Объем знаний по МХК.
консультация по мхк (10 класс) на тему

Рекомендуемый объем знаний по МХК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obem_znaniy_mhk.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Понятия: Культура, искусство, художественная культура, виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, фото, дизайн), изобразительные виды искусства.

Произведения:
по одному произведению разных видов искусства по выбору учителя.

РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА

     

Тема 2.1. Наскальная живопись.
Понятия: составные части краски (пигмент, связующее вещество, растворитель), краски растительные и минеральные, охра, пиктография.
Произведения:
наскальная живопись из Ласко, Нио, Фон-де-Гом, Каповой пещеры, пещеры “Трех братьев” (по выбору учителя).

     

     Тема 2.2. Мегалитическая архитектура.
Понятия: Мегалиты, менгир, кромлех, дольмен, стоечно-балочная конструкция.
Произведения:
Кромлех “Стоунхендж” (Англия).


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

РАЗДЕЛ 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

       

Тема 3.1. Погребальные комплексы (Гизе).
Понятия: Принцип “коридора” в архитектуре, структура заупокойного храма (нижний храм, дорога восхождения, гробница), мастаба, пирамида, ступенчатая пирамида, погребальная камера, саркофаг, ложный свод, фаюмский портрет, мумия, ушебти, КА, сфинкс.
Произведения:
комплекс Великих пирамид в Гизе,
ступенчатая пирамида Джоссера,
большой сфинкс фараона Хефрена.

       

         Тема 3.2. Храмовые комплексы.
Понятия: колонна, виды египетских колонн (пальмовидная, папирусовидная, лотосовидная), пилон, перистильный двор, гипостильный зал, святилище, алтарь, обелиск.
Произведения:
храмовый комплекс Карнака или Луксора (по выбору учителя).

       

Тема 3.4. Развитие скульптуры в Древнем Египте.
Понятия: рельеф, виды рельефа (углубленный, выпуклый, плоский), барельеф, горельеф, монументальная скульптура, кубическая статуя, египетский скульптурный канон, “архаический” способ работы с каменной глыбой.
Произведения:
стела (палетка) Нармера,
кубическая статуя (любая по выбору учителя),
Рахотеп и Нофрет,
сидящий писец (Лувр или ГМИИ им. А.С. Пушкина),
золотая маска Тутанхамона,
скульптурный портрет Нефертити,
статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе,
фасад храма Рамсеса II в Абу-Симбеле.

РАЗДЕЛ 4. КУЛЬТУРА МЕЖДУРЕЧЬЯ.

       

Тема 4.1. Город и зиккурат.
Понятия: зиккурат, клинопись, круглая печать.
Произведения:
зиккурат в Уре (реконструкция),
ворота Иштар из Вавилона (реконструкция),
зиккурат Этеменанки (реконструкция),
статуя быка-шеду из дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукине.

РАЗДЕЛ 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

       

Тема 6.1. Буддийские и индуистские храмы и монастыри.
Понятия: глиптика, мелкая пластика, ступа, реликварий, мандала, чайтья, вихара, древнеиндийский скульптурный канон.
Произведения:
ступа в Санчи,
скальный храм в Аджанте (любой),
чайтья в Карли (интерьер),
храм Шивы в Мамалапураме,
бронзовая статуэтка танцовщицы (хараппская культура),
Львиная капитель из Сарнатха.

       

Тема 6.4. Синтез искусств в Древней Индии.
Понятия: синтез искусств, раса, рага.
Произведения:
любой фрагмент индийской раги (по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

       

Тема 7.1.Архитектура китайского дома, дворца, храма.
Понятия: каркасный принцип в архитектуре, иероглиф, каллиграфия.
Произведения:
Великая китайская стена,
Пагода (любая по выбору учителя),
ансамбль Императорского дворца в Пекине,
ансамбль храма Неба в Пекине.


       
ТЕМА 7.2. СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ПОГРЕБАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

Понятия: структура древнекитайской гробницы (ворота, аллея Духов, могильный холм, усыпальница).

Произведения:
Погребальный комплекс императора Цинь Шихуанди, Комплекс погребений императоров династии Мин у горы Таньшоушань.


РАЗДЕЛ 8. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

       

Тема 8.1.Дворцы Крита и их росписи.
Понятия: лабиринт, лабрис, световой колодец, ритон.
Произведения:
Тронный зал дворца в Кноссе,
Росписи дворца в Кноссе (“Парижанка”, “Игры с быком”),
Дворец в Кноссе (реконструкция),
статуэтка богини со змеями,
золотая “маска Агамемнона”,
“ Львиные ворота” в Микенах.

       

Тема 8.2. Классический греческий храм, его ордерная структура.
Понятия: фасад и план здания, конструкция и тектоника, ордер, части ордера (стереобат, стилобат, база, ствол колонны, капитель, каннелюры, энтазис, архитрав, фриз, карниз, антаблемент, метопа, триглиф), портик, фронтон, ордер дорический, ордер ионический, ордер коринфский, модуль.
Произведения:
фрагменты античных храмов (по выбору учителя)

       

Тема 8.4. Афинский акрополь.
Понятия: акрополь, пропилеи, храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, толос, наос (целла), пронаос, хризоэлефантинная скульптурная техника, кариатида
Произведения:
Афинский акрополь (Пропилеи, Храм Нике Аптерос, Парфенон, Эрехтейон),
Фидий “Афина Промахос” (реконструкция).

       

Тема 8.5. Этапы развития греческой скульптуры.
Понятия: скульптура, материал скульптора (камень, глина, гипс, дерево, слоновая кость), способы работы с материалом (лепка, высекание, литье), курос, кора, Ћархаическая улыбкаЛ, греческий классический скульптурный канон, “классический” способ работы с каменной глыбой, постамент.
Произведения:
“ Дельфийский возничий”,
Курос и кора (любые по выбору учителя),
Мирон “Дискобол”, “Афина и Марсий”,
Поликлет “Дорифор”,
Пракситель “Гермес с Дионисом”, “Афродита Книдская”,
Агесандр “Афродита Милосская”, “Ника Самофракийская”,
Агесандр, Полидор, Атенадор “Лаокоон”,
скульптуры алтаря Зевса в Пергаме.

       

Тема: 8.7. Греческая керамика и ее роспись.
Понятия: глина, этапы изготовления керамического изделия (добыча глины, выдерживание, замес и перебивание, формовка, роспись, обжиг, глазурование), гончарный круг, ангоб, глазурь, терракота, керамика, антропоморфные части сосуда (тулово, горло, шейка, венчик, ручки, нога), кратер, пифос, лекиф, античные стили вазописи (Камарес, ковровый, геометрический, чернофигурный, краснофигурный).
Произведения:
по одному произведению каждого из стилей античной вазописи (по выбору учителя).

       

Тема 8.8. Древнегреческий театр.
Понятия: Амфитеатр, орхестра, пароды, скена, проскений, теларий, маска, котурны, театральная машина, хор и полухорие, актер, сатир, трагедия, комедия.
Произведения:
театр в Эпидавре или театр в Афинах (по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 9. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.

       

Тема 9.1.Особенности древнеримской архитектуры.
Понятия: ордер тосканский, ордер композитный, арка, бетон, свод, купол, замковый камень, триумфальная арка, триумфальная колонна, цирк, акведук, термы, римская дорога.
Произведения:
Колизей,
Капитолийская волчица,
Пантеон,
храм Весты на “Бычьем форуме”,
колонна Трояна,
арка Тита или Константина (по выбору учителя),
Гарский мост (акведук),
Аппиева дорога в Риме.

       

Тема 9.2. Древнеримская скульптура от каноп этрусков до скульптурного портрета.
Понятия: канопа, “буккеронеро”, скульптурный портрет, статуя “тогатус”.
Произведения:
статуя Авла Метела (“Брут”),
статуя Августа из Прима Порта,
статуя Августа из Кум,
конная статуя Марка Аврелия,
скульптурный портрет Цецилия Юкунда,
статуя Коммода в виде Геркулеса,
скульптурный портрет Салонины,
скульптурный портрет Филиппа Аравитянина.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

РАЗДЕЛ 10. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ В IV - XI ВЕКАХ

       

Тема 10.1. Типы византийских храмов и их структура.
Понятия: базилика, неф (корабль), атриум, неф-трансепт, апсида, конха, система освещения базилики, центрические храмы, крестово-купольный храм (бесстолпный, двухстолпный, четырехстолпный), скальный храм.
Произведения:
церковь Санта Мария Маджоре в Риме,
храм Св. Софии в Константинополе,
храм св. Марка в Венеции,
церковь Сан-Витале в Равенне (интерьер).

       

Тема 10.3. Иконоборчество и теория иконописи.
Понятия: икона, образ и изображение, иконопись, мозаика, смальта, благодать, чудотворная икона, символика иконного ракурса (фас, профиль, полуоборот), композиция иконы, обратная перспектива, система света и цвета в иконописи.
Произведения:
отдельные византийские мозаики (по выбору учителя).

       

Тема 10.5. Реформа церковной музыки, ее жанры.
Понятия
: литургия, гимн, псалм, канон (жанр церковной музыки), тропарь, стихира, Октоих, антифонное исполнение, клирос, каннонарх, регент, невмы.
Произведения:
фрагменты византийского или русского духовного пения XI - XII веков (по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 11. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ IX - XI ВЕКОВ.

     

Тема 11.1. Деревянное строительство в Древней Руси (дом, храм, поселение).
Понятия
: бревно (“русский модуль”), сруб, венец, ряж, соединение бревен (в режь, в лапу, в обло), четверик, восьмерик, клеть, подклет, части самцовой кровли (слега, курицы, поток, тес, конек, шелом), дранка, причелины и полотенца, верхи (клетский, шатровый, кубоватый, бочка, крещатая бочка), лемех, гонт, матицы, “небо”, четырехстенка и пятистенка, переруб, сени, форма организации жилого комплекса (кошель, глаголь, брус), горница, поветь, курная изба, воронцы, волоковые и косящатые окна, изба, избяный углы (красный, печной, задний), светец и камелек, село, деревня, погост, церковь и часовня, било и клепало, колокольня и звонница.
Произведения:
Ансамбль погоста Кижи (Карелия),
Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой (реконструкция)

       

Тема 11.2. Орнамент в художественной культуре.
Понятия
: орнамент, укорененный орнамент, порядок, гармония, равновесие, мотив орнамента, симметрия, виды симметрии (зеркальная, осевая, перенос), бордюр, розетка и сеть, геометрический орнамент, растительный орнамент, звериный орнамент, оберег.
Произведения:
фрагменты орнаментов (по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 12. РАННЕХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА.

       

Тема 12.1. Искусство катакомб.
Понятия
: катакобмы, иносказание в искусстве, основные иносказательные изображения (пастух — Христос, Орфей — Давид, Персей — св. Георгий, Одиссей — верный христианин и т.д.), символическое изображение души человека, Оранта
Произведения:
любое изображение катакомб (по выбору учителя).

       

Тема12.4. Придворная академия Карла Великого.
Понятия
: каролинги, Академия, “ученая поэзия”.
Произведения:
Дворцовая капелла в Аахене,
Алкуин “Словопрение весны с зимою”.

       

Тема 12.7. Григорианский хорал и светская музыка Средневековья.
Понятия
: хорал, григорианский хорал, монодия, модус мелодический и модус ритмический, полифония, параллельный и свободный органум.
Произведения:
любой фрагмент григорианского хорала (по выбору учителя),
любой фрагмент параллельного органума (по выбору учителя),
Вальтер фон дер Фогельвейде “Mir hat, her Gerbart Atze” — 2.12,
Аноним “L`homme armee” — 1.00,
Аноним (школа Нотр-Дам) “Domino” — 1.20,
Аноним “Королевская эстампида № 4” — 2.40.

РАЗДЕЛ 13. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Тема 13.1. Романская архитектура (собор и крепость).
Понятия
: романский стиль, полукруглая арка, коробовый свод, стена как архитектурная форма, романский строительный модуль, феодальный замок, донжон, зальный дворец, монастырь, романский храм, портал, “княжеский портал”, тимпан, символика частей средневекового храма, роза (окно).
Произведения:
гробница Теодориха в Равенне, собор в Вормсе, соборный комплекс в Пизе (собор, баптистерий, кампанила — “Падающая башня”).

       

Тема 13.2. Деревянная и каменная средневековая скульптура.
Понятия
: тимпан, статуя-колонна, распятие, леттерна, натурализм и символизм в скульптуре, донатор, сень.
Произведения:
Собор Св. Петра и Св. Георгия в Бамберге (скульптура по выбору учителя),
Собор Св. Маврикия в Магдебурге (скульптурная группа “Девы мудрые и неразумные”),
фрагменты деревянных резных алтарей работы М. Пахера, Ф. Штосса, Т. Рименшнайдера (по выбору учителя).

       

Тема 13.3. Католическая месса.
Понятия
: месса, ординарий (ordinarium), проприй (proprium), пение и речитация, основные части ординария (Kyrie eleison, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei), реквием, короткая месса (missa brevis).
Произведения:
Ж. Депре “Missa Budda”, Kyrie eleison (средняя часть) — 1.32;
Я. Обрехт “Missa Maria Zart”, Kyrie eleison — 1,47;
Палестрина “Месса Папы Марчелло”, agnus Dei — 1.58;
В. Моцарт “Реквием”: Dies irae — 1.55,
В. Моцарт “Реквием”: Lacrivosa — 3.29.

       

Тема 13.4. Церковный театр Средневековья.
Понятия
: литургическая драма, полулитургическая драма (драма на паперти), паперть, симультанная декорация, миракль, мистерия.
Произведения:
литургическая драма “Tractus stellae” (фрагмент начала),
“ Действо об Адаме” (фрагмент),
Рютбёф “Чудо о Теофиле” (фрагмент).

       

Тема 13.7. Средневековая рукописная книга.
Понятия
: палеография, пергамен, диплом, кодекс, палимпсест, основные размеры листа (in folio, in quatro), бумага, филигрань, орудия письма (стиль, калам, перо), чернила, рубрика, инициал, переплет, скрипторий, манускрипт, иллюминация, миниатюра, мисал.
Произведения:
фрагменты средневековых рукописных книг (по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 14. КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА.

       

Тема 14.1. Основные особенности мусульманской архитектуры.
Понятия
: глинобитная стена, саман, айван, мечеть, медресе, караван-сарай, сардоба, гюлистан, шахристан и рабад, минарет, муэдзин, михраб, Кааба, Коран, сура.
Произведения:
фрагмент любого азиатского средневекового города (по выбору учителя),
Кааба (Мекка),
мавзолей Тадж-Махал (Агра).

РАЗДЕЛ 15. СТИЛЬ ГОТИКИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

       

Тема 15.1. Средневековый город.
Понятия
: “гипподамова” система планировки города, древнеримская планировка военного лагеря (ордо, декуманус, квартал), город, городской центр, рынок, собор, ратуша, беффруа, ремесленный квартал, биржа.
Произведения:
план любого средневекового города (по выбору учителя),
Арнольфо ди Камбио “Палаццо Веккио” (Флоренция),
Аббатство Мон-Сен-Мишель (общий вид).

       

Тема 15.2. Готический собор, его конструкция и интерьер.
Понятия
: готика, стрельчатый свод, нервюры, контрофорс, аркбутан, витраж, готический фасад (канон), “галерея королей”, химеры, готический строительный модуль, интерьер, гобелен, шпалера, “пламенеющаяЛ готика”, “кирпичная” готика.
Произведения:
соборы Нотр-Дам (Париж, Амьен, Шартр, Кельн),
собор в Солсбери,
дворец Дожей в Венеции,
церковь Сент-Шапель в Париже.

       

Тема 15.3. Герб в культуре Средневековья.
Понятия
: герб, составные части герба (щит, шлем, щитодержатели, девиз, намет), геральдические и негеральдические фигуры, цвет в гербе, герб родовой и городской.
Произведения:
любой родовой дворянский герб (по выбору учителя),
герб города Москвы,
герб государства Российского.

       

Тема 15.5. Светский театр Средневековья.
Понятия
: моралите, аллегорический персонаж, аллегорический костюм, фарс, пастораль.
Произведения:
французский фарс “Господин Патлен” (фрагмент),
Адам де ла Аль “Игра о Робене и Марион” (фрагмент).

РАЗДЕЛ 16. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XI - XV ВЕКОВ.

       

Тема 16.1. Каменное зодчество Древней Руси.
Понятия
: дружина, здатель, закладка храма, освящение храма, строительный модуль в Древней Руси, вавилон, сажень, мерные инструменты (шнур, пруты, пояс), ленточный фундамент, плинфа, творение (замес глины), “двойной” шов, лестничная башня, дубовые связи, комары и закомары, паруса, сосуды-голосники.
Произведения:
Золотые ворота во Владимире,
соборы св. Софии (Киев, Новгород),
церковь Покрова на Нерли,
Дмитровский собор во Владимире,
Успенский собор на Городке в Звенигороде,
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве,
Соборы Московского Кремля (Успенский, Архангельский),
Грановитая палата Московского Кремля,
Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.

       

Тема 16.2. Символика православного храма и система его росписей.
Понятия
: скиния, части скинии (двор, святилище, святое святых), ковчег завета, скрижали, части православного храма (паперть, притвор, храм, алтарь), оглашенные, колокола церковные, вечевые и набатные, звон и благовест, престол, антиминс, горнее место, потир, дискос, покров, иконостас, солея, хоругви, царские врата, чины иконостаса (деисус, пророки, апостолы, праздники, пядничный), кивот, аналой, степени православного священства (диакон, священник, епископ), митрополит, патриарх, круги православного богослужения (суточный, недельный, годовой), небесная иерархия (серафимы, херувимы, архангелы, ангелы), евангелисты, христианский тетраморф.
Произведения:
фрагменты интерьеров православных храмов (по выбору учителя).

       

Тема 16.3. Древнерусское культовое пение.
Понятия
: игра и пение, музыка, профанное и сакральное, знаменный распев, знамя (крюк), певческая азбука, певческая строка (как единство мелодии, текста и сознания поющего), глас, попевка, певческий столп, “Типикон”, мелодии силлабические, невменные и мелизматические, соборность, путевой распев, демественный распев.
Произведения:
царь Иван Грозный, фрагмент любой стихиры (по выбору учителя).

       

Тема 16.4. Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны).
Понятия
: иконописный канон, каноны образа Христа (“Добрый пастырь”, Спас Нерукотворный, Пантократор), Троица, каноны Богоматери (Елеуса, Одигитрия, Оранта), иконописные сюжеты (Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Сошествие в ад), житийная икона.
Произведения:
мозаика “Дмитрий Солунский”,
“Богоматерь Владимирская”,
“Устюжское Благовещение”,
“Спас Нерукотворный”,
“Илья Пророк с житием и деисусом”,
“Архангел Гавриил” (“Ангел Златые Власы”),
Феофан Грек “Преображение”,
“Богоматерь Донская”,
Дионисий: “Алексий — митрополит Московский”,
“Распятие”;
Андрей Рублев: “Троица”,
“Спас” (из “Звенигородского чина”);
Симон Ушаков “Насаждение древа государства Российского”.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 17. КУЛЬТУРА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Тема 17.1. Развитие архитектуры итальянского Возрождения.
Понятия
: палаццо, руст, ротонда, галерея, площадь.
Произведения:
собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции,
Ф. Брунеллески: Воспитательный дом во Флоренции,
комплекс собора св. Петра в Риме,
Л. Альберти: Палаццо Питти, Строцци, Ручеллаи (любое по выбору учителя),
Д. Браманте: Темпьето,
А. Палладио: вилла Ротонда близ Виченцы.

       

Тема 17.2. Европейская картина, ее особенности и построение.
Понятия
: картина, основа картины (дерево, холст, металл), грунт, левкас, отражение света от поверхности картины и от глубинных слоев, пастель, акварель, энкаустика, станковая картина, темпера, масляная живопись, вернисаж, формат картины, рама.
Произведения:
примеры произведений, написанных в техниках пастели, акварели, масляной живописи, темперы (по выбору учителя).

       

Тема 17.3. Треченто в живописи.
Понятия
: фреска, техника al secco (“по сухому”), техника Джотто “buon fresco”, евангельский сюжет “Благовещение”.
Произведения:
Джотто “Поцелуй Иуды” (роспись капеллы Дель Арена в Падуе),
Мазаччо “Троица” (роспись церкви Санта Мария Новелла во Флоренции),
П. делла Франческа. Портрет Федерико да Монтефельтро,
А. Мантенья “Св. Себастьян”,
Боттичелли “Весна”, “Рождение Венеры”.

         

Тема 17.4. Поиски идеала в творчестве Рафаэля.
Понятия
: светотень, моделирование объемов светотенью, сфумато, лессировка, формат “тондо”, композиция картины, композиционные фигуры в картине.
Произведения:
Мадонна Конестабиле,
Сикстинская мадонна,
Афинская школа,
Дама под покрывалом,
портрет кардинала.

       

          Тема 17.5. Многогранность таланта Леонардо да Винчи.
Понятия
: перспектива, линейная перспектива, тональная перспектива, воздушная перспектива, прямая перспектива, линия горизонта, низкий и высокий горизонт.
Произведения:
Мадонна Бенуа,
Мадонна в гроте,
Тайная вечеря,
Джоконда,
Мадонна Литта
       

Тема 17.6. Скульптура Итальянского Возрождения.
Понятия
: бронза, патина, способы литья (в пустую форму, по земляной форме, с потерянным воском), холодная ковка.
Произведения:
Донателло “Св. Георгий”, “Давид”;
А. Верроккио “Давид”,
Л. Гиберти “Райские двери” баптистерия во Флоренции.
       

Тема 17.7. Живопись и скульптура Микеланджело.
Понятия
: капелла, “метод ванны” в работе с каменной глыбой, анатомия и изобразительное искусство, маньеризм.
Произведения:
Давид,
Моисей,
Пьета,
роспись Ситкстинской капеллы,
Капелла Медичи во Флоренции.
         

Тема 17.8. Высокий Ренессанс в Венеции.
Понятия
: “островной” город, статичная и динамичная композиция картины, прямая и косая перспективы.
Произведения:
Площадь Св. Марка в Венеции,
Джорджоне “Сельский концерт”, “Спящая Венера”, “Юдифь”;
Тициан “Динарий кесаря”, “Венера перед зеркалом”, “Даная”;
Тинторетто “Тайная вечеря”.

       

Тема 17.11. Музыка Возрождения.
Понятия
: эвфония, ars antiqua и ars nova, мензуральная нотация, мадригал, хор, хоровые голоса (бас, тенор, альт, сопрано, дискант).
Произведения:
Г. де Машо, лэ — 0.56;
Г. де Машо, виреле “De tout sui si confortee” — 1.38;
Ф. Ландино “Piccolo primavera” — 2.09;
К. Жанекен, “Битва” или “Пение птиц” (фрагменты по выбору учителя);
Мадригал К. Джезуальдо и Дж. Палестрины (по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 18. КУЛЬТУРА СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ГЕРМАНИИ И НИДЕРЛАНДАХ.

Тема 18.1. Искусство гравюры (техника и выразительные возможности).
Понятия
: графика, гравюра, виды печатной графики: выпуклая (ксилография, линогравюра), углубленная (гравюра на металле), плоская (литография), торцовая гравюра, офорт, акватинта, жанры графики (карикатура, плакат, книжная иллюстрация, экслибрис).
Произведения:
В. Фаворский, иллюстрации к “Слову о полку Игреве” (по выбору учителя),
Г Доре, иллюстрации к “Божественной комедии” Данте (по выбору учителя,
Рембрандт “Фауст”,
Ф. Гойя. Офорты из серии “Капричос” (по выбору учителя),
Литографии К. Кёльвиц (по выбору учителя).

       

Тема 18.2. Творчество А. Дюрера.
Понятия
: светотень и моделирование объема, градации светотени (свет, полутень, тень, блик, рефлекс), линия и пятно в графике, графический цикл.
Произведения:
автопортрет (любой по выбору учителя),
“Четыре всадника” (гравюра из цикла “Апокалипсис”),
“Рыцарь, смерть и дьявол”,
“Меланхолия”,
“Св. Иероним в келье”.

         

Тема 18.3. Протестантский хорал и нидерландские полифонисты.
Понятия
: a cappella, строгий стиль в полифонии, имитация, канон, способы преобразования мелодии (обращение, возвратное движение, увеличение, уменьшение), cantus firmus, мотет.
Произведения:
Ж. Депре “Облегчите мне...” — 1.08;
И. Вальтер “Протестантский хорал” — 1.46;
О. Лассо “Серенада” — 3.35.

       

Тема 18.5. Протестантский настольный алтарь и его мастера.
Понятия
: настольный алтарь, створки алтаря (рай, земная жизнь, ад), лицевая и внутренняя стороны алтаря.
Произведения:
Я. ван Эйк “Гентский алтарь” или М. Грюневальд “Иезенгемский алтарь” (по выбору учителя),
И. Босх “Сады земных наслаждений”,
П. Брейгель Старший:
из цикла “Времена года” (любое полотно по выбору учителя),
“Падение Икара”,
“Слепые”.

РАЗДЕЛ 19. ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИСПАНИИ.

        Тема 19.1. Мавританская культура.
Понятия
: мавританский стиль.
Произведения:
Соборная мечеть в Кордове,
Дворик львов (Альгамбра).

РАЗДЕЛ 20. АНГЛИЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

       

Тема 20.1. Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир).
Понятия
: театр-гостиница, лондонский театр “Глобус”, партер, ярус, “елизаветинская сцена”, просцениум, авансцена, условная декорация.
Произведения:
фрагменты пьес В. Шекспира (по выбору учителя).

       

Тема 20.2. Музыка английского Возрождения.
Понятия
: бард, пентатоника, менестрель, жига, вёрджинел, маска (жанр музыкального театра).
Произведения:
У. Бёрд “Волынка” — 1.22;
У. Бёрд “Флейта и барабан” — 1.46;
Г. Перселл “Дидона и Эней”, финальная ария Дидоны (3 д.) — 4.46


РАЗДЕЛ 21. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI - XVII ВЕКАХ.

       

Тема 21.1. Расцвет в русском каменном зодчестве.
Понятия
: шатровый храм, столпный храм, палата, анфилада, двусветный зал, узорочье, барокко, нарышкинское барокко, голицынское барокко.
Произведения:
церковь Вознесения в Коломенском,
храм Василия Блаженного в Москве,
Теремной дворец Московского Кремля,
палаты князей Юсуповых в Б. Харитеньевском переулке (Москва),
палаты бояр Романовых в Зарядье (Москва),
церковь Троицы в Никитниках (Москва),
церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва),
церковь Покрова в Филях (Москва),
Церковь Знамения в Дубровицах под Москвой,
Л. Ковалев и О. Старцев “Надвратный теремок на Крутицком подворье в Москве”.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

РАЗДЕЛ 22. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО БАРОККО.

       

Тема 22.1. Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны).
Понятия
: барокко, архитектурные формы барокко, павильон, колоннада, полуциркульное окно, балкон, архитектурный орнамент, плафон, плафонная перспектива, гризайль, зеркала в архитектуре.
Произведения:
Виньола, Дж. делла Порта “Церковь Иль-Джезу в Риме”,
Л. Бернини: “Давид”,
“Экстаз Св. Терезы”
Площадь Св. Петра в Риме
Фонтан “Четыре реки” в Риме
М. Караваджо “Лютнист”.

       

Тема 22.2. Возникновение оперы.
Понятия
: опера, Флорентийкая камерата, ария, ариозо, дуэт, терцет, квартет (вокальный), интрада, мадригальная комедия, певческие голоса (бас, баритон, тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано лирическое, сопрано драматическое, сопрано колоратурное).
Произведения:
Я. Пери “Эвридика”, любой фрагмент;
К. Монтеверди “Ариадна”, плач Ариадны — 2.56;
К. Монтеверди “Коронация Поппеи”, дуэты Нерона и Поппеи — 1.27;
К Монтеверди “Коронация Поппеи”, сцена Сенеки с домочадцами — 2.51.

       

Тема 22.3. Оратория, кантата, пассион (И.С. Бах), Фуга.
Понятия
: оратория, кантата, “страсти” (пассионы), ария da capo, генерал-бас (цифрованный бас), фуга, тема фуги, противосложение, интермедия, стретта.
Произведения:
Дж. Перголези. “Stabat mater”:
№ 1 — 4.10;
№ 12 — 3.20;
№ 13 — 1.10;
И. Бах “Страсти по Матфею”: № 1, хор — 7.52;
№ 46, сцена отречения Петра — 1.29;
№ 47, ария альта — 2.52;
№ 66, ария баса — 2.24;
любой хорал по выбору учителя;
Г. Гендель “Мессия”, хор “Аллилуйя” — 3.58.

        Тема 22.4. Музыкальные инструменты барокко (орган, клавесин).
Понятия
: орган, регистр, мануал, органная педаль, гидравлос, клавикорд, клавесин.
Произведения:
И. Бах “Токката и фуга ре-минор” для органа — 8.29;
Фуга для органа ми- минор — 2.32;
органная прелюдия фа-минор (BWV 639) — 2.58 или органная прелюдия ре-минор (BWV 539) — 1.57 (по выбору учителя);
Ж. Рамо “Курица” — 2.58;
Ф. Куперен, пьесы для клавесина (по выбору учителя).

       

Тема 22.5. Садово-парковое искусство (парки итальянские, французские, английские).
Понятия
: священная (храмовая) роща, терраса, террасный (итальянский) парк, лестница и пандус, каскад, парковая скульптура, регулярный (французский) парк, партер, боскет, аллея, ландшафтный (английский) парк, парковые “сюрпризы”, грот.
Произведения:
Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр. Версаль (дворец и парк);
Петергоф (дворец, верхний “французский” парк, нижний “английский” парк, фонтаны).

       

Тема 22.6. Золотой век испанской живописи (Эль Греко, Веласкес).
Понятия
: “вертикальная” композиция картины, “глубинная” композиция картины, колорит в живописи, основные характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота).
Произведения:
Эль Греко: “Погребение графа Оргаса”,
“Сошествие св. духа на апстолов”,
“Вид Толедо”;
Д. Веласкес: “Менины”,
“Венера перед зеркалом”,
“Пряхи”,
“Эль Примо”;
Х. Рибера “Св. Инесса”.

       

Тема 22.7. Жанр натюрморта в живописи.
Понятия
: натюрморт, эмблема, эмблематика, эмблематические сборники, живописная аллегория, типы натюрморта (“завтраки”, цветочные букеты, гирлянды, vanitas), живописная “обманка”, символика предметов, растений и животных в натюрморте.
Произведения:
Ф. Снейдерс “Рыбная лавка”; натюрморты П. Класа, В. Хеды, В. Калфа, С. Шардена, натюрморты русских художников (по выбору учителя).

       

Тема 22.8. Фламандское барокко (П.П. Рубенс).
Понятия
: “холодные и теплые”, “далекие и близкие” цветовые тона.
Произведения:
П.П. Рубенс: “Портрет камеристки инфанты Изабеллы”,
“Автопортрет с женой Изабеллой Брандт”,
“Пейзаж с радугой”,
“Портрет Елены Фоурмен с детьми”.
А. ван Дейк “Автопортрет”.
Я. Иорданс “Бобовый король”.

       

Тема 22.9. Голландское барокко (Рембрандт и малые голландцы).
Понятия
: групповой портрет, валёры.
Произведения:
Ф. Хальс “Цыганка”,
Рембрандт: “Анатомия доктора Тулпа”,
“ Выступление стрелковой роты капитана Баннинига Кока” (“Ночной дозор”),
“Даная”,
“Автопортрет с Саксией на коленях”,
“Портрет старика в красном”,
“Возвращение блудного сына”.
П. де Хох “Хозяйка и служанка”.
А. ван Остаде (любая картина по выбору учителя).
Г. Терборх “Бокал лимонада”.
Я.Вермеер: “Девушка с письмом”,
“Искусство живописи”.

РАЗДЕЛ 23. КУЛЬТУРА РУССКОГО БАРОККО.

     

Тема 23.1. Петр I и начальный Петербург.
Понятия
: регулярная архитектура, проспект, красная линия улицы, город-крепость, бастион, редут.
Произведения:
Ансамбль Петропавловской крепости,
Невский проспект (общий вид),
Летний сад в Санкт-Петербурге,
А. Зубов, гравюры (проспекты) (по выбору учителя).

       

Тема 23.2. Архитектура русского барокко (Трезини, Растрелли, Ухтомский и др.).
Понятия
: метод проектирования “снаружи внутрь”, “архитектурная команда”, передача движения в архитектуре, “живописность” и “иллюзорность” архитектурных форм барокко.
Произведения:
Д. Трезини “Собор Петра и Павла Петропавловской крепости” (Петербург),
М. Чоглоков “Сухарева башня” (Москва),
И. Зарудный “Церковь Архангела Гавриила” (“Меншикова башня”) (Москва),
Д. Ухтомский: “Колокольня Троице Сергиевского монастыря”,
“Красные ворота” (Москва),
Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города (Москва),
Палаты Аверкия Кириллова (Москва),
Б. Растрелли: “Зимний дворец” (Петербург),
“Собор Воскресения Христова Смольного монастыря” (Петербург).


РАЗДЕЛ 24. КЛАССИЦИЗМ В КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

       

Тема 24.1. Принципы классцистической архитектуры.
Понятия
: классицизм, классический, образец и образ в архитектуре, соотношение деталей и целого в классицизме, вертикальное и горизонтальное членение здания в классицизме, приемы акцентировки помещения в анфиладе, фасад как самостоятельная архитектурная форма, ризалит.
Произведения:
Фрагменты классицистических архитектурных сооружений (по выбору учителя).

       

Тема 24.2. Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен, А. Ватто).
Понятия
: миф в искусстве, картина-аллегория, классицистическая система цвета (трехцветка), классицистическая композиция.
Произведения:
Н. Пуссен: “Царство Флоры”,
“Аркадские пастухи”,
“Пейзаж с Полифемом”;
А. Ватто: “Жиль”,
“Вывеска лавки Жерсена”,
“Отплытие на остров Киферу”, или “Затруднительное положение”, или “Отдых в парке” (по выбору учителя),
О. Фрагонар “Поцелуй украдкой”,
С. Шарден “Молитва перед обедом”.

       

Тема 24.4. Классицистический театр (Корнель, Расин, Мольер).
Понятия
: театр как форма быта, жанры классицистического театра, классицистические единства (действия, места, времени), манера игры, декламация, драматический монолог, амплуа, условная пластика актера.
Произведения:
Отдельные отрывки из классицистических пьес (по выбору учителя).

       

Тема 24.6. Рождение и основные принципы сценического балета (Новер, Люлли).
Понятия
: танец бытовой, бальный и театральный (сценический), “Большой балет”, комедия dell`arte, “Академия танца”, основные элементы танца (позиция, па).
Произведения:
Ж.Б. Люлли, сюита “Музыканты короля”: Менуэт — 2.06;
Гавот - 2.17.

РАЗДЕЛ 25. КУЛЬТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА.

       

Тема 25.1. Мастера русского архитектурного классицизма.
Понятия
: городской архитектурный ансамбль, функциональные центры города (административный, религиозный, театральный и т.д.), типовой проект.
Произведения:
А. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламотт “Здание Академии художеств” (Петербург),
А Ринальди “Мраморный дворец” (Петербург),
В.Баженов “ Проект Большого Кремлевского дворца” (Москва),
М. Казаков: “Петровский (подъездной) дворец” (Москва),
“Здание Сената в Московском Кремле”,
М. Казаков и Д. Жилярди “Здание Московского университета на Моховой”,
Т. де Томон “Ансамбль стрелки Васильевского острова” (Петербург),
А. Захаров “Здание Адмиралтейства” (Петербург),
А. Воронихин “Казанский собор” (Петербург),
К Росси: “Михайловский дворец”,
“Ансамбль дворцовой площади”,
“Ансамбль улицы Зодчего Росси” (Петербург),
О. де Монферран “Исаакиевский собор” (Петербург),
О. Бове “Ансамбль Театральной площади” (Москва).

       

Тема 25.4. Дворянский бал.
Понятия
: бал городской и усадебный, домашний оркестр, бытовой танец, полонез, мазурка, вальс, котильон.
Произведения:
П. Чайковский “Евгений Онегин”: Полонез (3 д.) — 4.25;
М. Огиньский “Полонез” — 3.20;
П. Чайковский “Евгений Онегин”: Вальс (2 д.) — 6.33.

       

Тема 25.5. Русская классическая дворянская усадьба.
Понятия
: усадьба, курдонер, флигель, главный и парковый фасады, парковый Парнас, символика цвета в усадебных постройках, символика усадебных растений, парадные комнаты усадьбы, комнаты “для фамилии”, мужской кабинет, “голландский” и “английский” кабинеты, гостиная (зала), “антик”, женский кабинет, салон, дамский альбом, бисер, театральная зала, роговой оркестр, столовая, сервиз, сервировка (французская, английская, русская), буфет.
Произведения:
Б. Растрелли “Екатерининский (Большой) дворец” (Царское село),
Ч. Камерон “Большой дворец в Павловске”,
В. Баженов: “Дом П.Е. Пашкова” (Москва),
усадьба “Останкино”, “Кусково” или “Архангельское” под Москвой (по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 26. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

       

Тема 26.2. Расцвет английской живописи (Хоггатр, Гейнсборо).
Понятия
: повествовательное полотно, живописная серия, сюжет в изобразительном искусстве.
Произведения:
У. Хоггарт: серия “Модный брак” или “Похождение повесы” (отдельные полотна на выбор учителя);
Т. Гейнсборо: “Утренняя прогулка”,
“Дама в голубом”.

       

Тема 26.5. Опера Просвещения.
Понятия
: опера-сериа, оперная драматургия, тембр музыкального инструмента, роль тембра в оперной музыке, монолог в опере, каватина, ариетта.
Произведения:
К. Глюк “Ифигения в Авлиде”, монолог Агамемнона (1 д.) — 2.06;
“Орфей”: сцена с фуриями (1 д.) — 4.10;
ария Орфея “Потерял я Эвридику” (4 д.) — 5.25;
мелодия (2 д.) — 3.58;
В Моцарт “Свадьба Фигаро”: каватина Фигаро (1 д.) — 2.28;
ария Керубино (1 д.) — 2.40;
ария Фигаро (1 д.) — 3.41;
ариетта Керубино (1 д.) — 2.56;
ария Сюзанны (2 д.) — 2.41.

       

Тема 26.6. Соната и симфония в творчестве “венских классиков” (Гайдн, Моцарт, Бетховен).
Понятия
: соната, сонатная форма (экспозиция, разработка, реприза), главная и побочная партии, симфония, сонатно-симфонический цикл, группы симфонического оркестра, тональный принцип организации музыки, устойчивость и неустойчивость в классической музыке, тяготение, тоника, аккорд, гомофонно-гармонический склад в музыке.
Произведения:
Любая соната Гайдна или Моцарта по выбору учителя;
Л. Бетховен, соната № 8 “Патетическая” — 18.21;
Л. Бетховен, соната № 14 “Лунная” (ч. 1) — 6.03 (вся соната — 15.58);
В. Моцарт, симфония № 40 (соль-минор), ч. 1 — 8.39 (вся симфония — 28.49);
Л. Бетховен, симфония № 5 (до-минор) — 33.

       

Тема 26.7. Жанр портрета в русской живописи, портрет парадный и интимный (Рокотов, Левицкий, Боровиковский).
Понятия
: портрет, проблема сходства, личность и индивидуальность, портрет и маска, ракурс в портрете, бытовая среда портрета, “чтение” портрета, портретная миниатюра, портретная галерея, “портрет-демонстрация” (парадный портрет), “портрет-поза”, “портрет-жест” (интимный портрет), “портрет-выражение”, “интерьерный портрет”.
Произведения:
И. Никитин “Портрет канцлера Г.И. Головкина”,
А. Матвеев “Портрет супругов”,
А. Антропов “Портрет статс-дамы А.И. Измайловой”,
И. Вишняков “Портрет Сарры Фермор”,
И. Аргунов “Портрет неизвестной в русском костюме”,
Ф. Рокотов “Портрет А.П. Струйской”,
Д. Левицкий: “Портрет П.А. Демидова”,
“Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой”,
“Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия”,
В. Боровиковский: “Портрет М.И. Лопухиной”,
“Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагриных”.

       

Тема 26.8. Мастера русского скульптурного портрета.
Понятия
: жанры скульптуры: монументальная (круглая и рельефная), садово-парковая, скульптурный портрет, медаль; взаимосвязь произведений скульптуры и архитектуры; бюст.
Произведения:
скульптуры Летнего сада в Петербурге (по выбору учителя),
Б.К. Растрелли: “Памятник Петру I” (Петербург),
“Императрица Анна Иоанновна с арапчонком”;
Ф. Шубин, любой бюст (по выбору учителя),
М. Козловский “Памятник А.В. Суворову” (Петербург),
Э. Фальконе “Памятник Петру I” (“Медный всадник”) (Петербург).

       

Тема 26.9. Русские столичные, провинциальные и крепостные театры.
Понятия
: “охочие комедианты”, “народный театр”, “публичный театр”, “университетский театр”, “оперный дом”, крепостной театр, режиссер, театральные жанры (“мещанская” драма, сатирическая и благородная комедии, политическая трагедия), сентиментализм.
Произведения:
П. Гонзага, любая декорация по выбору учителя;
интерьеры усадебного театра в подмосковном селе Останкино.

       

Тема 26.10. Русская музыка конца XVIII века.
Понятия
: кант, партесное пение, ансамбль, солист, хоровой концерт.
Произведения:
Канты на Полтавскую победу (1709 г.) — “Орле Российский”, “Виват” — 2.16.
М. Березовский, концерт “Не отвержи меня во время старости”, ч. 1 — 6.00

РАЗДЕЛ 27. РОМАНТИЗМ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.

       

Тема 27.1. Романтическая литература.
Понятия
: жизнь как художественное произведение, романтическое стремление, романтическая ирония, двоемирие, детектив.
Произведения:
фрагменты произведений Э.Т.А. Гофмана, В. Одоевского, Э. По (по выбору учителя).

       

Тема 27.2. Поэтический романтизм.
Понятия
: поэтический цикл, баллада, лирическая баллада, сонет, “кладбищенская лирика”, “Озерная школа”, революционный романтизм, “Парнас”.
Произведения:
отдельные произведения Г. Гейне, У. Водсворта, С. Кольриджа, П.-Б. Шелли, П. Беранже, Э. По, У. Уитмена, А. Мицкевича, М. Лермонтова (по выбору учителя).

       

Тема 27.3. Академизм и романтизм в живописи и скульптуре.
Понятия
: Академия и академизм, художественная норма, образец в искусстве, романтическая тематика в живописи (народная культура, средневековье, Восток, экстремальные состояния человека), контраст в живописи, статическая и динамическая композиция.
Произведения:
Ж.Л. Давид: “Клятва Горациев”,
“Смерть Марата”,
“Портрет мадам Рекамье”,
“Портрет Наполеона”;
Д. Энгр: “Эдип и сфинкс”;
Ф. Гойя: “Продавец посуды” (“Гончарный рынок”),
“Портрет Ла Тираны”,
“Портрет семьи Карла IV”,
“Расстрел повстанцев”;
К.Д. Фридрих (любое полотно по выбору учителя);
Э. Делакруа: “Дант и Вергилий” (“Ладья Данте”),
“Свобода на баррикадах, ведущая народ”,
“Портрет Паганини”;
Т. Жерико “Плот Медузы”;
А. Канова и Б. Торвальдсен (любая скульптура по выбору учителя).

       

Тема 27.4. Романтическая опера.
Понятия
: романтическая опера, оперный синтез, театральная декорация, тетралогия, лейтмотив, символ в музыке, фантастическое в музыке.
Произведения:
Р. Вагнер, “Тангейзер”, увертюра — 15.04;
Р. Вагнер, “Лоэнгрин”, рассказ Лоэнгрина — 5.02;
“Валькирия”, полет Валькирий — 7.00;
“Закат богов”, траурный марш — 6.52.

       

Тема 27.5. Комическая опера.
Понятия
: комическая опера, опера-буффа, интермедия (театральная), речитатив, “война буффонов”, зингшпиль.
Произведения:
Дж. Перголези “Служанка-госпожа”: интродукция — 1.24;
ария Умберто (1 к.) — 2.38;
А. Гретри “Ричард Львиное Сердце”, ария Лоретты (1 д.) — 2.31;
В. Моцарт “Волшебная флейта”, дуэт Папагено и Папагены (2 д.) — 2.30;
Дж. Россини “Севильский цирюльник”: увертюра — 7.23;
каватина Фигаро — 4.45,
каватина Розины — 5.33,
ария Дона Базилио — 4.40.

       

Тема 27.6. Инструменты романтической музыки (фортепьяно, скрипка).
Понятия
: фортепиано, рояль, пианино, хор струн, демпфер, дека, фортепьянная баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, скрипка, виола, пиццикато, каприччо, вариации.
Произведения:
Ф. Шопен: фантазия-экспромт до диез-минор, соч. 66 — 5.13;
прелюдия (по выбору учителя);
баллада № 1 (соль-минор), соч. 23 — 9.13;
этюд № 12 (до-минор) “Революционный”, соч. 10 — 2.37;
ноктюрн (по выбору учителя);
мазурка (по выбору учителя);
вальс до диез-минор, соч. 64 №2;
Ф. Лист, ноктюрн № 3 (ля бемоль-минор) “Грезы любви” — 4.32.
Н. Паганини: концерт № 1 для скрипки с оркестром, ч.2 (Adagio espressivo) — 5.07;
каприс для скрипки соло № 24 ля-минор — 5.19.

       

Тема 27.9. Кипренский, Венецианов, Тропинин.
Понятия
: автопортрет, национальное в живописи.
Произведения:
О. Кипренский: “Портрет мальчика А.А. Челищева”,
“Портрет Е.В. Давыдова”,
“Портрет А.С. Пушкина”;
В. Тропинин: “Автопортрет на фоне Московского Кремля”,
“Кружевница”;
А. Венецианов: “На пашне. Весна”,
“На жатве. Лето”.

       

Тема 27.10. Жанр пейзажа в живописи.
Понятия
: пейзаж, типы пейзажа (сельский, морской, городской, индустриальный, архитектурный, фантастический), условность иконного пейзажа (горки, растения, пещеры), стаффаж, пейзаж-сцена, пейзаж-настроение, ведута, пленэр.
Произведения:
Дж. Констебл “Телега сена, переезжающая брод”,
С. Щедрин (пейзаж по выбору учителя),
А. Саврасов “Грачи прилетели”,
К. Коро (пейзаж по выбору учителя),
И. Левитан “Золотая осень”, “Март”,
К. Моне (городской пейзаж по выбору учителя).

       

Тема 27.12. М. Глинка и пути развития русской оперы.
Понятия
: историческая опера, сказочная опера, трио, рондо, речитатив и речитативная опера.
Произведения:
М. Глинка “Жизнь за царя”, трио “Не томи родимый” (1 д.) — 5.32;
песня Вани “Как мать убили” (3 д.) — 1.42;
романс Антониды “Не о том скорблю, подруженьки” (3 д.) — 5.03;
речитатив и ария Сусанина “Чуют правду” (4 д.) — 5.32;
финальный хор “Славься” — 3.05;
“Руслан и Людмила”, увертюра — 4.48;
каватина Людмилы “Грустно мне” (1 д.) — 7.57;
речитатив и рондо Фарлафа (2 д.) — 3.06;
ария Руслана “О, поле, поле” (2 д.) — 7.03;
марш Черномора (4 д.) — 3.19
А. Даргомыжский “Каменный гость” (любой отрывок по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 28. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ II ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

       

Тема 28.2. Эклектизм как стиль архитектуры.
Понятия
: эклектика, новые материалы в архитектуре и их выразительные возможности, железо (чугун, сталь) как строительный материал, железобетон, основные элементы железобетонной конструкции (опора, балка, плита), ленточные окна, конструирование в архитектуре, функционализм в архитектуре, пуризм, дизайн.
Произведения:
Ч. Барри и О.-Ч. Пьюджин “Здание Парламента в Лондоне”,
Л. Салливен “Здание универмага в Чикаго”,
Дж. Пакстон “Хрустальный дворец в Лондоне” (реконструкция),
А. Эйфель “Эйфелева башня”,
Ш. Гарнье, театр “Гранд-Опера” (Париж).

       

Тема 28.3. Реализм в западноевропейской живописи.
Понятия
: реализм, социальные проблемы в искусстве, ЋКрестьянский жанрЛ, ЋБарбизонская школаЛ.
Произведения:
Ж. Милле “Анжелюс”, “Сборщицы колосьев”,
К. Коро “Воз сена”,
О. Домье: “Законодательное чрево”, “Дон Кихот”.

       

Тема 28.4. Рождение оперетты.
Понятия
: оперетта, водевиль, кабаре, бульварный театр, куплет.
Произведения:
И. Кальман “Принцесса цирка”, выходная ария Мистера Икс — 3.50;
“Сильва”: марш мужчин — 3.42,
песенка Бони — 3.00,
дуэт Сильвы и Эдвина (2 д.) — 5.48,
дуэт Стаси и Бони — 2.21;
И. Штраус “Летучая мышь”: увертюра — 8.25,
Тост Князя Орловского (2 д.) — 2.16.

       

Тема 28.5. Реалистическая опера.
Понятия
: либретто, оперная сцена, сквозное действие, лирическая опера.
Произведения:
Дж. Верди, “Аида”:
вступление — 3.15;
романс Радамеса (1 д.) — 4.38;
ария Аиды (1.д.) — 6.22;
марш (2 д.) — 10.48.
Ш. Гуно, “Фауст”: куплеты Мефистофеля (2.д.) — 2.22.
Ж. Бизе, “Кармен”:
увертюра — 3.30,
хор мальчиков — 2.30,
хабанера — 4.25,
куплеты Тореадора — 4.50,
цыганская песня Кармен — 4.45,
терцет (“Сцена гадания”, 3 д.) — 5.55.

       

Тема 28.6. Импрессионизм во французской поэзии, живописи, музыке.
Понятия
: “Салон отверженных”, импрессионизм, искусство впечатления, движение и изменение в импрессионизме, эскиз и эскизность, цветовой круг Гете, теория цвета импрессионистов, новая техника живописи, свободная композиция картины, тема города в искусстве, фортепьянная прелюдия.
Произведения:
Э. Мане: “Олимпия”,
“Бар в Фоли-Бержер”;
К. Моне: “Впечатление. Восход солнца”,
“Лягушатник”,
“Бульвар Капуцинок”,
“Стог сена”,
“Руанский собор”;
Э. Дега “Голубые танцовщицы”;
О. Ренуар: “Портрет актрисы Жанны Самари”,
“Мулен де ла Галетт”,
“Девушка с веером”;
Ж. Сёра “Цирк”,
П. Синьяк “Сосна”,
О. Роден: “Иоанн Креститель”,
“Мыслитель”,
“Врата Ада”,
“Граждане Кале”,
“Портрет Оноре де Бальзака”.
К. Дебюсси “Бергамасская сюита”, №2 “Лунный свет” — 5.14;
прелюдия для фортепиано (любая по выбору учителя);
М. Равель “Болеро” — 15.46.

РАЗДЕЛ 29. РУССКАЯ КУЛЬТУРА II ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

       

Тема 29.1. Развитие русской архитектуры.
Понятия
: историзм, урбанизм, национальное в архитектуре, ампир, монумент, эклектика.
Произведения:
К. Тон: “Храм Христа Спасителя” (Москва),
“Большой Кремлевский дворец” (Москва);
В. Шервуд “Исторический музей” (Москва);
А. Померанцев “Верхние торговые ряды” (Москва);
Д. Чичагов “Здание Московской городской Думы”;
А. Опекушин “Памятник А.С. Пушкину” (Москва).

       

Тема 29.3. Жанр бытовой картины в живописи.
Понятия
: бытовая картина, быт в изобразительных и неизобразительных искусствах, “чтение” бытовой картины, “программная” картина.
Произведения:
П. Федотов: “Свежий кавалер”,
“Сватовство майора”,
“Завтрак аристократа”,
“Вдовушка”,
“Анкор, еще анкор!”

       

Тема 29.4. Академизм и антиакадемизм в русской живописи. “Передвижники”.
Понятия
: общественно-типическое в живописи, “передвижники”, художественная выставка, художественная галерея.
Произведения:
К. Брюллов: “Последний день Помпеи”,
“Всадница”;
А. Иванов: “Явление Христа народу”,
“Аппиева дорога”;
В. Перов: “Тройка”,
“Сельский крестный ход на Пасхе”,
“Портрет Ф.М. Достоевского”,
“Охотники на привале”,
“Чаепитие в Мытищах”;
И. Крамской: “Христос в пустыне”,
“Портрет Л.Н. Толстого”,
“Портрет П.М. Третьякова”.

       

Тема 29.6. Разнообразие жанров в русской живописи.
Понятия
: исторический факт и искусство, историческое полотно, “чтение” исторической картины, смысловая композиция исторической картины, “психологический” пейзаж, “философский” пейзаж, маринизм.
Произведения:
И. Репин: “Крестный ход в Курской губернии”,
“Бурлаки на Волге”,
“Не ждали”,
“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”,
“Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”,
“Портрет М.П. Мусоргского”;
В Васнецов: “Богатыри”,
“Аленушка”,
“Царь Иван Васильевич Грозный”;
В. Суриков: “Утро стрелецкой казни”,
“Боярыня Морозова”,
“Меншиков в Березове”;
Н. Ге: “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”,
“Голгофа”;
В. Верещвгин: “Двери Тамерлана”,
“Апофеоз войны”,
“Мавзолей Тадж-Махал в Агре”;
И. Левитан: “Владимирка”,
“У омута”,
“Над вечным покоем”;
И. Шишкин: “Рожь”,
“В сосновом лесу”;
Ф. Васильев “Мокрый луг”;
А. Куинджи: “Березовая роща”,
“Ночь на Днепре”;
В. Поленов “Московский дворик”;
И. Айвазовский: “Девятый вал”,
“Черное море”.

       

Тема 29.7. Русский городской и профессиональный романс.
Понятия
: песня и романс, бытовой романс, профессиональный романс, гитара.
Произведения:
М. Глинка: “Я помню чудное мгновенье” (сл. А. Пушкина) — 3.23;
“Ночной смотр” (сл. В. Жуковского) — 4.56;
“Попутная песня” (сл. Н. Кукольника) — 2.12.
А. Даргомыжский: “И скучно, и грустно” (сл. М. Лермонтова) — 2.30;
“Титулярный советник” (сл. П. Вайнберга) — 1.30.
Н. Римский-Корсаков, “Пророк” (сл. А. Пушкина) — 4.15;
Песни: “Вечерний звон” — 3.45;
“Вдоль по Питерской” — 2.06;
“Эй, ухнем!” — 3.24;
“Степь да степь кругом” — 3.52.
Городской романс: П. Булахов “Гори, гори моя звезда” (сл. В. Чуевского) — 5.00;
Е. Шашина “Выхожу один я на дорогу” (сл. М. Лермонтова) — 4.47;
В. Абаза “Утро туманное” (сл. И. Тургенева) — 2.07.

       

Тема 29.8. Разнообразие интересов композиторов “Могучей кучки”.
Понятия
: “Могучая кучка”, музыкальная драма, домашнее музицирование, живопись и музыка (внешнее и внутреннее), саксофон.
Произведения:
А Бородин: Симфония № 2 (си-минор) “Богатырская”, ч. 1 — 8.55 (вся симфония — 31.34);
“Князь Игорь”, хор “Солнцу красному слава!” — 2.58;
ария Князя Игоря “О дайте, дайте мне свободу” — 6.51;
М. Мусоргский: “Картинки с выставки”: “Прогулка” — 1.45,
“Старый замок” (инструментовка М. Равеля) — 4.07,
“Балет невылупившихся птенцов” (инструментовка М. Равеля) — 1.10;
“Борис Годунов”: рассказ Пимена (1 д.) — 4.49,
песня Варлаама (1д.) — 2.08,
монолог Бориса “Достиг я высшей власти” — 6.00;
Н. Римский-Корсаков. “Снегурочка”: вступление к опере — 3.14,
каватина Берендея “Полна, полна чудес могучая природа” — 3.21;
сцена таяния Снегурочки и заключительный хор — 9.22;
“Сказка о царе Салтане”, полет шмеля — 1.35;
“Садко”: песня Варяжского гостя — 3.15,
песня Индийского гостя — 4.35,
песня Веденецкого гостя — 4.30.

       

Тема 29.9. П.И. Чайковский.
Понятия
: консерватория, музыкальный конкурс, оперная моносцена, струнный квартет, фортепианный цикл, программная музыка.
Произведения:
П. Чайковский “Евгений Онегин”: вступление к опере — 2.00,
ариозо Ленского “Я люблю вас, Ольга” (1 д.) — 2.43,
сцена письма Татьяны (1 д.) — 12.55,
речитатив и ария Онегина “Вы мне писали, не отпирайтесь” (1 д.) — 5.49,
ария Ленского “Куда, куда, куда вы удалились” (2 д.) — 6.39,
ария Гремина “Любви все возрасты покорны” (3 д.) — 5.30;
квартет № 2 (ре-мажор), соч. 11, ч. 2 (Andante cantabile) — 7.21;
“Лебединое озеро”: вступление ко 2 д. (Adagio) — 2.31,
“Неаполитанский танец” — 1.59;
“Спящая красавица”, вальс (1 д.) — 5.25;
“Времена года”: “Март. Песнь жаворонка” — 2.48,
“Апрель. Подснежник” — 2.25,
“Июнь. Баркаролла” — 5.48,
“Ноябрь. На тройке” — 3.05;
Симфония № 1 (соль-минор) “Зимние грезы”, ч. 1 — 12.06;
концерт № 1 для фортепиано с оркестром (си бемоль-минор), ч. 1 — 21.37 (весь концерт — 37.37);
романсы: “Средь шумного бала” (сл. А.К. Толстого) — 1.46,
“Растворил я окно” (сл. К.Р.) — 2.29,
“Снова как прежде один” (сл. Д. Ратгауза) — 2.53.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

РАЗДЕЛ 30. АРХИТЕКТУРА XX ВЕКА.

       

Тема 30.1. Стиль модерн.
Понятия
: модерн, иррациональное в искусстве, художественная интуиция, противоречие конструкции и декора, “нордическая” история художественных стилей, прием проектирования изнутри наружу, элитарность в искусстве.
Произведения:
Ф. Шехтель: “Особняк С.П. Рябушинского” (Москва),
“Здание Ярославского вокзала” (Москва);
В. Валькотт, гостиница “Метрополь” (Москва);
Р Клейн, универсальный магазин “Мюр и Мерелиз” (Москва),
“Музей изящных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина)” (Москва);
А Гауди: “Дом Миля” (Барселона),
“Церковь Саграда Фамилия” (Барселона);
О. Бердсли и Г. Климт (любое произведение по выбору учителя).

       

Тема 30.2. Конструктивизм в архитектуре.
Понятия
: конструктивизм, “бумажное проектирование”, пять принципов Ле Корбюзье, небоскреб, оболочки, вантовые покрытия, “органическая архитектура” и неоконструктивизм.
Произведения:
Ф. Райт “Вилла Кауфмана” (“Дом над водопадом”);
Ле Корбюзье: “Здание Центросоюза” (Москва),
“Капелла Нотр-Дам-дю-О”;
Й. Утцон “Оперный театр” (Сидней);
А Щусев “Мавзолей В.И. Ленина” (Москва);
К. Мельников: “Дом культуры им. И.В. Русакова” (Москва),
“Собственный дом архитектора на Арбате”;
В. Татлин “Проект памятника III Интернационала”;
Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов “Здание МГУ на Ленинских горах” (Москва);
М. Посохин “Ансамбль проспекта Калинина” (Москва).

РАЗДЕЛ 32. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА.

       

Тема 32.1. Разнообразие жанров в русской живописи начала века.
Понятия
: “психологический” портрет, “исторический” портрет, сказка и фантастика в живописи.
Произведения:
В. Серов: “Девочка, освещенная солнцем”,
“Девочка с персиками”,
“Петр I”,
“Портрет княгини О.К. Орловой”,
“Портрет М.Н. Ермоловой”;
М. Нестеров: “Видение отроку Варфаломею”,
“Философы”,
“Портрет И.П. Павлова”;
К. Коровин “Париж. Бульвар Капуцинок”;
В. Борисов-Мусатов “Водоем”;
М. Врубель: “Демон” (любое произведение по выбору учителя),
“Царевна-лебедь”,
“Пан”, “Портрет С.И. Мамонтова”;
К. Юон “Мартовское солнце”;
И. Грабарь “Мартовский снег”.

       

Тема 32..2. “Мир искусства”.
Понятия
: “Мир искусства”, художественный журнал, художественная выставка, символизм в живописи.
Произведения:
К. Сомов “Осмеянный поцелуй”;
А. Бенуа “Итальянская комедия. Нескромный Полишинель”;
Е. Лансере “Петербург начала XVIII века”;
А. Остроумова-Лебедева “Петербург. Нева сквозь колонны Биржи”;
М. Добужинский “Омнибус в Вильно”;
Л. Бакст “Ужин”;
И. Билибин, иллюстрация к “Сказке о царе Салтане”;
Н. Рерих “Заморские гости”;
Б. Кустодиев “Купчиха”;
З. Серебрякова “За туалетом. Автопортрет”,
“Карточный домик”.

       

Тема 32.3. Скульптура А.С. Голубкиной и С.Т. Коненкова.
Понятия
: глина как материал скульптора, движение в скульптуре, пропорции в скульптуре, конструкция в скульптуре, скульптурный эскиз, инструменты скульптора.
Произведения:
А. Голубкина: “Пловец” (рельеф на здании МХАТ в Москве),
“Березка”,
скульптурные портреты (по выбору учителя);
С. Коненков: “Сон”,
деревянная скульптура (по выбору учителя).

       

Тема 23.4. Постимпрессионизм.
Понятия
: постимпрессионизм, геометрическая и живописная форма, локальный цвет, живописный плакат, примитивизм.
Произведения:
П. Сезанн: “Автопортрет”,
“Пьеро и Арлекин”,
“Курильщик”;
В. Ван Гог: “Терраса кафе ночью”,
“Красные виноградники в Арле”,
“Прогулка заключенных”;
А. де Тулуз-Лотрек: “В цирке Фернандо. Наездница”,
“Клоунесса Ша-Ю-Као в Мулен-Руж”;
П. Гоген: “Пейзаж с павлинами”,
“Таитянка с плодом”.

       

Тема 32.5. Основные направления зарубежного модернизма в начале века.
Понятия
: авангард, манифест, фовизм, экспрессионизм, кубизм, аналитический кубизм, синтетический кубизм, живописный коллаж, футуризм, футуристический вечер.
Произведения:
П. Филонов “Формула весны”;
Э. Мунк “Крик”;
А Матисс: “Танец”,
“Музыка”;
П. Пикассо: “Авиньонские девицы”,
“Портрет А. Воллара”,
“Старый еврей с мальчиком”,
“Девочка на шаре”,
“Герника”;
Ж. Брак “Натюрморт со скрипкой и кувшином”;
К. Малевич: “Черный квадрат”,
любое из супрематических полотен (по выбору учителя).

       

Тема 32.6. Абстракционизм как особый способ видения мира.
Понятия
: абстрактное и конкретное в искусстве, абстракционизм, геометрический абстракционизм, лирический абстракционизм, ташизм, компьютерная графика, дадаизм.
Произведения:
произведения П. Мондриана, М. Дюшана, В. Кандинского, Дж. Поллока, Л. Поповой, В. Вазарелли (по выбору учителя).

       

Тема 32.7. Сюрреализм.
Понятия
: сюрреализм, структура человеческого сознания по З. Фрейду (id - оно, подсознание; ego - я, сознание; super ego - сверх я, сверхсознание), эрос и танатос, сублимация, живописная техника Ћпсихического автоматизмаЛ.
Произведения:
С. Дали: “Постоянство памяти”,
“Распятие”,
“Христос Иоанна Крестителя”,
“Высшая скорость Мадонны Рафаэля”,
“Открытие Америки Христофором Колумбом”,
“Натюрморт розы”.

РАЗДЕЛ 33. ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.

       

Тема 33.1. К.С. Станиславский и его система.
Понятия
: “искусство переживания” и “искусство представления”, сценическое ремесло и искусство, актерская техника, актерское действие и его “двигатели” (“если бы...”, предлагаемые обстоятельства), сценическое внимание актера, куски и задачи роли, актерские приспособления, актерский ансамбль.
Произведения:
фрагменты видеозаписей спектаклей МХАТ (по выбору учителя).

       

Тема 33.2. Режиссерский театр В. Мейерхольда, Е. Вахтангова и А. Таирова.
Понятия
: организация спектакля, спектакль как синтез искусств, пространство сцены, организация сценического пространства, мизансцена, тема и идея спектакля, актерские задачи и сверхзадача спектакля.
Произведения:
эскизы декораций к спектаклям В. Мейерхольда, Е Вахтангова и А. Таирова;
фрагменты видеозаписей режиссерских спектаклей А Гончарова, Б. Покровского, М. Захарова, и других современных режиссеров.

       

Тема 33.3. “Русские сезоны” С. Дягилева и русский балет начала века.
Понятия
: “русский классический балет” (М. Петипа), пластика бытовая, актерская и танцевальная, свободная пластика “Нового русского балета” (В. Нижинский), “Русские сезоны” в Париже, сценическая пластика и театральный костюм, сценическая пластика и организации сценического пространства.
Произведения:
эскизы декораций и костюмов художников “Русского балета” С. Дягилева (по выбору учителя).

       

Тема 33.5. Новые формы театрального действа.
Понятия
: абсурд, театр абсурда, зритель и сцена, организация единого действенного пространства, организация действия зрителей, хэппенинг, синтетический театр.
Произведения:
фрагменты видеозаписей спектаклей театра абсурда, современного хэппенинга (по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 34. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА.

       

Тема 34.1. Искусство кинематографа.
Понятия
: кинематограф, основные особенности киноизображения (движение, звук), движение камеры, смена и типы планов, кинокадр, монтаж, типы монтажа, время в киноискусстве.
Произведения:
фрагменты видеозаписей (по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 35. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.

       

Тема 35.1.Поиски в русской музыке рубежа веков.
Понятия
: русское “культурное Возрождение”, “серебряный век”, личное и общественное в музыке, музыкальный символизм, национальное в музыке.
Произведения:
С. Танеев Кантата “Иоанн Дамаскин” (фрагменты по выбору учителя);
С. Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (до-минор), фрагменты 1 и 2 частей;
прелюдии для фортепиано: до диез-минор (соч. 2) — 4.22,
соль-минор (соч. 23) — 3.59;
А. Скрябин “Поэма экстаза” (фрагменты по выбору учителя);
И. Стравинский: “Петрушка”, фрагменты: “Народный гуляния на масленой”, “Танец кормилиц”, “Танец конюхов”, “Смерь Петрушки” — 11.49;
“Весна священная” (фрагмент начала балета).

       

Тема 35.2. Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева.
Понятия
: музыкально-сценический образ (средства его создания), отражение исторического события в музыке, музыка в киноматографе.
Произведения:
С. Прокофьев: “Ромео и Джульетта”: “Монтекки и Капулетти” — 5.44,
“Джульетта-девочка” — 1.58,
“Ромео и Джульетта” — 6.32,
“Патер Лоренцо” — 2.51,
“Смерть Тибальда” — 4.15,
“Ромео у могилы Джульетты” — 7.28;
“Война и мир”: “Вальс” — 5.24,
ария Кутузова — 3.15;
симфония № 1 “Классическая”, “Гавот” — 1.30 (вся симфония — 13.45);
“Любовь к трем апельсинам”, № 1 “Марш” — 1.56;
“Александр Невский” (“Ледовое побоище”) — 12.02.

       

Тема35.3. Творчество Д. Шостаковича.
Понятия
: конфликт в музыке, героическое в музыке, “программная” симфония, музыкальный юмор.
Произведения:
Д. Шостакович. Симфония № 7 (до-мажор), ч.1 — 26.15;
симфония № 5 (ре-минор), ч.1 (фрагмент начала);
“ Овод”, сюита из музыки к кинофильму, № 8. Романс — 6.15;
Балетная сюита № 1: № 4 “Полька” — 1.50,
№ 5 “Вальс-шутка” — 2.16,
№ 6 “Галоп” — 1.40.

       

Тема 35.4. Массовая музыкальная культура.
Понятия
: массовая песня, рок-музыка, поп-музыка, шлягер, рок-опера, авторская песня, “барды”.
Произведения:
И. Дунаевский, марш из к/фильма “Веселые ребята” (сл. В. Лебедева-Кумача) — 2.24;
Н. Богословский: “Песня старого извозчика“ (сл. Я. Родионова) — 3.04,
“Любимый город” (сл. Е. Долматовского) — 3.16,
“Темная ночь”, из к/фильма “Два бойца” (сл. В. Агатова) — 2.50;
В. Соловьев-Седой: “Услышь меня” (сл. М. Исаковского) — 2.21,
“Подмосковные вечера” (сл. М. Матусовского) — 4.28;
произведения из репертуара Э. Пиаф, Д. Дасена, Ш. Азнавура, М. Матье, В Высоцкого, Б. Окуджавы, современных рок-групп (по выбору учителя).

       

Тема 35.5. Джаз, его стили и направления.
Понятия
: джаз, джаз-бэнд, биг-бэнд, аранжировка, свинг, экмелика, дёрти, тембры и музыкальные инструменты джаза.
Произведения:
регтайм (любой по выбору учителя),
произведения из репертуара Д. Эллингтона, Л. Армстронга, Э. Фитцжеральд (по выбору учителя).

       

Тема 35.6. Творчество композиторов “нововенской школы” и обновление классического музыкального языка.
Понятия
: атональность, додекафония, серия, серийная техника, музыкальная декламация, музыкальный экспрессионизм.
Произведения:
А. Шёнберг “Лунный Пьеро”, соч. 21, ч. 1 (фрагмент);
А. Веберн “Пассакалия для симфонического оркестра”, соч. 1 — 11.30;
А. Берг “Воцек” (фрагмент по выбору учителя).

       

Тема 35.7. Национальные композиторские школы XX века.
Понятия
: романтический академизм в музыке, фольклор, фольклористика, ретроспективизм в музыке.
Произведения:
Я. Сибелиус “Грустный вальс” из музыки к драме Ярнфельда “Куолема” — 5.05;
Б. Барток (произведение по выбору учителя);
К. Орф “Кармина Бурана”, ч. 1 — 5.34;
Дж. Гершвин: “Рапсодия в стиле блюз” для фортепиано с оркестром (фрагмент),
“Порги и Бесс”, колыбельная Клары — 2.40;
Б. Бриттен “Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла” (“Путеводитель по оркестру”) — 17.11;
О. Респиги “Празднества Рима“, ч. 1 “Цирковое зрелище” — 4.37;
А. Онеггер “Пасифик — 231” (“Симфоническое движение № 1”) — 7.21;
Г. Свиридов “Метель“ (Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина): “Тройка”, “Вальс”, “Романс”, “Военный марш” — 17.24.

       

Тема 35.8. Современные системы профессионального музыкального языка.
Понятия
: электронная музыка, конкретная музыка, музыкальный пуантилизм, музыкальные звуки и шумы, музыкальный коллаж, сонорное звучание, кластер, алеаторика.
Произведения:
произведения А. Шнитке, Э. Денисова, Э. Артемьева, С. Губайдулиной, Л. Ноно, К. Штокхаузена Д. Лигетти и др. современных профессиональных композиторов (по выбору учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».ЦЕЛЬ УРОКА: - вывести формулы объема конуса, цилиндра, шара с помощью определенного интеграла;- показать применение по...

Урок геометрии в 11 классе "Объем конуса"

На основе материалов, которые опубликованы в Интернете мною создан новый урок, который отвечает потребностям и знаниям моих учеников....

Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....

Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Математика 5 класс. Урок обобщения и системаизации знаний и способов действия по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Главная дидактическая цель: закрепление навыков нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда и площади его поверхности, обучение решению задач практического содержания, формирование умения...

Конспект урока "Объем.Объем прямоугольного параллелепипеда"

Конспект урока для 5 класса по теме "Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда". На данном уроке вводится понятие объема. Учащиеся познакомятся с правилом вычисления объема прямоугольного парал...

51. Интерактивный тест по теме: "Объем прямой призмы. Объем цилиндра".

Данный тест с автоматизированной проверкой ответа может быть использован на занятиях промежуточного, обобщающего или итогового контроля знаний учащихся. Для корректной работы теста, необходимо установ...