Программно-методическое обеспечение по МХК 10-11 класс
рабочая программа по мхк (10, 11 класс)

Шемякина Вера Александровна

Отличительной особенностью данной программы является возможность реализации метапредметной программы «Развитие УУД» Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты, явления и события искусства с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство. Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и развитие эстетической культуры через организацию учащимися самостоятельной или совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mhk_11_kl.docx63.57 КБ
Файл programma_mhk_10_kl.docx63.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4


Р А Б О Ч А Я        П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «Мировая художественная культура»

Класс: 11

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы -2017 /2018 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 35 ч/год; 1ч/неделю

Рабочая программа по МХК составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федерального Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями от 1.02.2012г.);
  • Стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
  • Авторской программой «Мировая художественная культура» для 10-11 классов под редакцией  Л.А.Рапацкой;

г. Сургут,  2017г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по МХК для обучающихся 10 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федерального Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями от 1.02.2012г.);
  • Стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
  • Авторской программой «Мировая художественная культура» для 10-11 классов под редакцией  Л.А.Рапацкой;
  • учебным планом МБОУ СОШ №4 на 2017-2018 учебный год.

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 35 часов  из расчета 1 ч в неделю, для изучения учебного предмета «МХК» на этапе основного общего образования.

Цель курса — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

Задачи курса:

  • развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности. 
  • воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Специфика данного курса

Курс мировой художественной культуры для 11  класса, составлен с учетом материально-технической базы МБОУ СОШ №4 и является базовым курсом. Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования.

МХК помогает интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства, культуры в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Место данного курса в учебном плане ОУ.

В соответствии с учебным  планом школы на изучение МХК в 11 классе выделено 1 час в неделю, по годовому календарному  учебному  графику учреждения продолжительность учебного года 35 недель, на изучение курса искусство отведено 35 часов.

Соотношение содержания программы и обязательного минимума содержания образования соответствует и имеет практическую направленность.

Несмотря на то, что проект включает большое количество компонентов, программой отводится 50-60 % учебного времени на творческие работы.

Формы и методы работы, определение образовательных технологий.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки». Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.

Формы учебной работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • учебно-практическая.

Методы учебных занятий:

  • рассказ;
  • беседа;
  • демонстрации;
  • самостоятельная работа учащихся.

 Формы и методы контроля:

  • проверочная работа;
  • проектная работа;
  • зачет;
  • тестовый контроль.

Отличительной особенностью данной программы является возможность реализации метапредметной программы «Развитие УУД» Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты, явления и события искусства с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство. Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и развитие эстетической культуры через организацию учащимися самостоятельной или совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.

Критерии оценки:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства,
  • стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства
  • (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей,
  • видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических
  • представлений);
  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности
  • практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об
  • их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров
  • прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического
  • воспитания и художественного образования, в изучении других школьных
  • предметов; их представленность в межличностном общении и создании
  • эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:

  • контрольно-диагностических материалов в форме тестов;
  • творческих работ;
  • организации проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов.

Прогнозируемые результат обучения

В результате изучения курса «МХК» в 11 классе обучающиеся должны 

Знать / понимать:

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
  • основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
  • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
  • навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметными результатами изучения МХК являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями

культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;\
  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Предметными результатами занятий по программе «МХК» являются:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
  • знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
  • различать изученные виды и жанры искусств;
  • описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
  • классифицировать изученные объекты и явления культуры;
  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;
  • формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;
  • представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;
  • осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства;
  • уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)

в сфере эстетической деятельности:

  • эстетическое восприятие, способность воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений
  • высокого и массового искусства;
  • видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности,
  • умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить
  • языком изобразительных форм;
  • создавать условные изображения, символы, понимать особенности разных видов
  • искусства);
  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и
  • эмоциональную сферы;
  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего
  • народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
  • определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и
  • самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

в сфере коммуникативной деятельности:

  • формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической
  • компетентности;
  • культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью
  • технических средств;
  • диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить
  • диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для
  • современности.

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.

Выпускники основной школы научатся:

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
  • описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА»  11 класс

ПРЕДЧУВСТВИЕ МИРОВЫХ КАТАКЛИЗМОВ: ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 19-НАЧАЛА 20 ВЕКА

Тема  1-2.      Романтизм  в  художественной  культуре  Европы  19  века;  открытие внутреннего мира человека.(3)  Романтизм  в  художественной  культуре  Франции  19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

Тема 3-4. Шедевры  музыкального искусства   эпохи романтизма.  Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.  Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Сообщение  о творчестве Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара.

Тема  5.  Экспрессионизм. Действительность  сквозь  призму  страха.(2)  Сообщение  о  творчестве  Э. Мунка,  Г. Тракля,  А. Шенберга.  Экспрессионизм  в музыкальном искусстве.  

Тема  6-9.  Мир  реальности  и  «мир  новой  реальности»:  Традиционные  и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков.  Сообщение  о  творчестве  П. Варлена,  С.  Малларме.  Сообщение  о  творчестве Э.Золя,  Мопассана,  Конан-Дойла.  Эстетика  символизма  Эстетика  постимпрессионизма.  Новые  направления  в  живописи  и скульптуре.  

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ 19-НАЧАЛА 20 ВЕКА

Тема  10-12.  Фундамент  национальной  классики:  шедевры  русской  художественной культуры первой половины 19 века. Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова,  К. Брюллова,  А. Воронихина, П. Федотова, Д. Захарова, И. Мартоса,  П. Клода.  Сообщение  о творчестве П. Чайковского, М. Мусорского, Бородина, Н. Римского-Корсакова.

Тема 13-16.  Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера  в высокую миссию русского народа. Сообщение  о  творчестве    В. Перова,  И. Крамсакого  В. Сурикова,  Шишкина, Васнецова

Тема  17.  Переоценка  ценностей  в  художественной  культуре  «серебряного  века»: открытие символизма. Сообщение  о  творчестве  М.  Врубеля,  В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта.

Тема 18-20.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард.  «Русский  футуризм».   Сообщение о творчестве И. Северянина, А. Маяковского, Ахматовой, В. Кандинского.  Художественное объединение "Бубновый валет"

Тема  21-26.    В  поисках  утраченных  идеалов: неоклассицизм    и  поздний  романтизм.  Сообщение  о  творчестве  В. Серова, Ф. Стравинского.  Художественное объединение «Мир искусств». Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф. Кафки. Экзистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман». Постмодернизм.  Музыкальное искусство в нотах и без нот.  «Музыкальный  авангард» 20 век. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение  и первые  шаги  кинематографа.  Великий  немой.  Ч.  С.  Чаплин  —  выдающийся  комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа. Тема 27.  Художественная культура Америки: обаяние молодости.  Творчество Марка Твена, Т. Драйзера, Д. Стайнбека, Э. Хеменгуэя. Американская музыка. Искусство Латинской Америки.  Творчество Р. Кента и А. Сикейроса.

Тема 28.  Социалистический  реализм:  глобальная  политизация  художественной культуры 20-30 гг.  Творчество  К. С. Петрова-Водкина,  А. А. Дейнеки,  И. И. Машкова, М. В. Нестерова.

Тема 29-30. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.  Творчество А. А. Пластова, П. Д. Корина, И. Грабаря, Н. Крымова.

Тема 31-33.Общечеловеческие  ценности  и  «  русская  тема»  в  советском  искусстве периода «оттепели».  Развитие  живописи  и  музыки  в  60-е  годы.  Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского, В. Высоцкого, А. Галича, Б. Окуджавы.

Тема 34-35.  Противоречия  в  отечественной  художественной  культуре  последних десятилетий 20 века. Развитие  живописи  и  архитектуры  на  пороге  нового тысячилетия. Музыкальное искусство и театр.

Учебно-тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Примерное             количество часов самостоятельной работы учащихся

 (вне урока)

Теорию

Практику

1

Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре 19-начала 20 века

9

4

5

2

2

Художественная культура России 19-начала 20 века

7

4

3

2

3

Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

19

9

10

7

Всего:

35

17

18

10


Календарно-тематическое планирование МХК 11 класс

 

п/п

Тема раздела.

Тема урока

Количество часов

Дата/ план

Дата/ факт

Планируемые результаты

Методы контроля

Образовательный продукт

Предметные

Развиваемые общеучебные умения и навыки

I

  Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре 19-начала 20 века

1

Романтизм в художественной культуре 19-20 вв.

1

Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить «акростих» со словом «вечность».

Участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения.

Устный опрос

Опорный конспект

2

Романтизм во Франции и Испании

1

Образные выражение. Термины "эпоха", "стиль", "личность".

Учиться идти от общего к частному, и от частного к общему.

Практическая работа

Опорный конспект

3

Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма

1

Изучение мифологии Древней Египта.

Воспитывать уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям.

Творческая работа

Презентация

4

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

1

Поиски связей «Традиции настоящего и прошлого».

Умение выбирать необходимое из общего.

Творческая работа

Презентация

5

Художественные особенности импрессионизма

1

Определение терминов «этюд», «живописный этюд», «литературный этюд».

Отбор необходимой информации, развиваем навыки самостоятельной работы.

Творческая работа

Этюд

6

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и упрека

1

Основные характеристики Скульптуры как части архитектуры.

Приводить примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы.

Творческая работа

Презентация, газета

7

Мир реальности и мир новой реальности. Постимпрессионизм

Уметь проводить сравнительный анализ выразительных характеристик.

Применять  источники информации: энциклопедии, интернет ресурсы, работа с учебником.

Защита мини проекта

Очерк

8

Фовизм. Кубизм. Абстракционизм

Уметь разрабатывать содержательную линию произведения.

Разработка параметров плана, корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом.

Творческая работа

Проект, презентация

9

Сюрреализм как основа дисгармонии Вселенной

Знать осоновные истоки языческой культуры, образы "добра" и "зла".

Приводить примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы с помощью ИКТ

Творческая работа

Проект, презентация

II

Художественная культура России 19-начала 20 века

10

Шедевры русской художественной культуры 1 половины 19 века. Архитектура России

1

Основные характеристики архитектуры.

Умение выбирать из представленного необходимое, развитие навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа

Опорный конспект

11

Романтизм в живописи 1 половины 19 века

1

Изучение декораций и театральных костюмов.

Понимать целостность творческого замысла.

Устный опрос,творческая работа

Эскиз

12

Реализм творчества П. Федотова

1

Знать эмоционаные компоненты произведения, основные выразительные характеристики.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Творческая работа

Музыкальное сочинение

13

Художественная культура России 2 половины 19 века: вера в миссию народа

1

Художественные средства выразительности литературы, живописи, музыки, кинематогрофа.

Освоение личностного смысла учения.

Самостоятельная работа

Сочинение

14

Русская пейзажная живопись

1

Историческое прошлое-настоящее.

Осмыслять признаки отличия выразительных образов.

Самостоятельная работа, устный опрос

Реферат

15

Русская историческая живопись

1

Знать эмоционаные компоненты произведения, основные выразительные характеристики.

Воспитывать уважение к своему народу.

Самостоятельная работа, устный опрос

Образец, опорный конспект

16

Музыка А.Н. Скрябина

1

Основные способы общения, передачи информации.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Самостоятельная работа, устный опрос

Сочинение

III

Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

17

Переоценка ценностей в художественной культуре "серебряного": открытия символизма

1

Знать языковые знаки и символы. Сравнивать произведения по живописной, музыкальной, поэтической наполняемости.

Совмещать, согласовывать, координировать деятельность
с другими ее участниками.

Самостоятельная работа, устный опрос

Образец, опорный конспект

18

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

1

Знать условные обозначения. Понимать структуру написания сценария.

Использование источников информации: энциклопедии, интернет ресурсы, работа с учебником

Творческая работа

Сценарий

19

Художественное объединение "Бубновый валет"

1

Знать различия в творчестве.

Приводить примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы.

Творческая работа

Презентация

20

Абстракционизм К. Малевича и В. Кандинского

1

Знать способы написания сравнительной характеристики различных видов искусства.

Учиться идти от общего к частному, и от частного к общему.

Самостоятельная работа, итоговый тест

Изделие в технике вязания спицами

21

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм

1

Знать и понимать образные выражения в  искусстве.

Осмыслять признаки отличия выразительных образов.

Устный опрос

Опорный конспект

22

Эволюция взглядов художника. Творчество В.Серова

1

Различать способы передачи одного художественного образа в интерпритациях.

Воспитывать уважение к своему народу.

Самостоятельная работа

Сочинение

23

Объединение "Мир искусства"

1

Знать способы написания сравнительной характеристики различных видов искусства.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Тестирование

Опорный конспект

24

Стили и жанры

1

Различать способы передачи художественного образа в зависимости от направления деятельности человека.

Совмещать, согласовывать, координировать деятельность
с другими ее участниками.

творческая работа

Эскиз

25

Стили и жанры

1

Владеть способами передачи пространства.

Использование источников информации: энциклопедии, интернет ресурсы, работа с учебником

Творческая работа

Рисунок

26

Русские сезоны в Париже

1

Уметь проводить сравнительный анализ исторических эпох, с точки зрения художника.

Приводить примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы.

Творческая работа

Эскиз

27

Художественная культура Америки: обаяние молодости

1

Уметь передавать собственные психологические характеристики в написании портрета.

Учиться идти от общего к частному, и от частного к общему.

Творческая работа

Рисунок

28

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 годов

1

Уметь проводить ассоциативный ряд.

Учиться идти от общего к частному, и от частного к общему.

Творческая работа

Ассоциативная композиция

29

Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве

1

Уметь проводить сравнительные характеристики замысла поэта.

Приводить примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы.

Самостоятельная работа

Опорный конспект

30

Сталинский ампир

1

Уметь проводить комплексный анализ картины.

Осмыслять признаки отличия индивидуальности.

Практическая работа

Технологическая карта

31

Общечеловеческие ценности и "русская тема" в советском искусстве периода "оттепели"

1

Знать основные социальнозначимые темы.

Оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, социальных ценностей.

Самостоятельная работа

Мини проект

32

Поэты песенники Б.Окуджав, В.Высоцкий, А.Галич

1

Уметь составлять план работы, план выступления артиста.

Учиться идти от общего к частному, и от частного к общему.

Самостоятельная работа

Мини проект

33

Молодежные массовые музыкальные жанры 60-х годов

1

Знать эмоционаные компоненты произведения, основные выразительные характеристики.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Творческая работа

Музыкальное сочинение

34

Противоречия в отечественной культуре последних десятилетий 20 века

1

Художественные средства выразительности литературы, живописи, музыки, кинематогрофа.

Освоение личностного смысла учения.

Самостоятельная работа

Сочинение

35

Изобразительное искусства 20 века. Итоговый контроль

1

Историческое прошлое-настоящее.

Осмыслять признаки отличия выразительных образов.

Самостоятельная работа, устный опрос

Тестовое задание

Итого

35 часов


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

Основная литература.

Учебники для общеобразовательных  учреждений.

Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая  – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  Дополнительная литература.

МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с.

Григорьева Н.А.    История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с. .

Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.

Пешикова Л.В.    Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Оборудование и приборы

Компьютер

Слайды: Искусство Древнего Египта. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего Рима. Искусство Византии. Романская архитектура и скульптура. Искусство готики. Культура Древней Руси. Средневековое искусство мусульманского мира. Культура древнего и средневекового Китая. Искусство Японии. Культура Возрождения. Искусство Барокко. Искусство Классицизма

Аудиозаписи и фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений.

CD-диски: 1. «Шедевры русской живописи». 2. «Художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство Западной Европы».




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4


Р А Б О Ч А Я        П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «Мировая художественная культура»

Класс: 10

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы -2017 /2018 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 35 ч/год; 1ч/неделю

Рабочая программа по МХК составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федерального Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями от 1.02.2012г.);
  • Стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
  • Авторской программой «Мировая художественная культура» для 10-11 классов под редакцией  Л.А.Рапацкой;

г. Сургут,  2017г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по МХК для обучающихся 10 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

Срок реализации рабочей программы –один год.Рабочая программа по МХК для 11 класса разработана с учетом следующих документов:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федерального Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями от 1.02.2012г.);
  • Стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
  • Авторской программой «Мировая художественная культура» для 10-11 классов под редакцией  Л.А.Рапацкой;
  • учебным планом МБОУ СОШ №4 на 2017-2018 учебный год.

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 35 часов  из расчета 1 ч в неделю, для изучения учебного предмета «МХК» на этапе основного общего образования.

Цель курса — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

Задачи курса:

  • развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности. 
  • воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Специфика данного курса

Курс мировой художественной культуры для 10  класса, составлен с учетом материально-технической базы МБОУ СОШ №4 и является базовым курсом. Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования.

МХК помогает интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства, культуры в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Место данного курса в учебном плане ОУ.

В соответствии с учебным  планом школы на изучение МХК в 11 классе выделено 1 час в неделю, по годовому календарному  учебному  графику учреждения продолжительность учебного года 35 недель, на изучение курса искусство отведено 35 часов.

Соотношение содержания программы и обязательного минимума содержания образования соответствует и имеет практическую направленность.

Несмотря на то, что проект включает большое количество компонентов, программой отводится 50-60 % учебного времени на творческие работы.

Формы и методы работы, определение образовательных технологий.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки». Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.

Формы учебной работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • учебно-практическая.

Методы учебных занятий:

  • рассказ;
  • беседа;
  • демонстрации;
  • самостоятельная работа учащихся.

 Формы и методы контроля:

  • проверочная работа;
  • проектная работа;
  • зачет;
  • тестовый контроль.

Отличительной особенностью данной программы является возможность реализации метапредметной программы «Развитие УУД» Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты, явления и события искусства с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство. Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и развитие эстетической культуры через организацию учащимися самостоятельной или совместной деятельности с учителем, родителями, учениками

Критерии оценки:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства,
  • стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства
  • (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей,
  • видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических
  • представлений);
  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности
  • практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об
  • их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров
  • прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического
  • воспитания и художественного образования, в изучении других школьных
  • предметов; их представленность в межличностном общении и создании
  • эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:

  • контрольно-диагностических материалов в форме тестов;
  • творческих работ;
  • организации проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов.

Прогнозируемые результат обучения

В результате изучения курса «МХК» в 10 классе обучающиеся должны 

Знать / понимать:

  1. основные виды и жанры искусства;
  2. изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  3. шедевры мировой художественной культуры;
  4. особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • попыток самостоятельного художественного творчества.

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
  • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
  • навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями

культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;\
  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Предметными результатами занятий по программе «МХК» являются:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
  • знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
  • различать изученные виды и жанры искусств;
  • описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
  • классифицировать изученные объекты и явления культуры;
  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;
  • формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;
  • представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;
  • осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства;
  • уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)

в сфере эстетической деятельности:

  • эстетическое восприятие, способность воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений
  • высокого и массового искусства;
  • видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности,
  • умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить
  • языком изобразительных форм;
  • создавать условные изображения, символы, понимать особенности разных видов
  • искусства);
  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и
  • эмоциональную сферы;
  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего
  • народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
  • определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и
  • самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

в сфере коммуникативной деятельности:

  • формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической
  • компетентности;
  • культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью
  • технических средств;
  • диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить
  • диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для
  • современности.

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.

Выпускники основной школы научатся:

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
  • описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА»  10 класс

РАЗДЕЛ  I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА 

Тема  1-3.  Древний  Египет:  художественная  культура,  олицетворяющая  вечность. Художественная  картина  мира,  воссозданная  египетским  искусством,  отражающая представления  о  жизни,  смерти,  бессмертии.  «Книга  мертвых».  Культ  загробного  мира, его  воплощение  в  канонических  традициях  архитектуры.  Статичность  и  символичность изобразительного искусства.  

Тема  4-5.  Художественная  культура  Древней  и  средневековой  Индии. Художественная  культура  Древней  Индии,  ее  ритуальный  характер.  Будда  Гаутама  и зарождение  буддизма.  Буддистский  храм.  Сохранение  художественных  традиций древности  в  эпоху  средневековья.  Храмовое  зодчество.  Самобытный  мир  народного танца. Песенное богатство.

Тема 6-7. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Своеобразие художественных  традиций  китайского  народа.  Великая  китайская  стена  как  символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций  в  художественной  культуре  средневекового  Китая.  Императорские  дворцы. Искусство  садов  и  водоемов.  Живопись,  шелкография.  Китайский  театр.  Китайские народные музыкальные инструменты.

Тема  8-9.  Японская  художественная  культура:  долгий  путь средневековья. Художественные  традиции  Японии.  Храмы  Древней  Японии. Нетрадиционные  виды  искусства  (единоборства,  чайная  церемония,  икебана).  Японский народный  и  профессиональный  театр.  Отражение  в  музыке,  живописи,  архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского  и  русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема  10-12.  Художественные  традиции  мусульманского  Востока:  логика  абстрактной красоты. Нравственные законы  ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед.  Архитектурные  особенности  мечети  и  минарета.  «Книга  песен».  Высокая поэзия  средневековья  (Фирдоуси,  Низами,  Саади).  Омар  Хайям.  Образы  арабских, персидских,  иранских  сказок  в  «Тысяча  и  одной  ночи»,  «мудрость  Востока»  в  сказках Шехеразады.

РАЗДЕЛ  II.  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ 

Тема  13-15.  Античность  —  колыбель  европейской  художественной  культуры. Мифологическая  картина  мира  и  древнегреческое  язычество  как  основа  развития античной  художественной  культуры.  Сократ  —  «христианин  до  Христа».  Утверждение идеи  двух  миров  в  философии  Платона.  Учение  о  гармонии  сфер  Пифагора.  Основные этапы  развития  античной  художественной  культуры.  Древнегреческая  архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра.  Древнегреческая  трагедия.  Культура    Древнего  Рима.  Архитектурные  памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема  16.  От  мудрости  Востокакевропейскойхудожественной  культуре:   Библия. Христианская  художественная  культура,  ее  истоки.  Библия  как  священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия.

Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных  требований  к  человеку. Учение о Царстве  Небесном  и  спасении  бессмертной  души.  Страсти  Господни.  Воскрешение Христа.

Тема  17-18.  Художественная  культураевропейского    Средневековье  и Возрождение:освоение  христианской  образности.        Христианские  основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два  типа  христианской  культуры.  Романский  стиль  в  искусстве.  Храмовое  зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.  

Тема  19-21.  Художественная  культура  итальянского  Возрождения:  трудный  путь гуманизма. Эпоха  Возрождения  как  новый  этап  в  развитии  европейской художественной  культуры.  Гуманизм  и  идеалы  Возрождения.  Развитие  светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.  

Тема  22.Северное  Возрождение:  в  поисках  правды  о  человеке.  Северное Возрождение,  поиски  правды  о  человеке.  Мастера  искусств  Германии  и  Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 23-27. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей. «переходная  эпоха»  в  художественной  культуре  европейской  традиции.  Стиль  барокко. Расцвет  светского  музыкального  искусства.  Классицизм  как  общеевропейский  стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 28-29. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.  Гуманистические  идеалы  просветителей.  Наследие  энциклопедистов. Распространение  классицизма  в  художественных  культурах  европейских  стран. Изобразительное  искусство  и  архитектура  эпохи  классицизма,  роль  античного  ордера. Расцвет  литературы.  Венский  музыкальный  классицизм.  Симфонизм,  его  философско-эстетический смысл.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 30.  Художественная  Культура  Киевской  Руси:  опыт,  озаренный  духовным светом  христианства.  Древнейшие  памятники  художественной  культуры  языческой Руси.  Обрядовый  фольклор,  народные  песни,  героический  эпос  и  былины. Дохристианские  нравственные  установки  и  эстетические    представления.  Восхождение русской  художественной  культуры  от  языческой  образности  к  христианской  картине мироздания.  Православный  храм  и  синтез  храмовых  искусств.  «Мистический  реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.  

Тема 31. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.  Художественный облик  древнего  Новгорода.  Памятники  архитектуры.  Новгородская  София,  Народное музыкальное  творчество  и  храмовое  пение.  Искусство  колокольного  звона.Творчество Феофана Грека.

Тема 32. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного  стиля.  Возрождение  Москвы.  Древнерусская  литература. Творчество  Андрея  Рублева  и  Дионисия.  Музыка  15-16века.    Храмовое  искусство Московской  Руси  в    XVI  в.: Художественная  культура  Владимиро-Суздальского  княже-ства. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема 33. Художественная  Культура XVII  в.: смена  духовных ориентиров.  Диалог «старины  и  новизны»  в  русской  художественной  культуре  «переходной  эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого.  Новые  направлениях  иконописи.  Творчество  Симона  Ушакова.  Икона  и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.  

Тема 34-35.  Русская  художественная  культура  в  эпоху  Просвещения:  формирование гуманистических  идеалов.  Начало  развития  «русской  европейскости»;  петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон  новой  культуры.  Обмирщение  в  литературе.  Становление  европейских градостроительных  принципов.  Портретная живопись.  Храмовое пения  и  новое светское музицирование. Рождение русской комедии и  оперы. Первые сборники русских народных песен.  Петербургское  барокко  и  московское  зодчество.  Русский  портрет.  Шедевры храмовой музыки


Учебно-тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Примерное             количество часов самостоятельной работы учащихся

 (вне урока)

Теорию

Практику

1

Художественная культура Древнего и средневекового Востока

12

5

7

3

2

Художественная культура Европы: становление христианской традиции

17

8

9

5

3

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции

6

2

4

2

Всего:

35

15

20

10


Календарно-тематическое планирование по МХК 10 класс

п/п

Тема раздела.

Тема урока

Количество часов

Дата/ план

Дата/ факт

Планируемые результаты

Методы контроля

Образовательный продукт

Предметные

Развиваемые общеучебные умения и навыки

I

 Художественная культура Древнего и среднего Востока

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

1

Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить «акростих» со словом «вечность».

Участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения.

Устный опрос

Опорный конспект

Архитектура Древнего Египта

1

Образные выражение. Термины "эпоха", "стиль", "личность".

Учиться идти от общего к частному, и от частного к общему.

Практическая работа

Опорный конспект

Изобразительное искусство Древнего Египта

1

Изучение мифологии Древней Египта.

Воспитывать уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям.

Творческая работа

Презентация

Художественная культура Древней и средневековой Индии:верность традиции

1

Поиски связей «Традиции настоящего и прошлого».

Умение выбирать необходимое из общего.

Творческая работа

Презентация

Храмовое искусство Индии

1

Определение терминов «этюд», «живописный этюд», «литературный этюд».

Отбор необходимой информации, развиваем навыки самостоятельной работы.

Творческая работа

Этюд

Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Архитектура

1

Основные характеристики Скульптуры как части архитектуры.

Приводить примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы.

Творческая работа

Презентация, газета

Изобразительное искусство Древнего и и средневекового Китая. Графика

1

Основные характеристики пейзажа,  портрета.

Умение выбирать из представленного необходимое, развитие навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа

Опорный конспект

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой

1

Изучение декораций и театральных костюмов.

Понимать целостность творческого замысла.

Устный опрос,творческая работа

Эскиз

Традиционная культура Японии: сад камней, театры, чайная церемония

1

Характеристики звука, схемы "человек-музыка", "музыка-человек".

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Творческая работа

Музыкальное сочинение

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

1

Художественные средства выразительности литературы, живописи, музыки, кинематогрофа.

Освоение личностного смысла учения.

Самостоятельная работа

Сочинение

Архитекура и прикладное искусство мусульманского Востока

1

Историческое прошлое-настоящее.

Осмыслять признаки отличия выразительных образов.

Самостоятельная работа, устный опрос

Реферат

Художественная культура древнего и средневекового Востока

1

Знать эмоционаные компоненты произведения, основные выразительные характеристики.

Воспитывать уважение к своему народу.

Самостоятельная работа, устный опрос

Образец, опорный конспект

II

Художественная культура Европы: становление христианской традиции

Античность: колыбель европейской художественной культуры

1

Основные способы общения, передачи информации.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Самостоятельная работа, устный опрос

Сочинение

Скульптура Древней Греции. Вазопись.

1

Знать языковые знаки и символы. Сравнивать произведения по живописной, музыкальной, поэтической наполняемости.

Совмещать, согласовывать, координировать деятельность
с другими ее участниками.

Самостоятельная работа, устный опрос

Образец, опорный конспект

Культура Древнего Рима

1

Знать условные обозначения. Понимать структуру написания сценария.

Использование источников информации: энциклопедии, интернет ресурсы, работа с учебником

Творческая работа

Сценарий

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия

1

Знать различия в творчестве.

Приводить примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы.

Творческая работа

Презентация

Художественная культура евпропейского Средневековья. Романский и готический стили

1

Знать способы написания сравнительной характеристики различных видов искусства.

Учиться идти от общего к частному, и от частного к общему.

Самостоятельная работа, итоговый тест

Изделие в технике вязания спицами

Византийское искусство

1

Знать и понимать образные выражения в  искусстве.

Осмыслять признаки отличия выразительных образов.

Устный опрос

Опорный конспект

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

1

Различать способы передачи одного художественного образа в интерпритациях.

Воспитывать уважение к своему народу.

Самостоятельная работа

Сочинение

Архитектура и скульптура раннего Возрождения

1

Знать способы написания сравнительной характеристики различных видов искусства.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Тестирование

Опорный конспект

Высокое возрождение в Италии

1

Различать способы передачи художественного образа в зависимости от направления деятельности человека.

Совмещать, согласовывать, координировать деятельность
с другими ее участниками.

творческая работа

Эскиз

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке

1

Владеть способами передачи пространства.

Использование источников информации: энциклопедии, интернет ресурсы, работа с учебником

Творческая работа

Рисунок

Художественная культура 17 века: многоголосие школ и стилей

1

Уметь проводить сравнительный анализ исторических эпох, с точки зрения художника.

Приводить примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы.

Творческая работа

Эскиз

17 век в жудожественной жизни Италии

1

Уметь передавать собственные психологические характеристики в написании портрета.

Учиться идти от общего к частному, и от частного к общему.

Творческая работа

Рисунок

Живопись Испании 17 века

1

Уметь проводить ассоциативный ряд.

Учиться идти от общего к частному, и от частного к общему.

Творческая работа

Ассоциативная композиция

Малые голландцы

1

Уметь проводить сравнительные характеристики замысла поэта.

Приводить примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы.

Самостоятельная работа

Опорный конспект

Художественная культура Франции 17 века

1

Уметь проводить комплексный анализ картины.

Осмыслять признаки отличия индивидуальности.

Практическая работа

Технологическая карта

Художественная культура евпропейского Просвещения: утверждение культа разума

1

Знать основные социальнозначимые темы.

Оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, социальных ценностей.

Самостоятельная работа

Мини проект

Просвещение в Англии и Германии

1

Уметь составлять план работы, план выступления артиста.

Учиться идти от общего к частному, и от частного к общему.

Самостоятельная работа

Мини проект

III

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции

Художественная культура Киевской Руси

1

Уметь проводить сравнительный анализ выразительных характеристик.

Применять  источники информации: энциклопедии, интернет ресурсы, работа с учебником.

Защита мини проекта

Мини проект

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

1

Уметь разрабатывать содержательную линию произведения.

Разработка параметров плана, корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом.

Творческая работа

Проект, презентация

От раздробленности княжеств к Московской Руси: утверждзение общерусского художественного стиля

1

Знать осоновные истоки языческой культуры, образы "добра" и "зла".

Приводить примеры, подбирать  аргументы, формулировать выводы с помощью ИКТ

Творческая работа

Проект, презентация

Художественная культура 17 века: смена духовных ориентиров

1

Знать основные компоненты содержания  проекта,
эффективность использования проектной деятельности в искусстве.

Применять  источники информации: энциклопедии, интернет ресурсы, работа с учебником.

Творческая работа

Проект, презентация

Русская художественная культура в эпоху Просещения. Архитектура

1

Различать взгляды различных деятелей искусства на роль искусства в жизни и творческой деятельности.

Развивать навыки самостоятельной работы.  

Творческая работа

Проект, презентация

Русская живопись эпохи просвещения

1

Проводить совместную работу двух типов мышления в разных видах искусства.

Учимся выступать публично, участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения.

Защита проекта

Проект, презентация

Итого

35 часов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

Основная литература.

Учебники для общеобразовательных  учреждений.

Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая  – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  Дополнительная литература.

МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с.

Григорьева Н.А.    История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с. .

Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.

Пешикова Л.В.    Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Оборудование и приборы

Компьютер; экран; мультимедийная установка

Слайды: Искусство Древнего Египта. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего Рима. Искусство Византии. Романская архитектура и скульптура. Искусство готики. Культура Древней Руси. Средневековое искусство мусульманского мира. Культура древнего и средневекового Китая. Искусство Японии. Культура Возрождения. Искусство Барокко. Искусство Классицизма

Аудиозаписи и фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Программно-методическое обеспечение тестового контроля в 6 классе.

Предлагаемые тестовые задания составлены по действующему учебнику географии для 6 класса Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский  Москва «Русское слово» 2008 год. программы образовательных учреждений ...

Программно-методическое обеспечение тестового контроля в 10 классе

Предлагаемые тестовые задания составлены по действующему учебнику географии для 10 класса "Экономическая и социальная география мира"; автор В.П. Максаковский, г. Москва "Просвещение" 2007 год.Тесты о...

Презентация Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей

Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей.Балашова О.В,...

Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей

Учебно-методический комплекс система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации деятельности по дополнительным ...

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...