Галерея портретов русских писателей
творческая работа учащихся по мхк (8, 9 класс)

в кабинете русского языка висят портреты писателей. смотря эти портреты, мы захотели узнать: как они жили какие произведения создавали, кто когда создал эти картины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.g.perov_.pptx1.23 МБ
Файл a.n.ostrovskiy.pptx46.19 КБ
Файл biografiya_v.g.perov_.pptx43.31 КБ
Файл v.i.dal_.pptx48.01 КБ
Файл i.s.turgenev.pptx47.66 КБ
Файл s.t.aksakov.pptx45.15 КБ
Файл f.m.dostoevskii.pptx48.38 КБ
Файл a.n.ostrovskiy.pptx47.41 КБ
Файл avtoportret_v.g.perov_.pptx46.81 КБ
Файл v.i.dal_.pptx46.6 КБ
Файл i.s.turgenev.pptx44.55 КБ
Файл f.m.dostoevskiy.pptx51.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Г алерея портретов русских писателей Выполнил: студент 2 курса Группы: ИЗО17Б Чикальдина А.В. Специальность: 54.03.06 «Изобразительное искусство и черчение» Руководитель: Эверстова Н.Ю.

Слайд 2

Цель : создание галереи русских писателей по творчеству В.Г. Перова; Задача : 1. Изучить литературу по теме проекта; 2. Создать электронное пособие по творчеству В.Г. Перова ;

Слайд 3

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) В.Г.Перов . Автопортрет . 1870

Слайд 4

Русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников». («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («Драматург А. Н. Островский», 1871; «Писатель Ф. М. Достоевский», 1872; «Историк М. П. Погодин», 1872, и других

Слайд 5

Портреты русских писателей, кисти Василия Григорьевича Перов а Александр Николаевич Островский Владимир Иванович Даль Фёдор Михайлович Достоевскии Иван Сергеевич Тургенев Сергей Тимофеевич Аксаков

Слайд 6

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) В.Г.Перов . Портрет А.Н.Островского . 1871 г.

Слайд 7

Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук. Знаменитые произведения: «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Гроза», «Волки и овцы», «Снегурочка», «На чужом пиру похмелье», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Свои люди - сочтемся», «Бешеные деньги» и т. д.

Слайд 8

Владимира Ивановича Даля (1801 —1872) В.Г.Перов . Портрет В.И.Даля , 1872

Слайд 9

Писатель, военный врач, лексикограф, этнограф создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». собиратель фольклора, первый отечественный востоковед-тюрколог, один из учредителей Русского географического общества, автор записок о последних часах жизни Александра Пушкина. . В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».

Слайд 10

Фёдор Михайлович Достоевскии ̆ (1821 – 1881) В.Г.Перов . Портрет Ф.М.Достоевского , 1872 г.

Слайд 11

Русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской АН Знаменитые произведения «Идиот », «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и многих других.

Слайд 12

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) В.Г.Перов . Портрет И.С.Тургенева , 1872 г.

Слайд 13

Знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877 ). и.т.д .

Слайд 14

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—1859) В. Перов. Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1872).

Слайд 15

Писатель , чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек. Автор "Записок об уженье" и "Записок ружейного охотника"; мемуаров: "Воспоминания", "Литературные и театральные воспоминания"; автобиографической дилогии "Семейная хроника".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) Родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование. В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 г. Затем поступил на юридический факультет Московского университета. В 1843 г. оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и Островский принял решение всерьёз заняться литературой. Однако по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд, а затем (1845 г.) перешёл в канцелярию Московского коммерческого суда. Адвокатская практика отца и служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди — сочтёмся», а Островский стал сотрудником журнала В 1851 г. он ушёл со службы, чтобы посвятить себя литературному творчеству. Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1878 г., и многие другие). С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция , Гольдони. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. — от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.

Слайд 2

Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни. В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Коссуш тромской губернии .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) В . Г. Перов родился 23 декабря (ст. стиля) 1833 года в г. Тобольске в семье прокурора Г. К. Криденера , просвещённого и свободомыслящего человека, который впоследствии за своё свободомыслие должен был оставить казённую службу, что отразилось на материальном положении семьи. Детство и юность Перова прошли в нужде. Поскольку Перов был внебрачным сыном Криденера , ему была дана фамилия крестного отца — Васильева, а позднее дьячёк , который обучал мальчика первоначальной грамоте, за его каллиграфические способности дал ему прозвище Перов, ставшее официальной фамилией художника. Видя художественные способности сына, родители после окончания им Арзамасского уездного училища отдали мальчика в художественную школу. В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния, где в то время учились такие известные художники, как Прянишников и Шишкин, ставшие друзьями Перова. Перов умер в 1882 году в возрасте 48 лет. Тяжелая болезнь (туберкулез) свела его преждевременно в могилу. Годы жизни художника: 21 декабря 1833 (2 января 1834) — 29 мая (10 июня) 1882 ( 48 лет)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) – писатель, военный врач, лексикограф, этнограф создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Детские годы и образование Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование. В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. После нескольких лет военной службы Даль, биография которого изменила течение, поступил на медицинский факультет Дерптского университета (сейчас – Тартусский университет). В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».

Слайд 2

Военная служба и медицинская практика С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны 1828-1829 годов, а также польской кампании 1831 года Даль показал себя как талантливый врач. Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей. Отмеченный наградами, в 1832 году Даль начинает работать в военно-сухопутном госпитале Петербурга в качестве ординатора. Владимир Иванович становится известен как блестящий хирург. В военный период, а также за время медицинской практики писатель Даль создал несколько статей, набросков. В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый». Государственная служба В 1833 году Даля перевели в Оренбург, назначив на должность чиновника особых поручений при военном губернаторе В. А. Петровском. Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений. Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом, участвовал во вскрытии. В 1838 году Владимир Иванович стал членом Петербургской академии наук. В 1841 году Даль возвращается в Петербург, служит секретарем при Л. Петровском, а затем заведующим особой канцелярией при министре внутренних дел. С 1849 года писатель управляет удельной конторой в Нижнем Новгороде.

Слайд 3

Последние годы и смерть писателя В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах была опубликована самая значительная и объемная работа в биографии Владимира Ивановича – «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в свой труд. В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа». Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве. Похоронили писателя на Ваганьковском кладбище .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев (9 ноября 1818 — 3 сентября 1883) — русский писатель, поэт, мыслитель , философ, публицист и член-корреспондент Петербургской Академии наук. Иван Тургенев родился 9 ноября 1818 года в Орле. Отец — Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир. Мать, Варвара Петровна Лутовинова , происходила из достаточно обеспеченной дворянской семьи. До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское- Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотёке ими был куплен дом. Иван сначала учился в пансионе Вейденгаммера , затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе . В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. В 1836 году Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Иван взялся за учёбу. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков.

Слайд 2

В 1836 году Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Иван взялся за учёбу. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. В 1841 году Тургенев вернулся на родину. В начале 1842 года он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии. В это же время он начал свою литературную деятельность. В 1846 году вышли повести « Бреттер » и «Три портрета». Позднее он пишет такие произведения, как «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Провинциалка», «Месяц в деревне», «Завтрак у предводителя» (1856), «Муму» (1854), «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855) и т. д. Автор К.И. Рудаков. Лаврецкий и Лиза в Васильевском. Иллюстрация к роману "Дворянское гнездо". В 1852 году выходит сборник коротких рассказов Тургенева под общим названием «Записки охотника». В дальнейшем Тургенев пишет четыре крупнейших произведения: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и Дети» (1862). С начала 1860-х годов он поселяется в Баден-Бадене. В результате жизни за границей получился самый крупный по объёму из романов Тургенева — «Новь» (1877). Писатель скончался в Буживале под Парижем, 22 августа (3 сентября по новому стилю) 1883 года. Тело Тургенева было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище при большом стечении народа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергей Тимофеевич Аксаков ( 1791 - 1859 ) прозаик Родился 20 сентября (1 октября н.с .) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда. Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств. В 1816 женится на О.Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.

Слайд 2

В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк "Буран", опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик. Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы. В 1847 опубликовал "Записки об уженье рыбы", имевшие большой успех. В 1849 вышли "Записки ружейного охотника", в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий. В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как "Литературные и театральные воспоминания", "Встречи с мартинистами". Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с .) 1859 в Москве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фёдор Михайлович Достоевскии ̆ (1821 – 1881) Появился на свет 30 октября (по юлианскому календарю) 1821 года, в городе Москва. Отец – Михаил Андреевич Достоевский врач, мать – Мария Федоровна Нечаева. По воспоминаниям самого писателя, отец и мать были люди трудящиеся и небогатые. Но, несмотря на нужду, и благодаря родителям, Федор Михайлович получает прекрасное образование и воспитание. В 1831 году, отец Достоевского приобретает землю и имение в Тульской губернии. Сам Федор Михайлович прибывает туда спустя год, получая возможность, познакомиться с жизнью крестьян. Первое время Достоевские обучались на дому, позже Федор с братом поступают в престижный пансион. В 16 лет, Федор переживает смерть матери от туберкулеза. Отец отправляет их с братом в другой пансион в Санкт-Петербурге. Нужда повлияла на Михаила Андреевича, и он стал настаивать на обучении братьев в главном инженерном училище, по его мнению, профессия инженера принесет в жизнь мальчиков стабильность и высокое жалование. Как итог, Федор с братом поступают в инженерное училище, к учебе, однако, относясь довольно холодно. Ни Федор, ни Михаил не мечтали о профессии инженера, разум их занят был только лишь литературой. Достоевский получал намного больше знаний в свободные от учебы часы, занимаясь чтением произведение великих зарубежных и отечественных авторов. Училище Федор Михайлович заканчивает в 1843 году.

Слайд 2

Первой большой работой Достоевского является роман ”Бедные люди”, завершенный в 1845 году. Произведение было высоко оценено критикой. Дальше был ”Двойник”, который приняли значительно хуже. Следующие несколько лет Федор Михайлович активно занимается творчеством, пока в 1849 году его не приговаривают к смертной казни за недонесение на Белинского. Приговор, однако, сильно смягчают, до четырех лет каторги. Наказание писатель отбывает в Омске. В феврале 1857 года Достоевский венчается с Марией Исаевой, а через несколько месяцев получает помилование. В последующие годы Федор Михайлович много работает и путешествует. С 1866 года начинается великий период в творческой жизни Достоевского, названный ”великим п ятикнижием ”. Эта пора ознаменовала собой появление основных работ Достоевского, от “Преступления и наказания” до ”Братьев Карамазовых”. 28 января 1881 года, великий писатель умер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Николаевич Островский "Обращение русского художника к настоящей правде и жизни, в том числе и в портрете, – писал В.В.Стасов , – началось со времени нарождения в русском искусстве той самой национальности, правдивости и оригинальности, которые уже давно существовали в русской литературе". В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства". Когда Василий Григорьевич Перов писал портрет Александра Николаевича Островского, он, возможно, не желал ничего более, чем изобразить писателя таким, каким видел его. Но талант психолога и стремление к неподслащенной правде сделали этот портрет чем-то куда более значительным. Художник не льстит Островскому ни в чем. Он не скрывает от зрителя некоторую грузность фигуры, не причесывает, не заставляет принять "величественную" позу, не наряжает в дорогие одежды, не пишет фона с колоннами, драпировками или романтическим ландшафтом. Он берет Островского таким, какой он есть – в будничном халате-тулупчике, подбитом беличьим мехом, лысоватого, с неподстриженной рыжеватой бородкой, – и открывает вдруг зрителю лицо, полное мудрого внимания к жизни, со светящимся взглядом добрых, сочувственных, все понимающих светлых глаз.

Слайд 2

В портрете Островского есть та завершенность и убедительность образа, которая не позволяет как-либо иначе представить облик великого бытописателя "темного царства". В живом, светящемся умом и острой наблюдательностью взгляде писателя, в позе его крепкой коренастой фигуры чувствуется огромная внутренняя энергия. Его внешне некрасивое лицо поражает своей значительностью и интеллектуальностью. Портрет лег в основу памятника драматургу, выполненного скульптором Н.А.Андреевым и установленного у здания Малого театра. Этот портрет, появившийся на первой выставке передвижников, как бы знаменовал рождение новой плеяды замечательных портретистов, которым суждено было правдиво запечатлеть облик своего времени. "В его облике как будто ни капли возвышенного: спокойно сидит Островский в шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью Перова, и только глаза его, голубые, умные и острые, отнюдь не самоуверенные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые и не дающие солгать, только эти глаза его – свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Василий Григорьевич Перов Год , в который написан этот автопортрет, оказался для художника очень сложным во всех отношениях. С одной стороны он потерял супругу, она умерла, оставив с ним детей. Это было для него настоящим ударом. А с другой стороны этот год был очень плодотворным для его карьеры художника. У него в этот момент была довольно успешная и творческая работа, которая могла ему позволить участие в общественной жизни страны. Его утвердили в должности профессора в училище, что позволяло ему чувствовать себя признанным . На картине он изобразил себя взрослым и статным мужчиной тридцати семи лет, его уверенный взгляд устремлен точно на зрителя, он смотрит проницательно и спокойно. Весь его вид говорит о том, что он уверен в себе и добился в жизни немалых успехов. Это один из лучших периодов в творческой жизни художника и он это осознавал и в жизни и на картине. Его роль в искусстве сложно переоценить. Цветовое решение картины достаточно темное, но эти цвета достаточно теплые. Он изображен вполоборота, а позади него все закрашено темным цветом, который светлеет ближе к его голове. У Перова на портрете длинная и ровная густая борода черного цвета, такого же цвета волосы. Волосы изображены в легком беспорядке и уже проглядываются первые залысины. Он изображен в теплом пиджаке, возможно, из бархата или другого плотного материала с воротником и отворотами. Под пиджаком виднеется белая рубашка. На правой руке, которая также попала в изображение, есть кольцо, подтверждающее, что он женат. Это можно признать своеобразной данью его супруге .

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимира Ивановича Даль Великолепный портрет известного русского писателя и этнографа Владимира Даля был написан Василием Перовым в 1872 г. Это был последний год жизни Даля, мы видим сидящего в кресле пожилого человека, с множеством морщин и седой бородой. Художник изобразил его таким образом, что в этом увядающем человеке мы видим всю глубину мудрости и безграничных филологических знаний, которыми до сих пор пользуются все поколения. Владимир Даль сидит в кресле с высокой спинкой, на нем теплый домашний халат коричневого цвета, в котором он проводил домашний досуг последних лет. На коленях писателя разложен красный платок, на который пожилой человек аккуратно положил ладони, скрестив тонкие длинные пальцы. Лицо Даля худощавое с впавшими щеками, что характерно для преклонного возраста. Голова покрыта седыми волосами, открывающими выступающий лоб. Невозможно отвести взгляд и от бороды писателя, она словно покрывает подбородок и далее спадает на одежду, пробуждая в памяти образы великих мудрецов. Глядя на портрет, мы видим пронизывающий взгляд Владимира Даля, его ясные, слегка удивлённые глаза будто смотрят на нас и куда-то немного мимо, словно заглядывая в будущее. Возможно, в этот момент он думал над новой работой, и Василию Петрову очень удачно удалось запечатлеть этот момент. Несмотря на расслабленный вид писателя, удобно расположившего в кресле, чувствуется его готовность и желание приступить к своей любимой работе, которой он посвятил большую часть своей жизни. Перед нами изображён человек, который на протяжении 12 лет, практически каждый час делал записи, записывая пояснения к одному из слов, и таким образом, составив для нас ценнейший толковый словарь. Данный портрет признан шедевром русской живописи, на котором изображён один из великих людей России.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев 18 апреля 1872 года П.М.Третьяков писал Крамскому: "Если у Вас будет [Тургенев], то спросите его, будет ли он в Москве и когда именно? Перову нужен необходимо один сеанс, чтобы окончить портрет его". Портрет И.С. Тургенева не датирован, но известно, что он экспонировался на передвижной выставке 1872 года. Это был уже второй портрет Тургенева, написанный Перовым. Первый (небольшой овальный холст) был создан в 1871 году. (К 1870-м годам относятся наиболее значительные попытки создания живописных портретов Тургенева. Кроме В.Г.Перова , портреты Тургенева создают К.Е.Маковский , Н.Н.Ге , И.Е.Репин ) В.Г.Перов задумал оставить потомству запечатленные своей кистью черты современных ему лучших представителей науки, искусства и литературы. Он написал целую галерею подобных портретов и был первым художником, который понял всю важность подобной деятельности для истории развития русской мысли. За ним уже пошли Крамской, Репин и другие художники со своими не менее замечательными портретами русских деятелей.

Слайд 2

Знаменитый писатель изображен в профиль, он предстает в облике почтенного и авторитетного мастера. Глядя на портрет, мы невольно вспоминаем слова французского писателя Ги де Мопассана о его первой встрече с писателем: "...Отворилась дверь – явился гигант. Гигант с серебряной головой, как было бы сказано в волшебной сказке. У него были длинные седые волосы, густые брови и большая седая голова, настоящей белизны серебра, отливающей блеском, спокойное лицо, с чертами несколько крупными. И у этого колосса были жесты детские, боязливые и сдержанные. Он говорил очень тихо, голос его был несколько мягок..." Считается, что в этом портрете "выразить характер" Ивана Сергеевича Тургенева Перову не совсем удалось, может быть, потому, что он мало знал Тургенева, хоть и очень любил его произведения. Портрет не нравился Перову, не нравился он и Третьякову. "Что-то в нем было не по душе Павлу Михайловичу",– писала дочь Третьякова в своих воспоминаниях об отце.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фёдор Михайлович Достоевский "Обращение русского художника к настоящей правде и жизни, в том числе и в портрете, – писал В.В. Стасов, – началось со времени нарождения в русском искусстве той самой национальности, правдивости и оригинальности, которые уже давно существовали в русской литературе". В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства". Так возникли превосходные правдивостью своей портреты Перова: Достоевский, Островский, Тургенев, Писемский, Аксаков... Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П.М.Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Литература занимала центральное место в культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное, нервное, "мятое" лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком. В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М.Достоевского.* Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок. Перов больше всего ценил роман "Преступление и наказание". И художник создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. В 1871–1872 годах он работал над романом "Бесы", в 1868 году был написан "Идиот".

Слайд 2

Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука. Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Известен отзыв о нем Крамского: "Характер, сила выражения, огромный рельеф <...> решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов". Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние английских и немецких писателей на русских писателей и читателей.

Данный интегрированный урок (литература, английский и немецкий языки) разработан для учащихся девятого класса, изучающих два иностранных языка, как завершающий урок по литературе по теме «Русски...

Презентация к уроку литературы "Галерея портретов Льва Николаевича Толстого"

Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого — благоухание, писатель великой чистоты и святыни. ( А. Блок)В творениях его живёт ...

портреты детских писателей

портреты детских писателей...

«Памяти русского писателя Леонида Бородина» Умер русский писатель Бородин. Наш современник Его не стало в ноябре 2011 года

Сценарий литературной конференции.Сибирь связана с именами русских писателей 20 века: Виктором Астафьевым,  Василием Беловым и Валентином Распутиным, с которым Бородин дружил. Эти авторы воп...

Статья. Художественная концепция человека в портретах И.Н. Крамского. Галерея портретов современников, созданных Крамским.

Методическая разработка может быть использована на уроках литературы в 10 классе....

Портреты детских писателей

Для уроков литературы и внеклассной работы...

Портреты русских писателей для оформления стенда

Данный материал можно использовать для оформления стенда в кабинете литературы или в школе....


 

Комментарии

все очень круто диплом защитила на отлично