Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века
методическая разработка (5 класс) по теме

Лапина Оксана Адольфовна

Метод учебных проектов в современной школе рассматривается как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.Представлены этапы работы над проектом "Книга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.tehnologii.doc941 КБ

Предварительный просмотр:

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

О.А.Лапина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Ярцево Смоленская область

        Для успешного осуществления процесса обучения в педагогической науке разрабатываются образовательные технологии, одна из которых  это технология проектного и исследовательского обучения. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод учебных проектов рассматривается как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.

        В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там где его место занимает недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Необходимо, чтобы среди преподавателей, оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку. Об актуальности  технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты и педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии.

        Педагогической технологией называют совокупность и систему функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. В программе развития современного образования большое внимание уделяется внедрению и совершенствованию следующих образовательных технологий:

  1. технология проектного и исследовательского обучения;
  2. технология дифференцированного обучения;
  3. технология проблемного обучения на основе деятельностного подхода;
  4. технология дидактической игры.
  5. модульное обучение,
  6. технология развития критического мышления и т.д.

Процесс обучения представляет собой процесс
управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения. В этой работе я попыталась представить, как учитель должен организовать работу над проектом и какова роль учащихся во время осуществления учебного проекта.

        При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1.Погружение в проект.

2.Организация деятельности.

3.Осуществление деятельности.

4.Презентация результатов.

        Погружение в проект (мотивация). Это самый короткий , но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии этап. Учитель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта, определяется цель и задачи, т.е. способы и задачи решения проблемы.

Так, работая над проектом «Книга», была определена цель - накопление творческого опыта познания действительности

        Организация деятельности. На  этом этапе организуется деятельность детей, происходит планирование работы по решению задачи проекта.

        Осуществление деятельности. После того, как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель  может быть только наблюдателем. Ребята делают все сами, но когда им не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель не должен всё пускать на самотек, он следит за уровнем самостоятельности.

        Презентация результатов.  Этот этап необходим для  завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны. То, что в ходе подготовки к презентации дети готовят, мы называем продуктом проектной деятельности. Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу и т.д. все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы. На этом этапе учителю нужно научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщения.

Учебный проект «Книга»

Введение

        Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися  средней общеобразовательной школы познавательной деятельности на уроках литературы, внеклассного чтения.

        В последнее время  в школьном предмете «Литература» резко обозначилась проблема: дети мало читают, не ходят в библиотеки, не посещают литературные выставки. Всё это заменил компьютер. В связи с этим была определена тематика данного учебного проекта.

Методический паспорт учебного проекта

1.Тема проекта: «Книга»

2.Цель: накопление творческого  опыта познания действительности

3.Задачи:

формировать познавательные умения узнавать, использовать, преобразовывать объект; побуждать к осознанному освоению действительности; 

учить наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать, видеть предмет в системе пространственных и временных отношений; 

4.ЗУН и общеучебные навыки:

умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, анализировать материал, умение вести поиск нужной информации, умения и навыки работы с компьютером.

5.Мотивация к познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся.

6.Знания, на которые нацелен результат проекта: знания по истории создания самых разных книг, по работе школьной, городской библиотек.

7.Развитие навыков:

-самостоятельной работы с литературными источниками, информационными технологиями;

-самостоятельного принятия решения;

-мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании информации;

-коммуникативность в ролевом воздействии, обмене информации;

-самоанализа и рефлексии.

8.Предмет: литература

9.Класс: 5кл.

10.Возраст: 9-10 лет

11.Время работы над проектом: 4-5 месяцев

12.Тип проекта: творческий

13.Планируемый результат: исследовательский альбом о книге, создание своей книги.

Осуществление проекта

        Проект был задуман в качестве познания действительности. Книга всегда находится в ближайшем окружении ребенка, и она  является средством самостоятельного познания действительности, самовоспитания. Учащиеся, проявляющие интерес к проблемам чтения, привития любви к книге, пожелали внести свой вклад в создание книги о своей школе под названием «Азбука нашей школы» Идея о донесении информации и создании книги явилась катализатором при осуществлении данного учебного проекта.

1 этап. Мотивация на деятельность

 Учитель должен побудить интерес учащихся к деятельности в процессе экскурсии в библиотеку, в книжный магазин, в процессе  решения занимательных загадок, ребусов, головоломок, поставив в завершении проблемные вопросы: зачем нужно так много книг, какие книги бывают и т.д.

2 этап.  Организация деятельности

1 группа учащихся занимается сбором справочной  информации о книге. работает по поиску интересных фактов о книгах (самая маленькая книга, самая большая, самая тяжелая, самая дорогая из «Книги рекордов Гиннеса»), собирает материал о книгах в мировом масштабе (в Китае, в Британии и т.д.) 

2 группа  собирает материал по признаку «Группа» (классификация), «Структура»

3 группа работает по поиску материала по признаку «Место», «Функция»                             рис.1 Самая большая книга

                         

3 этап. Осуществление деятельности (исследовательская деятельность)

        Цель: понять, что такое книга. Учащиеся работают с объектом, находят, обрабатывают и обобщают найденную информацию.

рис.2 Самая маленькая книга 

        Учитель на этом этапе  предлагает задания по признаку «Группа»:

        Какие есть предметы, которые похожи на книгу (журналы, газеты, телевизор и т.д.)?

        Сравни, чем похожи, а чем отличаются.

(На основании ответов можно устроить выставку)

        Задания по признаку «Структура»:

        Из каких частей состоит книга, зачем нужна каждая часть? Каким образом связаны части между собой? Как части влияют друг на друга?

        Задания по признаку «Место»:

        В каком месте можно увидеть книги? Что находится внутри книги? Как зависит оформление обложки от того, что написано в книге?

        Задания по признаку «Функция»:

        Для чего нужны книги? Что будет, если книги исчезнут

Осуществление деятельности (Проектная деятельность)

Цель: сделать книгу со значимым содержанием

Такой книгой стала «Азбука нашей школы»,  приуроченная к юбилею школы и послужившая подарком к празднику.

        Учитель вместе с учащимися планируют последовательность действий: сбор материала о тех объектах, которые есть в школе, классификация их по алфавиту, оформление, сбор фотографий, изготовление обложки и т.д. Получилась книга, предназначенная для всех учащихся школы, а также она послужила помощником в качестве путеводителя для первоклассников. Ребята собрали большой материал и расположили его в алфавитном порядке, чтобы легче было ориентироваться и находить нужный ответ. В «Азбуке» были помещены стихи, загадки, фотографии на школьную тему – все это сделало проект интересным.

 4 этап. Презентация результатов

Презентация книги в рамках подготовки к юбилею школы. Материал книги разместили на сайте школы в сети Интернет.

Общие выводы. Заключение

        Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание  собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности (создание книги). В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка.

        Итак, проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к.

- личностно ориентирована;

- позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

        Все это говорит о том, что у метода учебных проектов есть будущее.

Литература

Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. – 2000,№4

Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.

Рис.1 http://etomir.com/2010/01/

Рис.2 http://www.topnews.ru/photo_id_5110_5.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Зачем нужно учиться? Ответ на этот «д...

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Для успешного осуществления процесса обучения в педагогике  разрабатываются образовательные технологии, одна из которых  это технология проектного и исследовательского обучения....

Доклад "Метод учебных проектов - образовательная технология 21 века"

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Мишель де  Монтень французский философ и писательЗачем нужно учиться? Ответ на этот «детский...

Метод учебных проектов - образовательная технология 21-ого века

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе...

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Для успешного осуществления процесса обучения в педагогической науке разрабатываются образовательные технологии, одна из которых это технология проектного и исследовательского обучения. Родившись из и...

МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Одной из современных образовательных технологий, на мой взгляд, достаточно эффективной, является проектная деятельность, которую можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.Опыт ...