Архитектурный облик Древней Руси
план-конспект урока по мхк (10 класс)

Миронова Нина Викторовна

Конспект урока мировой художественной культуры в 10 классе. Цель урока - формирование представлений об особенностях архитектуры Древней Руси домонгольского периода, приобщение учащихся к шедеврам древнерусской архитектуры, как части мирового культурного насследия. В ходе урока учащиеся знакомятся с древнейшими постройками Киева, Новгорода, Владимира, с древнерусскими храмами крестово-купольного типа. Конспект содержит самоанализ проведённого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhitekturnyy_oblik_drevney_rusi_10_kl_mhk.docx134.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

п. Медвеженский

Архитектурный облик

Древней Руси

Конспект урока

мировой художественной культуры

в 10 классе

Подготовила

учитель музыки и МХК

высшей квалификационной

категории

Миронова Н.В.

Цель. Формирование представлений об особенностях архитектуры Древней Руси домонгольского периода. Приобщение учащихся к шедеврам древнерусской

архитектуры, как части мирового культурного наследия.

Задачи.
Образовательные.

Познакомить учащихся с древнейшими постройками Киева, Новгорода, Владимира. Определить значение собора Святой Софии для Киевской Руси. Определить своеобразие Новгородской и Владимирской архитектурных школ. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности. Познакомить с древнерусскими крестово-купольным типами храма.

Развивающие. 

На примере храмов учить детей использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода. Учить рассуждать и размышлять об артефактах, делать выводы. Развивать способности к анализу выразительных средств искусства, формировать навыки самостоятельной работы при подготовке выступлений, умение критически анализировать полученную информацию.

Воспитательные.

Воспитывать чувства патриотизма, гордости за культурное наследие предков, сопричастности к истории Родины. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное, умению находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.

Форма урока: урок формирования новых знаний.
Материалы к уроку: 

Презентация учителя «Архитектура Древней Руси», рабочие листы.
План урока:
Организационный момент-1мин.
Актуализация знаний -4 мин.
Основная часть -30  мин.
Подведение итогов урока -5 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент (проверка готовности учащихся).
2. Актуализация знаний. Учитель определяет цель урока. В ходе урока учащимся предстоит выполнить задание в рабочих листах (приложение 1).
Вступительное слово учителя:
Рассказ о русском искусстве следует начать с искусства Древней Руси. Одно из главных событий древнерусской истории - принятие христианства - несомненно, сыграло важнейшую роль в становлении многих русских культурных традиций.

Вопросы классу:

- Какой Князь крестил Русь?

- Когда было принято христианство на Руси?

Можно сказать, что вместе с религией на Русь пришла архитектура, живопись и литература. Во всех городах началось строительство храмов и соборов, сначала по подобию византийских, а потом на их основе были выработаны собственные архитектурные традиции. Сегодня мы обратимся к истории создания архитектурной школы Древней Руси.
В древние времена на Руси строили в основном из дерева, первое не деревянное сооружение появилось в конце Х в. Это Десятинная Церковь в Киеве. Десятинную Церковь в Киеве построили из плинфы - широкого и плоского кирпича - византийские мастера. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси. 
Вопрос:  Как вы думаете, какие еще материалы для строительства храмов использовали на Руси? (После ответов учащихся подводится итог)
 На севере, в Новгороде, предпочитали природный камень. Правда, арки и своды выкладывали все-таки из плинфы. Новгородский камень – серый валун. Его без всякой обработки использовали  для  кладки стен. 
Во Владимиро-Суздальских землях строили из белого камня - известняка, который тщательно отесывали в прямоугольные блоки. Этот материал мягок и легко поддается обработке. Из белого камня были сложены стены и башни Московского Кремля времен Дмитрия Донского. 
В конце XV в. на Руси появился новый строительный материал - брусковый кирпич. С ним познакомили москвичей итальянцы. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку. 
 Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества - храмы.
Вопрос учащимся: Где вам доводилось встречать древнейшие храмы Руси? (Ответы учеников).
Учитель: По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы - землю. Фасад храма. Храм венчают купола с крестами. Количество куполов имеет символический смысл. 

Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе, 
три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух),
пять - как Христос и четыре евангелиста, 
тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов,
 Форма и цвет куполов имеет особый смысл

 Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". 
Цвет купола также важен в символике храма.

•Золотые — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
•Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. 
•Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
•В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Каждый купол опирается на барабан. Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или колоннах.
Вопрос: Как вы думаете, от чего зависит количество таких столбов в храме? 
 Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Это было необходимо для прочности конструкции.
   В Софийском соборе в Киеве, одном из крупнейших храмов Древней Руси насчитывается более сорока внутренних опор. 

  Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид - одна, три, пять - зависит, чаще всего, тоже от величины храмов.

 Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов.

Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление портал. Нередко храм украшает арктурный пояс. 

Купола с крестами и апсиды - самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки. 
3. Основная часть
 Древнейшие постройки Киева. 
Презентация: Архитектурные особенности храма Святой Софии в Киеве.

  Летопись рассказывает, что в 1036 г. воспользовавшись отсутствием князя Ярослава Мудрого в Киеве, печенеги совершили набег на южную Русь. Враг был очень силен. Когда-то даже бесстрашный князь Святослав пал его жертвой. Ярослав узнал об осаде Киева, находясь в Новгороде. Собрав большое войско из новгородцев и варягов, он двинулся на выручку киевлянам. Целый день шло кровопролитное сражение у стен древнерусской столицы. Только к вечеру русские одолели печенегов. Много врагов полегло на поле брани, утонуло в реке во время бегства. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились. 
Древнейший и прекраснейший храм получил имя Святой Софии - мудрости Божьей. Название было выбрано не случайно. Так же именовался главный собор Константинополя. 

Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера - архитекторы. Зодчие заложили большой храм. 

С трех сторон окружили его галереями. По углам соорудили две башни. Винтовые лестницы внутри них вели на второй ярус галерей. Подлинным украшением собора стало двенадцать разновеликих куполов, образовавших пирамидальную композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. Софийский собор вознесся ввысь почти на 30 метров (высота современного десятиэтажного дома) над окружающими его низенькими деревянными избами-полуземлянками. 
Выдающийся русский писатель XI века митрополит Илларион так отозвался о церкви святой Софии:
«…она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!" 
И уж конечно, не могли оставить его равнодушным мозаики и фрески, сплошь покрывавшие храм внутри. Как свидетельствует "Повесть временных лет" Ярослав украсил церковь "золотом, серебром и сосудами церковными".

Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашнего главы русской церкви митрополита киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека - древнейшая на Руси и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге. 
За свою долгую историю Софийский собор неоднократно менял облик. 

На рубеже XVII - XVIII вв. его частично перестроили в духе "украинского барокко".

Побелили нарядные полосатые стены, заменили древние яйцевидные купола гранеными с золотыми маковками, внутри установили высокий резной иконостас. 
Многое пережил храм на своем веку: татаро-монгольское нашествие, гитлеровскую оккупацию ... И все-таки память о седой старине древняя София продолжает хранить.

Учитель: Распад единого государства - Киевской Руси - на отдельные земли привел к созданию самостоятельных художественных школ. Наиболее известными архитектурными школами были новгородская и владимирская школы.

Задание классу. На примере построек Новгорода и Владимира необходимо определить характерные особенности архитектурных школ, Подберите 10 слов характеризующих эти постройки и запишите их в таблицу.

Особенности новгородской архитектурной школы.
Сооружение великолепного собора в Киеве не могло остаться незамеченным и в Новгороде - втором по значению политическом центре тогдашнего русского государства. Ведь именно из Новгорода пришел княжить в Киев Ярослав Мудрый. Военная поддержка новгородцев помогла ему овладеть заветным престолом. 
В середине XI в. сын Ярослава новгородский князь Владимир заложил храм на территории древнего детинца (крепости) и назвал его, как и киевский, Софийским. Но, в отличие от своего предшественника, новгородская София была пятиглавой. 

Вопрос учащимся: Вспомните, что это символизировало?
Ответ учащихся: Это символизировало образ Христа и четырех Евангелистов.

Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с трех сторон. 
Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только гладь стены расчленена мощными выступами - лопатками. За девять веков культурный слой вырос вокруг него более чем на 1 м. Суровая монументальность - главное качество, присущее Новгородской Софии. 
Летопись приводит любопытный факт: в 1547 г. царь Иван IV, находясь в Новгороде, узнал о существовании в башне святой Софии тайника. В указанном месте стали ломать стену, и из образовавшегося проема посыпались несметные сокровища - золотые и серебряные слитки, гривны, рубли. Целый воз, наполненный драгоценностями, под усиленной охраной был отправлен в Москву. 
Церковь Спаса на Нередице Новгородский шедевр.

Постройка XII в. Ее заказчик - князь Ярослав Владимирович - пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Храм невелик. Большая глава сидит на массивном барабане. Фасады практически лишены украшений. Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется на редкость величественной. Но главная особенность Спаса на Нередице заключается в его удивительной скульптурности - красивой округлости форм. Плавная кривизна линий, неровность стен, скошенность углов придают ему редкое очарование.
Точную характеристику новгородского зодчества дал выдающийся искусствовед, реставратор и художник Игорь Эммануилович Грабарь: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного ... но себе на уме ... В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».
Новгородцы очень любили свою Софию. Она стала символом их города. Бытовала даже поговорка: "Где святая София, там и Новгород". Часть города на левом берегу Волхова, где стоит храм, с тех пор называется Софийской.

Задание классу: Выделите главные черты новгородской архитектуры.

Примерный ответ учеников: После строительства Святой Софии новгородская архитектура обрела свои неповторимые черты - скупость украшении, строгость и монументальность форм, выразительную пластичность. Стены новгородских храмов, сложенные из камней - валунов, не выравнивались. Их плоскости, словно живая материя, имеют выступы и впадины, особенно заметные в косых лучах солнечного света. 
 Особенности владимирской архитектурной школы. Главный собор Северо-Восточной Руси. 
В XII в. Русь распалась на отдельные княжества. Наиболее могущественным среди них было Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское). Его искусство прославилось главным образом своими белокаменными храмами. 
В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор.

На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов, точно так же, как когда-то Владимир Креститель для первой русской церкви - Десятинной. Место для строительства было выбрано на редкость удачно - вершина крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны, но летопись сообщает, что для его строительства "Бог привел мастеров со всех земель". Будто бы даже с романского 3апада император Фридрих Барбаросса прислал своих умельцев. 
Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. Сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. При перестройке Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов - Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси в XII в. - 32 метра. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых стенах пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился большой пятиглавый собор. 
Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, выполненными в технике наводки золотом; полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая "Владимирская Богоматерь" 

    Летопись рассказывает, что во время храмового праздника Успения открывались северные и южные "златые врата" собора и между ними вывешивались драгоценные облачения и ткани, вложенные в храм князьями.
На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, владимирский считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей местных князей. По сей день в храме покоится прах его строителей - князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. 
Дмитриевский собор. В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен еще один - одноглавый Дмитриевский. 

Назван он так в честь святого Дмитрия Солунского, христианского покровителя князя Всеволода, который при крещении был наречен Дмитрием. Храм строился по его заказу на месте княжеского двора. 
Снаружи стены, закомары, под купольный барабан Дмитриевского собора сплошь покрывают скульптурные рельефы - резные изображения людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений. Около тысячи резных камней! Многие рельефы удалось расшифровать. 
На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь, четыре евангелиста. Некоторые изображения особенно интересны: на северном фасаде в левой закомаре, сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями. Это семейный портрет заказчика храма. На противоположном, южном фасаде в правой закомаре - Александр Македонский, возносящийся на небо. Странно видеть античного полководца-язычника на стене православного храма. Откуда русские мастера могли знать Александра Македонского. 
Оказывается, в XII веке на Руси была очень популярна переведенная с греческого приключенческая повесть "Александрия", повествующая о жизни великого полководца. Быть может, именно она вдохновила неизвестного скульптора изобразить понравившегося исторического героя. 
Крупнейший знаток владимиро-суздальской скульптуры Георгий Карлович Вагнер предположил, что главная идея, выраженная в рельефах Дмитровского собора, - заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае. 
В нескольких километрах от Владимира, в чистом поле стоит одна из самых красивых церквей Руси – Покрова на Нерли

  Археологические исследования показали, что первоначально храм выглядел иначе. Вместо луковичной главы была шлемовидная. Храм окружала открытая галерея, опирающаяся на арки. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу у реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившая за восемь столетий свой облик, церковь Покрова все равно остается прекраснейшим памятником средневекового владимирского зодчества. 
Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого ноля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. 

В XVIII веке над памятником нависла угроза уничтожения. Настоятель одного из близлежащих монастырей просил разрешения разобрать его, чтобы использовать камень для строительства монастырской колокольни. Спасти церковь помог случай: не сошлись монахи с подрядчиками в цене. 
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями:
« …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…» И. Э. Грабарь 
Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.
Здесь мирный уголок Владимирской земли, 
на берегу, в нешумном отдаленье 
от жаркого её сердцебиенья, 
храм Покрова, стоящий на Нерли. 
Владимирские церкви вдалеке, 
в горящем золоте и в стройности могучей. 
Над ним простёрлась боголюбовская круча, 
а храм ныряет лебедем в реке. 
Здесь давняя естественная грань 
лесной Мещеры с суздальским Опольем, 
покой, краса и полное приволье 
и в нынешние дни, и в дедовскую рань. 
В иных местах тревоги и шумы, 
а этот храм в любое лихолетье 
меняет луговые разноцветья 
на белоснежные искрения зимы. 
В нехитром камне воплотилась филигрань 
пленительного древнего искусства. 
И припадающие плачут и смеются, 
смиряя боль, забывши гнев и брань. 
Здесь сказочное зеркало Руси, 
и в плеске вод - святая подоплёка. 
Вокруг страна - и близко и далёко. 
Господь её помилуй и спаси.

Вопрос классу: Какие архитектурные особенности владимирских храмов вы подчеркнули?
Примерный ответ учеников: Ровные гладкие стены белокаменных владимирских храмов украшают скульптурные рельефы. Дверные проемы обрамляют резные порталы в виде арок на колоннах. Стену по вертикали расчленяют тонкие полуколонки, а по горизонтали - аркатурный пояс - непрерывная цепь декоративных арок, опирающихся на колонки. Во всем царит нарядность и изящество. Скульптура не получила широкого распространения в древнерусском искусстве, поэтому рельефы владимиро-суздальских храмов уникальны. 
Подведение итогов урока:
Учитель: Немало тайн хранят архитектурные памятники древности. 3а века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только в результате специального изучения. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пеленок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путем. Его основным принципом стало единство в многообразии.
Оформление рабочего листа (Приложение 1)
Вопросы классу на закрепление материала:
1. Назовите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.
2. Какое значение имел собор Святой Софии в жизни Киевской Руси?
3. Какие отличительные особенности архитектурных школ Новгорода и Владимира вы для себя отметили? 
Запись домашнего задания: Подготовить материал в виде сообщения или презентации с фотографиями о древнерусских храмах, с которыми вы знакомились на экскурсиях.

Интернет-ресурсы:

  1. Вискунова Т.В. Архитектурный облик Древней Руси. Самоанализ урока

https://multiurok.ru/index.php/files/samoanaliz-uroka-po-teme-arkhitekturnyi-oblik-drev.html 

  1. Тимченко О.Л. Архитектурная школа Древней Руси. Конспект.

https://infourok.ru/urok-mhk-arhitektura-drevney-rusi-klass-3462849.html 

  1. Архитектура Древней Руси

 http://sashakustov.ru/323-arhitektura-drevney-rusi.html 

Самоанализ урока МХК

Тема «Архитектурный облик Древней Руси», 10 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель. Приобщение учащихся к шедеврам древнерусской

архитектуры, как части мирового культурного наследия.

Задачи.

Образовательные.

Познакомить учащихся с древнейшими постройками Киева, Новгорода, Владимира. Определить значение собора Святой Софии для Киевской Руси. Определить своеобразие Новгородской и Владимирской архитектурных школ. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности.

Развивающие. Развивать способности к анализу выразительных средств искусства, формировать навыки самостоятельной работы при подготовке выступлений, умение критически анализировать полученную информацию.
Воспитательные.

Воспитывать чувства патриотизма, гордости за культурное наследие предков, сопричастности к истории Родины. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное, умению находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.

Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, проблемное обучение, деятельностный подход.

   Данный урок является последующим после изучения Византийской культуры, и является логическим продолжением изучения распространения христианства на восток Европы, в Киевскую Русь, центром которой являлся Киев, и основ Новгородской, Владимиро-суздальской архитектуры и Московского княжества.

Общая организация урока.

Организационный момент ( 3 мин)

I.        Вводная часть (7 мин)

II.        Изучение нового материала (20 мин)

III.        Закрепление изученного материала (6 мин)

IV.        Подведение итогов урока. (4мин)

   Содержание урока основано на архивных документах, опубликованных в исторической литературе, сайтах интернет и учебнике по МХК, что позволяет достоверно передать дух и ценности народа, значимость исторических событий того времени для развитие нашего государства, распространения  религии и развития культурной составляющей Киевской Руси.

   На данном уроке используется  пассивный метод обучения в сочетании с учебным диалогом, в котором учитель выстраивает рассуждения учащихся по развитию исторических событий и развития архитектурных и духовных ценностей, используя прием логических цепочек.

    На уроке применяются ТСО -  ноутбук, монитор, активные колонки; диалог и лекция выстраивается на основе презентации по теме. Ключевые моменты конспектируются.

   Опрос проводится в процессе урока фронтально, в конце урока – индивидуально, по тесту и осуществляется самопроверка.

    При подготовке к уроку были учтены программные требования. Выбор именно такой формы урока, как лекция с элементами учебного  диалога, обусловлена тем, что дискуссия является одним из активных методов обучения, которые часто применяются мной на уроках. При подготовке к уроку были учтены такие особенности обучающихся, как медленное «включение» в тему урока, у отдельных учащихся пассивное отношение к учёбе, пробелы в систематизации знаний.

   Цели урока были достигнуты, ученики получили новые знания, которые дают наибольшее представление о развитии одной из граней истории нашей страны, что подтвердили в процессе учебного диалога и в ходе индивидуальной работы в конце урока. Задачи урока выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архитектурный облик Древней Руси

Видеофильм создан мной для демонстрации на уроке МХК в 10 классе по теме Архитектура Древней Руси. В нем рассказывается о церкви Покрова на Нерли, церкви Вознесения в Коломенском. Ссылка для просмотра...

Архитектурный облик Древней Руси

В презентации представлены основные архитектурные памятники Древней руси...

Презентация к уроку "Архитектурный облик Древней Руси"

К уроку МХК "Архитектурный облик Древней Руси"...

Многоликий архитектурный облик Петербурга

Презентация о стилях в архитектуре СПб второй половины 19 века...

Урок в музее по теме "Архитектурная школа Древней Руси"

1)Презентация "Архитектурная школа Древней Руси":https://yadi.sk/i/ouabcLYErSfbg2)Рабочий листок по теме "Архитектурная школа Древней Руси"https://yadi.sk/i/4G6pUKKrrEcnG3)Методическая разработка урок...

«Архитектурный облик Древней Руси» Виртуальная экскурсия

«Архитектурный облик Древней Руси»Виртуальная экскурсия...

Проектная работа учащихся 7 классов "Архитектурный облик района Матвеевское"

Архитектурные  объекты  являются неотъемлемой частью нашей жизни. Наше настроение, мироощущение зависят от того, какие здания нас окружают. Назрела необходимость  исследования  тог...