Доклад по теме "Технология деятельностного метода обучения"
материал по теме

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии". В данном материале описана дидактическая модель деятельностного метода обучения, система дидактических принципов, с помощью которых обеспечивается реализация деятельностного метода в практическом  преподавании.  Также представлена модель структуры урока введения нового знания и фрагмент урока по геометрии по теме "Площадь параллелограмма" с кратким анализом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2»

города Рубцовска Алтайского края

___________________________________________________________________________________

Выступление на педагогическом совете

«Современные педагогические технологии»

Леонтьева Юлия Владимировна,

учитель математики,

2012 год

Технология деятельностного  метода  обучения

Когда людей станут учить не тому, что они должны делать,

а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

                                                                                                                       Г. Лихтенберг.

Какие качества необходимы современному выпускнику?

Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали  Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой,  П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.

Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего  - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.

Исследование актуальных вопросов обучения было проведено в Ассоциации “Школа 2000...” и Центре системно-деятельностной педагогики “Школа 2000...”  в 2000-2006 гг. В результате был построен предикат учебной деятельности, описывающий процессы формирования деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.

Ознакомившись с различными современными педагогическими технологиями я  пришла к выводу, что технология деятельностного  метода  обучения является наиболее приемлемым методом обучения для нашей школы. Именно в условиях гендерного обучения технология деятельностного метода обучения дает возможность осуществить более эффективное, прочное, глубокое усвоение знаний обучающимися.

Данный метод позволяет добиться требуемых результатов к уровню подготовки выпускников 9 и 11 классов. Технология деятельностного метода обучения отвечает  главным  целям и задачам при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Таким образом  конструктивно выполнить задачи образования 21 века в полном объеме помогает деятельностный метод обучения – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Дидактическая модель деятельностного метода обучения  позволяет осуществлять:

-формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

-формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

-формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

                 Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

             Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Применяя технологию деятельностного метода обучения, структура урока введения нового знания имеет  следующий вид:

Постановка учебной задачи

  Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос,  проблемная ситуация, личностно значимая для ученика и формирующая у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать - мне это интересно!). Четко формулируется цель урока.

«Открытие» детьми нового знания

          Это  этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.

          Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог учителя с классом - это диалог учителя с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельноcтного метода.

 Первичное закрепление (комментирование)

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).

          На этапе внешней речи (проговаривание алгоритма решения вслух)  происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.

          Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, варьирования несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.

Самостоятельная работа с проверкой в классе

          Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.

          В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия "про себя", как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.

          Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.

Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит до 20 - 25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой - опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля; положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.

Повторение и закрепление ранее изученного материала (решение тренировочных упражнений)

На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия.

Контроль (принцип минимакса)

          Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

          Заметим, что успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обеспечения обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно проходит - от уверенности учеников в своих силах, их познавательных интересов, их умения и желания преодолевать трудности. Другими словами, от степени реализации в обучении принципа психологической комфортности.

          Технология  деятельностного метода обучения может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного "наглядного" метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность:

-целеполагание и мотивация осуществляются на этапе постановки учебной задачи;

-учебные действия детей - на этапе  открытия  нового знания;

-действия самоконтроля и самооценки - на этапе самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

 Кроме того, деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества).

            Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

Какова же роль учителя на уроке?  Создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению.

Для создания проблемной ситуации  учителем могут использоваться  различные методы и приёмы:    

- учитель излагает  различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекает к высказываниям личного мнения учащихся и предлагает в практической деятельности выбрать правильное решение;

-предлагает  классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации;

-учитель ставит  конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования;

-дает  проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением);

-учитель дает задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.

В связи с обновлением содержания математического образования  организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей.  Психологические исследования Л. В. Выгодского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения учителем материала, а в ходе работы ученика с этими знаниями самостоятельно.

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века. Именно поэтому технология деятельностного метода обучения взята за основу системно-деятельностного подхода, являющегося основным методическим принципом ФГОС  второго поколения.

Пример: Фрагмент урока по геометрии по теме «Площадь параллелограмма»

Учитель: Я предлагаю вам решить следующую задачу:  Найти площадь многоугольника ABCDEF, если известны длины сторон АВ=ED= 18см, ВС=AF=8см, CD=FE=10см.

                                                      А                                                   В                

                                        F                                                    C

                 

                               

                                        E                                                   D

Учитель: Можем ли мы найти площадь данного многоугольника, используя имеющиеся знания?

Ответы учащихся: Для того, чтобы найти площадь многоугольника ABCDEF необходимо воспользоваться свойством площади фигуры (сформулировать его) и найти сначала площадь прямоугольника CDEF по формуле S=ab, а затем  необходимо вычислить площадь параллелограмма ABCF и сложить полученные значения.

Учитель: Вы верно ответили на вопрос. Сможете ли вы завершить решение данной задачи?

Учащиеся: Нет, так как  нам  не известна формула для вычисления площади параллелограмма.

Учитель: Таким образом, возникает проблема: как найти площадь параллелограмма?

Ответы учащихся: наверное, существует специальная формула для вычисления площади параллелограмма;

можно также воспользоваться свойством площади фигуры и разбить параллелограмм на такие фигуры, площади которых мы умеем находить.

 

Учитель: Возникает следующая проблема: как можно разбить параллелограмм на части, из которых можно было бы составить фигуру, площадь которой мы уже умеем находить? Постройте в тетрадях параллелограмм и подумайте.

Учащиеся думают, работают в тетрадях, а затем выходят по одному к доске и предлагают свои варианты  разбиения фигуры (заранее на доске построены параллелограммы).

Учитель: Все рассмотренные вами варианты верные, но, как вы сами сказали, конечно, существует формула для нахождения площади параллелограмма. Внимательно посмотрите на чертежи, представленные на доске, и ответьте на вопрос: как найти площадь параллелограмма?

Ответы учащихся: ….

                                 Из рисунка в) видно, чтобы найти площадь параллелограмма, нужно сложить площади двух одинаковых треугольников, а  площадь треугольника вычисляется по формуле

S= 12 ah, следовательно Sпарал.= 2(12 ah) = ah (ученик выходит к доске и записывает вывод формулы).

Учитель: можем мы теперь решить задачу, которую разбирали в начале урока, и найти площадь многоугольника ABCDEF?

Учащиеся: да.

Учитель: вызывает ученика к доске, остальные решают самостоятельно в тетрадях.

Краткий анализ данного фрагмента урока с использованием деятельностного метода в обучении

Применение деятельностного метода обучения предполагает следующую роль  учителя на уроке:  Создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению.

Вашему вниманию был предложен фрагмент урока  введения нового знания по теме «Площадь параллелограмма».

Этап данного урока: «Открытие» детьми нового знания

  Это  этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе обсуждения, диалога, выполнения самостоятельных действий.  Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания. В завершение обсуждения учитель  подводит итог.

  Данный этап урока я начала с того, что предложила учащимся решить задачу. И при построении математической модели решения данной задачи, которую предложили сами учащиеся, возникла проблемная ситуация: как найти площадь параллелограмма?

Мы уже говорили о том, что реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов. Решение поставленной на уроке проблемы обеспечивает принцип вариативности –  формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

В ходе обсуждения данной проблемы возникает следующий вопрос: как можно разбить параллелограмм на части?

Решение данной проблемы обеспечивает Принцип деятельности и Принцип творчества.

В конце данного этапа урока мы пришли к выводу формулы площади параллелограмма.

И здесь должен реализовываться Принцип минимакса, который заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне  и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Т.е. мы рассмотрели на уроке различные приемы нахождения площади параллелограмма, но главная задача учащихся: запомнить формулу для нахождения площади фигуры.

Список литературы:

Петерсон Л.Г. «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». Москва, УМЦ «Школа 2000…», 2007

Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Москва,  УМЦ “Школа 2000…”, 2004

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва,  2006  

Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва,  2007


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология деятельностного метода обучения

Слайд 2

Когда людей станут учить не тому, что они должны делать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг

Слайд 3

Деятельностный метод обучения – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Слайд 4

Система дидактических принципов: принцип деятельности; принцип непрерывности; принцип целостности; принцип минимакса; принцип психологической комфортности; принцип вариативности; принцип творчества.

Слайд 5

Структура урока введения нового знания: Постановка учебной задачи. «Открытие» детьми нового знания. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Слайд 6

Роль учителя на уроке: Создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к ее решению.

Слайд 7

Вывод: Знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения учителем материала, а в ходе работы ученика с этими знаниями самостоятельно.

Слайд 8

Спасибо за внимание!