Роль официального сайта образовательного учреждения в формировании информационно-управленческой среды лицея
статья по теме

Использование  информационно-коммуникационных технологий стало актуальным  во  всех сферах деятельности образовательного учреждения. Однако ведущим при этом остается блок  управления. В  условиях модернизации российской системы  общего образования в качестве  одной из важнейших предпосылок успешности реализации  этих процессов выступает расширение открытости и информационной прозрачности  управления образовательным учреждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurguzov_rol.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль официального сайта образовательного учреждения в формировании информационно-управленческой среды лицея.

Кургузов В.А., заместитель директора по ИКТ

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Лицей № 1» г. Оренбурга

Использование  информационно-коммуникационных технологий стало актуальным  во  всех сферах деятельности образовательного учреждения. Однако ведущим при этом остается блок  управления. В  условиях модернизации российской системы  общего образования в качестве  одной из важнейших предпосылок успешности реализации  этих процессов выступает расширение открытости и информационной прозрачности  управления образовательным учреждением.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей №1» г. Оренбурга (МОБУ «Лицей № 1») обладает необходимым материально-техническим и кадровым потенциалом для осуществления данных процессов. Количество компьютеров, использующихся в образовательном и управленческом процессе лицея №1 - 87 (12,7 человека на 1 компьютер). Количество компьютеров,  использующихся в административно-хозяйственной деятельности - 11, ноутбуков – 5, интерактивных досок – 11. Наличие в лицее локально-вычислительной сети, в которой объединены 37 ПК. Количество «полноценных» компьютерных классов 1+10 ПК – 3, лекционный зал- 1, «рабочее место учителя» - 33. Имеется подключение к сети Интернет. В лицее есть электронная почта, ведется электронный документооборот, сетевое хранилище информации администрации и педагогических работников, активно функционирующий официальный сайт учреждения.

Кадровый потенциал лицея №1 достаточно высок - 100% педагогов владеют информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), более половины  активно работают в Интернете. Все больше учителей выбирают курсовую подготовку через дистанционные курсы, создание электронного «портфолио» через предметные мини-сайты, повышение квалификации по использованию СПО в образовательной деятельности.

В связи с бурным развитием информационных технологий роль официальных сайтов в деятельности образовательных учреждений возрастает. Большинство этих сайтов являются презентационными, то есть представляют собой информацию об образовательном учреждении: персоналиях  директора, учителей и учащихся, сведения о планах и мероприятиях. В современных условиях требования к web-сайту образовательного учреждения значительно расширяются  - всестороннее освещение образовательной, научно-методической, общественной деятельности учебного заведения, обмен опытом, творческими идеями, достижениями, формами внеклассной работы. Сайт должен обеспечивать расширение образовательных возможностей  обучения через организацию процесса дистанционного образования, отражения деятельности учеников и педагогов для внешних посетителей сети Интернет, информационной поддержки учащихся и педагогов, проведения дистанционных родительских собраний, семинаров, конкурсов, опросов и т.д. Официальный сайт образовательного учреждения должен иметь особый стиль и содержание, создавать позитивный имидж, эффективно использовать возможности глобальной компьютерной сети, выполнять представительские функции в расчете на различные категории потенциальных посетителей и играть роль связующего звена между учреждением, педагогами, родителями, обучающимися и общественными организациями  региона, страны. 

Официальный сайт лицея является  инструментом распространения информации, взаимодействия всех участников образовательного процесса и отражает бренд образовательного учреждения.

Ответственными по сопровождению и наполнению сайта являются заместители руководителя, а также учащиеся, входящие в пресс-центр и ученическое самоуправление лицеем.

Осуществляется внешняя оценка работы официального сайта лицея:

- на городском конкурсе персональных сайтов образовательных учреждений сайт МОУ «Лицей №1»  занял III место и был отмечен в номинации -  «Самый интерактивный сайт-2010»;

- в областном конкурсе  сайтов образовательных учреждений Оренбуржья-2010 г. сайт МОУ «Лицей №1»  занял II место и был отмечен в номинации -  «Самый лучший дизайн»;

- на Всероссийском конкурсе сайтов в номинации «Сайт образовательного учреждения-2010», награжден Дипломом II степени;

- на городском конкурсе персональных сайтов образовательных учреждений сайт МОУ «Лицей №1»  занял I место в номинации «Лучший сайт образовательного учреждения-2011»;

- включен в список участников «Общероссийского рейтинга образовательных сайтов 3.0».

От содержания, организационной структуры и функционирования официального сайта зависит не только успех взаимодействия образовательного учреждения с внешним миром, но и управленческие и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения. В современных условиях все большую популярность набирает новая маркетинговая стратегия для образовательного пространства России - брендинг. Это эффективный механизм формирования и повышения конкурентоспособности образовательного учреждения, создания прочной репутации, которая усиливает доверие сотрудников и потребителей. Задача официального сайта образовательного учреждения состоит в том, чтобы убедить потребителя (общественность) в преимуществах услуг, предоставляемых данным учреждением.

Образовательное учреждение  должно выделить свою главную идею и придерживаться ее в своих коммуникациях со всеми целевыми аудиториями. Она должна служить отражением его миссии и воплощаться во всем, что представляет данное учреждение. В лицее №1 – социализация личности ученика и учителя, реализация компетентностного подхода в образовании.

Ключевым элементом бренда МОБУ «Лицей № 1» являются люди:

- образ персонала лицея №1  заключает в себе мнение об образовании и  квалификации, профессиональных качествах и достижениях учителей. Именно с персоналом учебного заведения контактируют потребители (родительская общественность) и клиенты (обучающиеся), поэтому ценности бренда поддерживаются и продвигаются большинством сотрудников лицея;

- образ выпускника лицея №1 отражает миссию образовательного учреждения, направленную на развитие способностей каждого ученика;

- образ родительской общественности является неотъемлемой частью образовательного и управленческого процесса.

Официальный сайт лицея №1 является важнейшим элементом информационной политики  образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных и управленческих задач. Более подробно остановимся на организационно-управленческой структуре  сайта. Организационно-управленческую структуру официального сайта лицея можно представить в виде схемы:

Организационно-управленческая структура сайта www.orenlicey.ru

На уровне информационного пространства города и области

На уровне образовательного

учреждения

Размещение материалов «Открытого отчета лицея перед общественностью», материалов самообследования, итоговых аналитических материалов по всем направлениям деятельности лицея, результаты аудита

Использование интерактивности сайта в организации голосования при проведении лицейских конкурсов

Ежедневное размещение информации на странице «Новости»

Ресурсы для создания и поддержки сайта

Создание «сайтовой команды»

Проектирование сайта

Обсуждение актуальной информации на форуме

1. Концепция, структура, развитие сайта.

2. Формирование единого лицейского сообщества детей и взрослых. Создание модели командной работы над сайтом.

3. Создание условий для творческой самореализации учеников.

4. Формирование коммуникативной культуры и информационной компетентности.

5. Популяризация достижений лицея,  учащихся и педагогов как формирование новой маркетинговой стратегии.

6. Систематизация мониторинговых исследований в области повышения качества образования и управления лицеем.

        Диссеминация опыта работы лицея №1 по внедрению ФГОС

Организация и проведение  благотворительных акций

Диссеминация опыта работы лицея №1: материалы стажерских площадок, мастер-классов учителей

Нормативно-правовая база лицея: Устав, локальные акты

        

Анализ материально-технического оснащения лицея, его подразделений.

Полезные ссылки, баннеры партнеров, информация для выпускников

        Освещение наиболее значимых достижений учреждения,  обучающихся и учителей, в том числе и в средствах массовой информации, социальные и творческие контакты.

        

Реализация проектов: электронный дневник; психологическая гостиная; методическая копилка; Лицей №1 –  это «Лучшая из школ» (для выпускников прошлых лет).

Интернет все активнее становится средой человеческого общения, средством связи в различных сферах жизни, и поэтому сегодня необходим поиск возможностей выстраивания виртуальных связей образовательного учреждения с социумом. Уже несколько лет функционирует официальный сайт лицея, но с начала  2010 года он существенно изменился. Была пересмотрена концепция главного «информационного окна» образовательного учреждения.

Сегодня ежедневно посещают сайт от 100 до 350 человек.  Интерактивность сайта достаточно высока – за два года работы сайта счетчик зафиксировал около 200 тысяч посещений. Сайт  стал источником актуальной информации, а также эффективным инструментом создания позитивного имиджа образовательного учреждения. Идет работа над созданием и развитием  дополнительных каналов связи для всех участников образовательного процесса - блоги и сайты педагогов, «виртуальное родительское собрание».

На данном этапе возникает ряд противоречий: между активным использованием ИКТ на учебных занятиях и отсутствием подобной деятельности во внеурочной сфере; между активным функционированием официального  сайта и невозможностью классного руководителя или учителя-предметника мобильно реагировать на запросы родителей и обучающихся; выбор реально действующих и продуктивных форм использования современных ИКТ в деятельности классного руководителя и во внеурочной деятельности учителя-предметника, мини-сайт класса.

Ключевым направлением развития информационного пространства лицея является расширение возможностей взаимодействия всех участников образовательного процесса:

- на странице «Общественное управление» размещены материалы для родителей, а также структур, заинтересованных в творческих контактах с лицеем №1;

- по итогам заседания государственно-общественной организации «Совет лицея» разработана страница «Документы», включающая актуальные нормативно-правовые формы федерального, регионального, муниципального и локального уровней;

- с целью объективной оценки достижений педагогов, обучающихся и классных руководителей лицея в период проведения ежегодных лицейских конкурсов «Учитель года», «Ученик года», «Класс года» организуется интерактивное голосование, в котором может принять участие все Интернет-сообщество;

- на заседании общешкольного родительского комитета было принято решение по вопросу повышения качества организации образовательного процесса – размещение на странице «Учебный процесс» расписания уроков,  графика проведения элективных курсов и кружков, графика занятости образовательного учреждения на каникулах, план работы лицея по подготовке к ГИА и ЕГЭ в период проведения каникул;

- апробирована работа с официальным сайтом во время карантина: размещение технологических карт, домашних заданий, комментариев выполнения (данная работа была освещена в СМИ (телеканал «Регион», «Наше время»);

- решением научно-методического совета лицея стало создание страницы «Кадры» с включением вопросов аттестации педагогов, методическая копилка, персоналии и «Достижения», где размещается информация о программе «Реализация творческого потенциала талантливых детей в условиях лицея»,  освещение наиболее значимых достижений педагогов и обучающихся лицея;

- для выпускников лицея подобраны материалы «Все ВУЗы страны», на странице сайта «Учебный процесс» в первую очередь размещены гиперссылки на учебные заведения Оренбургской области. Ежегодно обновляется информация по вопросу подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ;

- с целью психолого-педагогического взаимодействия с родителями учащихся дошкольного возраста подготовлен и размещен материал «Психологическая гостиная», включающий психологические советы и различные ситуации, пути их разрешения;

- по просьбе родителей  возрастной группы учащихся 6-8 лет на сайте создана страница по вопросу внедрения ФГОС НОО II поколения, где размещены работы педагогов лицея, а также официальные материалы по данному вопросу;  

- решением ученического самоуправления оформлена страница «Благотворительность», информирующая о предстоящих акциях, волонтерской деятельности, отчетах благотворительной деятельности лицея перед общественностью.

В настоящее время можно сделать выводы о том, что  накоплен определенный опыт работы по использованию официального сайта в системе управления лицеем, выявлены условия, определено содержание, наиболее удачно отвечающее поставленным целям. Четко определена позиция администратора, учителя, ученика и родителей. Выявлены трудности и риски: информационная безопасность - предупреждение несанкционированного взлома сайта, объективность проведения интерактивного голосования, качество и актуальность размещаемых материалов должно соответствовать концепции сайта, контроль  за общей работоспособностью всех страниц и сервисов и отсутствие Веб-студии,  финансирование хостинга.

Официальный сайт лицея – это единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, управленческим работникам, другим специалистам информационное пространство, представляющее целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность лицея и его элементов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль официального сайта образовательного учреждения в формировании информационно-управленческой среды лицея

Использование  информационно-коммуникационных технологий стало актуальным  во  всех сферах деятельности образовательного учреждения. Однако ведущим при этом остается блок  управлен...

Планирование РМО «Работа с сайтом образовательного учреждения» на 2013 – 14 гг.

В связи с недостаточностью практических знаний по созданию и ведению сайтов ОУ возникла необходимость в деятельности РМО «Работа с сайтом образовательного учреждения». Данное планирование расчита...

Планирование РМО «Работа с сайтом образовательного учреждения» на 2012 – 13 гг.

Первый год работы РМО по ведению сайтов ОУ. Опыт работы показал актуальность и востребованность данной темы....

Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!"

Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!" была подготовлена мною для семинара-совещания директоров ОУ П...

Статья для «Областного конкурса сайтов образовательных учреждений (организаций)», ГАОУ ДПО СО ИРО, г.Екатеринбург

Представление сайта МАОУ СОШ № 5 г. Богдановича в номинации «Сайты образовательных учреждений (организаций) общего образования»...

Оформление официального сайта образовательной организации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования к правилам размещения информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновлении информации об учреждении....

Положение об официальном сайте образовательной организации

Положение определяет основные цели и порядок функционирования официального сайта, а также порядок размещения и обновления публикуемой на официальном сайте информации об образовательной организации...