Приемы словесного метода
статья по мхк на тему

Гордеева Марина Александровна

Сообщение о приемах словесного метода на учебных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приемы словесного метода26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

Сообщение на тему

«Приёмы словесного метода»

                                                                 Подготовила:

                                                                 педагог дополнительного образования

                                                                 1 квалификационной категории,

                                                                  член союза педагогов-художников

г.Выкса

2018г.

Исторические факты доносит до нас информацию , что уже в древние времена искусство интересовало все народы. Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов,  многообразие которых обусловлено многогранностью самого  реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

 Виды искусства - формы творческой деятельности, различающиеся по способам воплощения.
Основные из них, - слово (литература), звук (музыка), колористические и пластические материалы (изобразительное искусство).

На протяжении нескольких тысячелетий  признанный мастер искусства имел нескольких учеников,  которым передавал секреты своего мастерства.  Уже в древнем мире  при обучении использовали различные методы. Фреска  в Ватиканском дворце «Афинская школа» кисти  Рафаэля Санти тому подтверждение.

Для передачи информации  в процессе обучения  творческой деятельности, применяются различные  методы обучения.

Метод (methodos) — по-гречески «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимают систематически применяемый способ работы с учащимися, позволяющий им развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

Сложившаяся на сегодня система методов художественно-эстетического обучения образовалась не сразу.

В разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Однако практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему при обучении ребенка стабильных успехов можно достигнуть только при использовании системы методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий многообразие методов обучения, которых насчитывается более пятидесяти. Поэтому при их отборе учитель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становится более понятным и очевидным назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям. Они являются условием педагогического творчества учителя.

К классическим методам обучения относятся 3 основных вида:

- словесный;

- наглядный;

- практический.

В процессе обучения одним из основных является словесный метод, где источником знания является устное или печатное  слово.  

Применение словесных методов  для восприятия учебного материала учащимися предполагает соблюдение  некоторых условий:  хорошая дикция педагога, доступный темп и четкость речи, отсутствие слов-паразитов.  Успех словесного изложения передаваемой информации во многом зависит  и от  эмоциональности педагога.  Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Виды словесного метода обучения: 

 Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

На уроках изобразительного искусства метод объяснения может использоваться во вводной части урока для знакомства с исполнением различных швов, совместно с демонстрацией изделия, при знакомстве с различными приемами работы кистью и т.д. В процессе объяснения учитель знакомит учащихся со свойствами материалов и назначением инструментов, с рациональными трудовыми действиями, приемами и операциями, новыми терминами; с приемами работы кисточкой и последовательностью рисования, построения предметов.

 Рассказ -  основной жанр  малой познавательной прозы, небольшое прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, композиционно  сгруппированного вокруг отдельного эпизода, когда рассуждения и доказательства сопровождаются обычно учебной демонстрацией. Рассказ может являться отдельным приемом в беседе и очень часто применяется на занятиях изобразительного искусства.   Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. На уроках изобразительного искусства он употребляется учителем в основном для сообщения новой информации (интересные сведения из жизни знаменитых художников), новых требований. Рассказ должен соответствовать следующим дидактическим требованиям: быть убедительным, лаконичным, эмоциональным, доступным для понимания учениками.

На рассказ учителя на занятиях изобразительного искусства отводится очень мало времени, а, следовательно, его содержание должно быть ограничено коротким, строго соответствовать целям урока и практической задаче. При использовании в рассказе новых терминов учитель должен выразительно выговаривать. 

 Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». Беседа имеет цель получения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мыслями учителя и ученика. Беседа способствует активизации детского мышления и бывает более убедительной, когда сочетается с демонстрацией натуральных предметов, с их изображением.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. В целом, метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной и тогда специфика метода беседы будет максимально стимулировать  детскую  активность.

Диспут –  от лат. disputare — рассуждать, спорить)  -  коллективное и  публичное  обсуждение актуальных  научных тем или социальных проблем. Диспут наиболее сложный и интересный из методов формирования сознания личности. Диспут, как и беседа, основан на специально организованном диалоге, однако он имеет существенное отличие от беседы, так как применяются различные приемы. 

Дискуссия. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников, или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Он имеет и большую воспитательную ценность: учит глубже видеть и понимать проблему, отстаивать свою жизненную позицию, считаться с мнением других.

Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме. Используется  для передачи информации для учащихся среднего и старшего возраста.

Инструктаж - (франц. instruire — осведомлять, обучать, наставлять)  вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Под этим методом понимают объяснение способов трудовых действий, их точный показ и безопасное выполнение . Методика  инструктажа зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий, заключительный  инструктаж.

Прием - конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения, характеризуются предметным содержанием, организуемой познавательной  деятельностью и обусловливаются целью применения. Прием является составной частью или отдельной стороной  метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Многократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение. Умение в сочетании с навыками и развитой мотивацией к социальному общению определяет тип поведения человека.

Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Важно не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

Напоминание – словесные прием  в виде кратких указаний  очень важен  в процессе  обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который, , следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха.

Художественное  слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Занятия  изобразительным  искусством предусматривает и другой тип словесного метода обучения - метод диалогичности. Здесь учитель и ученик – собеседники. Учитель искусства должен стать мастером слова так же, как и учитель литературы.

Метод всегда теоретически обоснован и апробирован. Прием отличается гибкостью и направлен на практическое решение педагогических задач. Методика ведения  занятия может осуществляться с помощью разных приёмов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

  1. https://lektsia.com   

  2. https://studfiles.net 
  3. http://открытыйурок.рф
  4. http://zsj.ru/vidyi-iskusstv.html
  5. https://pedagogical_dictionary.academic.ru/
  6. https://thedifference.ru
  7. litem.ruslovar-literaturovedcheskich-terminov
  8. ru.wikipedia.org