Статья «Роль внешних средств обучения в стимулирование познавательного интереса учащихся»
статья по теме

Лютак Рената Шакирджановна

Конспект выступления на педсовете «Приемы стимулирования познавательного интереса учащихся», для наглядности прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Vystuplenie_na_pedsovete_29.docx25.84 КБ
Office presentation icon Vneshnie_sredstva_obucheniya.ppt1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

учителя английского языка МОУ СОШ №3 г. Лыткарино Лютак Р.Ш.

Тема педсовета: «Приемы стимулирования познавательного интереса учащихся»

Тема выступления: «Роль внешних средств обучения в стимулирование познавательного интереса учащихся»

Тема эта, кажется, очень простой, ведь все мы используем в своей повседневной работе эти самые внешние средства обучения.  К ним относятся (слайд 1)

  1. Занимательность
  2. Наглядность
  3. Технические средства обучения
  4. Нестандартные формы урока   (ролевые и деловые игры и т.д.)
  5. Организационные формы работы

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, что, значительно способствовало бы совершенствованию учебного процесса. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, является  средством  создания положительного фона всего урока и  опорой для развития профессиональной памяти.

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению предмета. Различные игры,  занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к любому предмету, и к изучению иностранного языка в частности,  способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Исследования психологов показывают, что занимательность в учебном процессе важна, во-первых, как первоначальный толчок познавательного процесса; во-вторых, как опора эмоциональной памяти, своеобразная эмоциональная разрядка на уроке; в-третьих, как средство мобилизации внимания и волевых усилий.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках  (игры-упражнения, состязания, конкурсы, <сигнальные карточки>, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, сказки и т.д.)  располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Занимательность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным, даёт пищу переживаниям.

Активизировать учебный процесс, сделать его интересным мне, например, помогают грамматические сказки, кроссворды, песни, различного рода игры и загадки.

Например, в 6 «Б» классе (в классе с низкой познавательной мотивацией) мы ввели в практику начинать урока с кроссворда, придуманного самими детьми, с использованием лексики прошлого урока.  Учащиеся с удовольствием не только придумывают, но и задают задания. Ведь есть правило, что  русский язык в загадывании слов применять нельзя.  

Не секрет, что изучение грамматики англ. яз. представляет большую сложность для учащихся на всех этапах обучения. Поэтому, я решила попробовать  представить новый грамматический материал в понятной и доступной форме, в виде сказки. Осмыслению материала в данном виде способствует ассоциативная основа.  Причем сказку стараюсь предложить вместе с образами, нарисованными мною на доске. Рисую я не очень хорошо, поэтому повествование становиться очень занимательным и весёлым.  Сказка про глагол “ to be”.

В последнее время стала вводить в практику задания на прослушивание и выполнение заданий  по известным современным песням на английском языке. Т.к. такие задания непосредственно связаны с реалиями жизни подростка, такие задания ведут к повышению познавательного интереса у детей даже с очень низким познавательным интересом.  

Обучение следует начинать  не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними.

Также  лучшему усвоению материала и стимулированию познавательного интереса способствуют средства наглядности.

Ведь наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности обучаемого. Известно, что органы зрения обладают большей чувствительностью. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласит русская пословица. “Пропускная” способность органов зрения в овладении информацией в пять раз больше, чем органов слуха. Эта информация остается в памяти человека легко, быстро и надолго

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики – условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

Однако очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников. Тут следует учитывать тот момент, что наглядность должна быть содержательной, нести смысловую нагрузку, соответствовать возрастным способностям учащихся. ( Проектные работы как наглядные пособия для классов с низкой мотивацией)

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К 'hardware' относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к 'software' - носители информации: магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы. Очевидно, необходимо развитие и поддержание на современном уровне двух указанных средств обучения.

Функции ТСО в образовательном процессе многообразны, взаимодополняющие, выделение их достаточно условно:

  1. Коммуникативная - функция передачи информации.
  2. Управленческая - подготовка учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации).
  3. Кумулятивная - хранение, документирование и систематизация учебной и учебно-методической информации. Достигается комплектованием и созданием фоно- и видеотек, накоплением, сохранением и передачей информации с помощью современных информационных технологий.
  4. Научно-исследовательская функция - связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью
  5. Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты влияния на органы чувств обучаемого.Современные ТСО имеют для этого широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

Вместе с тем, в эпоху стремительно развивающихся информационных технологий не следует забывать о негативных факторах компьютерного обучения. Среди них немецкий ученый Х.Г. Рольф выделяет следующие:

  1. опасность подавления межличностного общения ...;
  2. опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
  3. ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению
  4. отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
  5. пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
  6. опасность снижения социализации человека, т.е. его пребывания между людьми и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

Поэтому нельзя свести функцию развития ТСО только к технической составляющей мультимедийного учебного процесса (МУП). Необходимо разумное использование технических средств в методических целях .

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: слайд 9

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и  самовыражаться.  На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.

    Организационные формы работы

В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения.  Но именно такие формы организации урочной и внеурочной деятельности активнее помогают в стимулировании познавательного интереса учащихся.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.  

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной  деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

 Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.

Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только "от случая к случаю" провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход.  Познавательный интерес -  один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, в моем понимании обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач,

«Воспитание достигло своей цели,

когда человек обладает силой и волей  самого себя образовывать

 и знает способ и средства,

 как это осуществить».

А. Дистервег


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внешние средства обучения Занимательность Наглядность Технические средства обучения Нестандартные формы урока Ролевые и деловые игры и т.д. Организационные формы работы

Слайд 2

Занимательность сказки и стихи (лингвистические, математические и т.д.) игры-упражнения, состязания, конкурсы живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача игры-путешествия шарады, загадки, кроссворды курьёзы, шутки

Слайд 3

Наглядность Обучение следует начинать не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними.

Слайд 4

Наглядность предметы и картинки, схемы и таблицы жесты и движения видеофильмы и компьютерные программы, которые помогают моделировать фрагменты объективной действительности.

Слайд 6

Технические средства обучения Аудиовизуальные средства делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К 'hardware' относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к 'software' - носители информации: магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.

Слайд 7

Функции ТСО Коммуникативная - функция передачи информации. Управленческая - подготовка учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации). Кумулятивная - хранение, документирование и систематизация учебной и учебно-методической информации. Научно-исследовательская функция - связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью Наглядность , если подразумевать под ней все возможные варианты на органы чувств обучаемого.

Слайд 8

Нестандартный урок Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Слайд 9

Уроки в форме соревнования и игр : конкурс, турнир, КВН, деловая игра, ролевая игра и т.п. 2. Уроки, основанные на формах работы , известных в обществе: исследование, изобретательство, интервью, репортаж, рецензия. 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения : пресс-конференция, аукцион, телепередача, телемост. 5. Уроки, опирающиеся на фантазию : урок-сказка, урок-сюрприз. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций : суд, следствие, трибунал, ученый Совет. 7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы : спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут. 8. Интегрированные уроки.

Слайд 10

Организационные формы работы фронтальные групповые парные индивидуальные

Слайд 11

«Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить». А. Дистервег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект «Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для формирования познавательного интереса обучающихся к иностранному языку».

Целью проектной работы является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленно...

Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся

Статья содержит материал о видах и роли интерактивных форм обучения на уроках биологии....

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики...

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...

Дипломная работа "Роль активных методов обучения в развитии познавательного интереса на уроках русского языка в основной школе"

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск...

Статья:"Роль подготовительного периода обучения в деятельности мастера и учащихся".

В этой статье я показываю как важен подготовительный период в учебном процессе учащегося и обязанности мастера производственного обучения по отношению к ученику....

Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».

Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...


 

Комментарии

Очень интересный материал. Обязательно воспользуюсь. Спасибо!