Контрольная работа по теме «Художественная культура Древней Руси», МХК, 10 класс
тест по мхк (10 класс) на тему

Агеева Марина Викторовна

Контрольная работа по теме «Художественная культура Древней Руси» (9 вариантов) предназначена для контроля знаний учащихся профильного 10 класса. Для заданий 2 (" О каком архитектурном памятнике идёт речь?")   и 3 ( "О каком памятнике изобразительного искусства идёт речь? Кто его автор?")  использованы материалы учебника: Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVIII вв. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010.  Данную разработку можно использовать и для подготовки мотивированных учащихся к олимпиаде по МХК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnerus_isk-vo_kontrol.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ     КУЛЬТУРА    КИЕВСКОЙ    РУСИ    

Вариант  1

  1. В чём заключается своеобразие зодчества Киевской Руси?
  2. О каком архитектурном памятнике идёт речь?

                        В простых и благородных пропорциях устремлённого ввысь храма зодчим удалось передать удивительную лёгкость и стройность. Изящный четырёхстолпный храм с членением наружных стен на три неравные прясла венчала глава, поставленная на четырехгранный пьедестал. Главное декоративное убранство храма составляет аркатурно-колончатый пояс. Этот храм – настоящий гимн красоте и гармонии человека и природы.

  1. О каком памятнике изобразительного искусства идёт речь? Кто его автор?

                  «Его красивое и правильное лицо имеет выражение мягкой нежности, душевной доброты и мудрости. Открытый кроткий взгляд, направленный прямо на зрителя, вызывает не страх, а доверие, он полон всепрощающей любви и участия в судьбах людей. В колорите  иконы использована розовая охра, подчёркивающая плавность и мягкость спокойных линий».

  1. Замените определения названиями терминов.
  1. Вид живописи, религиозный по темам и сюжетам, культовый по назначению.
  2. Изображение, выполненное по свежей штукатурке водяными красками.
  3. Цилиндрическая часть здания, служащая опорой купольному покрытию.
  4. Полукруглое или килевидное завершение наружной стены здания, повторяющее очертания расположенного за ней свода.
  5. Прямоугольное в плане здание, разделённое рядами колонн на ряд продольных галерей

5.  Назовите самые известные архитектурные строения Московского Кремля.

                                                                                                                                 Агеева М.В.

                                                              МОУ «Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца»

                                                                                                                                       2011г.

10 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ     КУЛЬТУРА    КИЕВСКОЙ    РУСИ    

Вариант  2

  1. В чём заключается своеобразие зодчества Великого Новгорода?
  2. О каком архитектурном памятнике идёт речь?

   Огромный пятинефный крестово-купольный храм, с трёх сторон охваченный широкими галереями. Его стены нарядно выложены из плинфы в технике с утопленным рядом с вкрапленями необработанного камня. Освещение интерьера осуществлялось с помощью 13 глав, прорезанных длинными щелевидными окнами.  Особую торжественность храму придавали искрящиеся золотом мозаики и красочные фрески.

  1. О каком памятнике изобразительного искусства идёт речь? Кто его автор?

                     «В задумчивом и грустном выражении лица на иконе переданы искренняя доброта и смиренная кротость, ставшие зримым воплощением идеала красоты для художников того времени. Ярко-красный плащ, уголок которого виден снизу, румянец щёк, укрупненные черты лица, и в особенности глаз, красивые волнистые волосы с золотыми нитями придают иконе особое очарование».

  1. Замените определения названиями терминов.
  1. Декоративная композиция, составленная из кусочков цветного стекла (или другого прозрачного материала), закрывающая окна, части дверей.
  2. Церковь, имеющая план в виде равноконечного (греческого) креста, с перекрытой куполом центральной частью, который покоился на 4-х свободно стоящих столбах, соединённых арками.
  3. Архитектурно оформленный вход в здание.
  4. Полукруглый в плане выступ алтарной стены.
  5. Широкий и плоский обожженный кирпич, основной строительный материал в архитектуре Византии и русском храмовом зодчестве XI-XIII вв.

5.  Назовите самые известные мозаики и фрески Киевской Софии.

                                                                                                                                 Агеева М.В.

                                                              МОУ «Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца»

                                                                                                                                       2011г.

10 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ     КУЛЬТУРА    КИЕВСКОЙ    РУСИ    

Вариант  3

  1. В чём заключается своеобразие зодчества Владимиро-Суздальского княжества?
  2. О каком архитектурном памятнике идёт речь?

                        Яркий образец памятников новгородского зодчества последней трети 12 века. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, она производит впечатление монументального сооружения. Объем церкви, увенчанной одним куполом, покоящимся на четырёх столпах, разделён на три нефа и завершён с востока тремя алтарными апсидами. Единственное украшение – аркатурный пояс под  куполом массивного барабана, прорезанного восемью узкими окнами.  Мировую известность церкви принесли фрески.

  1. О каком памятнике изобразительного искусства идёт речь? Кто его автор?

                       «На центральной иконе изображён восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Величавый облик в соединении с душевной отзывчивостью позволяет увидеть в нём национальный идеал, в котором выражены народные представления о справедливости и святости веры».

  1. Замените определения названиями терминов.
  1. Изображение (или орнамент), составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты
  2. Часть сооружения (в виде галереи), отделённая от других  рядом колон.
  3. Один из типов изображения Богоматери; Богоматерь изображена без Младенца, в полный рост, с поднятыми и разведёнными в стороны руками.
  4. Полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя лопатками), воспроизводящее очертания расположенного за ним свода.
  5. Ряд декоративных ложных арочек, расположенных на фасаде здания.

5.  Издавна Киевскую Оранту называли Нерушимой стеной. Какой смысл вкладывали в это название?

                                                                                                                                 Агеева М.В.

                                                              МОУ «Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца»

                                                                                                                                       2011г.

10 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ     КУЛЬТУРА    КИЕВСКОЙ    РУСИ    

Вариант  4

  1. В чём заключается особая роля Москвы в развитии русской художественной культуры? Что представлял собой Кремль в период правления Ивана Калиты?
  2. О каком архитектурном памятнике идёт речь?

                          Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса вплоть до самого купола, - главная примечательность собора, придающая ему особую лёгкость и изящество. Фигуры Христа, пророков и апостолов, христианских мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями. Рельефы нигде не повторялись и располагались поясами сверху вниз. Наиболее значимые сюжеты располагались под закомарами и выше них. Скульптурное убранство этого собора - одно из высших достижений владимирских резчиков, составляющее славу и особую гордость древнерусского искусства.                                                      

  1. О каком памятнике изобразительного искусства идёт речь? Где оно находится?

                        «Окружённая мерцанием золотой смальты, облачённая в праздничные сине-золотистые одежды, ниспадающие мастерски переданными складками, она поднимается над алтарём и производит неизгладимое впечатление на присутствующих своей внутренней силой, уверенностью и мудростью. Спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимались как олицетворение заступничества крещёного народа, защиты града и держав».

  1. Замените определения названиями терминов.
  1. Изображение, выполненное по свежей штукатурке водяными красками.
  2. Часть храма, несущая купол
  3. Восточная часть храма, отделённая от остальных помещений иконостасам
  4. Внутренние опоры свода храма
  5. Раствор извести, песка и толченого кирпича.

5.  Христианская символика чисел четко прослеживается в истолковании количества церковных глав. Сколько глав могло быть у древнерусского храма и почему?

                                                                                                                                 Агеева М.В.

                                                              МОУ «Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца»

                                                                                                                                       2011г.

10 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ     КУЛЬТУРА    КИЕВСКОЙ    РУСИ    

Вариант  5

  1. В чём заключается особая роля Москвы в развитии русской художественной культуры? Что представлял собой Кремль в период правления Ивана Калиты?
  2. О каком архитектурном памятнике идёт речь? Кто архитектор?

      Монументальный пятиглавый собор, выстроенный из особо прочного кирпича и облицованный белым камнем, стал первым на Руси храмом зального типа с крестовыми сводами.  Новизна заключалась в строгой разбивке прямоугольного плана собора на двенадцать равных квадратов. Сторона каждого из них равнялась ширине средней апсиды Успенского собора во Владимире. Шесть столбов внутри собора обозначали воображаемые углы квадратов. Два ряда узких щелевидных окон не нарушали монолитности сооружения, а подчёркивали высоту и стройность.

  1. О каком памятнике изобразительного искусства идёт речь? Где оно находится?

                        «Прославление  христианского мученика и святого стало главной целью создавшего её мастера. Характерную особенность образа составляют большие размеры восседа-ющей на троне фигуры в традиционном воинском одеянии, эффективность разворота, подчёркнутая демонстративность жеста (святой вынимает меч из ножен), победный, почти гипнотический взор. В целом образ вызывает ассоциации с неприступностью града, защитой державы и христианской веры».

  1. Замените определения названиями терминов.
  1. Изображение святых и их деяний на деревянных досках натуральными красками.
  2. Пристройка к основному зданию или дополнительный храм, устроенный внутри основного.
  3. Цилиндр со щелевидными окнами.
  4. Полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя лопатками), воспроизводящее очертания расположенного за ним свода.
  5. Прямоугольное в плане здание, разделённое рядами колонн на ряд продольных галерей.

5.   Назовите русских иконописцев и наиболее известные их произведения.

                                                                                                                                 Агеева М.В.

                                                              МОУ «Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца»

                                                                                                                                       2011г.

10 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ     КУЛЬТУРА    КИЕВСКОЙ    РУСИ    

  Вариант 6.

  1. Какой тип сооружений был характерен для новгородского зодчества?
  2. О каком архитектурном памятнике идёт речь? Что известно о его создателях?

    Архитектурная жемчужина Москвы не имела прямых аналогов, её композиция уникальна и неповторима. «Множеством куполов возглавлен этот собор; есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посередине высится над всеми купол русский – объединяющий всё здание. Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».                                            

  1. О каком памятнике изобразительного искусства идёт речь? Где оно находится?

    Шедевр византийской иконописи. Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В её образе выражено то, что близко и понятно всем людям, -  идея жертвенности материнской любви. В её глазах – светлая печаль. Её тонкие уста плотно сомкнуты, в уголках рта затаилась тревога и горечь. Младенец  нежно прижался личиком к матери и обвил её шею рукой. Мария левой рукой придерживает ребёнка, как бы пытаясь защитить его от уготованной ему судьбы.

  1. Замените определения названиями терминов.
  1. Церковь, имеющая план в виде равноконечного (греческого) креста, с перекрытой куполом центральной частью, который покоился на 4-х свободно стоящих столбах, соединённых арками.
  2. Архитектурно оформленный вход в здание.
  3. Полукруглый в плане выступ алтарной стены.
  4. венчающая часть церкви в форме цилиндра, которая  несет на себе купол
  5. Широкий и плоский обожженный кирпич, основной строительный материал в архитектуре Византии и русском храмовом зодчестве XI-XIII вв.

5.  Опишите характерное строение древнерусского храма.

                                                                                                                                 Агеева М.В.

                                                              МОУ «Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца»

                                                                                                                                       2011г.

10 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ     КУЛЬТУРА    СРЕДНЕВЕКОВОЙ    РУСИ    

Вариант  7

  1.  В чём заключается своеобразие зодчества Владимиро-Суздальского княжества?
  2. О каком архитектурном памятнике идёт речь?

                        Яркий образец памятников новгородского зодчества последней трети 12 века. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, она производит впечатление монументального сооружения. Объем церкви, увенчанной одним куполом, покоящимся на четырёх столпах, разделён на три нефа и завершён с востока тремя алтарными апсидами. Единственное украшение – аркатурный пояс под  куполом массивного барабана, прорезанного восемью узкими окнами.  Мировую известность церкви принесли фрески.

  1. О каком памятнике изобразительного искусства идёт речь? Кто его автор?

                       «Прославление  христианского мученика и святого стало главной целью создавшего её мастера. Характерную особенность образа составляют большие размеры восседающей на троне фигуры в традиционном воинском одеянии, эффективность разворота, подчёркнутая демонстративность жеста (святой вынимает меч из ножен), победный, почти гипнотический взор. В целом образ вызывает ассоциации с неприступностью града, защитой державы и христианской веры».

             4.   Замените определения названиями терминов.

  1. Изображение (или орнамент), составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты
  2. Полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя лопатками), воспроизводящее очертания расположенного за ним свода.
  3. Ряд декоративных ложных арочек, расположенных на фасаде здания.
  4. Изображение, выполненное по свежей штукатурке водяными красками.
  5. Восточная часть храма, отделённая от остальных помещений иконостасам

5.  Христианская символика чисел четко прослеживается в истолковании количества церковных глав. Сколько глав могло быть у древнерусского храма и почему?

10 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ     КУЛЬТУРА    СРЕДНЕВЕКОВОЙ    РУСИ    

Вариант  8

В чём заключается своеобразие зодчества Киевской Руси?

  1. О каком архитектурном памятнике идёт речь?

                        В простых и благородных пропорциях устремлённого ввысь храма зодчим удалось передать удивительную лёгкость и стройность. Изящный четырёхстолпный храм с членением наружных стен на три неравные прясла венчала глава, поставленная на четырехгранный пьедестал. Главное декоративное убранство храма составляет аркатурно-колончатый пояс. Этот храм – настоящий гимн красоте и гармонии человека и природы.

  1. О каком памятнике изобразительного искусства идёт речь? Где он хранится?

            Шедевр византийской иконописи. Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В её образе выражено то, что близко и понятно всем людям, -  идея жертвенности материнской любви. В её глазах – светлая печаль. Её тонкие уста плотно сомкнуты, в уголках рта затаилась тревога и горечь. Младенец  нежно прижался личиком к матери и обвил её шею рукой. Мария левой рукой придерживает ребёнка, как бы пытаясь защитить его от уготованной ему судьбы.

  1. Замените определения названиями терминов.
  1. Вид живописи, религиозный по темам и сюжетам, культовый по назначению.
  2. Изображение, выполненное по свежей штукатурке водяными красками.
  3. Цилиндрическая часть здания, служащая опорой купольному покрытию.
  4. Полукруглое или килевидное завершение наружной стены здания, повторяющее очертания расположенного за ней свода.
  5. Прямоугольное в плане здание, разделённое рядами колонн на ряд продольных галерей

5.  Опишите характерное строение древнерусского храма.

10 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ     КУЛЬТУРА    СРЕДНЕВЕКОВОЙ    РУСИ    

Вариант  9

  1. В чём заключается своеобразие зодчества Великого Новгорода??
  2. О каком архитектурном памятнике идёт речь?

                          Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса вплоть до самого купола, - главная примечательность собора, придающая ему особую лёгкость и изящество. Фигуры Христа, пророков и апостолов, христианских мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями. Рельефы нигде не повторялись и располагались поясами сверху вниз. Наиболее значимые сюжеты располагались под закомарами и выше них. Скульптурное убранство этого собора - одно из высших достижений владимирских резчиков, составляющее славу и особую гордость древнерусского искусства.                                                      

  1. О каком памятнике изобразительного искусства идёт речь? Где  находится?

                        «Окружённая мерцанием золотой смальты, облачённая в праздничные сине-золотистые одежды, ниспадающие мастерски переданными складками, она поднимается над алтарём и производит неизгладимое впечатление на присутствующих своей внутренней силой, уверенностью и мудростью. Спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимались как олицетворение заступничества крещёного народа, защиты града и держав».

  1. Замените определения названиями терминов.
  1. Изображение, выполненное по свежей штукатурке водяными красками.
  2. Часть храма, несущая купол
  3. Восточная часть храма, отделённая от остальных помещений иконостасам
  4. Внутренние опоры свода храма
  5. Раствор извести, песка и толченого кирпича.

5.   Назовите самые известные фрески и иконы работы Феофана Грека, укажите характерные особенности его творческой манеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверрочная работа по теме "Художественная культура Древней Греции"

проверочная работа по теме "Художественная культура Древной Греции" . используется для итогового  контроля усвоения  соответствующей темы, в 1 классе художественного отделения  дши. сод...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Контрольная работа по теме «Художественная культура Античности». МХК 10 класс

Предсталены контрольные задания для проверки знаний учащихся 10 класса по теме "Художественная культура Античности"...

Контрольная работа по теме «Художественная культура Древнего мира». МХК 10 класс

Представлены контрольные задания для проверки знаний учащихся 10 классов по теме "Художественная культура Древнего мира"...

Контрольная работа по теме «Художественная культура XIX века». МХК 11 класс

Представлены контрольные задания для проверки знаний учащихся 11 классов по теме "Художественная культура ХIХ века"...

Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII – XVIII вв.». МХК 11 класс

Представлены контрольные задания для проверки знаний учащихся 11 классов по теме "Художественная культура XVII – XVIII вв."...

Контрольная работа по теме «Художественная культура Античности», 10 класс

Контрольная работа по теме «Художественная культура Античности» создавалась для контроля знаний учащихся 10 класса. Разноуровневые задания (тесты, творческая работа) помогут оценить знания учащихся по...