Конспекты уроков по МХК
план-конспект урока по мхк

Ибатуллина Лиана Ростиславовна

МХК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mhk_srednevekovoe_iskusstvo.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Средневековое искусство.

Романский и готический стили.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тема нашего сегодняшнего урока: «Художественная культура Западной Европы в средние века». Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему.

Итак, в то время, как восточные области бывшей Римской империи процветали, западные приходили в упадок. Западная Римская империя начиная с V в. испытывала бесконечные вторжения на свою территорию варварских племен. Закономерным эпилогом разваливающейся западноримской государственности стала бесконечная смена императоров на троне.

В 476 г. низложен последний римский император. Этот год во всемирной истории стал концом древнего мира и началом средневекового периода. Хронологические рамки западноевропейского Средневековья – с V по XV вв.

                                               Показ слайда.

Историю художественной культуры средневековой Европы принято подразделять на 3 периода:

- дороманский (V-X вв.);

- романский (XI-XII вв.);

- готический (XIII-XV вв.).

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим романский и готический периоды

Средневековья; изучим романский и готический стили в архитектуре; познакомимся с наиболее известными памятниками культуры в данные периоды времени. А в конце урока мы сделаем выводы, выделим отличительные признаки обоих стилей.

Ребята, а какой же вид искусства был ведущим в средние века?

Ученики: Архитектура.

Учитель: Правильно! В средние века архитектура становится ведущим видом искусства. В ней традиционно выделяют 2 стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Запишите, пожалуйста.

Итак, вначале рассмотрим романский стиль.

Ребята, а почему стиль назван романским? С чем это связано?

Ученики: Романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи, населенной народами, говорящими на языках романской группы.

Учитель: А точнее, какие это языки?

Ученики: Английский, немецкий, французский, итальянский и т.д.

Учитель: Верно! А соответственно это территория Англии, Германии, Франции, Италии и т.д.

                                                   Работа с картой.

Действительно, романская архитектура считалась продолжательницей римских строительных традиций, возрождая облицовку стен тесаным камнем, полуциркульные арки, цилиндрические и крестовые своды.

Романский стиль в искусстве, ребята, многое унаследовал также от византийского зодчества. Византийское влияние особенно сказалось в архитектуре базилики, наиболее распространенной форме храмовых построек.

Сделайте, пожалуйста, таблицу каждый у себя в тетради. Здесь вы будете указывать особенности каждого стиля.

Ребята, назовите основные типы архитектурных построек.

Ученики: Главными типами архитектурных сооружений являются храмы (соборы), феодальные замки, городские укрепления.

Учитель: Основным типом культового здания был собор – главное городское и монастырское сооружение. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею «крестного пути» страдания и искупления грехов.

                                     Показ слайда и работа со схемами.

Посмотрите на схемы, лежащие перед вами. К числу новшеств относится 2-й поперечный неф (т.е. трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Особенностью романского храма является расположенное под хором небольшое подземное помещение (крипта), служившее для хранения церковных реликвий, а также местом погребений. Центральное положение в средневековой романской архитектуре занимала Франция.

                                                     Показ слайдов.

( Церковь Нотр-Дам ла Гранд). Другими крупнейшими центрами архитектуры стали Германия и Италия (Церковь Апостолов в Кельне. Германия, а также Комплекс романской архитектуры в г. Пиза. Италия).

Знаменитую «Падающую башню» сегодня знает каждый. Фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Отклонение «Падающей башни» от вертикальной линии на 4,5 м.

Характерная черта храмов - арочная форма дверных и оконных проемов. Входы в соборы оформлялись в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны (портал). Внешний облик дополняли башни.

                                 Работа с наглядным материалом.

Романские храмы, ребята, отличались большими размерами,

планировкой и новым  конструктивным решением перекрытий. Храм должен был вмещать большое количество паломников, поэтому перед архитекторами вставала задача расширения внутреннего пространства; от неэффективных деревянных конструкций приходилось отказываться. Как вы думаете, почему?

Ученики: Они приводили к частым пожарам.

Учитель: Верно! Вообще, ребята, архитектура романского стиля сурова,

тяжеловесна и замкнута. Ей присуще стремление к целостности, строгости,

простоте, отсутствию украшений и орнамента.Стены романских зданий отличались большой толщиной и создавали впечатление массивности и мощи. Оконные и дверные проемы очень узкие. Главным строительным материалом был камень.

Ребята, скажите, без каких сооружений трудно представить архитектурный облик Средневековья.

Ученики: без замков.

Учитель: Совершенно верно!

                                Показ слайдов и наглядного материала.

Средневековый замок – это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и очаг культуры. Из многочисленных средневековых замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Архитектура замков была простой.

Как вы думаете, о чем заботились прежде всего?

Ученики: Об их надежности и безопасности.

Учитель: Конечно, хозяин замка стремился придать его внешнему виду устрашающий характер. Вот почему при строительстве часто использовался нетесаный грубый камень, изредка покрытый простой резьбой, а также запутанный план внутренних помещений; потайные ходы, которыми в случае необходимости могли выбраться из здания.

Ребята, вы отметили у себя все особенности романского стиля?

Ученики: Да!

Учитель: Хорошо! Мы переходим к следующему стилю. Готика –

следующая и заключительная ступень в развитии средневекового искусства Западной Европы. Кто знает, в какой стране впервые появился этот стиль?

Ученики: Во Франции

Учитель: Совершенно верно! Современники называли новый стиль, появившийся в XII в. во Франции «французской манерой». Термин «готика» был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения, как обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

«Стрельчатый стиль»- вот его более точное определение, которое появилось на родине готики. В готическом периоде развития архитектуры условно различают 3 этапа:

- ранняя готика (XII-XIII вв.);

- высокая готика (XIII в.);

- поздняя («пламенеющая») готика (XIV-XV вв.).

Главным строительным материалом оставался камень, даже строителей и архитекторов в ту пору называли каменщиками. Они собирались в артели и строили, переезжая из города в город, обменивались навыками и знаниями. Наверное, поэтому готическая архитектура отличается большим стилистическим единством, и в ней нет такого обилия школ, как в романской.

Наивысших достижений готическое искусство достигло в храмовом зодчестве. Посмотрите на схему.

                                                Работа со схемами.

Конструктивную основу готики составляет каркасная система и ее важнейшая составная часть - ребристый свод. К каркасной системе привело стремление максимально увеличить высоту и уменьшить массивность сооружения. Главной задачей строителей было создание прочного, легкого и высокого свода.

Конструктивную роль в каркасной системе выполняют крестовые

нервюрные своды (нервюры), внешние опоры- контрофорсы и аркбутаны. Место опоры аркбутана на конррофорсе укреплялось маленькой башенкой – пинаклем.

                                                  Показ слайда.

Величественные готические соборы резко отличаются от романских. Более нарядные, высокие и легкие они поражали изяществом, динамичностью и живописностью. Динамическая устремленность ввысь всех форм готического храма олицетворяла стремление человека к возвышенному, а души - к Богу.

Внутреннее помещение готического собора, стены которого в отличие от романского прорезывают большие окна, становится светлее, поражает своим великолепием. Сам воздух, наполненный разноцветными струями света, просеянного через окна-витражи, производит сильное впечатление.

Одним из шедевров французской готики является собор Парижской

Богоматери – знаменитый парижский Нотр-Дам.

                            Показ слайдов и наглядных материалов.

Он выделяется строгим величием своего облика. Особой ясностью отличается его западный фасад. В центре фасада красуется огромная «готическая роза».

Готическое зодчество Германии на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость романского стиля, осталось менее нарядным. Немецкие соборы в плане проще французских, но зато они выше. Готическую архитектуру Германии часто называют кирпичной готикой, здания которой строились из кирпича. Самый знаменитый готический собор Германии - Кельнский.

                                                   Показ слайдов.

В Англии на характере архитектуры сказались особенности ее экономического развития, а именно – важное значение сельско-хозяйственных районов и меньшая роль городов. В сельской местности на открытом месте храм мог устремляться не только ввысь, но и в стороны. Характерной чертой английской готики являлось также наличие при соборе зала капитула, который пристраивался к трансепту.

Таким образом, готика в каждой стране имела свои особенности.

А теперь, ребята, подведем итоги выше сказанному, сделаем выводы. Чем же отличаются романский и готический стили? Назовите особенности каждого из стилей в архитектуре.

Ученики: воспроизводят то, что они записывали в таблицах в течение урока.

Учитель: На этом урок подошел к концу. Дома вам необходимо будет заполнить кроссворд. До свидания!

Ученики: До свидания!