 вопросы № 1-4

13

Художественное мышление в авангарде науки.

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.

Предсказания научных открытий.

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Иллюстрации и обложка

книги Жюль Верна

«Путешествие на Луну»; Леонардо да Винчи. Эскизы изобретений.

Приводить примеры научного значения художественного знания.

Участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России».

Стр. 128 – 129.

Стр. 129 художественно-творческое задание № 1

14-15

Художник и ученый.

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

Контрольная работа.

М. Эшер. Ящерицы;

Р. Делоне. Башня;

М. Ларионов. Петух (Лучистый этюд);

П. Филонов. Формула весны;

Р. Делоне. С уважением к Блерио;

М. Ларионов. Лучистый пейзаж;

П. Филонов. Формула вселенной;

А. Скрябин «Прометей».

Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.

Пользоваться справочной литературой

Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.

Стр. 130 – 133.

Урок 1- Стр. 131 вопросы № 1,3,4 письменно.

Урок 2 - Стр. 133 художественно-творческое задание № 1

  1. Дар созидания. Практическая функция

16

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

Эйфелева башня. Париж

Жилой комплекс «Алые паруса». Москва

Парламент. Лондон

Кремль. Москва

Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для презентации проектов на школьной конференции.

- Классификация, обобщение, систематизация доказательств
- Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование

Стр. 134 – 135, стр. 135 вопрос № 3 письменно

17

Архитектура исторического города

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.

Карта Москвы XVI века; В. Васнецов. XVI века. Расцвет Кремля; Новгородский детинец. Современная

аэрофотосъемка;

Площадь и здание городской ратуши. Прага; Регистан. Самарканд. Узбекистан; Карта Санкт-Петербурга начала XX в.;

Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.

Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.

-слушать, запоминать,

- владеть приемами рационального запоминания,

- работа с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником),

- владение способами самоконтроля,

- осуществления взаимоконтроля, самооценки,

-  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

Стр. 136 – 139, стр. 139 художественно творческое задание

18

Архитектура современного города. НРК

Архитектура г. Магнитогорска. Левобережная часть города, соцгород; планировка и архитектура Ленинского района. Архитектор Эрнст Май

Ш. Ле Корбюзье. Дом над водопадом; Ш. Ле Корбюзье. Вилла Савой;

Ш. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О; Дом Оперы в Сиднее. Австралия; Д. Сикейрос. Культурный центр в Мехико

Изучать облик своего города ( района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.

Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда.

Стр. 140 – 143, стр. 143 художественно творческое задание № 2

19

Специфика изображений в полиграфии

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.

Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях.

Г. Доре. Дон Кихот;

Г. Доре. Ад. Вергилий и Данте; М. Врубель. Демон;

А. Бенуа. Пиковая дама; И. Билибин. Василиса прекрасная;

Д. Арчимбольдо. Вертумн

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации.

Разрабатывать идею фрагмента макета ( в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.

Стр. 144 – 149, стр. 147 вопрос № 2 письменно, стр. 149 вопрос № 1 письменно

20

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Ч. Макинтош. Стул; С. Малютин. Фрагмент деревянной резьбы; Ч. Макинтош. Интерьер Дома любителя искусств; Ч. Макинтош. Софа;

С. Дали. Флакон для духов;

Ч. Макинтош. Спальная комната.

Разбираться в терминах и понятиях

(промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).

Стр. 150 – 153, стр. 153 вопрос № 1 письменно, художественно творческое задание № 1

21

Декоративно-прикладное искусство. НРК

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Поднос. Жостово; Пудреница. Финифть.

Ростов Великий; Персидский ковер. Иран; Ритуальная маска. Габон. Африка; Фаберже. Пасхальное яйцо; Глиняные фигурки играющего на лире и танцующих женщин. Греция

Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства.

Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов. Готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса.

Стр. 154 – 159, стр. 159 художественно творческое задание № 1

22

Музыка в быту

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов

компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

Менуэт. Рукописные ноты;

П. Кончаловский. Портрет С. Прокофьева;

Музыкальные произведения:

 «Калинка»,

«Барыня», 

Л. Бетховен,

Н. Римский-Корсаков и др.

Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности.

Подготавливать программу вечера песни.

Разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки. Придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху. Подбирать музыкальные записи.

-слушать, запоминать,

- владеть приемами рационального запоминания,

- работа с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск,

- работа со справочником),

- владение способами самоконтроля,

- осуществления взаимоконтроля, самооценки,

Стр. 160 – 163, стр. 163 художественно творческое задание № 4 (сочинение)

23

Массовые, общедоступные искусства

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.

Фотография. Кино. Телевидение.

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.

Телепроект «Две звезды»; Телепроект

«Танцы со звездами»; Телепроект «Народный артист»; Шуховская башня. Москва; Прокатный плакат кинофильма

«Броненосец Потемкин»; «Бременские музыканты». Конверт музыкальной

пластинки

Знать принципы работы фотоаппарата.

Создавать портретную галерею учителей и одноклассников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.

Стр. 164 – 171, стр. 171 вопрос № 2 письменно (сочинение)

24

Изобразительная природа кино.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Отрывок художественного фильма

«Летят журавли» (режиссер М. Колотозов, оператор С. Урусевский)

Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.

Стр. 172 –173, стр. 173 вопросы № 1-5 письменно

25

Музыка в кино

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.

Энио Морриконе саундтреки к кинофильмам;

Стр. 174 –175

26

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.

Томазо Альбинони «Адажио»; фильм режиссера Г. Бардина «Адажио»

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Систематизировать телевизионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа.

Стр. 176 –177, стр. 177 вопрос № 5 письменно

  1. Искусство и открытие мира для себя

27-28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в

результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь

затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

П. Пикассо.

Девочка на шаре;

М. Нестеров. Философы;

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др.

Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

- Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности.

- Классификация, обобщение, систематизация доказательств
- Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование

Стр. 178 – 179, урок № 1 - стр. 179 вопросы № 1 письменно

урок № 2 - стр. 179 вопросы № 2 письменно

29

Литературные страницы

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

притча арабского философа,

писателя и художника XX в. Халиля Джибрана; Персидские миниатюры. VI в.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Стр. 180 – 181, стр. 181 вопросы № 1-2 письменно

  1. Исследовательский проект

30-33

«Пушкин – наше все». Контрольная работа

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект.

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства.

•   Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры,

образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).

• «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.

• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.

• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

• Театр и А. С. Пушкин.

• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

•   Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты е

произведений.

• Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.

•   Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем  

А. С. Пушкина.

• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.

Памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре;

Рукопись А. С. Пушкина; Н. Кузьмин. Иллюстрация к «Евгению Онегину»;

И. Глазунов. Пиковая дама

-  Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности;

-  Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

- Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

- Осознание учебной задачи.
- Постановка цели.
- Выбор рационального и оптимального пути их достижения.
- Определение последовательности и продолжительности
этапов деятельности.
- Построение модели (алгоритма) деятельности.

- Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.

Урок № 1стр. 182 -185, стр 185 выбор темы проекта

34

Резерв рабочего времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-поурочное планирование уроков английского языка по учебнику Кузовлева (7 класс, 2011 год)

Этот материал поможет составить планирование по новому учебнику для 7 класса...

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7 класс (физика) 2 часа в неделю

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7 класс (физика) 2 часа в неделю...

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 8 класс (физика) 2 часа в неделю

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 8 класс (физика) 2 часа в неделю...

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10 класс (физика) 2 часа в неделю

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10 класс (физика) 2 часа в неделю...

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10 класс (физика) 5 часов в неделю

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10 класс (физика) 10 часов в неделю...

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 11 класс (физика) 2 часа в неделю

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 11 класс (физика) 2 часа в неделю...

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 11 класс (физика) 5 часов в неделю

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 11 класс (физика) 5 часов в неделю...