Статья "Искусство эпохи Просвещения"
статья по мхк на тему

Тивина Елена Георгиевна

В этой статье говорится о самых основных направлениях и тенденциях в искусстве одной из самых интереснейших периодов нашей цивилизации - эпохе Просвещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_epohi_prosveshcheniya.docx94.02 КБ

Предварительный просмотр:

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

                                                                                                                      

C:\Users\Sony\Desktop\Эссе\7892.jpg

  О, сколько нам открытий чудных

    Готовят просвещенья дух                      

    И опыт, сын ошибок трудных,                                                                                        

    И гений, парадоксов друг,

    И случай, бог – изобретатель.                                                                                                                                                    

                                А.С. Пушкин

       

            В истории человечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна на другую. «Борьба между умирающей и новой  зарождающейся культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества»[3,с.398]. В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России. Эпоха просвещения – «Золотой век» культуры   XVIII  века. Она явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Разрушается старый общественный порядок; первостепенное значение приобретают идеи уважения человеческого достоинства, свободы и счастья; личность обретает независимость и зрелость, использует свой разум и критическое мышление. На смену идеалам эпохи Барокко с её пышностью, высокопарностью и торжественностью приходит новый стиль жизни, основанный на естественности и простоте. Наступает время идеалистических взглядов Жан-Жака Руссо, призывающего вернуться к природе – образце всего благородного, возвышенного, лирического и поэтического. Настоящий её культ создадут сентименталисты в 60-х годах XVIII века, но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения. Это было время новых философских убеждений и эстетических поисков, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочёвывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими. Широкий диапазон просветительской мысли представлен в творчестве английского поэта и сатирика А. Попа (1688-1744). Его дидактическая поэма «Опыт о человеке» стала для Европы учебником новой философии.                                                                                                                      

            Наряду с природой идеализируется Античность, поскольку считалось, что именно во времена Античности людям удалось воплотить все человеческие устремления. Античное искусство получает название классического, его признают образцовым, наиболее правдивым, совершенным, гармоничным и, в отличие от искусства эпохи Барокко, считают простым и понятным. В центре внимания, наряду с другими важными аспектами, находятся образование, положение простого народа в общественном устройстве, гениальность как свойство человека.                            

             Разум царит и в искусстве. Желая подчеркнуть его высокое назначение, общественную и гражданскую роль, французский философ-просветитель  Дени  Дидро писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собой какое-либо  великое  правило жизни,  должно  поучать». [4, c. 455].                                                                                                                                                                                                                                                                                      

           Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов, чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) – характерные черты искусства Эпохи Просвещения. Эти свойства художественного восприятия жизни оказали значительное влияние на развитие мировой художественной культуры. Среди великих мастеров живописи  можно назвать Франсиско Гойю (1746-1828), Антуана Ватто (1684 – 1721), Франсуа Буше (1703–1770), Жана Батиста Симеона Шардена (1699-1779) и многих других.  

           Эпоха Просвещения в литературе охватывает столетний период с 1688 по 1789 годы. В 1688 году в Англии  произошла Славная революция, в результате которой к власти пришла буржуазия. Просветительство выражает идеи нового сословия, в его основе лежит рационализм. В любом литературном произведении эпохи Просвещения должны соблюдаться три условия: занимательность сюжета, поучительность и иносказательный характер повествования. Эпоха Просвещения дала миру целую плеяду замечательных писателей: Вольтер, Дидро, Руссо, Бомарше – во Франции, Свифт, Дефо – в Англии, Лессинг – в Германии, Гольдони – в Италии.                                                                                                                                                      

           Основной литературный жанр эпохи Просвещения  –  роман.                                 Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. «Писатели  - просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное общество и порочен человек, и всё же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону               Крузо из романа Даниэля Дефо (1660-1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдёт на вершины цивилизации, где его ожидает счастье «[9, с 256].  

           Эпоха Просвещения очень сильно повлияла на развитие театрального искусства. Его действие направлено на освобождение людских умов от изживших себя предрассудков и внушение новых просвещённых идей и истинной морали. В сравнении с более ранними периодами, когда театр был просто балаганом и способом народного развлечения, Просветительный театр играл огромную роль в жизни общества и обладал мощным влиянием на сознание людей, он стал настоящей школой, где учили морали и добродетели. Он был учебником жизни и самой жизнью. Театр этого времени дал мировой культуре таких известнейших художников и теоретиков искусства, как Шеридан и Гаррик в Англии, Вольтер, Дидро, Бомарше и Лекен во Франции, Лессинг, Гёте и Шиллер в Германии, Гольдони в Италии. Многие из лучших произведений, созданных в те годы, прочно вошли в репертуар мирового театра. Среди них можно назвать «Ночь ошибок» Гольдсмита и «Школу злословия» Шеридана, «Женитьбу Фигаро» Бомарше и «Трактирщицу» Гольдони, «Принцессу Турандот» Гоцци и трагедии Шиллера. Поскольку связь времен в театральном искусстве никогда не прерывается, то Просвещению принадлежит немалое место не только в истории, но и в театральной жизни нашего времени.                                                                                                                                  

           Существенные перемены отличают и музыкальную жизнь Европы.  Это  прежде всего появление первых публичных концертов, образование в столицах и больших городах музыкальных обществ и оркестров. В придворном ритуале прочное место занимает досуговая музыка камерных составов: кассации, дивертисменты, серенады звучат во время трапезы, прогулок по парку, катания на воде.                                                                                  

       Главное место среди музыкальных жанров занимает опера. Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) – выдающийся оперный композитор и драматург, осуществивший во второй половине XVIII века реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии. Реформа Глюка явилась отражением просветительских идей. Накануне революции 1789 года перед театром встала ответственная задача не развлекать, а воспитывать слушателя.  Глюк стал первым композитором, который сумел создать оперное искусство, созвучное современной ему эпохе. В его творчестве мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, превратилась в подлинную музыкальную трагедию, наполненную сильными страстями и раскрывающую высокие идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию. Вершинами творчества Глюка являются оперы «Орфей» (1762), «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770), «Ифигения в Авлиде» ( 1774), «Армида» ( 1777), «Ифигения в Тавриде» ( 1779), «Эхо и Нарцисс» (1779).                                                                                                                                                                                      

       В странах с развитой оперной культурой в качестве альтернативы придворной опере-сериа сложилась комическая опера. При всех национальных особенностях, общие пути развития комической оперы были сходными. Её формирование обусловили демократические принципы эпохи Просвещения. Благодаря им, в комической опере возникали новые тенденции музыки и оперной драматургии: приближённость к быту, народная мелодика (как в вокальных, так и в танцевальных эпизодах), пародийность, своеобразная, «масочная»  характеристика действующих лиц.  Демократические тенденции просматриваются и в особенностях  структуры комической оперы: разговорные диалоги, речитативы, динамичность действия.                                                                                                                            

      Родиной  комической оперы считается Италия, где этот жанр носил название опера-буфф (итал. opera buffa – комическая опера).  Источниками сюжетов стали комедийные оперы римской школы ХVII  века и комедия дель арте. Первой оперой-буффа стала «Служанка-госпожа»  Дж. Б. Перголези, написанная композитором как интермедии к своей же опере-сериа «Гордый пленник» (1733). Во Франции жанр развивался под названием opéra comique (фр. – комическая опера). Возник как сатирическая пародия на «большую оперу». Автором первой французской opéra comique считается Ж. Ж.Руссо («Деревенский колдун», 1752). В Англии национальная разновидность комической оперы называлась балладной оперой и развивалась преимущественно в жанре социальной сатиры. Классический образец – «Опера нищих» (1728) композитора Дж.Пепуша  и драматурга Дж.Гея, ставшая остроумной пародией на нравы английской аристократии. Среди других английских композиторов, работавших в жанре балладной оперы, наиболее известен Ч. Коффи, чьё творчество оказало серьёзное влияние на развитие жанра в Германии. Немецкая и австрийская разновидности комической оперы носили общее название зингшпиль (нем. Singspiel, от singen – петь и Spiel – игра). Основой нового стиля стали переводы на немецкий язык английских балладных опер и традиции народной австрийской импровизационной комедии (в том числе, театра марионеток). Наиболее известные композиторы зингшпиля – И.Штандфус, И.А.Гиллер, В.Мюллер, К.Дитерсдорф и другие. Высшее развитие зингшпиль получил в творчестве Моцарта – его операх «Похищение из сераля» и «Волшебная флейта».                                                                                                                                                                    

            Новый век выдвинул новый идеал – им стал Фигаро, «севильский цирюльник».  Этот парикмахер, хитрец и пройдоха, всегда знал, как одурачить  господина и добиться своего, и не позволял никому, даже вельможному графу, унижать своё человеческое достоинство. Но не только деятель и практик Фигаро занимает мыслящую публику XVIII  века; на роль идеала претендует и доктор Фауст – учёный, философ, который в поисках истины продал душу дъяволу  –  Мефистофелю. Фауст понял, что нет ничего прекраснее, чем труд, результаты которого останутся будущим поколениям, и нет такой жертвы, которую нельзя было бы принести ради общего блага. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них в бой!»  – эти слова Фауста повторили бы многие его современники.                                                                                                                                              

          Вторая половина XVIII века стала периодом стремительных социальных изменений, которые послужили толчком к изменению как музыкальной жизни в целом, так и социального статуса самого музыканта. Такие идеи Просвещения, как достоинство отдельного человека,  свобода и равенство людей, независимо от их социального положения, стимулировали музыкантов к обретению новой позиции свободного художника, не зависящего ни от двора, ни от церкви. Немецкий композитор и музыковед XVIII века И. Форкель утверждает, что в 1784 в немецкоязычной Европе работало более 340 композиторов. Большинство из них находилось на службе при дворе. Франц Йозеф Гайдн был, возможно, последним и самым выдающимся придворным музыкантом. Ученики Гайдна –  Моцарт и Бетховен – отвергли статус придворного музыканта и заняли совершенно иное социальное положение независимого гастролирующего музыканта, ориентирующего свои сочинения не только на «высшие круги», но и на новую городскую публику.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

            В музыке к концу XVII-XVIII вв. начинает  складываться тот язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были великие немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759).                                                                                            

            И.С. Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойдённый мастер симфонии. Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительны произведения  Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.                                                                                                                                        

            Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих                                   произведений. Гендель написал более 40 опер, а также органные концерты, сонаты, сюиты. Наиболее известные его произведения  –  оратории «Израиль в Египте», «Мессия».                                                                                                                                                                                                                                                                                    

            Ярчайшими представителями классического периода являются композиторы Венской Классической Школы – Франц Йозеф Гайдн, Вольганг Амадей Моцарт и Людвиг ван  Бетховен. Их искусство восхищает совершенством композиторской техники, гуманистической направленностью. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.                                                                                                                          

             Йозефа Гайдна (1732-1809) называют «Отцом симфонии». Им было создано более 100 симфоний. Вершина его творчества – «12 Лондонских симфоний», написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х годах. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений.  В конце творческого пути он создал две монументальные оратории – «Сотворение мира и Времена года».                                                                                                                                                                                                            

              В.А. Моцарт (1756-1791) наряду с Ф.Й. Гайдном и Л.В. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации.  Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором. На протяжении очень недолгой жизни (35 лет) Моцарт  создал свыше 600 произведений. Среди них: 14 опер; 41 симфония; 27 фортепианных концертов; 19 фортепианных сонат; камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты);  множество дивертисментов, серенад для оркестра и различных инструментальных ансамблей; мессы, кантаты, арии, песни; Реквием и ряд других произведений. В своей непревзойдённой музыке В.А. Моцарт,  достиг высочайших вершин: раскрыл новый мир мыслей и чувств, глубже и полнее отразил действительность с её жизненными коллизиями, подготовив тем самым почву для рождения искусства Бетховена и романтиков XIX века.                                                                                                                                                                              

           «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»,  –  говорил Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), чьё творчество принадлежит к высшим достижениям мирового музыкального искусства. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера «Фиделио» и увертюры «Эгмонт», «Леонора», «Кориолан», фортепианная соната № 23. Завоевание свободы в результате упорной борьбы – вот главная идея его гениальных произведений. Апофеоз  творчества Л.В. Бетховена –        Девятая («Хоральная») симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шиллеровской «Оды к радости», избранной гимном Европы.                                                                                                                                                         

      Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах XVIII  столетия. В 1781 году Й. Гайдн создаёт несколько новаторских произведений, среди которых его Струнный Квартет ор. 33; проходит премьера оперы В.А. Моцарта «Похищение из Сераля»; выходят в свет драма Ф. Шиллера «Разбойники» и «Критика чистого разума» И. Канта.                                                          

Список литературы и источников

1. Брянцева В. Н. Французская комическая опера XVIII века. Пути становления жанра.  М., Музыка, 1985.                                                                                             2.Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание. М., Изобр. иск., 1983.                                                                                                                                3.Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998. С. 398.                                                                                                                                                                   4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры.  М., 1998. С. 455.                                                                                                                                    5.Гуревич П.С. Культурология. М., Искусство, 1999.                                                                                                              6. История мировой культуры. /под ред. Марковой А.Н./. М.,  ЮНИТИ, 1998.                                                                                                              7.Ливанова T. H. Комическая опера // Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973-1982, Т. 2.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             8.Эстетическая культура. М., 1996.                                                                                                                 9.Культура эпохи Просвещения/Сборник статей.  М., 1993. С. 256.                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 7 классе на тему : "Эпоха Просвещения"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок – аукцион Цели:1. Обеспечение условий для повторения знаний; 2. Приведение усвоенных учащимися понятий, знаний в стройную систему, ...

Презентация по теме "Эпоха Просвещения"

Презентация создавалась для открытого повторительно-обобщающего урока в 8 кл....

Эпоха Просвещения

Урок-экскурсия по странам Европы и знакомство с деятелями культуры данного периода...

13. Эпоха Просвещения.

Презентация к уроку....

Морской бой для учащихся 7 классов по теме"Культура Европы эпохи Просвещения"

Игра рассчитана на урок-обобщение для учащихся 7 класса....

Эпоха просвещения

Презентация посвящена мыслителям эпохи Просещения, отображает их взгляды. Презентация содержит таблицы, которые учащиеся заполняют по ходу урока...

Урок по Новой истории 7 класс "Общество эпохи Просвещения"

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления....