Мои педагогические ошибки
статья по теме

Громакова Людмила Николаевна

 

Эссе о педагогических ошибках и путях их исправления. Исповедь учителя , вынувшего бревно из своего педагогического глаза, что позволило ему не видеть соринок в чужих глазах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_pedagogicheskie_oshibki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

«Мои педагогические ошибки»

Громакова Людмила Николаевна, филиал МБОУ Ржаксинской СОШ №1 им. Героя Советского Союза Н.М.Фролова в селе Лукино Ржаксинского района Тамбовской области, учитель физики и математики

Аннотация

Эссе о педагогических ошибках и путях их исправления. Исповедь учителя , вынувшего бревно из своего педагогического глаза, что позволило ему не видеть соринок в чужих глазах.

Наши недостатки - это всего лишь, продолжение наших достоинств.

(Народная мудрость)

В жизни каждого человека должна быть скамейка, на которой он мог бы посидеть и подумать о себе, своем месте в этом быстро меняющемся мире. Время быстротечно, и чтобы не отстать от жизни надо бежать во всю прыть ежедневно, ежечасно - так считают мудрецы. Иногда кажется, что вся моя жизнь – это сплошной рабочий день: семья, дети, внуки, и  мысли о школе, учениках, которые всегда во мне.

32 года в педагогике. Есть чем гордиться, но не мал и реестр педагогических ошибок, о которых хотелось бы рассказать молодым коллегам, бесстрашно ступившим на педагогическую тропу.

 Моим глазам уже требуются диоптрии, зато духовное зрение стало острее. Это хороший знак, ведь когда вынешь бревно из своего глаза, то перестанешь замечать соринки в чужих.

Ошибки я бы условно разбила на две группы: личностные и ошибки человека, работающего в системе.

Личностные: излишняя эмоциональность в первые годы работы приводила к использованию метода педагогического взрыва при установлении дисциплины на уроках. А.С.Макаренко ведь тоже применял, думала я, мня себя педагогом такого же масштаба. С другой стороны, именно эмоциональность, подвижность нервной системы, позволяла решать проблемы нестандартно, и ученики на меня не обижались. Они признавали свои ошибки, приносили извинения иногда сразу, а иногда и с отсрочкой в годы.

Лабораторная работа по физике «Измерение удельной теплоемкости вещества». На столах мензурки,  сосуды с водой. Звонок. Ученики радостно приступили к водным процедурам, как только молодая учительница отвернулась к доске, чтобы записать тему. Буря эмоций захлестнула меня, выхватив калориметр из рук ученика, пытающегося вылить его содержимое на голову соседа, я выплеснула воду возле парты и потребовала вытереть пол и приступить к работе. Молчание… «Кто первый выплеснул воду?»-, строго спросила я . «Вы»-, не растерялись ребята. Я взяла швабру и, сделав несколько движений тряпкой по полу, скомандовала: «Следующий!» Самый недисциплинированный ученик уважительно взял швабру и тщательно вытер пол. Дальше урок продолжился в нормальном русле.

Вера в свою исключительность. Я смогу научить всех. Все дети гениальны. Надо только поверить в них и помочь им почувствовать это.

Блок – схемы Шаталова - гениальный метод - считала я . 10 класс. Красиво разрисованные схемы, составленные мной по некоторым темам, хорошие ответы всех ребят без исключения окрыляли меня. Но качество обученности,  умение применять знания в новых условиях не достигалось для всех одинаково. Что не так, думала я? Ведь физика – это так интересно, почему нет стремления к глубокому познанию этой науки? Проигнорировала народную мудрость о том,  что на осинке не растут апельсинки, не учла того, что нужна системность, а не отдельные элементы этой цепочки деятельности, ведущей к успеху.

Заинтересую предметом, значит,  хорошо, увлеченно и качественно будут учиться все.

Любила проводить открытые уроки. Открытый урок «Так будет ли наконец-то, конец света» ( по теме « 2 закон термодинамики», где знакомились с теорией «тепловой смерти Вселенной»). Опыты, физическая газета, рисунки, сделанные ученицей 10 класса  Решетовой Еленой (в последствии  стала прекрасным врачом- стоматологом)- все понравилось присутствующей комиссии из областного центра. Но вот Танюша, сделавшая интересную газету, отказалась отвечать у доски. Не учла я, что она переутомилась, и ей было не до ответов у доски. Позорить себя путаным ответом не согласилась, а мне пришлось выходить из ситуации. Не думала, что девочка подведет меня перед такой аудиторией.

Мало заинтересовать. «Мы устаем на Вашем уроке. Он слишком насыщен и требует постоянно быть в напряжении, думать, не отвлекаясь»,- признался Михаил Елизаров. (Работает ныне зоотехником крупного животноводческого комплекса. Справляется с работой хорошо). Другой класс, другое мнение : «Вы умеете учить весело и интересно».

Психологический компонент - ключ к успешному обучению всех и каждого. Надо создать комфортную обстановку на уроке, воздействовать на мотивацию учащихся и тогда…сбудется «золотая мечта педагога»: «тройки»  исчезнут, все будут учиться только на «хорошо» и «отлично». Спокойно, доброжелательно, увлеченно  открывали законы,  доказывали теоремы, объясняли свойства на уроке. Все поняли «Ура! Дома делать нечего». Следующий урок- пустоцвет. У тех, кто дома не закрепил, все «выветрилось» из головы, и как - будто и не было работы чувств и ума на предшествующем уроке.

Нельзя преувеличивать роль психологизма в учении. Психологический комфорт, всего лишь естественная среда процесса учения, опосредствованно, влияющая на результат

Ошибки  человека, работающего в системе.

Личностно –ориентированная  педагогика, личностно- ориентированное обучение, практико- ориентированное обучение, проблемное изложение, метод проектов… О, как меня окрылили эти теории. Наконец-то, дети раскрепостятся, начнут творить, жить интересной жизнью учащегося, а не отбывающего срок за партой.

 Кинулась изучать теорию, методику и применять ее на уроках.

 Первый проект (2002 год) «Ода спичке», затем «Право жить в государстве тишь» (по теме «Звуковые явления»), «Измеряем рост будильником» (« Механические колебания»)- все это проблемы, решаемые на уроках физики, 2010 год социальный  проект «Курить или не курить» (11 класс). Да, было интересно защищать, оформлять проект, но все – таки, лишь отдельные ребята были активны при работе над проектом. Многие, но не все.

Очаровать, заинтриговать и организовать - три глагола определяющие успех педагога.   Другими словами: личность педагога, методика преподавания и технология – вот, где коренится успешность и зреет Его Величество Результат.

Знакомство с книгой Н.Ф.Леонова «Новая эффективная дидактика» и консультации у О.Г.Громыко, собравшего под флагом технологии коллективного способа обучения педагогов не только России, но и некоторых европейских стран, помогли мне понять, что именно способ организации процесса обучения сможет оптимально  влиять на результативность обучения.

Так начала складываться система работы, которая была представлена на 2 Всероссийском слете учителей (2011 год). Структурно ее можно представить в таком виде :

1 этап Подготовительный Подбор инструментария для выявления скорости протекания психических реакций, типа мышления уч-ся- 1 неделя

2 этап Организационный Знакомство родителей и учащихся с особенностью процесса обучения на уроке и дома, выработка поведенческого стиля при обучении-2 недели

3 этап Вхождение в технологию Организация ученического и учительского менеджмента на начальном этапе работы 1 месяц

4 этап Усовершенствование механизма самоконтроля Разработка  табличной структуры оценивания опорных понятий на каждый урок и  по темам 3-4 месяца

5 этап Усовершенствование механизма парной работы Систематизация карточек для  создания рабочих тетрадей и рассыпного учебника 3-4 месяца

Первые отклики на использование работы в парах сменного состава

  1. Мы Вас любим, нам с Вами интересно (Кристина, 7 класс)
  2. Мне стало интересно учиться (Костя, 7 класс)
  3. Я научился понимать текст учебника (Денис, 7 класс)
  4. Такая работа дисциплинирует (Руслана, 7 класс)

Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

Коллективный способ организации обучения на данном этапе развития нашей системы образования  оптимально способствует эмоциональному восприятию новых знаний, вызывает положительные эмоции, а учитель  доквалифицируется  ежедневно на своем рабочем месте, радуясь вместе с детьми результату. Возможно,  впереди новые ошибки, но и новые победы. Так победим!

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. В.К Дьяченко, Сотрудничество в обучении, электронная книга, 2001, 185 с.
  2.  Н.Ф. Леонов, Новая эффективная дидактика, Москва, 2009,176 с.
  3. http://pedsovet.org/forum/forum315.html
  4. http://ives.amvonet.com 
  5. www.paarschool.com 
  6. http://pedsovet.org/forum/topic7252.html 
  7. http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=69195&cf_id=24

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

Грамматические ошибки.Ошибка в построении предложения с однородными членами .

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагател...

Грамматические ошибки. Ошибки в употребление предлогов

Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 5-7 классах...

Презентация прием педагогической техники "Лови ошибку"

Как с помощью этого приема можно разнообразить опрос учащихся, отработку нового материала...

Эссе на тему:"Мои педагогические ошибки".

Эссе на тему "Мои педагогические ошибки"...

Эссе на тему: " Мои педагогические ошибки"

Эссе на школьный конкурс " Учитель года". Тема: " Мои педагогические ошибки. Эссе о важности понимания своих ошибок и их восприятии....