урок МХК "Романтизм в европейской живописи 19 века"
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Спиричева Светлана Николаевна

В этом конспекте предлагается одна из версий проведения урока МХК по теме "романтизм" в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romantizm_v_evropeyskoy_zhivopisi_ix_veka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Романтизм в европейской живописи IX века

Урок МХК в 11 классе

План урока

  1. Политическая ситуация в Европе 19 века.
  2. Понятие романтизма.
  3. Художники-романтики: Делакруа, Жерико.
  4. Рефлексия по чертам романтизма.

Содержание

  1. Вводно-мотивационный этап

Учитель читает стих-е «Еврейская мелодия»

Джордж (Лорд) Байрон (перевод Михаил Лермонтов)

Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!
Вот арфа золотая:
Пускай персты твои, промчавшися по ней,
Пробудят в струнах звуки рая.
И если не навек надежды рок унес,
Они в груди моей проснутся,
И если есть в очах застывших капля слез -
Они растают и прольются.
Пусть будет песнь твоя дика. - Как мой венец,
Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Иль разорвется грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
Томилась долго и безмолвно;
И грозный час настал - теперь она полна,
Как кубок смерти яда полный.
1836

У – Кому принадлежат эти строки? (если не говорят, даю наводящие подсказки: Англия, 19 век, лорд …)

- Какова центральная тема этого стихотворения? Что вы знаете об этом поэте?

2. Операционно-содержательный этап.

На рубеже 18-19 веков крах феодализма был очевиден. Французская буржуазная революция, обещавшая, что миром будут править Свобода, Равенство и Братство, привела к победе буржуазного строя, однако очень скоро стало ясно, что этот строй не может обеспечить всеобщего счастья.

К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Их золотой мечтой становятся деньги, а деньги и нравственность оказываются несовместимы. В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира. Капитализм устранил социальную несправедливость (любой может стать богатым и знатным).

Литературный процесс первой половины 19 века весьма своеобразен по сравнению с предыдущими эпохами. Увеличивается скорость развития литературы и живописи. Новые художественные направления возникают и формируются в целостные системы очень быстро (требуются не столетия, а десятилетия).

Романтизм

Романтизм – это идейное и художественное направление, зародившееся вЕвропе, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.

На рубеже 18-19 вв. это слово использовалось для обозначения нового художественного направления, противоположного классицизму.

Социальной основой романтизма становится разочарование в своей эпохе, в новом обществе, с которым были связаны большие надежды, так как это общество предсказывали великие умы Европы. Романтики считали, что им выпало жить под бесславной звездой, когда Европа страдает от революций, когда опошлены все лучшие человеческие порывы. Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности, отчаяния, «мировой скорби – это «болезнь века» Альфред де Мюссе в своем романе «Исповедь сына века» писал: «Безнадежность шагала по земле, и сыны века, полные сил, отныне никому не нужных, опускали праздные руки и пили из скудной чаши этот отравленный напиток. Болезнь нашего века происходит от двух причин, народ носит в сердце две раны. Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило».

Жанры Романтизма:

Литература: Гоффман, В.Скотт, Байрон, Мицкевич, Дюма, Ж.Санд, В.Гюго;

Музыка: Шуберт, Шуман, Вагнер, Берлиоз, Паганини, Ф.Лист, Шопен;

Живопись: Делакруа, Жерико, Вебер

Образ романтика: одинокий, трагический и непонятый обществом гений (Байрон)

 Возникает иллюзия свободы личности от жизненных обстоятельств, создается миф о том, что один человек способен преобразить мир (личность Наполеона).

У – Что такое СВОБОДА? (дети рассуждают)

Это понятие становится ключевым в эпоху романтизма (к.19-н.20 вв)

 Свобо́да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям.

 Существует множество различных определений свободы

В философииСвобо́да — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

В живописи романтизма художники изображали человека, стремящегося к свободе.
Жерико и Делакруа оба - представители романтизма во Франции, поднимают новые задачи в своем творчестве, решить которые пытаются несколько по-разному.

Эжен Делакруа, 1798-1863 гг.,  – великий французский художник прославился своими произведениями в жанре Романтизм. Его творчеству характерны дух свободы и борьба за свободу, динамичные композиции, экспрессивный колорит. Страстный темперамент автора выразился в серии его восточных работ.

Эжен Делакруа родился в обеспеченной семье, ни в чём не нуждался и даже окончил Императорский лицей. Но в 16 лет он остался круглой сиротой и поступил в Школу Изящных Искусств. Здесь Делакруа начинает работать в Лувре – копирует работы известных мастеров живописи – Рубенс, Веласкес, Микеланджело и др.  Сначала его творчество имело копировальный характер, но затем, после картины «Барки Данте», которая на данный момент висит в Лувре, всем стало ясно, что во Франции появился новый великий живописец. Эта картина произвела настоящий фурор и стала ярким цветком среди застоявшегося классицизма, который стал порядком всем надоедать. Затем были картины «Резня на острове Хиос», «Греция на развалинах Миссолунги» и многие  другие, которые имели схожий эффект.

Героический период его романтизма был наиболее ярким в творчестве. Самым известным его произведением стала картина  «Свобода, ведущая народ».

Композиция картины очень динамична. В центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде, она движется в направлении переднего плана картины и вправо. Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует все нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться. И вот, опережая толпу, из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой. На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, одежда ее развевается, обнажая грудь, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской. Это полная сил и воодушевления Свобода, которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам. Ведущая людей через баррикады, Свобода не приказывает и не командует - она ободряет и возглавляет восставших.

Аллегорическая Свобода полна жизненной правды, в стреми тельном порыве идет она впереди колонны революционеров, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы - силу идеи и возможность победы. Если бы мы не знали, что Ника Самофракийская была вырыта из земли уже после смерти Делакруа, можно было предположить, что художника вдохновлял этот шедевр. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая парижанка. 

«Ладья Данте» Делакруа

Делакруа позаимствовал сюжет для своей знаменитой «Ладьи» из легендарной «Божественной комедии». Именно, благодаря этой работе, художник был отмечен первым большим достижением в свои 24 года. В самом названии полотна уже содержится ссылка на символичность написанного образа. Ведь еще у древних предков ладью, как правило, ассоциировали с жизненным началом. К тому же на ладье совершали перемещения в мир иной и т. п.

Образ лодки много веков считавшийся символическим образом Христианства и в частности церкви, в живописном исполнении французских художников-романтиков приобретает обновленное символичное значение.

На этом холсте четко прослеживается давно определенное Делакруа творческое кредо. Суть которого заключалась в поклонении легендарным мастерам слова Данте и Вергилию. Они в то время считались символами культурного наследия не только своих эпох.

Образы грешников, которые так усердно цепляются за борт лодки в надежды на спасение, написаны на основе впечатлений от скульптуры Микеланджело «Ночь». А из традиционно барочного влияния в картине четко прослеживается трагичное звучание «Плота Медузы».

Среди приговоренных грешников, которые пытаются попасть в лодку, у одних проявляется максимальная ожесточенность, неимоверная злоба, у других, ослабленных тяжелой борьбой за возможность попасть в лодку, иссякли все силы и они отдались силе волн. По мнению самого художника, лучше всего ему удалось написать образ грешника, почти попавшего в ладью, что на втором плане. А писалась она, как видно из записи в дневнике, неимоверно быстро и большим вдохновением, при чтении поэзии Данте.

«Резня на Хиосе»

30 марта 1822 года к Хиосу подошел турецкий флот, Он должен был наказать жителей острова за поддержку греческого восстания против турецкого правления. Началось всё с бомбардировки города. Потом последовала высадка. В течение 24-х часов было убито около 10 000 человек. Уничтожали всех детей до трёх лет, всех мальчиков и мужчин старше 12 лет и женщин старше 40 лет. Спастись от смерти могли юноши и молодые мужчины, изъявившие готовность принять ислам. После разграбления города — напомним: Хиос был богатым торговым городом — турки двинулись в сельскую местность. Крестьяне ушли в пещеры и леса, и Вахит-паша (начальник турецкого гарнизона на Хиосе) объявил амнистию. Поверившие в амнистию были убиты.

До турецкой высадки население Хиоса составляло 120 000 человек (сейчас там живёт около 60 000). Приблизительно 25 000 человек были убиты, около 45 000 — проданы в рабство. Более чем 20 000 удалось бежать с острова, ещё 10-15 000 умерло от болезней. К лету 1822 года на острове осталось не многим больше 2 000 жителей…

Европейские правительства реагировали на события в Греции весьма сдержанно. Официальная позиция в отношении борющихся за свою независимость греков заключалась в следующем: «…хотя участь этой христианской нации и желательно улучшить, но восстание против законной власти султана заслуживает решительного осуждения». И значительная часть населения Европы и России разделяла эту позицию. Но не все.

И вот молодой художник приносит в мастерскую огромный — три с половиной на четыре метра — холст. 12 января Делакруа начинает писать картину, она была одобрена и вывешена для всеобщего обозрения под номером 450.

Теодор Жерико - великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма  XIX века (1791-1824) - Руан, Франция. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен  и Карл Верне. С самого начала Теодор стремился к особой выразительности своих картин, которые иногда шли вразрез с установившимися правилами высокой живописи того времени. Некоторые, в том числе и его учителя, были не совсем довольны таким свободолюбием начинающего художника и его излишним стремлением сделать всё по-своему. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.

Будучи новатором по своей натуре, он пытался создать нечто особенное, красивое и для него было не важно - вписывается ли это в рамки академического стиля или нет. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Сюжетная картина с невероятным драматизмом и поражающим реализмом прославила его и сделала одним из родоначальников французского романтизма. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.

«Плот Медузы» - одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико.

Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Плот скитался в море в течении 12 дней. За это время большая часть людей погибла. В живых осталось лишь 15 человек. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Общественность была глубоко потрясена этим происшествием.

Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491×716 см. В настоящее время полотно находится в Лувре. Само создание этой картины является исторически важным. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Он разрушил все представления о живописи и вызвал большие волнения среди любителей, ценителей живописи и самого художественного сообщества. Вопреки академическим нормам он использовал большой формат картины для написания композиции далеко не классического сюжета. Сам Эжен Делакруа говорил, что был под большим впечатлением от уведенной работы, которая перевернула живопись и стала началом рождения романтизма. Известным фактом является и то, что каждую фигуру художник писал отдельно и с реальных людей. Чтобы образы были максимально естественными, умирающих он писал с умирающих в больницах людей, а умерших писал с казнённых. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

У – Ребята, просмотрев знаменитые картины, давайте вместе сформулируем черты Романтизма:

Черты романтизма: протест против действительности, уход от реального мира в мир фантазий и грез, возвышенные устремления, идеалы, мечтательность, острое желание создать совершенный мир, резкое выступление против серости жизни.

Средства выразительности романтической картины:

  1. Необычность темы - это битва, подвиг, трагическое, неординарное событие

2. Смелость, масштабность, динамичность композиции. Романтизм - это движение, порыв, экспрессия.
3. Насыщенность, экспрессивность колорита.
4. Яркая индивидуальность персонажей, отход от классических канонов красоты и типажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Греция - колыбель европейской цивилизации"

Урок "Греция - колыбель европейской цивилизации"...

Конспект урока по теме "Европейский Союз"

В помощь дорогим учителям....

обобщающий урок по теме "Европейский Север"

конспект урока, опорный конспект для учеников, презентация к уроку...

Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие" с презентациями, 9 класс

Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...

Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие", 9 класс

Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...

Комплект интерактивных упражнений на сервисе "LearningApps.org" по теме: Многообразие художественных течений Западно-Европейской живописи конца19в.- нач. 20в.в.

Комплект  интерактивных  упражнений  на  сервисе "LearningApps.org"  по теме:  Многообразие  художественных течений Западно-Европейской живописи конца19в.-...

Портрет в западно-европейской живописи

Материал разработан как теоритическая часть серии занятий по изучению жанра портрета, в рамках системы дополнительного образования детей....