Эзотерика в сказках А.С. Пушкина.
творческая работа учащихся по мхк (8 класс)

Игнатьева Светлана Анатольевна

Работа ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_doklad_georgiy.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые слушатели, представляю Вашему вниманию доклад на тему: Эзотерика в сказках А.С. Пушкина.

С самого раннего детства, когда мы начинаем понимать смысл сказок, читаемых мамой, мы вдруг осознаём, что в сказке всё не так, как в жизни. Мне захотелось понять, откуда в сказках так много эзотерики, волшебства и таинственности. Возникает вопрос: почему многие неодушевлённые предметы играют судьбоносную роль в жизни героев. Может ли такое быть в реальной жизни?

В русских народных сказках эзотерические предметы однотипны, и они «кочуют» из сказки в сказку. По этой причине мой выбор пал на авторские сказки Александра Сергеевича Пушкина. Во-первых, они знакомы нам с детства, во-вторых, в них больше волшебных предметов, которые могут повлиять на сюжет сказки и жизнь главных героев, в-третьих автор-сказочник ведет нас к эзотерическим познаниям, чтобы  сохранить историю и связь с прошлым.

Объект и предмет  исследования: эзотерика в текстах сказок А.С. Пушкина.

Цель исследования: 

  • познакомиться с понятием «эзотерика»,
  • найти эзотерические предметы, которые встречаются в сказках А.С. Пушкина, показать их роль в жизни персонажей.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие эзотерики.
  2. Изучить понятие народной сказки
  3. Показать отличительные черты авторских сказок, в частности А.С. Пушкина.
  4.  Изучить обстоятельства возникновения каждой, отдельно взятой сказки с точки зрения эзотерики
  5. Исследовать некоторые нюансы употребления в сказках эзотерических предметов.
  6. Провести анкетирование учащихся школы.

Методы исследования:

  • изучение и обобщение научной литературы по теме «Эзотерика сказок»;
  • анализ и синтез текстов сказок А.С. Пушкина;
  • классификация терминов;
  • составление вопросов и проведение анкетирования.
  • анализ полученных данных.

Гипотеза исследования: авторские сказки, помимо воспитательного характера, обладают великими эзотерическими знаниями, которые не всегда лежат на поверхности: их нужно уметь разглядеть, читая между строк.

Практическая значимость работы состоит в том, чтобы научиться понимать скрытый поучительный смысл сказок, а именно раскрывая смысл сказок, осознавать какие поступки не стоит совершать, а каким стоит подражать

Актуальностью  темы в том, что

Изучение сказок А.С. Пушкина позволяет привить интерес и любовь к чтению, учит анализировать прочитанное, высказывать своё отношение. Пушкин был человеком самого высокого уровня развития, и именно его сказки прочитаны, либо услышаны в детстве всеми русскими людьми. В этих сказках, в их структуре, в сюжете, в образах, в эзотерических элементах огромное количество истинной информации о Вселенной и Человеке.

 Глава 1. Сказки и их тайный эзотерический смысл – эта глава явилась систематизацией информации из источников.

Сказка – необходимый элемент духовной жизни человека. Входя в мир чудес и волшебства, погружаешься в глубины своей души, учишься волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Вывод: Сказка по своей сути похожа на магические заклинания, которые нельзя произносить неправильно, иначе они потеряют силу.

Эзотерика – подразумевает знание тонких сил природы. Это тайные, скрытые знания. Знания – так называется всё то, что веками собиралось и хранилось у разных народов, передавалось из поколения в поколение, терялось и возникало вновь. Это вековая мудрость, понимание самого себя и знание  жизни.

Русские народные сказки отличаются наличием двух миров: обычного и потустороннего. Обычно персонажи сказок находят то пространство, которое является границей между этими мирами

Сказки – это один из способов передачи древнего знания. Символика – это праязык эзотерики, своими корнями уходящий далеко за пределы Земли... Символика в сказках – это метки древнего знания для тех, кто ищет.

Глава 2.  Определение понятия «авторская сказка» и тайный эзотерический смысл сказок А.С. Пушкина.

Авторская сказка – это повествовательное произведение о вымышленных героях и событиях, имеющее автора или авторов. Граница между сказкой литературной и сказкой авторской  крайне подвижна. Родоначальником авторской сказки можно считать французского поэта и критика Шарля Перро, родившегося в семнадцатом веке.

Почти все сказки А.С. Пушкина, которые мы будем анализировать,  написаны на основе народных сказочных сюжетов, но каждый из них поэт изменял. В сказках Пушкина присутствует сокрытая информация, найти и понять которую можно только получив ключи (алгоритм для поиска). Даже само имя Александр означает «защитник людей или народа». Фамилия Пушкин, ассоциируется со словом «пушка», то есть в течение всей своей карьеры он поражал своих читателей, будто совершал выстрел из пушки и попадал прямо в цель.

Сказкой была первая его поэма «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин брал материал из русских сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной, из сборника братьев Гримм – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне...». При написании «Сказки о золотом петушке» он пользовался литературным источником – «восточная легенда» Вашингтона Ирвинга, а «Сказка о царе Салтане...» имеет сразу несколько источников – это сложное сочетание мотивов русского и западноевропейского фольклора.

 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» напоминает сказку «О Белоснежке и семи гномах» Братьев Гримм. Из мифологии здесь классически мотив умирания природы на зиму и возрождение весной:  

Там, за речкой тихоструйной…

Гроб качается хрустальный…

Хрустальный, то есть. Ледяной? Это «там», в царстве смерти, мрака, зимы. А королевич Елисей – это как луч весеннего солнца, который своим поцелуем растопил холод зимы-смерти. Возвращение в свой мир означает новое рождение героя, героини. Новое рождение жизни. Поражение мачехи означает конец холодной зимы и восстановление идеалов родовой (или семейной) жизни..

Жизнь постоянна (как и основа мифа), она лишь сменяет свои формы.

 «Сказка о золотом петушке» – это признание несостоятельности благих иллюзий перед лицом жестокой действительности. А, возможно, и предостережение от бездеятельности

В народе петух считается вестником несчастья, петух в народной мифологии олицетворяет начало пожара, а огонь в мифологии считается средством очищения от всего плохого. В «Сказке о Золотом петушке» Пушкин наделил Золотого петушка сверхъестественной силой, золотой петушок предсказывает царю Дадону наказание за нарушение человеческих законов.

Мудрость фольклора в том, что он, при всем своем видимом простодушии, порожден жизнью и обращен к жизни. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»

Глава 3. Эзотерический смысл  пролога к поэме А.С. Пушкина. «Руслан и Людмила»

В одной из сказок Арины Родионовны имеются такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет».

Пролог к «Руслану и Людмиле» - явление уникальное и гениальное. Являясь поэтическим произведением, он стал художественным исследованием народной волшебной сказки. Это необычайное построение дает возможность рассматривать пролог как самостоятельное произведение.

Весь сказочный мир дробится на «кусочки», ослепительно яркие и на первый взгляд ничем, кроме общей схемы, не связанные. А в целом пролог указывает на некий чудесный,  фантастический, волшебный, мифологический славянский мир.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо –  песнь заводит.

Налево – сказку говорит.

Лукоморье – излучина моря... Может быть, это на севере, где на Кольском полуострове в горах Луяврута на Сейдозере энтузиасты-исследователи ищут следы древней Гипербореи, а рядом излучина Белого моря

«На море-Окияне, на острове Буяне стоит дуб зеленый, а под дубом лежит камень Алатырь. Кто сей камень изгложет, тот мой заговор превозможет».

Алатырь-камень /или нынешний церковный АЛТАРЬ? - это бел-горюч камень, всем камням отец Он наделен чудесными свойствами.

А дуб зеленый – это первое славянское название дерева вообще отсюда «дубинка», «дубрава» – роща, добрый молодец» как дубок зеленый, т.е. молодой.

Композиция пролога – не произвольное собрание сказочных «осколков», а художественно организованное единство.

Главное слово «сказка», завершающее первый период, в дальнейшем тексте превращается в стержневое «там», которое многократно повторяется и скрепляет композицию пролога.

Там чудеса: там леший бродит.

Русалка на ветвях сидит…

Пушкин требует серьезного отношения к сказочному вымыслу. Он не просто рисует поэтические картины, исполненные чудесного, но, чтобы читатель в это чудесное поверил. Образы лешего и русалки вовсе не сказочные, это те фантастические существа, в которые народ верит.

Следует добавить только, что образ Лешего восходит опять же к Велесу - скотьему богу, а первоначально покровителю охоты и лесного зверя, а значит, хозяину леса.

А русалки в глубокой древности были представителями мира берегинь /от слова - беречь, берег/, которые оберегали водоемы, леса, поля, людей.

Содержание пролога абстрагировано в пространстве и во времени. И к тому же они целиком замкнуты в сюжете. И сказочное повествование в целом кажется с одной стороны ирреальным, а с другой усиливает впечатление «достоверности» чудесного.

С появления избушки, обычно в сказках и мифах стоящей на границе двух миров: человеческого жилья и леса, света и тьмы, этого и того мира; усиливается нарастание таинственного, чудесного.

За избушкой вскоре появляется образ Бабы-Яги. Поэт заставляет активно работать память, воображение читателя. Один образ влечет за собой всю сцену, целый сказочный мир, требует объяснения.

Как правило, такой границей является непроходимый лес или избушка Бабы Яги. Потусторонним миром оказывается Тридесятое царство. Символизм перехода в потустороннее пространство означает гибель героя. Только благодаря этой символической гибели главный персонаж возрождается и становится более мудрым. Так и в жизни. Для того чтобы духовно вырасти, нужно убить в себе что-то устаревшее и ненужное.

Заключение

Итак, мы увидели, что сказка начинается со старости,.. с того давно прошедшего времени, которое она определяет формулой «ЖИЛ-БЫЛ», «ДАВНЫМ-ДАВНО». Сказка не знает, когда это было, но тогда на земле повсюду творились чудеса. Значит, был какой-то мир до сказок, полный чудес. А русская сказка упрямо повторяет: «В старые годы, в старопрежние».

В сказке выражается подъем к чудесному над действительным. Этим и объясняется тот факт, что житейский аппетит в ней всегда обманут… «И я там был, мед пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».

Но, с другой стороны, именно в этом житейском разочаровании – тайна иного, высшего очарования этого сказочного хмеля (мира). Сказка не насыщает; но именно поэтому ею нельзя пресытиться. Именно этот подъем над житейским делает ее нужною всем народам, всем степеням культуры.

Подводя итоги своей работы, мне бы хотелось озвучить результаты проведенного мною анкетирования и сделанные выводы.

Я провел анкетирования среди учащихся 6-х классов, а также среди коллег моих родителей. По результатам опроса, могу уверенно сказать, что и дети, и взрослые любят и знают сказки, понимают скрытую символику сказок, умеют сопереживать героям, верят в волшебство

Сказки необходимо перечитывать будучи взрослым. Они делают нас добрее, мудрее. Многое ли останется от нашей поэзии и от нашей музыки, если выкинуть из них сказку и сказочное? В этом лучшее доказательство того, что в сказке скрыто или забыто какое-то великое сокровище, без которого мы обойтись не можем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические цепочки по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения...

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.

Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...