Контроль уровня подготовки обучающихся при изучении курса МХК
методическая разработка по мхк (10, 11 класс) по теме

Силютина Элина Владимировна

Различные типы заданий для определения уровня подготовки, виды контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_mhk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль уровня подготовки учащихся при изучении курса МХК

Заключительным этапом цикла педагогического процесса является проверка (контроль) уровня обученности учащихся. Контроль призван установить степень достижения целей обучения. Составляющими образованности учащихся являются предметно-информационная, деятельностно-коммуникативная и ценностно-ориентационная. Традиционные формы и методы контроля  позволяют выявить и оценить две первых из перечисленных составляющих. Ценностно-ориентационная составляющая образованности сложнее поддается выявлению и, особенно, оценке. Рассмотрим возможные виды и методы контроля  предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих.

Традиционно выделяются три вида контроля: текущий, периодический и итоговый. Назначение текущего контроля – проверка усвоения и оценка результата каждого урока. Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за более длительный период (четверть, полугодие). Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень обучения.

Текущий и периодический контроль в преподавании МХК слабо разработан, так как цели, которые ставят  различные учителя, отличаются друг от друга. Поэтому систему контроля выстраивает сам учитель в зависимости от программы, по которой работает и от целей, поставленных в этой программе.

Конкретные задания текущего (и периодического) контроля на уроках МХК можно разбить на три группы:

  1.  задания информативного плана, когда учащиеся лишь повторяют информацию, полученную от учителя или из книги. Такого ода задания должны составлять в МХК низший уровень, так как в них у учащихся нет необходимости общаться собственно с произведением искусства. В этих заданиях можно проверить лишь общеучебные навыки;
  2.  задания с частичной творческой направленностью, в которых учащиеся должны показать начальные умения разбираться в произведениях искусства. Задания этой группы направлены на прояснение структуры произведения, в них проявляется, научился ли ученик видеть, как сделано произведение искусства (технология) и почему оно сделано так, а не иначе (смысл);
  3. творческие задания, самые специфические для уроков МХК. Творчество проявляется на уровне осмысления прекрасного (а не творения прекрасного, как на уроках музыки или изобразительного искусства). Творческие задания на МХК являются самыми необходимыми. Все творческие задания строятся как либо осмысление связи между явлениями внутри художественной культуры (отдельными произведениями, жанрами, видами искусства, стилями, художественными эпохами, национальными культурами), либо связи между явлениями художественной культуры и внутренним миром ученика. Именно в заданиях этого типа есть возможность выявления ценностных ориентаций ученика.

Формами итогового контроля могут быть письменное тестирование, собеседование и экзаменационный реферат.

Различные типы заданий для текущего (промежуточного) контроля

Типы заданий информативного характера,

направленные на репродуктивное воспроизведение материала.

  • Пересказ прочитанного текста.
  • Пересказ, рассказанного учителем или другим учеником на уроке.
  • «Летучки» на термины всем классом или по вариантам.
  • Составление плана прочитанного текста в виде перечисления.
  •  «Угадайки» памятников ИЗО, музыки, кинофрагментов: эпоха, стиль, автор, название, канон (иконографический), сюжет (мифологический). Все это вместе или частично.
  • Дробление кинофрагмента на кадры.
  • Тесты на знание терминов, периодов, имен названий.
  • Составление и решение кроссвордов.
  • Текст с ошибками.
  • Определение музыкально-выразительных средств в музыкальном произведении (быстро, медленно, громко, тихо, весело, печально и т.д.).

Типы заданий, имеющих некоторую творческую направленность

  • Выделение главного в прочитанном тексте.
  • Составление плана прочитанного текста в виде иерархии.
  • Описание исторического события, лица или мифологического сюжета, на основе которого построено произведение искусства (живопись, скульптура, кино).
  • Соотношение конструкции и тектоники в архитектуре (какими приемами достигается эффект?).
  • Нахождение символов: геометрических, линейных, цветовых, сюжетных.
  • Попытка интерпретации символики натюрморта.
  • Анализ воздействия на зрителя цвета в картине.
  • Анализ воздействия на зрителя формата картины.
  • Анализ воздействия на зрителя линий в картине.
  • Анализ воздействия на зрителя целостной композиции картины.
  • Описание фигуры и описание фона (каким образом фон может помочь понять характер персонажа?).
  • Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм и темп, мелодия, гармония, тембр).
  • Определение стиля произведения.
  • Сравнение одинаковых стилей в разных странах (например, что общего в итальянском и русском Возрождении?).

Типы заданий творческого характера

  • Какое впечатление на вас произвело это произведение (подобрать точные слова)?
  • Какими средствами художник добивается этого впечатления?
  • Сравнительное описание произведений искусства одного стиля, одной эпохи. Например, архитектура + одежда + мебель + живопись + скульптура + музыка. Все или по частям.
  • Попытка интерпретации символов в данном произведении. Что дает этот символ в данном произведении?
  • Фантазирование на тему: кому могли принадлежать те или иные здания, какие это были люди по характеру, общественному положению?
  • Соотнесение евангельского сюжета в православной иконе и западно-европейской картине (Богоматерь, распятие и т.д.).
  • Соотнесение канонов (живописи, архитектуры, музыки и т.д.) разных эпох.
  • Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю.
  • Анализ соотношения архитектурного сооружения и окружающей его среды.
  • Психологический портрет человека по произведению: портрет, натюрморт, пейзаж, интерьер, скульптура, архитектурное сооружение, музыкальное произведение. Портрет героя и портрет автора.
  • Описание примет времени по произведению.
  • Описание преддействия и последействия в произведении.
  • Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?).
  • Попытки ответить на нерешенные наукой вопросы: «вопрос о плоском изображении человеческой фигуры у египтян», «проблема русского предвозрождения» и т.д.
  • Организация активного диалога в классе. «Чем икона лучше картины? и Чем картина лучше иконы?».
  • Представление об идеале в искусстве: идеальный дом, идеальный фильм, идеальная картина, идеальная музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса «Введение в химию вещества»

Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии.     Именно поэтом...

Требования к уровню подготовки обучающихся в результате изучения курса «Картография»

Требования к уровню подготовки обучающихся врезультате изучения курса «Картография» ...

Требования к уровню подготовки обучающихся в результате изучения факультативного курса «Страны и народы в решении глобальных проблем человечества»

Требования к уровню подготовки обучающихся в результате изучения факультативного курса  «Страны и народы в решении глобальных проблем человечества»...

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физическая культура» 1-4 класс Требования к уровню подготовки обучающихся

1 класс В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны: иметь представление:➢ о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоро...

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся при проведении суммирующего контроля в I полугодии 8 класса по УМК Spotlight

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контроля по английскому языку является одним из документов, определяющих структуру и содержание комплекса о...