Архитектура современного города.
план-конспект урока по мхк на тему

Шестакова Лариса Васильевна

Урок даёт представление об архитектуре современного города, знакомит с современными архитетурными постройками,создаёт условия для понимания роли архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_9_klass_razrabotka_uroka_shestakova_l.v.docx159.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок искусства. 9 класс.

Учитель: Шестакова Лариса Васильевна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнемордокская СОШ» Глушковского района Курской области

Тема: «Архитектура современного города».

Цели: 

1.Обучающая: сформировать у обучающихся представление об архитектуре современного города, ознакомить с современными архитектурными постройками, создать условия для понимания роли архитектурного дизайна в формировании городской среды.

 2. Развивающая: развивать  творческую активность, способности, образное мышление, аналитическое мышление.

3.Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности,

 умение работать в группе.

Задача:

1.Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме «Архитектура современного города», раскрыть основные понятия.

2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, чувство товарищества.

3.Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, творческие способности.

4. Содействовать формированию художественного вкуса.

Тип урока: введение новых знаний.

Опорные понятия: конструктивизм, рационализм, функционализм, ассиметрия, монументальная живопись,  декоративная скульптура, бионика

Оборудование и материалы, используемые на уроке:

1.Ноутбук.

2.Учебник: Искусство. 8-9 класс/Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д./ с.142-145

3. Презентация: «Архитектура  современного  города».

Оформление классной доски:

 Пьер Шеффер – один из пионеров коллажной техники, автор термина  «конкретная музыка».

 Оливье Мессиан – французский органист, композитор.

Структура урока:  

1.Организационный момент – 3 мин.

2. Подготовительный момент (повторение)- 10 мин.

3. Изложение  учебного  материала- 20 мин.

4. Практическая работа – 9 мин.

5.  Итог – 3 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

обращаю внимание на дисциплину, готовность к уроку, отсутствующих.

  1. Подготовительный момент (повторение).

Обучающиеся отвечают на вопросы по предыдущей теме: «Архитектура исторического города»:

1.Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Архитектура – отзвучавшая мелодия»?

2. Что общего между музыкой и архитектурой?

3. Расскажите об особенностях градостроительства а период античности, приведите примеры.

4. Расскажите об особенностях архитектурных сооружений в эпоху средневековья, приведите примеры.

5.  Расскажите о различиях между западноевропейскими  и русскими городами, приведите примеры.

III.Формирование знаний. Изложение учебного материала

Учитель:  Дорогие дети!  Каждый город имеет своё собственное лицо, запечатлённое в памятниках архитектуры, в специфике современной планировки и строительства. Современные города и современные районы исторических городов тщательно планируются архитекторами. На чертежах и макетах выверяются не только расположение и размеры будущих жилых зданий, но и вся инфраструктура микрорайона, в которую включены магазины, школы, детские сады, поликлиники, места отдыха (скверы, парки, и т.д.), – всё то, что необходимо для нормальной жизни человека.

   В современных микрорайонах строятся типовые, очень похожие друг на друга жилые дома. Однако общественные здания часто возводятся по специальным проектам, и в них, так же как и прежде, архитектура отражает духовные устремления людей и воздействует на их эмоциональное восприятие. Таким зданием является особняк Рябушинского,  построенный по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля.

Главным украшением дома является парадная лестница-волна, расположенная в центре здания, в холле высотой 12 метров. Образы волны, моря отражали неспокойное состояние общественной жизни России начала XX века.

В построенном доме торжествует кубический объём, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперёд плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов. Облицовка светлым глазурованным кирпичом и широкий мозаичный фриз с изображением ирисов, охватывающий поверху здание, выявляют эстетическую выразительность глади стен, прорезанных квадратами больших окон. По рисункам Шехтеля художником Виноградовым были созданы девять витражей, которые выполняют не только декоративную роль, но и решают архитектурные задачи. Так, большой пейзажный витраж с соснами и уходящими вдаль полями, создаёт иллюзию окна, увеличивая ограниченное внутреннее пространство.

Символично была решена Шехтелем молельня, увенчанная круглым куполом, расположенная в мансарде, в северо-западном углу дома. Рябушинские были старообрядцами и в момент постройки здания эта комната была тайной. Дорога туда начинается на втором этаже колонной с массивной капителью, состоящей из прекрасных лилий — символа чистоты — и отвратительных саламандр, символизирующих зло. Узкая галерея (путь к добру узок и тернист) ведёт к чёрной (не парадной) лестнице.

Хозяин дома, С. П. Рябушинский, вошёл в историю русской культуры как один из первых, кто начал научную расчистку и реставрацию древних икон. В доме находилась реставрационная мастерская. После 1917 года особняк Рябушинского был муниципализирован и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству РСФСР, Государственному Психоаналитическому институту, детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе», «Всесоюзному обществу культурной связи с заграницей».

С 1931 года в особняке жил М. А. Горький. Ныне особняк Рябушинского занимает мемориальный дом-музей Горького, который был открыт в мае 1965 года, и является частью Института мировой литературы имени Горького.

Особняк и здание служб отнесены к категории объектов культурного наследия федерального значения.

   Язык архитектуры всегда современен, так как он учитывает физиологию и психологию человека. Особенностью архитектуры XX века, послужившей основанием  для архитектурных  форм и  технологий XXI  века, стали  невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства. В это время стала активно развиваться органическая архитектура, основным принципом которой является уподобление художественных форм природным, естественным объектам.

Заимствуя у природы необходимое и полезное, познавая ее законы, человек должен пойти дальше природы. «Органический» характер архитектуры используется для обозначения трех ее аспектов – экологически безопасные материалы, натуральные ландшафты и биологические формы. Появление новых строительных материалов и технологий позволило облегчить вес конструкций, более рационально организовать внутренне пространство помещения.  Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре  Фрэнк Ллойд Райт -американский архитектор-новатор. Он начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой. В 19351939 годах Райт строит  «Дом над водопадом». Сооружение высится над водопадом, в сотне километров от Питтсбурга. После завершения постройки журналисты называли этот дом "очень красивой работой", а теперь он считается одним из лучших зданий за всю историю американской архитектуры. Дом над водопадом выстроен Фрэнком Райтом для Эдгара Кауфмана старшего, преуспевающего предпринимателя из Питтсбурга. Он владел некоторыми землями за городом, в том числе и водопадом. Когда хижины, в которых Кауфман с семейством поселялся, выезжая в те места, стали ветшать, Кауфман обратился к Райту.

Фрэнк Райт отправился к водопаду, обследовал его. Обследовал камни, деревья – весь ландшафт.И глубоко задумался. Девять месяцев ушло у архитектора на то, чтобы выносить идею. Когда Кауфман узнал о том, что дом будет выстроен не у водопада, что, вроде бы, само собой напрашивалось, а НАД водопадом, он очень удивился. Постройка шедевра часто омрачалась конфликтами между Райтом, Кауфманом и строительным подрядчиком. Недовольство Кауфмана, в частности, вызывало то, что, находясь внутри дома, водопад можно слышать, но ВИДЕТЬ водопад можно только с балкона верхнего этажа. К тому же Кауфман продемонстрировал проект дома фирме инженеров-консультантов. И те выразили сомнение, в том, что Райт обладает достаточным опытом в работе с железобетоном. Архитектор тогда сказал Кауфману, что да, так и есть и собрался уже бросить работу, выйти из проекта. Но Кауфман извинился, и доклад инженеров-консультантов впоследствии замуровали в стене дома.

Подрядчик же тоже производил свои расчёты и вносил некоторые самовольные изменения. Это вызывало гнев Райта. Что бы там ни было, архитектор усиленно гнул свою линию. В октябре 1937 года строительство Дома над водопадом было завершено.

Строительство дома обошлось Эдгару Кауфману в 155 тыс. долларов. 155 тыс. долларов в 1937 году – это то же, что 2,5 млн. долларов в 2009-м.

В Доме над водопадом семья Кауфманов проводила выходные с момента его появления до 1963 года. А потом Эдгар Кауфман младший подарил этот дом Заповеднику Западной Пенсильвании. Теперь дом используется в качестве музея. В наши дни в нём бывает 120 тыс. посетителей ежегодно.

Дом над водопадом выступает в качестве одного из величайших шедевров архитектуры – с его динамизмом и его интеграцией в поразительное природное окружение.

    Французский архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье  впервые начал использовать в своих постройках сборные модули из железобетона. Ле Корбюзье ( настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) достиг известности благодаря своим постройкам, всегда самобытно оригинальным, ярким примером является Капелла Нотр –Дам –дю -О.  Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приёмы стали привычными чертами современного строительства. Необыкновенную популярность творчества Ле Корбюзье в мире можно объяснить универсальностью его подхода, социальной наполненностью его предложений. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринуждённостью, чем раньше.

   Появление  оригинальных форм, конструкций и материалов привело к зарождению в архитектуре таких направлений, как конструктивизм, рационализм, функционализм).

(Обучающиеся записывают определения в тетрадь).

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусствеархитектурефотографии и декоративно-прикладном искусстве, Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Рационали́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920 — начале 1930 гг. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом.

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауc») и Нидерландах (Я. Й. П. Оуд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Сами названия говорят о том, что архитекторы стремились к созданию целесообразной, комфортной атмосферы с простыми и ясными формами зданий. Для выразительности их художественного образа используются ассиметрия, контрастное противопоставление горизонтальных и вертикальных плоскостей, гармоничное сочетание постройки с окружающим пейзажем.

    Современные архитекторы пользуются открытиями бионики – науки, которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем. В архитектуре на основании свойства различных объектов природы создаются аналогичные формы. Например, формы пчелиных сот, колосьев, раковин, кукурузных початков и т.д. Ярким примером является здание «Корнишон»  архитектора Нормана Фостера. Зайдите в поисковую систему google и поищите картинки по запросу корнишон (наберите по-английски - gherkin). А теперь взгляните на результаты поиска. Наверняка на первой странице вы увидите одну-две картинки с маленькими огурчиками, а на остальных будет изображено некое здание. Это и будет знаменитый лондонский небоскреб.

 Фостер родился в Манчестере (Англия), в семье, принадлежащей рабочему классу. Покинув школу в 16 лет, он работал в офисе казначея Манчестера. Затем проходил службу в Королевских ВВС. После выпуска в 1961 году Фостер посещал Манчестерский университет градоустройства и архитектуры. Два года учился в Школе архитектуры Йельского университета, где получил ученую степень магистра и встретил Ричарда Роджерса, вместе с которым создал «Бюро четверых». Из недр этого учреждения вышел весьма широко распространившийся стиль «хай-тек», основа которого была заложена в постройках русского архитектора В. Г. Шухова в конце XIX века. Сам Фостер в интервью называет Шухова своим кумиром и широко использует в своём творчестве шуховские сетчатые оболочки.  До 50-х годов XX века в Лондоне не строили зданий выше 100 футов – дабы пожарные лестницы могли доставать до верха всех зданий. Но потом чопорные лондонцы отступили перед натиском прогресса и начали возводить небоскребы один другого удивительнее. «Корнишон» как раз из них.

Высота его составляет 180 метров. Кроме запоминающегося оригинального облика, небоскреб отличился и еще по нескольким параметрам. Например, это первое экологически чистое здание в Великобритании. При его строительстве экология практически не пострадала, ну и при эксплуатации не должна, по замыслу создателей, сильно нарушаться. В 2004 году за это его назвали лучшим зданием года, причем жюри из Королевского института британских архитекторов вынесло решение единогласно, что случилось в первый раз за всю девятилетнюю историю награды. 

Ещё одно здание, созданное на основании свойства различных объектов природы, великолепное здание Сиднейской оперы. Сиднейский оперный театр одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии и одной из главных достопримечательностей континента — парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире и с 1973 года является, наряду с мостом Харбор-Бридж, визитной карточкой Сиднея. Сиднейский оперный театр был открыт  20 октября 1973 года королевой Англии Елизаветой II. Несмотря на применённую концепцию сферических оболочек, решавшую все проблемы строительства и удачно подходящую для массового производства, точного изготовления и простоты монтажа, - строительство затянулось, в основном из-за внутренней отделки помещений. Планировалось, что строительство театра займет четыре года и будет стоить семь миллионов австралийских долларов. Однако опера строилась целых четырнадцать лет и обошлась в 102 миллиона долларов. Здание Сиднейского оперного театра выполнено в стиле экспрессионизма с радикальным и новаторским дизайном. Здание занимает площадь в 2,2 гектара. Его длина составляет 185 метров, а максимальная ширина 120 метров. Здание весит 161 000 тонн и опирается на 580 свай, опущенных в воду на глубину почти 25 метров от уровня моря. Его блок питания эквивалентен потреблению электричества одного города с населением в 25 000 человек. Электричество распределяется по 645 километрам кабеля. Кровля оперного театра состоит из 2 194 заранее изготовленных секций, её высота 67 метров, а вес более 27 тонн, всю конструкцию удерживают стальные тросы длиной в 350 километров. Кровлю театра образует серия «раковин» из несуществующей бетонной сферы диаметром 492 фута, их обычно называют «скорлупками» или «парусами», хотя это неверно с точки зрения архитектурного определения такой конструкции. Эти скорлупки созданы из сборных, бетонных панелей в форме треугольника, которые опираются на 32 сборные нервюры, из того же материала. Все нервюры составляют часть от одного большого круга, что позволило очертаниям крыш иметь одинаковую форму, а всему зданию законченный и гармоничный вид. Вся крыша покрыта 1.056.006 плитками  белого и матово-кремового цветов. Хотя издалека конструкция кажется сделанной исключительно из белой плитки, при разном освещении плитки создают разные цветовые гаммы. Благодаря механическому способу укладывания плитки, вся поверхность кровли получилась идеально гладкой, что было невозможным при ручном покрытии. Все плитки были изготовлены шведской фабрикой с технологией самоочистки но, несмотря на это регулярно проводятся работы по очищению и замене некоторых плиток. Два самых крупных свода из раковин образуют потолок Концертного Зала  и Театра Оперы.  В других залах потолки образуют группы более маленьких сводов. Ступенчатая структура крыши была очень красива, но создала проблемы высоты внутри здания, т.к полученная высота не обеспечивала должной акустики в залах. Для решения этой проблемы были сделаны отдельные потолки, отражающие звук. В самой маленькой раковине в стороне от главного входа и парадной лестницы находится ресторан  Беннелонг. Интерьер здания отделан  розовым  гранитом, привезённым из региона Тарана (штат Новый Южный Уэльс), деревом и фанерой.

    Одним из красивых зданий, поражающих своей красотой и необычностью формы является –жилой дом, построенный в 1906-1910 годах в Барселоне архитектором Антони Гауди  для семьи  Мила, одна из достопримечательностей  каталонской столицы. Каса-Мила стало последней светской работой Гауди. Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж. Предусмотренные проектом лифты не были установлены в ходе строительства и появились намного позднее. Здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен. Уникальные кованые решётки балконов стали результатом импровизации Жузепа-Марии Жужоля, который сотрудничал с Гауди и в других проектах. Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических — являются характерными элементами оформления, к которым архитектор постоянно обращался, чтобы наполнить помещения в своих зданиях достаточным количеством света и свежего воздуха. Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку. Все хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, окна хозяйственных помещений и комнат прислуги выходят в три внутренних дворика.

Первоначально мнение барселонцев о новом доме было не слишком высоким, дом Мила сразу получил прозвище «Педрера»  за свой запоминающийся неровный и тяжеловесный фасад.

В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание находится в собственности местной сберегательной кассы, которая использует бывшую квартиру в бельэтаже площадью 1 000 кв. м под выставочные цели. Квартира на седьмом этаже здания оформлена в стиле 20-х годов XX века и вместе с чердачным этажом и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий. На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.

(Обучающийся зачитывает  интересные факты из биографии Антони Гауди).

-Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь. Поэтому все его дома напоминают замки из песка.

-Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве. Его внимание надолго приковывали облака, улитки, цветы… Антони мечтал стать архитектором, но при этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить так, как строит природа, и лучшими из интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами — дерево и облака.

- Когда школьный учитель заметил однажды, что птицы могут летать благодаря своим крыльям, подросток Антони возразил: крылья есть и у домашних кур, но летать они не умеют, зато благодаря крыльям быстрее бегают. И добавил, что крылья нужны и человеку, только он не всегда знает об этом. Когда Антони был студентом архитектурного семинара Барселонского университета, его руководитель не мог решить, с кем он имеет дело — с гением или сумасшедшим.

- Темой учебного проекта Гауди выбрал ворота кладбища, и это были ворота крепости — они разделяли мёртвых и живых, однако свидетельствовали, что вечный покой — всего лишь награда за достойную жизнь.

- У Гауди были разные глаза: один — близорукий, другой — дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили».

- «Это безумие — пытаться изобразить несуществующий объект», — писал он в своём юношеском дневнике.

- Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога.

- Позже он скажет: «…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, моЧтобы не «резать» помещение на части, он придумал собственную безопорную систему перекрытий. Только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные расчёты. Это программа НАСА, рассчитывающая траектории космических полётов.

- Образцом совершенства он считал куриное яйцо и в знак уверенности в его феноменальной природной прочности одно время носил сырые яйца, которые брал с собой для завтрака, прямо в кармане.

- Друзья отмечали его совершенно фантастическую ловкость, как, например, умение ловить мух на лету левой рукой.

- Гауди был художником-мастеровым в высшем смысле этого слова. Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Своё поразительное умение мыслить и чувствовать в трёх измерениях объяснял наследственностью: отец и дед — кузнецы, один дед матери — бондарь, другой моряк — «люди пространства и расположения».

- Его отец был медником, и этот факт, несомненно, оказал влияние на пристрастие Гауди к художественному литью. Многие поразительнейшие творения Гауди сделаны из кованого железа, зачастую его собственными руками.

- В молодости архитектор был рьяным антиклерикалом, однако затем стал убеждённым католиком. Последние годы зодчий провёл как аскет-отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию на создание бессмертного собора Святого Семейства, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры.

- Гауди был раздавлен между двумя трамваями 7 июня 1926. Говорят, будто движение трамваев в Барселоне впервые началось именно в этот день, но это лишь красивая легенда.

- Талант Антони Гауди был, разумеется, широко известен в Каталонии — зарисовки его складчатых сводов можно обнаружить в путевом альбоме совсем ещё молодого Ле Корбюзье. Однако по-настоящему «открыли» Гауди только в 1952 году, спустя 26 лет после смерти, когда состоялась огромная ретроспективная выставка его работ.

-Известный архитектор имеет все шансы стать самым «авангардным» святым в истории католической церкви. Ведь Саграда Фамилия — это неоготика разве что по духу, от церковных канонов в проекте остались лишь общие очертания.

-Испанские католики не раз обращались с просьбой к Папе Римскому о возможности канонизации Гауди.

       Новый смысл получили связанные с архитектурой монументальная живопись  и декоративная скульптура. В Мехико есть немало зданий, имеющих историческую ценность, но одно из них занимает совсем особое место. Это необычное сооружение напоминает крупный сверкающий перстень, каждая грань которого представляет собой отдельное произведение искусства, выполненное рукой гениального мастера. Мексика, а вместе с ней и весь мир обладают величайшим творением - "Полифорумом" Давида Альфаро Сикейроса. Д.Сикейрос считал, что монументальная живопись не может создаваться художником-одиночкой, и к созданию "Полифорума" он привлек много мастеров - гораздо больше, чем для какой-либо другой из своих работ. Они съехались со всех концов Мексики и из стран Латинской Америки, из Египта, Италии, Франции, Израиля, Японии. "Ноев ковчег", - шутили сами художники. "Всемирный интернационал", - со всей серьезностью поправлял их Д. Сикейрос. Прежде чем приступить к созданию "Капеллы", надо было организовать просторные мастерские, где бы можно было создавать проект здания и подготовить десятки панелей, покрытых живописью. Объем предстоящих художественных работ был так громаден, что эти мастерские со временем превратились в небольшой завод со специализированными цехами - сварочным, литейным, химическим, электротехническим и др. Кроме того, в них предусматривались и художественные ателье, в которых каждый из живописцев или скульпторов мог бы работать над своими эскизами или порученной ему частью росписи. Свой творческий коллектив Д. Сикейрос разделил на четыре секции, каждой из которых ставилась вполне конкретная творческая задача. Одна, например, разрабатывала общую модель здания; другая исследовала материалы, пригодные для основы под живопись и самого красочного слоя и т.д.; третья под непосредственным наблюдением самого Д. Сикейроса работала над композиционным и цветовым решением первой росписи. В четвертой секции занимались координацией отдельных частей комплекса и решением проблем оптического восприятия фресок с разных точек зрения. На этом этапе работы большую помощь творческому коллективу оказала фотография. Как только какая-нибудь идея приобретала хотя бы эскизное воплощение, ее тут же фиксировали на фотопленке. Затем изображение увеличивалось, уменьшалось, сопоставлялось с другими фрагментами, и, таким образом, фотография позволяла отобрать из огромного количества вариантов тот "единственный", который удовлетворял всех. К январю 1967 года была сделана первая модель "Капеллы Сикейроса" - модель большого здания прямоугольной формы, которое должно было расположиться на авениде Инсурхентес (улице Повстанцев) в Мехико. Тогда же были представлены эскизы грандиозной росписи "Марш человечества в Латинской Америке". Но анализ этих работ показал, что выбранная для "Капеллы" прямоугольная форма является не лучшим пространственным решением: в прямых углах между стенами и между стенами и потолком живопись практически "не работала". Д. Сикейрос же всегда в последние работы переносил фресковую живопись со стен прямо на потолок, а с него на противоположные стены. Художник утверждал, что такая живопись должна свободно "расплескиваться" в пространстве, а аккуратные прямоугольные стены сковывали этот богатырский "всплеск".

После долгих поисков было решено выстроить стены по сторонам 12-гранного многоугольника, который будет тяготеть не к кругу, а к эллипсу. В этом случае динамичность восприятия зрителем живописи приобретет еще большую напряженность и многоаспектность, да и сам зритель, в своем стремлении как можно лучше обозреть фрески, будет постоянно двигаться внутри зала. Пока решались архитектурные вопросы, шла не менее напряженная работа у художников-живописцев. Сам Д. Сикейрос определил главную тему "Полифорума" как "победный марш человечества, начавшийся на заре цивилизации и устремленный сквозь Настоящее в Будущее". Этот огромный исторический период, по мысли Д. Сикейроса, должен "спрессоваться" в один длинный день, длящийся с утра до ночи. Десятки "событий этого дня" и будут символизировать переломные моменты истории и высшие точки духовной жизни человечества, а также его самые черные, самые тягостные провалы.

Все тенденции современной архитектуры проявляются и в современной музыке. Например, в конкретной музыке, композиция которой составлялась из предварительно записанного материала(природные шумы, различные звуки) , а затем он подвергался преобразованию, после которого его части располагались в иной последовательности.

       Первопроходцем в этой области был  Пьер Шеффер (1910-1995) –один из пионеров коллажной техники, автор термина «конкретная музыка». Этот термин появился благодаря развитию звукозаписывающей техники, появлению доступных микрофонов и, как следствие, благодаря простоте проведения экспериментов.

      Оливье Мессиан (1908-1992) – французский органист, композитор и выдающийся педагог своего времени. Многие из своих работ создал на основе пения птиц, которое он тщательно изучал, нотировал (записывал нотами), а затем перекладывал на музыку. Известно такое его произведение, как «Каталог птиц».

(в процессе объяснения нового материала обучающиеся записывают в тетради фамилии архитекторов, даты их рождения)

IV.Практическая работа.

1. Рассмотрите изображения   современных архитектурных построек. Определите:

а) для каких климатических условий они созданы архитекторами;

б) какие функции они выполняют в городском ландшафте;

в) какие строительные материалы использованы для их воплощения;

г) каковы приёмы формообразования (ассиметрия, сопоставление горизонтальных и вертикальных плоскостей и др.);

д) какие природные конструкции они повторяют;

е) каким образом они вписываются в природную среду города.

2. Приведите известные вам примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры ( в современных микрорайонах  вашего города, областного центра, других городов России и мира).

V. Рефлексия.

1. В чём особенность архитектуры современного города?

2.Назовите основные тенденции в развитии направления «органическав архитектура».

3. Понравилась ли вам работать на уроке?

VI. Задание на дом. 

Учебник: с.142-145, (эл.вар.140-143)

Художественно-творческие  задания:

1. Школьная столовая, рекреация, актовый зал, спортивная площадка (эскиз-проект)

2. Архитектура Фрэнк Ллойд Райта (презентация)

3. Архитектура Федора Осиповича Шехтеля (презентация)

4. Архитектура Шарля Эдуарда Ле Корбюзье (презентация)

5. Архитектура Нормана Фостера (презентация)

         

VII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

VIII. Список использованных материалов.

  1. Искусство. 8-9 класс/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская.- М.: Просвещение, 2011.
  2. www.nsportal.ru
  3. ru. wikepedia.org
  4. www.archi.1001chudo.ru
  5. www.ikleier.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для уроков в 9 классе по теме: "Архитектура современного города. Органическая архитектура"

Материал подготовлен для учителя. Ознакомление учащихся с органической архитектурой современного города, с проектами архитекторов по созданию экологически чистых построек, городов и их связь с окружаю...

Архитектура современного города

Архитектура современного города...

Архитектура современного города 9 класс

Презентация к уроку МХК "Архитектура современного города" 9 класс...

"Архитектура современного города"

Рабочий материал к уроку искусства....

Урок искусства в 8 классе по теме: "Архитектура современного города"

Тема урока:«Архитектура современного города» Цель урока:Сформировать представление об архитектурном стиле, бионика, современного города.Задачи урока:·...

План-конспект урока «Архитектура современного города. Органическая архитектура» 9 класс

План-конспект урока «Архитектура современного города. Органическая архитектура» 9 класс...

Презентация к открытому уроку "Архитектура современного города"

В презентации дается определение понятия "стиль". Рассматривается два вида современных архитектурных стилей, а именно "Био - тек" и "Хай - тек".(Данная презентация я...