Система воспитательной работы в образовательном учреждении, как основа гражданского становления личности
статья по теме

Данная статья предназначена для социальных педагогов, классных руководителей и заместителей директора по УВР. В статье представлена модель воспитательной системы ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sbornika_po_pravovomu_vospitaniyu..doc137 КБ
Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы в ГОУ НПО Профессиональное училище № 70 как основа развития гражданской активности учащихся.

        Гражданственность традиционно рассматривается как качество, присущее истинному гражданину и означающее активную жизненную позицию, заключающуюся в использовании своих прав и свобод, отста-ивания законных интересов и помощи в этом другим, неукоснительном соблюдении своих  обязанностей перед обществом, государством и другими людьми, заботе об общем благе как основе благосостояния каждого, нетерпимости к нарушению прав человека и ущемлению общественных и государственных интересов. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере развития личности.

        Одним из основных приоритетов формирования гражданственности является воспитание, что наиболее полно отражено в письме Министер-ства РФ « О гражданском образовании  учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» от 15.01.03 № 13-51-08/13, определившем, что гражданское образование:

  1. имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;
  2. основано на идее полноценного участия личности в решении общественно-значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук;
  3. носит интегрированный характер и ориентировано на деятельное освоение учащимися социально-экономических явлений;
  4. представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства образовательного учреждения, формирования социальной и коммуникативной компетентности;
  5. должно осуществляться на всех уровнях образовательной подготовки.

Основной цель гражданского воспитания является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениях старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Гражданское воспитание понимается двояко: как чуть ли не синоним патриотического воспитания и как вполне самостоятельное явление. Речь идет об акцентах: говорим ли мы о воспитании гражданина России или о воспитании гражданина? Первое - ближе к патриотическому воспитанию. Второй вариант, на наш взгляд, более продуктивный с точки зрения позитивных социальных тенденций.

Сутью гражданского воспитания является создание у    учащихся

  1. опыта социального группового и индивидуального поведения как опыта совместного решения групповых и социальных проблем;
  2. опыта совместного социального действия;
  3. опыта культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов.

Это формирование гражданских умений, гражданского поведения и (внимание, здесь и начинается специфика воспитания) побуждения к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценностей, т.е. того, что для меня, для нас важно, значимо, что «я», «мы» готовы защищать.

Что же такое формирование гражданского поведения? Как минимум это:

  1. создание у учащихся опыта защиты своих личных интересов;
  2. создание опыта защиты своей группы, коллектива;
  3. создание опыта участия в коллективной жизнедеятельности, что мы называем ученическим самоуправлением;
  4. создание опыта нормотворчества: выработки учащимися и педагогами общих групповых, коллективных правил, норм, законов.  

В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что отечественная система образования является важнейшим фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры нации и образованности.

Каждый четвертый житель нашего города – представитель молодого поколения. От молодежи зависит будущее Петербурга, всего нашего общества. Понимая это, мы стремимся создать все условия для реализации потенциала молодых людей, воспитания у них активной гражданской позиции, развития их творческих способностей.

                              Модель воспитательной системы

по формированию гражданской активности учащихся

Воспитание гражданина

Ценностно-целевой компонент

Субъект-субъектный компонент

Содержательный компонент

Процессуально-коммуникативный компонент

Диагностико-результативный компонент

-Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности      и установок на активную жизненную позицию

-формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ

-создание условий для актуализации активной социальной позиции

 

-Мастер-куратор

-Учащийся

-Родители

-Воспитатели

-Администрация

-Педагоги

-Психолог

-соц.педагог

 -библиотекарь

 

Сотрудничество

Реализация целей и задач через систему тематических занятий, ролевых игр, тренингов, культ.-массовых  мероприятий

-формы и методы воспитательного воздействия

-отношения взрослых и учащихся в сообществе

-внешние и внутренние коммуникации

- Комплексное обследование уровня сформировано-сти гражданственности, обобщения итогов, определение перспектив

Рефлексивное управление

-анализ и оценка результативности,

-воспитательный анализ управления системой

-самоуправление

Ценностно-целевой компонент:

1 Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию в политико-правовой и социально-экономической сферах. В частности:

  1. ликвидация правовой безграмотности посредством тематических бесед, лекций о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права;
  2. информирование и разъяснения политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве (воспитательные часы, дни правовых знаний, диспуты);
  3. профилактика противоправного поведения (беседы, советы профилактики, совместные мероприятия с КДН  Калининского и Петроградского районов и ПДН 71-63 о/м;
  1. организаций жизнедеятельности училища в духе уважения прав человека, толерантности (неделя России, неделя культуры (Польша, Корея), дни содружества, фестиваль национальных культур);
  2. формирование у учащихся осознанного необходимого участия в демократических избирательных процессах (участие в выборах, ролевые игры воспитательные часы);
  3. развитие способности критически мыслить.

2 Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности:

  1. ознакомление с духовно-нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпеливости к различиям (фестивали, недели культур, музеи, СМИ);
  2. профилактика политического и религиозного экстремизма расовой неприязни (экскурсии, круглые столы, конкурсы, акции);
  3. формирование экологической культуры и здорового образа жизни (дни здоровья, программа «Эколог», экскурсии, программа «Шаг
  4.  навстречу»).

 3 Создание условий для актуализации активной социальной позиции учащихся:

  1. актуализация демократических установок;
  2. развитие лидерских качеств и привлечение к решению социально-экономических проблем: (Ученическое самоуправление);
  3. формирование умения вести дискуссию, логично и доказательно излагать свою точку зрения, уважать мнение других, уметь слушать и слышать (через цикл предметов: деловая культура, психология общения, факультативы).

Субъектно-субъетный компонент включает в себя взаимодействие всех участников сообщества: мастер-куратор, учащиеся, родители, значимые взрослые (администрация, педагоги, психологи, социальные педагоги, воспитатели, библиотекарь)

Особое место здесь отводится мастеру-куратору и воспитателю, как главным участникам и заинтересованным лицам. Они прогнозируют результат, осуществляют индивидуальный подход. Они планируют воспитательные часы, культурно-массовые мероприятия. Хотелось бы особо отметить мастеров-кураторов, которые в прошедшем году провели ряд мероприятий, направленных на воспитание и развитие гражданской активности ( изучение традиций и обычаев народов мира, стран, органи-зация выставок, недели России, проведении мероприятий ко дню Консти-туции , концертов, конференций). Это Саунина В.М., Семенютина В.М., Викторова Л.Г.  и преподаватели общественных дисциплин: Пятунина О.Г., Филь М.Ю.

Наиболее плодотворным типом взаимодействия является сотрудни-чество, которое предполагает объективное знание, взаимопонимание, опору на лучшие сторона друг друга, активность в установлении контактов; положительное влияние друг на друга, стимулирующее нравственный и творческий рост учащихся, родителей и самих педагогов.

Содержательный компонент выполняет систематизирующую роль и обеспечивает упорядоченность и целостность, функционирование ее основных элементов и связей. Основу составляет совместная деятель-ность субъектов, ориентированную на становление у воспитуемых граж-данской позиции, осознание своей роли, понимание и осознание истори-ческого прошлого и будущего. Содержание реализуется в различных формах взаимодействия на классных часах, дискуссиях, беседах, тренин-гах, практикумах, фестивалях, неделях культур, выставках, кинофиль-мах.

                                 

Формы работы

Формы работы

Олимпиада

Дни

Классные и воспитательные часы

Выставки

Фестивали

Недели культуры

Концерты

Творческие конкурсы

Месячники

История, химия

-Содружества

-правовых знаний

-экологические викторины

-творческие работы

Нет в России семьи такой, где б не понят был свой герой

-Национальных культур,

-«Мы разные, но мы равны»

-Польша

-Корея

-Россия

-Рисунков

-плакатов

-песен

-стихотворений

-эссе

-фото

-оборонно-массовой работы

-«Шаг навстречу»

        Процессуально-коммуникативный компонент включает в себя  формы и методы воспитательного воздействия, отношения взрослых и учащихся, внешние и внутренние коммуникации: тренинги личностного роста, деловые, ролевые коммуникативные игры, создание ситуации успеха, разработка и осуществление целевых программ ( «Шаг навстре-чу», «Патриот»), формирование годового круга традиционных дел, систематизация воспитательных дел и мероприятий.

        Здесь хочется отметить взаимодействие    училища с другими организациями города и района, а также налаживание системы между-

народных связей и участия в проектах.

Взаимодействие Профессионального училища № 70 с другими организациями в рамках обеспечения коммуникативных связей с внешней средой.

 

Профессиональное училище №70

Прокуратура

ДУМ Комитета по образованию

КДН

Администрация Петроградского и Калиниского района

Милиция

ПДН 63,71 о/м

Военкомат

Консульство республики Корея

Дом ветеранов сцены

Судебный департамент

Комитет по молодёжной политике

Музеи: милиции, этнографии, полит. истории

Польша, г.Познань, проект «Один мир»

Муниципальное образование-округ «Петровский»,«Прометей»

Региональная организация

«Солдаты отчизны»

       

    Так, ПУ-70 уже 2 года участвует в культурном проекте по профи-лактике экстремизма и национализма «Статус –Свой» Администрации Петроградского района. Это единственный районный проект, который вошел в городскую программу «Толерантность». В рамках проекта были организованы семинары – тренинги для педагогов и учащихся. В игровой и лекционной форме были донесены основные идеи проекта. Были прове-дены Дни культуры мира.

        Наши учащиеся – постоянные участники Дней района и Муници-пальных округов. В марте 2008 года мы встречали гостей из Польши в рамках проекта «Один мир», в конце января планируем провести неделю республики Корея.

        Диагностико-результативный компонент нужен для достоверной информации о траектории гражданского воспитания учащихся, становле-ния  коллектива, формирования жизненной позиции.

        Рефлексивно-управленческий компонент включает в себя крите-рии и показатели эффективности управления воспитательной системой. Это система целенаправленного воздействия по развитию у учащихся способности к рефлексии. В рефлексивном управлении обязательными считаются:

  1. понимание учащимися цели деятельности и значимости ее для себя

    ( для чего, во имя чего я делаю?);

  1. знание способов действия выполненного задания;
  2. рефлексивная остановка ( так ли я это делаю?);
  3. самооценка ( правильно ли я это сделал?).

Содержание рефлексивного управления включает в себя целенапра-

вленное побуждение к самоанализу, рефлексию на осознание ответ-

ственности за свои суждения и поступки . Должна быть создана обстано-вка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие подростков в управлении своим коллективом.

Ученическое самоуправление (УС)

Это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.

«Самоуправление - форма организации жизнедеятельности учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно-значимых целей» (Педагогический энциклопедический словарь).

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание благоприятных организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление  выродится в фикцию или игру» ( С.И.Гессен). Учащиеся не должны готовиться к будущей жизни, они должны жить реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Результатом участия учащихся в общественной деятельности является формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуни-кативность, умение адаптироваться, организованность. Наша задача- направить деятельность учащихся таким образом,  чтобы их действия были социально одобрены и социально признаваемы.

 Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

1.  Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2.  Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.

3.  Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех  учащихся.

4.   Законность    -   неукоснительное    соблюдение    правовых    и нормативных актов.

5. Целесообразность - деятельность органов ученического само управления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей  учащихся.

6.  Гуманность - действия органов самоуправления должны основы ваться на нравственных принципах.

7.  Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8.   Ответственность - необходимость регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

          Структура органов ученического самоуправления ПУ-70

Ученическое собрание

Учебно- дисциплинарная фракция

Культурно-развлекательная

фракция

Общественно-политическая фракция

Фракция «Спорт и здоровье»

Хозяйственно-экономическая фракция

Пресс-центр

Ученический совет

Президент

 

Коллективы групп

Ученическое собрание:

- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;

- решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении училищем,

- формирует органы самоуправления в училище,

- вырабатывает и формирует предложения учащихся по соверше нствованию работы;

- рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, ре гулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;

- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятель ности органов управления.

Ученический Совет:

-  координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внеучилищную и внеклассную работу;

- организует самообслуживание учащихся, их дежурство по училищу, поддерживает дисциплину и порядок в училище;

- устанавливает шефство старшекурсников над учащимися 1 курса (профподготока);

- готовит и проводит собрания и конференции учащихся;

- организует выпуск ученических газет;

- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших меро приятий,

- заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов;

- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения

об ответственности учащихся в соответствии со своими полномо чиями;

- организует соревнование между группами и рабочими органами.                                       

Рабочие органы Ученического Совета планируют и организуют деятельность учащихся по конкрет ному направлению, организуют и оценивают результаты соревно вания учащихся в общественно- полезной и досуговой деятельности.

Функции ученического совета

анализ

Основные функции управления

регулирование

контроль

планирование

организация

коррекция

Анализ - осуществляется на всех уровнях УС.

Регулирует планирование - это ответ на вопрос: «Что делать?»

( в училище, в группе).

Организация - ответ на вопрос: кто?, когда?, где?, с кем?, будет выполнять свою работу.

   Цель контроля - получение информации о протекании всех про цессов во время организаторской деятельности. Основной метод контроля - наблюдение, а также анкетирование, беседа, социо метрия ученической документации и работ учащихся.

    Регулирование и коррекция - внесение изменений в функциони рование системы УС, если оно отклоняется от нормы происхо дит через самих учащихся, а педагоги оказывают лишь поддержку начинаниям учащихся.

Наша модель воспитательной системы направлена на самореализацию молодежи и на решение насущных проблем, связанных с трудоустрой-ством, отдыхом, обеспечением жильем.

Мы не останавливаемся на достигнутом, понимая, как много ещё нерешённых вопросов. Поэтому впереди новые проекты и программы, решение новых задач.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии "Дебаты" в воспитательной работе в образовательном учреждении

В 1999г.  группой специалистов  Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам которой был составлен научный отчет. «Программа дебаты  в...

Частное мнение о воспитательной работе в образовательном учреждении.

Статья на тему: "Частное мнение о воспитательной работе   в образовательном учреждении."...

Частное мнение о воспитательной работе в образовательном учреждении.

Частное мнение о воспитательной работе в образовательном учреждении....

Гражданское становление личности в условиях регионализации образования.

Изменения, происходящие в нашем обществе в начале XXI века, обостряют многие проблемы, в том числе и образовательные. Потребность в демократизации общественного   устройства влечет за собой ...

Публикация статьи "Гражданское становление личности: система ценностей и нравственное поведение"

Статья "Гражданское становление личности: система ценностей и нравственное поведение"...

Создание целостной системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.

Создание целостной системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях....