Межпредметные связи: математика и физика.
статья (11 класс) по теме

Мы, учителя математики, часто слышим упреки от учителей физики, что подготовка учащихся по математике не соответствует требованиям. Вполне возможно, что математикам следует прислушаться к этому мнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_1.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема: «Межпредметные связи на уроках математики»

        

ВВЕДЕНИЕ

«Тот, кто не знает математики,

не может узнать никакой другой науки и

даже не может обнаружить своего невежества»

Ф. Бекон

        Современная педагогика видит три цели математического образования.

Первая цель – общеобразовательная. Без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям. Кроме того, ядро математического знания давно стало общепринятой культурной ценностью.

Вторая цель – прикладная. Школьник, как правило, еще не знает, чем он будет заниматься, поэтому у учителя остается одна реальная возможность – научить детей принципам моделирования реальных процессов. Этот аспект получил свое подтверждение в материалах ЕГЭ по математике. Наши выпускники не всегда справляются с самыми обычными бытовыми задачами.

Третья цель – воспитательная. Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление, формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, учит ценить красоту мысли. Но важно еще и другое: математика – это мировоззрение. Человек, владеющий математическими методами исследования, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на мир.

        Достаточный уровень систематизации знаний учащихся может быть достигнут только при осуществлении межпредметных связей, которые, кроме того, способствуют формированию у школьников целостной научной картины мира; позволяют совершенствовать содержание учебных предметов, устанавливать связи в изучении основ наук с трудовой, политехнической и профессиональной подготовки учащихся, и, наконец, служат средством формирования как отдельных качеств, так и личности в целом.

        Представление учащихся о взаимосвязи математики и окружающего мира достигается сочетанием теоретического и современных прикладных аспектов школьного курса математики. Этому способствует и тот факт, что в программе и учебных пособиях отражены внутрепредметные и межпредметные связи. На уроках математики, как правило, готовиться весь аппарат, необходимый для изучения смежных предметов на достаточно высоком уровне. Уже в IV-V классах вводятся простейшие буквенные формулы, в VI классе – отрицательные числа. Приступая в IX классе к изучению механики, учащиеся знают уравнение равномерного движения, знакомы с графиками, умеют решать задачи на движение графическим и аналитическим способами, владеют необходимыми сведениями из векторной алгебры.

        При изучении курса физики постоянно используется математический аппарат, а на уроках математики мы часто пользуемся примерами из физики.

        Проблемы социального и экономического развития определяют политику в области образования в странах всего мира. И сейчас, когда в России разрабатывается государственный стандарт образования, необходимо обращать внимание на опыт других стран.

        Например, государственная программа Великобритании по математике и естествознанию содержит, по сравнению с нашей, менее полный набор тем, но более высокие требования к степени овладения материалом, более строгое обозначение необходимы умений:

-представить число в стандартном виде, используя положительный или отрицательный показатель степени;

-пользоваться записями степеней и корней; понимать соотношение между степенью и корнем;

-видеть разницу между рациональными и иррациональными числами;

-выполнять в уме приближённые вычисления, определять порядок числа;

-пользоваться калькулятором при переводе одних единиц в другие, при возведении числа в степень или извлечения корня;

-используя калькулятор или компьютер, определять, сходится или расходится данный ряд;

-выполнять алгебраические преобразования;

-решать уравнения графическим способом; строить графики функций, определять по ним нужные величины (по касательной в данной точке графика находить градиент, например: по графику зависимости пути от времени – скорость);

-измерять площади и объёмы геометрических фигур;

-производить приближённые вычисления и оценивать их точность;

-знать тригонометрические функции синуса и косинуса и уметь пользоваться ими;

-определять координаты точек, уметь поворачивать фигуру на дисплее ПК (Лого)

-конструировать, читать и интерпретировать программу для ПК в структурной форе (линейную, разветвляющуюся и циклическую) и уметь применять её на практике;

-оценивать и рассчитывать вероятность события.

В этих требованиях уже отражены межпредметные связи

Целью данного исследования является более прагматичные вопросы:  

Чему не доучивают математики, что мешает впоследствии при изучении физики и при решении физических задач?

На какие темы необходимо обратить внимание ?

        Первое, с чем сталкиваются учитель физики с 7 по 11 класс, это неумение учащихся выразить из формулы какую либо одну величину.

        Следует обратить внимание учителей математики на следующие темы, необходимые для успешного изучения физики:

  1. Стандартный вид числа.
  2. Алгебраические дроби.
  3. Формулы.
  4. Решение прямоугольных треугольников.
  5. Сложение и вычитание векторов.
  6. Функции и графики, метод координат.

По этим темам разработан элективный курс, который будет помощью при сдаче экзамена как в 9, так и в 11 классе.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей в обучении физике

Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...

Реализация межпредметных связей при изучении физики

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дал...

Статья "Актуальные вопросы межпредметной связи и интеграции физики и математики"

В статье рассмотрены основные проблемы межпредметных связей физики и математики: несогласованность программ, сложности применения математических знаний при изучении физики.Предложены некоторые вариант...

Формирование межпредметных связей на уроках физики и математики

Творческая работа посвященная формированию межпердметных связей между физическими явлениями и математическими сущностями на уроках....

Таблицы межпредметных связей: "Математика и СБО", "Математика и швейное дело", "Математика и сельскохозяйственный труд"

Реализация при обучении математике общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания матема...

Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.

Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...

Межпредметная связь математики и физики как фактор повышения мотивации к изучению предметов

Физика и математика неразрывно связаны между собой. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате экспе...