«КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»
методическая разработка по теме

Семенова Ирина Николаевна

Несколько полезных советов для проведения дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»

                                                            Составитель учитель биологии

                              Семенова И.Н.

Санкт-Петербург

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Несколько полезных советов для проведения дискуссии

Что нужно сделать в начале дискуссии

  1. Определите предмет дискуссии и цели, которые хотите достигнуть
  2. С самого начала определите основные правила проведения дискуссии
  3. Создайте непринужденную обстановку

Как вести дискуссию

Хороший ведущий должен

Хороший ведущий не должен

Советы хорошим ведущим

Умение активно слушать

Вопросы, стимулирующие дискуссию

Обобщение

Работа с трудными подростками

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

Мысль о проведении дискуссии в группе многих пугает. Они задаются вопросами: «А что я буду говорить?», «А будут ли меня слушать?» А в группе подростков дискуссия пугает еще больше, так как все знают, что подростки очень эмоциональны, что они будут обязательно шуметь, перебивать друг друга, мешать друг другу высказывать свое мнение, да и слушать они еще не умеют. Поэтому залогом успешной дискуссии будет умение направить разговор в заранее намеченное русло и одновременно создать дружескую обстановку, которая располагала бы к откровенности. Только с опытом приходит умение проводить подобные обсуждения.

Хотелось бы дать несколько полезных советов для проведения  дискуссии:

- заранее подготовьтесь к дискуссии;

- придите пораньше и подготовьте аудиторию таким образом, чтобы вам было легче проводить дискуссию;

- если вам потребуется оборудование, например, видеомагнитофон, телевизор или компьютор, проверьте, чтобы они были на месте и исправно работали;

- сразу же необходимо определить основные правила, которым вы будете следовать при проведении обсуждения

- создайте непринужденную обстановку;

- определите тему и цели дискуссии;

- будьте хорошим ведущим;

- при необходимости используйте вспомогательные средства (доску, перекидные листы), которые помогут вам следить за ходом дискуссии.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ В НАЧАЛЕ  ДИСКУССИИ

  1. Определите предмет дискуссии и цели, которые вы хотите достигнуть:

Если отправной точкой для вашего обсуждения является видеофильм, посмотрите его заранее. Составьте список основных тем и вопросов, которые вы хотели бы затронуть во время обсуждения. Продумайте, какие именно ситуации в видеофильме можно связать с тем или иным вопросом в вашем списке. По каждой теме составьте список вопросов, которые помогли бы участникам начать обсуждение

  1. С самого начала определите основные правила проведения дискуссии.

Вы можете либо сами предложить эти правила группе, либо попросить группу помочь их определить. Например, можно договориться, что все будут принимать участие в обсуждении, никто не должен перебивать друг друга, смеятьсянад высказанным кем-то мнением или задуманным вопросом, а также обсуждать их после окончания дискуссии. Вы как ведущий можете оставить за собой право обеспечить выполнение этих правил. Правила можно написать на доске, чтобы они были постоянно перед глазами участников. Если какие-либо правила в ходе дискуссии нарушены, вы можете обратить внимание участников на этот список и попросить их придерживаться его.

  1. Создайте непринужденную обстановку.

Если вы обсуждаете какие-то деликатные вопросы, то обязательно заверьте участников, что все вынесенное на обсуждение будет носить конфиденциальный характер. Объясните, что разговор на эту тему может оказаться трудным. Учтите, что поначалу участники могут чувствовать себя неловко.

Чтобы создать более непринужденную обстановку во время обсуждения, вы можете предложить участникам чашку чая или прохладительные напитки. Это сделает ваше обсуждение менее официальным и придаст ему дружеский характер.

Чтобы разговорить группу, вы можете начать с общей беседы на какую-либо отвлеченную тему, не связанную с предстоящей дискуссией. Например, можно спросить ребят о том, какие предметы им нравятся, что они собираются делать во время каникул. Это позволит почувствовать вам настроение группы и даст участникам возможность начать разговор.

КАК ВЕСТИ ДИСКУССИЮ

Будьте хорошим ведущим. Не нужно навязывать группе свое мнение.

Хороший ведущий должен:

- направлять дискуссию;

- обладать умением активно слушать;

- задавать вопросы, стимулирующие дискуссию;

- обобщать сказанное;

- повторять высказанные суждения;

- работать с трудными участниками.

Хороший ведущий не должен:

- запугивать участников;

- навязывать свое мнение группе или отдельному участнику;

- читать наставления;

- высказывать предпочтение какому-либо мнению или участнику.

Вот несколько советов, которые помогут вам стать хорошим ведущим:

Умение активно слушать. Выслушивайте каждого участника с вниманием и уважением. Не перебивайте. Смотрите говорящему в глаза. Используйте язык жестов (кивайте и др.). Обобщайте и уточняйте то, что сказал участник: «Мне кажется, вы сказали… ,  правильно ли я вас понял?» Пригласите других принять участие в дискуссии: «Мы услышали одну точку зрения, согласно которой… А что думают об этом другие?»

Вопросы, стимулирующие дискуссию. Такие вопросы играют крайне важную роль в поддержании дискуссии. На них нельзя ответить односложно «да» или «нет». Вопросы подобного рода приглашают участников высказать свое мнение. Они, как правило, начинаются с «Как», «Почему» или же «Что». Если вы задаете вопросы, стимулирующие дискуссию, то участники скорее всего ответят пространно и подробно, а не ограничатся короткой репликой. Например, на вопрос «Вам понравился видеофильм?», как правило, вам ответят «да» или «нет». А если вы спросите «Что вам понравилось в этом видеофильме и почему?», то вам дадут подробный ответ, на котором вы сможете построить интересную дискуссию.

Обобщение. Обобщая высказывания участников, вы можете дать им почувствовать, что их мнение имеет ценность. Обобщение также может служить отличным мостиком для перехода к следующей теме.

Повторение высказанного суждения означает, что вы перефразируете мысль, высказанную участником, и таким образом уточняете, правильно ли вы его поняли. Повторяя высказанные суждения, вы можете вовлечь участников в дискуссию и уточнить их ответы.

Работа с трудными участниками. В каждой группе обязательно оказываются трудные участники. Они либо пытаются завладеть дискуссией.  Либо отмалчиваются. Вам, возможно, придется вовлекать в дискуссию робкого участника и держать под контролем говоруна. Чтобы вовлечь робкого, задайте вопрос конкретно ему. Обратитесь к участнику по имени. Смотрите ему в глаза. Окажите ему поддержку, повторив его суждение или обобщив замечания. Поблагодарите за участие. Не расстраивайтесь, если только от части вам удалось добиться цели. Стройте дискуссию, опираясь на большинство. Вклад участников в дискуссию неизбежно будет разным. Некоторые говорят много, забивают других и мешают направлять дискуссию в нужное русло.

Вот несколько советов, которые помогут вам ограничить их выступления:

- не обращайтесь непосредственно к ним с вопросами;

- старайтесь не смотреть им в глаза;

- обращайтесь к другим участникам;

- напомните участнику об основных правилах, согласованных вначале встречи, и попросите его придерживаться их.

- если ничего не помогает, скажите участнику, что он вам мешает и попросите его дать возможность высказаться другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Как подготовить и провести дискуссию".

Из опыта организации и проведения дискуссий....

Дискуссия « Как сделать правильный выбор?»

Дискуссия« Как сделать правильный выбор?»...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ Различные формы организации и проведения дискуссий

Данный материал использовался на межрегиональном семинаре руководителей НКО по теме «Обучаем правам» г. Краснодар, и предназначен для вожатых, классных руководителей, работающих в воспитат...

Выступление на педагогическом совете "Как правильно провести мастер-класс"

Выступление на педагогическом совете "Как правильно провести мастер-класс"...

Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник»

Тест по теме  «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника  и радиуса вписанной окр...

Консультация для воспитателей на тему: «Как правильно организовать и провести родительское собрание в детском саду»

Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагог...