Материалы по мировой художественной культуре в 8 классе по программе Г.Даниловой.
учебно-методический материал по мхк (8 класс) на тему

Ботова Ольга Николаевна

Материалы по мировой художественной культуре в 8 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсутствии у учащихся учебников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

§2.2 Мировое Древо как отражение единства мира.

Язык искусства универсален,  а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира.  Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой  сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали устройство  Вселенной (т.е. макрокосм) и место человека в общей картине мироздания (т.е. микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строении мира.

      Одним из ключевых образов искусства выступает «Мировое Древо», воплотившее универсальную концепцию многих народов о пространстве Вселенной. Этот образ нашел свое отражение в произведениях устного народного творчества разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства (в живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного творчества).

     Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии. По представлениям любого из древнейших народов, мир (космос, Вселенная) противопоставляется беспорядку и хаосу. (Вспомните известные вам картины мироздания в античной мифологии и в Библии).

  Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его "осью", воплощает стержневое начало его строения. Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). Верхняя часть дерева ассоциируется  с небесным царством, средняя - с землей, а нижняя - с подземным царством. С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трех частей человеческого тела (голова, туловище, ноги). С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) - копытные: олени, лоси, коровы, лошади и т.д., а с нижней (корнями) - земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т.д.

Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живет птица Анзуд, посередине - дева Лилий, в корнях- змея. Египетский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею у ствола древа жизни, в ветвях которого восседает богиня, льющая драгоценную "влагу глубин" в чашу, поставленную больным.

Не менее интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа.

На  памятном  камне древних германцев воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего -Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.

 В "Старшей Эдде" (Xв.)-замечательном памятнике древнеисландского эпоса представлена картина мироустройства. В песне "Прорицания вëльвы" (т.е. провидицы) говорится о ее пробуждении от мертвого сна. Верховный странствующий бог  Óдин пытается узнать у вëльвы историю начала жизни и заглянуть в будущее. Прорицательница хорошо помнит те далекие времена, когда еще не проросло Мировое Древо - ясень Иггдрасиль, пронизывающий все девять  миров Вселенной, от преисподней до неба. Его ветви раскинуты над всем миром и определяют границы пространства Земли. Высшие боги во главе с Óдином некогда подняли землю из мировой бездны. Вот что поведала об этом вëльва:

 ...Помню девять миров    и девять корней

    и древо предела,   еще не проросшее.

     В начале времен,  не было в мире

    ни песка, ни моря,   земли еще не было  и небосвода,

    бездна зияла,   трава не росла.

Солнце не ведало,   где его дом,  

звезды не ведали,   где им сиять,

    месяц не ведал   мощи своей.

   Ясень я знаю  по имени Иггдрасиль,

    древо, омытое  влагою мутной;

    росы с него   на долы нисходят;

    над источником Урд   зеленеет он вечно.

Возле источника, где растет дерево, появляются  три "девы судьбы" - норны.

    Мудрые девы  оттуда возникли,   судьбы судили, жизнь выбирали

    детям людей,  жребий готовят.

Вëльва видит все: небесное и земное царства, преисподнюю Хель, где дракон грызет трупы тех, кто нарушал клятвы, соблазнял чужих жен, совершал подлые убийства. Наконец, вëльва  прорицает и грядущую гибель богов.

Интересно отметить, что в других песнях "Старшей Эдды" содержатся иные описания Вселенной. Например, в мировой бездне смешиваются ледяные потоки и жар "огненного мира". Иней таял от жара, и то него возникло первое существо - великан Имир. Боги, живущие в кроне Мирового Древа, убили Имира, а из его тела создали мир. Череп великана стал небом, плоть - землей, кровь - морем, кости - горами. У корней Мирового Древа начинаются все реки - источники судьбы человека, его ветви объедают четыре оленя - символизирующие четыре стороны света.

     Свои представления  о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев (1826-1871) в книге "Древо жизни" говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд ,  совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом: "А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того дерева до небес. Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников"

В вот как представлен этот образ в стихотворении поэта К.Бальмонта (1867-1942) "Славянское Древо":

Корнями гнездится глубоко, вершиной восходит высоко,

Зеленые ветви уводит в лазурно-широкую даль.

Корнями гнездится глубоко в земле,

Вершиной восходит к высокой скале,

Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю аль.

Корнями гнездится глубоко в земле, и в бессмертном подземном огне,

Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,

Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.

Мировое Древо растет вглубь, ввысь, вширь. Создается впечатление, что его силы  повсеместно проникают во все три измерения. Но в его власти оказывается и четвертое измерение - Человек, его эмоциональный  и духовный мир:

 И знает веселье, и знает печаль.

И от Моря до Моря раскинув свои ожерелья,

Колыбельно поет над умом, и уводит мечтание в даль.

С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо-источник красоты, добра и чуда - хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:

 Свежительны бури, рожденье в них чуда,

Колодец, криница, ковер-самолет.

И вечно нам, вечно, как сон изумруда,

Славянское Древо цветет.

Варианты заданий для самостоятельной работы:

1.Что вам известно о символическом образе Мирового Древа, художественно отразившем мифологические представления о строении Вселенной?

Попробуйте нарисовать Мировое Древо и объясните особенности его строения.



Предварительный просмотр:

§ 8.3 Александр Невский - патриот Земли Русской

  Александр Невский (князь Александр Ярославич, 1220-1263) – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Причиной тому были его многочисленные военные успехи, особенно победа у реки Невы в 1240 году. С “малой дружиной” и ополчением он разбил войска шведского короля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. За этот подвиг он получил имя Александра Невского. А 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера происходит знаменитое сражение, победа в котором сыграла значительную роль в грядущем государственном объединении Руси.

“Житие князя Александра Невского” (XIII в.) донесло до нас облик этого легендарного воина – защитника Земли Русской. Вот как он описан в “Житии”:

“И красив он был, как никто другой, и голос его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона”.

А вот, что рассказывает “Житие” о храбрости Александра Невского на Чудском озере:

“... Когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью... Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться... и никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в стане его... И прославилось имя его во всех странах, от моря Каспийского и до гор Араратских и по ту сторону моря Балтийского и до великого Рима”.

Образ Александра Невского запечатлен во многих произведениях искусства: в живлписи, скульптуре, музыке и кино.

    1938 год. Над миром нависла реальная угроза фашизма. В это время особенно нужен был кинофильм, который вдохновил бы народ на защиту Отечества. Известный режиссёр Сергей Эйзенштейн (1898-1948) снимает “Александра Невского” – фильм о победе русского князя над немецкими рыцарями. Работа кипит. Даже сцены Ледового побоища решено снимать летом. Эйзенштейн возьмёт от зимы “лишь её формулу: тёмное небо и белый снег”. Специально созданные для этого бутафорские льдины выглядят на экране как настоящие.

   В первых эпизодах фильма перед зрителем представали картины разорённой Руси: поле, усеянное человеческими костями и ржавыми доспехами. На нём зловещие вороны справляют мрачную тризну. Страна истощена и разграблена, много её жителей томится в плену. Русь собирает последние силы для борьбы с врагом. С запада движутся крестоносцы, а с востока – орда хана Батыя. Звучит набатный колокол, и, словно из-под земли, вырастают русские воины.

Вставайте, люди русские!

На славный бой, на смертный бой!

Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева (1891-1953).

      На экране движутся крестьяне с вилами и косами, копьями и мечами. Наступает утро Ледового побоища. Мглистый туманный рассвет над недвижным озером. Замер русский лагерь... К нему приближается знаменитый стальной клин тевтонской “свиньи”. Лязгает, громыхает броня всадников. Расступаются ряды русских воинов перед строем крестоносцев. Ещё немного времени – и некогда непобедимые рыцари окажутся в окружении русских богатырей. Эта хитрость русского князя Александра Невского стоила неприятелю жизни...

      Завязалась ожесточённая битва. В кучу смешались конные и пешие, мелькают мечи и копья. В ход идёт всё: косы и топоры, даже оглобли. Александр Невский надвинул шлем и внимательно наблюдает за боем. Теперь пора! Он ринулся на неприятельскую конницу. Звуки немецких рогов заглушают бойкие наигрыши ложечников. Властным языком музыки передаётся завет Александра Невского: “Если чужеземец посещает Русь и стучится к нам как гость, то мы охотно принимаем его. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!”

     Битва закончена. Лёд озера не выдержал тяжёлых доспехов рыцарей. Цепляясь за обломки льдин, под дробные и резкие звуки ударных инструментов исчезают под водой последние крестоносцы. Фильм завершается торжественным финалом. На площади освобождённого Пскова встречают победителей. Народ празднует победу. Поют гудошники-скоморохи, звучат счастливые, радостные мелодии, высокие и звенящие: “Веселися, Русь!”

      Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами. Они сделали то, что не удавалось ранее воплотить никому из предшественников

    В годы Великой Отечественной войны, тревожными ночами под сверканием лучей прожекторов, режущих небо над затемнённой Москвой, художник Павел Корин (1892-1967) обдумывал сюжет новой картины, в которой должны были воплотиться “идеи стойкости, мужества, отваги... характер гордого и непокорного народа”. Он искал примеры необычного и сильного проявления человеческого духа. В эти дни 1942 года (ровно через 700 лет после этой битвы) он задумал триптих, посвященный героическому прошлому. Три живописных полотна должны были символизировать духовную связь времен, непобедимость русского народа, красоту родной земли.

      Центральной частью триптиха стала фигура могучего исполина  Александра Невского. Под боевым стягом русских воинов стоит он в доспехах на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается в даль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице - готовность во что бы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Неподвижна его застывшая поза. Кажется, он весь выкован из стали – столько силы и величия в его фигуре, как монумент возвышающейся над низким горизонтом земель Великого Новгорода.

    Тревожные всполохи света, мятущиеся свинцовые тучи контрастируют с ярко-красной накидкой полководца. Они – как знамение предстоящего кровавого и жаркого сражения.

    Когда работа была закончена, Павел Дмитриевич Корин сказал: “Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост”. Зрители увидели картину в суровое военное время. Она произвела на них огромное впечатление и имела небывалый успех.

Задание для самостоятельной работы

1. Расскажите о художественном воплощении образа Александра Невского в произведениях искусства. Какие из них вам особенно понравились и почему? Каково ваше мнение о кинофильме С.Эйзенштейна "Александр Невский"? Как музыка, созданная композитором С.Прокофьевым, передает главную идею фильма - защиту Земли Русской от неприятеля?



Предварительный просмотр:

Тест по теме "Идеал Человека в культуре народов мира"

1 вариант

1.Этот священный цветок занимает уникальное место в искусстве и мифологии древней Индии. На нем изображали сидящим Будду. а) роза; б) лотос; в) лютик; г) орхидея.

2. Слово «Будда» буквально означает: а) начитанный; б) просветленный; в) уважаемый; г) умытый.

3. Какие из перечисленных религий относятся к основным мировым религиям: а) иудаизм б) буддизм в)синтоизм г) ислам  д) индуизм, е)христианство

4. Соотнесите  объекты с их принадлежностью  к религии.

http://1150.novgorod.ru/images/168.gif

Файл: Шейх Lotfallah Esfahan.JPG

1.

                                      2                           3  

А) христианство б)ислам  в) буддизм

5. Назовите священный город мусульман:  А) Багдад  б) Мекка   в) Самарканд

6. Добрый  Пастырь … а) юноша, пасущий овец б) аллегорическое изображение Христа в) проводник в горах

7. Допускается ли изображение живого существа в исламе? А) да  б) нет

2 вариант

1.Кем был Будда по своему происхождению? а) воином б) принцем; в) слугой;

2.  Укажите первые символические изображения христианской веры: а) рыба, б) агнец,  в) голубь, г) виноградная лоза, е) корабль, ж) все перечисленные

3. Каллиграфия — это: а) узор на ткани; б) искусство красивого и чёткого письма в) фреска;

4.Соотнесите  объекты с их принадлежностью  к религии.

http://1150.novgorod.ru/images/120.gif

 

     1.                                                  2.                                                3.

А) христианство б) ислам  в) буддизм

5. Что означает по-арабски "ислам" ? а) покой б) покорность в) послушание

6. Назвать священное здание мусульман в Мекке: а)  Арабеска  б) Кааба  в) Иероглиф

7. Как назывались укромные места, где скрывались первые христиане:  а) колодцы б) катакомбы  в) ущелья



Предварительный просмотр:

§9.2 Священный лик Богоматери

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с  культом  Мадонны, а на Руси – с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед богом.

    Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона "Владимирской Богоматери", созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней - они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

    Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец  нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

   "Владимирская Богоматерь" - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Грабарь справедливо назвал "несравненной, чудесной, извечной песней материнства".

   В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом  Матери-земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства. "Первая мать - Пресвятая Богородица; вторая мать- сыра земля", - гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружен

  Икона Знамение Пресвятой Богородицы                                                             

ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

  Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырем основным типам: Богоматери Знамение (знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жизни),  Богоматери Оранте ("молящейся" с воздетыми к небу руками), Одигитрии ("путеводительнице", указывающей на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках) и Елеуса ("умиления", ласкающей и обнимающей своего Сына).

     

   Ора́нта                         «Одигитрия»                                       Елеуса.

                                                                                             Владимирская Богоматерь

  К подлинным шедеврам древнерусской живописи относится "Богоматерь Донская", созданная в  XIV веке Феофаном Греком. Такое название она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле.

    Согретая глубоким человеческим чувством, "Донская Богоматерь", как и Владимирская, является выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждет мученическая смерть во имя спасения человечества. А пока она бережно и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, темные тона, все же создает ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

Задание для самостоятельной работы

1.Расскажите о шедеврах византийской и древнерусский иконописи, запечатлевших образ Богоматери. Назовите основные типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве. Приведите примеры известных вам произведений.



Предварительный просмотр:

§10.1  Человек и Природа. Взгляд через века.

   Жизнь человека всегда была неотъемлема от природы. Познавая её тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая была присуща неповторимой загадочности звёздного неба и восходам солнца, чарующей зелени молодых всходов и ярких красок золотой осени.. Обращаясь к природе, человек не бесстрастно копировал её, а создавал свой собственный поэтический мир, где тесно переплелись сказка и быль, вымысел и реальность.

Быть может, вся природа - мозаика цветов?          

Быть может, вся природа - различность голосов?

Быть может, вся природа - лишь числа и черты?

Быть может, вся природа - желанье красоты?

У мысли  нет орудия  измерить глубину,

Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.

Лишь есть одна возможность сказать мгновенью: «Стой!»,

Разбив оковы мысли, быть скованным - мечтой...    К. Бальмонт

  В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей, её тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной и непонятной стихией. Позднее, в эпоху античности, все проявления природы человек сосредоточил в руках величественных богов, а поэтому всё чаще с надеждой и мольбами он взирал на вершины Олимпа.

  И все-таки желание постичь закономерности природы, понять её «язык» и «душу» оказались гораздо сильнее страха. Постепенно человек перестал прятаться от её стихийных проявлений, а более уверенно научился управлять её законами.

Природа - сфинкс. И тем она верней        Что, может статься, никакой от века

Своим искусом губит человека,                    Загадки нет и не было у ней.   Ф.Тютчев

В эпоху Возрождения человек стал восприниматься как венец творения Бога, как центр и средоточие мира. Пять веков назад сам  Леонардо да Винчи  пытался осмыслить тайны природы: его мысль устремлялась в поднебесье и низвергалась в пучину морских вод,  он конструировал модели летательных аппаратов и подводные дыхательные приборы, он мечтал о тех временах, когда человек покорит и подчинит себе её стихийные силы.

  В XVII в. в связи с принятием гелиоцентрической системы мира, согласно которой Земля, некогда считавшаяся центром мироздания, теперь воспринималась одной из планет, вращающихся вокруг солнца, изменились и представления  человека о природе. Да и сам он мыслится, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой- великой силой, способной управлять природой. "Что такое человек в бесконечном? Что такое человек в природе?" - спрашивает французский ученый Блез Паскаль (1623-1662). И отвечает: «Это ничто в сравнении с бесконечностью и всё в сравнении с ничтожностью: это середина между ничем и всем».

Расширение представлений человека о природе, порождало уверенность в возможности познания ее законов на основе разума и опыта. Таким образом, в эпоху Просвещения Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы, живущий по её законам. Вот как сказал об этом английский поэт Александр Поуп в поэме "Опыт о Человеке":

И стало быть, один Закон от века              Тот скажет нам, как сотворил нас Бог.

Как у Природы, так у Человека...                …Так если совершенно мудр Творец

Кто видит сквозь невидимый покров            И наше мирозданье - образец

Сложение Вселенной из миров,                      Гармонии, где всё завершено

Другие солнца, коим счёту нет,                    Или существования лишено,

В коловращении других планет,                   Тогда в творенье человек - не тень,

Других созданий и других эпох,                     А некая разумная ступень...

Так где же место Человека в Природе?

Ясна простая истина, как день:                    «Как целость мировая хороша,

Необходима каждая ступень.                        Чьё тело - вся природа, Бог - душа».

   В XX веке в связи с расширением  технических возможностей современной  цивилизации деятельность человека стала оказывать заметное влияние на окружающую среду. Теперь человек научился летать выше птиц и быстрее звука, он пронзает земную твердь до огненного ядра и небесный свод до раскаленных светил.  Но всегда ли разумны отношения человека и природы?

Наша маленькая планета Земля сегодня, нуждается в спасении и защите.

Что оставим мы будущим поколениям?

Свой голос в защиту окружающей среды внесли и деятели искусства XX века:

Полуотравленная газом,                               Взгляни в себя разумным глазом,

По нефтяным болотам - вплавь.                Нельзя же все богатства разом –

Куда ты рвёшься? Где твой разум?         Чуть-чуть грядущему оставь!   М. Дудин

   В музыку II половины XX в. всё настойчивее проникает урбанистический грохот: гул заводов и фабрик, шум железных дорог и улиц больших городов

(«Завод» А.В. Мосолова, «Рельсы» Дешевова, «Пасифик - 231» А. Онеггера,

«Этюд с железными дорогами» Шеффера).  Все эти музыкальные произведения как бы предвещают грядущую экологическую катастрофу, подчеркивают противостояние между естественной и искусственной средой обитания. А может быть, действительно, в природе что-то нарушилось, исчезло необходимое равновесие?

В картинах французского художника А.Матисса есть стремление противопоставить живительные силы человека и природы миру современной цивилизации, которая лишает человека спокойствия, превращает его в бездушную машину, подобие манекенов.... Не к пугающей и враждебной стихии обращены взоры художника, а к природе дружелюбной, яркой и радостной, дарящей человеку чистый воздух, солнечный свет, тепло, яркие красочные цветы и деревья. Эта природа улыбается человеку, она делает его более совершенным, чем он есть на самом деле.

    В картине «Радость жизни» воплощена мечта художника  о золотом веке человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне цветущей, почти райской природы прославляет их счастливое совместное существование.

    Природа всегда была и остаётся источником  эстетических впечатлений для каждого человека.

Задание для самостоятельной работы

1.Как на протяжении веков складывались отношения Человека и Природы?

Какое воплощение они нашли в известных вам произведениях искусства? Как и почему выразили свое отношение к Природе деятели искусства в 20 веке? Каким может быть ваш собственный вклад в защиту окружающей среды

( стихотворение, музыкальное сочинение, плакат или рисунок).



Предварительный просмотр:

§11.2 Человек эпохи Римской империи

Если в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то в эпоху Римской империи повышенный интерес представляла личность государственная и общественная.

Пусть имена цветущих городов ласкают слух значительностью бренной.

Не город Рим живет среди веков, а место человека во вселенной.    О.Мандельштам

Может быть, впервые в эпоху Великой Римской империи человек общественный был поднят на высокий пьедестал. Не только в честь богов-покровителей воздвигались теперь мраморные статуи. Площади городов и провинций, общественные здания огромной столицы новой Римской империи отныне украшали скульптурные портреты прославленных личностей: императоров и полководцев, выдающихся общественных деятелей и просто достойных граждан. Главной и священной обязанностью римлянина становится служение государству и принесение на его алтарь Победы, Доблести, Богатства и Славы.

  Каков же он, человек этой эпохи?  Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106-43 гг. до.н.э.): «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве, … всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества, и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах… он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»  ("Об обязанностях").

Множество статуй в честь прославленного римского императора и полководца Августа (63 г. до.н.э.-14 г. н.э.) было воздвигнуто еще при жизни. Для римлян он стал подлинным эталоном гражданственности и патриотизма. Его изображали в самых различных позах и одеждах, в различных государственных должностях. Одержавший множество военных побед, он выступает с речью перед войсками. В облике жреца осуществляет священный обряд жертвоприношения. В одних статуях он представлен во весь рост, а в других - торжественно восседающим на царском троне. Он отождествляется с римским богом войны Марсом или верховным богом Юпитером и имеет все их атрибуты. 

Юпитер, громы мечущий,- верим мы - царит на небе:

здесь на земле к богам причтется Август, покоривший Риму британцев и персов грозных,- с такими словами обращается к нему известный римский поэт Гораций (65-8 гг. до н.э.).

  В самом центре Рима, на одной из главных его площадей и сегодня возвышается величественная конная статуя императора Марка Аврелия (121-180), проповедовавшего отрешение от всех земных благ. В обществе его не случайно называли мыслителем и "философом на престоле". В эпоху переоценки ценностей, в преддверии кризиса Римской империи он так выразил свое мироощущение: "Время человеческой жизни - миг, ее сущность -вечное течение, ощущение -смутно,  строение всего тела -бренно, душа -неустойчива, судьба -загадочна, слава -недостоверна". (Из дневника "Наедине с собой".

  В замечательном скульптурном произведении действительно запечатлен образ философа и мыслителя, общественного деятеля и оратора. Марк Аврелий в простой одежде, без каких-либо императорских отличий и знаков, торжественно восседает на коне. Спокойным  и величественным жестом руки он приветствует толпу подданных. Его красивое мужественное лицо, обрамленное густыми вьющимися волосами и длинной бородой, плотно сжатые губы свидетельствуют о сильном и волевом характере человека, способного подчинить своей власти окружающих.

 В веке Римская империя вступила в эпоху кризисов и захватнических кровопролитных войн, дворцовых переворотов, народных восстаний и вторжений варварских племен. Вот почему в скульптурных портретах того времени все чаще предстают образы новой исторической эпохи. Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима становятся главными объектами изображения.

   Подчеркнутым драматизмом отмечен портрет Каракаллы (186-217) - одного из самых злобных и жестоких императоров. Его голова дана в резком повороте. Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный исподлобья взгляд, массивный подбородок - все говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере императора. Именно таким он описан и историками своего времени.

Крушение Римской империи было уже предопределено, приближалась новая эпоха, выдвинувшая иные требования к  человеку и обществу.

 Задания для самостоятельной работы

1.Почему в эпоху Римской империи человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал? Приведите примеры художественных произведений, в которых воплощен образ человека государственного и общественного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа (тест) по мировой художественной культуре (10 класс) по программе Емохоновой, базовый уровень.

Контрольная работа состоит из 12 тестовых заданий, 10 из которых - задания с выбором ответа, на 11 и 12 задания требуется дать краткий или развёрнутый ответ....

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Тетрадь творческих заданий по мировой художественной культуре 10 класс к учебнику Г.И. Даниловой

Создание данного пособия обусловлено нехваткой методического материала по предмету мировая художественная культура. Цель создания рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучен...

Вопросы к зачету 1 четверти по мировым художественным культурам 10 класс к учебнику Г.И. Даниловой 10 класс. Базовый уровень.

Вопросы составлены по учебнику Г.И. Даниловой 10 класс Базовый уровень. Публикую в помощь коллегам. Вдруг пригодится....

Вопросы к зачету 2 четверти по мировым художественным культурам 10 класс к учебнику Г.И. Даниловой 10 класс. Базовый уровень

Вопросы к зачету составлены по материалу учебника Г.И. Даниловой. Для 2-го варианта я использовала технологию QR-code (перед вопросами есть ссылка, чтобы создать код)...