Материалы на грант Главы Администрации, 2011г
методическая разработка по теме

Митюхина Наталья Петровна

Материалы На получение гранта Главы Администрации городского округа «Город Волжск» РМЭ для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений педагога-психолога Митюхиной Натальи Петровнrы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мунициапльное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт»

Материалы

На получение гранта Главы Администрации городского округа «Город Волжск» РМЭ для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений педагога-психолога Митюхиной Натальи Петровнrы

Волжск,  2011



Предварительный просмотр:

Ходатайство

на Митюхину Наталью Петровну,

педагога – психолога МОУ ЦПМСС «Лабиринт», претендента на получение гранта Главы Администрации городского округа «Город Волжск» РМЭ для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.

 Митюхина Наталья Петровна, 1974 года рождения, закончила Московский Психолого-Социальный Институт по специальности «Психология», в 1999 году.

 С 2001г. педагог – психолог высшей квалификационной категории,  педагогический стаж работы 14 лет, стаж работы в МОУ ЦПМСС «Лабиринт» - 10 лет. В 2010г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование морально-нравственных представлений учащихся средне-специальных учебных заведений с помощью знаково-символической деятельности» на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07. в НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт». г.Москва. Постоянно занимается самообразованием, ведет поиск различных средств, методов применения педагогических знаний. Неоднократно повышала уровень своей квалификации по темам: «Мастера психологии и психотерапии», «Информационные технологии в образовательной деятельности», «Старшеклассники: от диагностики к оптимизации обучения, социализации и профессионального самоопределения учащихся 7-11 классов», «Духовные ценности России», «Основы сайтостоения» и др.

В своей деятельности придерживается субъектно-деятельностного подхода, который развивали Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский, А.А.Деркач, Е.А.Климов, В.Д.Шадриков.

Митюхиной Н.П. составлены программы: «В школу с радостью». Рецензенты: директор ЦПМСС «Лабиринт» Москалева Д.В., педагог-психолог высш. кат. Овчинникова Л.В.; «Профессиональное самоопределение». Научный руководитель д.псх.н., профессор Аболин Л.М. Рецензенты: д.псх.н., профессор Добротворская С.Г., директор ЦПМСС «Лабиринт» Москалева Д.В.; «Развитие навыков общения, креативности мышления». Научный руководитель д.псх.н., профессор Аболин Л.М. Рецензенты: к.псх.н Арон.И.С., директор ЦПМСС «Лабиринт» Москалева Д.В.

Является автором – составителем нескольких книг и методических пособий: «Профессиональное самоопределение учащихся» Волжская типография, 2006г. «Развитие творческой акивности подростков посредством семиотической деятельности», РМЭ МИО, 2007г. «Вера и образование: общество, семья и школа в XXI веке», 2007г.

Принимает участие  в научно-практических конференциях:

  1. Международные: «Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегии профилактики и терапии», 2004г. выступление: «Профилактика наркотической и алкогольной зависимости через духовно-нравственное воспитание»; «Образование и воспитание социально-ориентированоой личности студента: отечественный и зарубежный опыт», 2005г. выступление:  «Влияние социальных факторов на воспитательный процесс профессионального образования» и др.
  1. Всероссийские: «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики», выступление: «Экспериментальная модель развития духовно-нравственной личности», 2006г.; «Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности»  2007г. выступление: «Развитие творческой активности подростков посредством семиотической деятельности» и др.
  2. Республиканские: «Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации», 2007г. выступление: «Развитие творческой активности современных подростков посредством семиотической деятельности» и др.
  3. С 2004г. ежегодное участие в городских педагогических конференциях и семинарах.

Митюхина Н.П. имеет более 20 публикаций, две из которых в ведущих научных журналах в изданиях перечня ВАК Министерства образования РФ.

В рамках психолого-педагогической службы Наталья Петровна организовывает деятельность с различными группами учащихся, проводит профилактическую и тренинговую работу. Считает одним из важнейших направлений работы формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов в процессе их профессионального самоопределения.

Награждена Почетными грамотами МИО, МУОО Администрации городского округа «Город Волжск», МОУ ЦПМСС «Лабиринт», Благодарственными письмами Центра занятости населения, Волжским городским отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», горкомом Профсоюза. Имеет  Диплом «За 2-е место в Республиканском конкурсе инновационных коррекционно-развивающих программ в номинации «Активизация профессионального и личностного самоопределения старшеклассников».

В данный период Н.П. Митюхина проявила себя как высококвалифицированный, ответственный специалист, активно принимающий участие в жизни и деятельности коллектива, поддерживающий на высоком уровне свои профессиональные знания и умения. Постоянно занимается самообразованием, ведет поиск различных средств, методов применения педагогических знаний. В общении с коллегами  доброжелательна, тактична.

 (Обсуждено и принято единым голосованием на заседании Медико – педагогического совета ЦПМСС «Лабиринт» 30.05.2010, протокол № 13).

         

    Ио директора ЦПМСС «Лабиринт» __________ /Волкова И.Н./



Предварительный просмотр:

Представление Заявителя

Сведения о Претенденте:

Фамилия, имя, отчество

Митюхина Наталья Петровна

Адрес места постоянного проживания Претендента

425003 Республика Марий Эл,

г. Волжск,

ул. Осипенко, д. 25

Место основной работы (полное наименование ОУ)

Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт»

Почтовый адрес ОУ

425000 Марий Эл, г.Волжск, ул. 2-я Новая, 26 а

Контактный телефон:

(83631) 6-43-92, 6-43-25

E-mail:

natali.psy@mail.ru

Сведения о Заявителе:

Наименование Заявителя (включая организационно-правовую форму)

Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт»

Ф.И.О. и должность руководителя Заявителя

Москалева Диана Владимировна, директор

№ протокола и дата заседания органа Заявителя по выдвижению Претендента на участие в конкурсе

Протокол заседания медико-педагогического совета № 22 от 27.05.2011 г.

Ио директора ЦПМСС «Лабиринт» __________ /Волкова И.Н./



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ – ЗАЯВКА

Регистрационный номер № ______________


Дата регистрации: _____________________

 (заполняется оператором Конкурса)

ФИО претендента

Митюхина Наталья Петровна

Дата рождения

05.07.1974.

Образование

Московский Психолого-Социальный Институт.

Специальность  «Психология», 1999 год

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт». г.Москва. 2010 год.

Место работы

Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопро-вождения «Лабиринт», РМЭ г Волжск, ул.  2-я Новая, 26 а

Директор – Москалева Диана Владимировна,

тел (83631) 64325

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

 Педагог-психолог с выполнением должностных обязанностей педагога-психолога

Стаж (общий, педагогический, в данном учреждении)

Общий – 17 лет

Педагогический – 14 лет

В  МОУ ЦПМСС «Лабиринт» - 10 лет

Учебная пед. нагрузка

1.5 ставки

Аттестационная категория

 Высшая квалификационная категория

Ученая степень, звание

Кандидат психологических наук.

Контактная информация:

Домашний почтовый адрес, номера телефонов, адрес электронной почты

425003 Республика Марий Эл, г. Волжск,

ул. Осипенко, д. 25

Тел. сотовый 89177146634,

Адрес электронной почты: natali.psy@mail.ru

Самые значимые достижения

(звания, награды)

  1. Кандидат психологических наук, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт». г.Москва, Диплом ДКН  №120336 от 15.2010. 37К132
  2. Почетная Грамота Администрации городского округа «Город Волжск» за  профессиональную и творческую инициативу в области профильного и предпрофильного образования. ( Приказ № 265 от 19.05.2008)
  3. Благодарственное письмо за эффективное и действенное сотрудничество в области профессиональной ориентации молодежи. ГУ РМЭ ЦЗН г.Волжска от 16.04.2009.
  4. Почетная Грамота МУОО ЦПМСС «Лабиринт» за успешную деятельность в области профессионального самоопределения учащихся образовательных учреждений. 2010г.



Предварительный просмотр:

2.1. Высокое качество результатов обучения и воспитания

за три последних учебных года и перспективное планирование работы

на следующий учебный год

Работа по профессиональному самоопределению подростков является одним из приоритетных направлений работы в ЦПМСС «Лабиринт». Для того чтобы улучшить работу в этом направлении, в 2005г. было решено создать программу по профессиональному самоопределению старшеклассников. Профориентационный курс направлен на раскрытие личностного своеобразия каждого подростка и признание его права на самостоятельный поиск профессионального пути.

Изначально необходимо выявить у подростка не только склонности к определенным отраслям, но и интерес. Этот интерес не должен исчезать и появляться спустя какое-то время, а должен быть уже устоявшимся. Важно также выяснить, куда пойдут выпускники 9-го класса: в колледж, техникум или останутся в своей школе. С этой целью нами проводится психодиагностика, позволяющая определить пожелания учащихся по организации предпрофильной подготовки.

В качестве содержательной процессуальной модели построения программы выбрана схема построения личного профессионального плана, предложенная Климовым Е.А., использованы материалы Волжского центра занятости населения, использована программа Худяковой Т.М. (Регион: Владимирская область), дополненная ценностно-нравственным компонентом самоопределения.

В целях формирования представлений о профессиях и профессиональной деятельности человека в современном обществе, осознание воспитанниками своих интересов, способностей, связанных с выбором профессии,  в школах №2,6 проводятся элективные курсы «Профессиональное самоопределение». Охват детей за этот учебный год составляет 89 человек.

Таблица 1.

Результаты анкетирования  «Ваши пожелания по организации предпрофильной подготовки» учащихся 9 –х классов СШ№2,6, за 2009-2011гг.

№ п/п

Профиль обучения, который подростки намерены выбрать в старших классах

2009г.

в %

2010г.

в %

2011г.

в %

1

Социально-экономический профиль

30

35

45

2

Гуманитарный

17

17

13

3

Физико-математический

14

12

13

4

Естественно-научный

7

8

10

5

Филологический

10

8

3

6

Информационно-технологический

8

8

6

7

Агро-технологический

2

1

0

8

Оборонно-технический

8

7

3

9

Художественный

2

2

3

10

Универсальное обучение

2

2

3

Отразим графически полученные нами данные:

Рис. 1. Результаты анкетирования «Ваши пожелания по организации предпрофильной подготовки» учащихся 9 –х классов СШ№2,6, за 2009-2011гг.

Таким образом, по результатам исследованиея можно сделать вывод: Профиль обучения, который выбрали учащиеся 9-х классов намерены выбрать в старших классах: cоциально-экономический профиль выбрали большинство учащихся – 35% человек; гуманитарный – 17%; физико-математический – 12%; естественно-научный – 8%; филологический – 8%; информационно-технологический – 8%; агро-технологический – 1 %; оборонно-технический – 7% человек; художественный – 2%; универсальное обучение (непрофильные классы и школы) – 2%;

Таблица 2.

Результаты диагностики по методике ДДО

учащихся 9 –х классов СШ№ 2,6, за 2009-2011гг

год

Человек-Природа

Человек-Техника

Человек- Человек

Человек-Знак

Человек-Художественный образ

2009

7

30

38

17

8

2010

2

27

41

18

12

2011

0

28

44

21

Таким образом, по результатам исследованиея можно сделать вывод:

Менее всего пользуются спросом группа профессий «Человек – природа» (Ч-П). При этом наблюдается снижение с 2009г. (7%) к 2010г. (2%) и полное отсутствие в 2011г. (0%). Низкий интерес учащихся к группе профессий «Человек – природа» можно объяснить тем, что труд людей этой группы профессий связан с: преобразованием, переработкой (технолог пищевой промышленности и пр.); охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства и пр.); заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов; восстановлением, лечением (ветеринар и пр.); изучением, описанием, изысканием (геолог).  Испытуемые считают, что эти профессии менее востребованы в услових нашего города.

Рис. 2. Результаты диагностики по методике ДДО

учащихся 9 –х классов СШ№2,6, за 2009-2011гг.

Мало пользуются спросом также группа профессий «Человек - художественный образ» (Ч-ХО). При этом наблюдается рост интереса к этой группе профессий с 2009г. (8%) к 2010г. (12%) и некоторое снижение к 2011г. (7%). Труд людей этой группы профессий связан с: преобразованием, созданием (архитектор, художник и пр.); исполнением, изготовлением изделий в единичном экземпляре (дирижер, реставратор и пр.); с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, маляр и пр.).

Несколько выше спрос на группу профессий «Человек - знаковая система» (Ч-З). Из года в год наблюдается некоторое повышение интереса к этой группе профессий: в 2009г. (17%) к 2010г. (18%), 2011г. (21%). Труд людей этой группы профессий связан с: преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер,); шифровкой, распознаванием символов (филолог, библиотекарь и пр.); управлением движения (инспектор ГИБДД и пр.); составлением и хранением документации (нотариус); восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

Более высокий спрос на группу профессий «Человек- Техника» (Ч-Т). Однако, наблюдается некоторое его снижение с 2009г. (30%) по 2010г. (27%), и повышение к 2011г. (28%). Труд людей этой группы профессий связан с: преобразованием деталей, изделий, механизмов; обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования); восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования); изучением (испытание качества изделий).

Наиболее высокий спрос на группу профессий «Человек – человек» (Ч-Ч). При этом наблюдается постоянный рост интереса к этой группе профессий с 2009г. (38%), 2010г. (41%) и к 2011г. (44%). Труд людей этой группы профессий связан с: воспитанием, обучением, тренировкой других людей; медицинским обслуживанием людей; правовой помощью; изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

        Основной задачей на следующий учебный год, которую ставлю перед собой, будет организация работы элективного курса с подростками, активизация разъяснительной работы с родителями по вопросам профессионального самоопределения подростков, разработка тематического планирования по профессиональному самоопределению подростков для учащихся 9-11 классов.

Таблица 3.

Перспективное планирование на 2011-2012 учебный год


п/п

Наименование мероприятий

Срок испо-лнения

Примечания

1

Проведение диагностики учащихся 9-х классов с целью определения их интересов и склонностей.

Сентябрь,

апрель

Методика ДДО Е.А.Климова.

2

Анкетирование учащихся 9-х клас-сов: определение проф. интересов.

Сентябрь - октябрь

Методика "Карта интересов".

3

Анкетирование учащихся  9-11-х классов с целью определения мотива выбора профессии.

Сентябрь - октябрь

Тест мотивации выбора профессии (Л.А.Ясюковой).

4

Анкетирование учащихся  9-11-х классов с целью помочь им узнать о своих профессиональных склонностях и  способностях.

Сентябрь - октябрь

Анкета "Ориентация".

5

Реализация программы элективного курса «Профессиональное самоопре-деление учащихся» для  9-х классов.

Октябрь-апрель

6

Проведение тематических родитель-ских собраний: «Профессиональное самоопределение учащихся».

Декабрь-март

Согласовать с планом школ.

7

Проведение групповых консультаций для  учащихся  9 кл. «Неделя профориентации в Волжске».

Февраль

Согласовать с планом школ.

8

Проведение  индивидуальных консультаций для  учащихся  9-11кл.

Сентябрь-июнь

9

Проведение  индивидуального компьютерного диагностирования для  учащихся  9-11–х классов.

Октябрь-июнь

Методики: «КОТ», «Тип темперамента» и др.

10

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, детей.

Сентябрь-июнь

11

Проведение анкетирования учащихся 9-х классов с целью определения профиля обучения в 10-11 классах.

Апрель-май

Анкета  «Ваши пожелания по организации пред-проф. подготовки»

13

Выпуск серии буклетов на тему: «Выбор профессии»

Декабрь-апрель

14

Организация городского семинара для педагогов «Как помочь школьнику выбрать профессию»

На базе МОУ ЦПМСС «Лабиринт»

Ио директора ЦПМСС «Лабиринт» __________ /Волкова И.Н./



Предварительный просмотр:

2.2. Использование образовательных технологий

Ведущей целью нашего элективного курса является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На  основе общей стратегической цели профориентации мы ставим перед собой задачи: вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников.

Основные педагогические технологии, которые мы используем в работе по профессиональному самоопределению подростков:

1. Личностно – ориентированная.

2. Интерактивного обучения.

3. Проектная.

4. Информационно-коммуникационные.

5. Игровая.

Они позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т.д. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность учеников. Используя указанные технологии, я вижу общение в системе «ученик-психолог», создаю возможности для решения творческих заданий.

Использование в практической деятельности технологии личностно-ориентированного обучения. При проведении уроков использую фронтальную, парную, групповую, индивидуальную форму работы.

-разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют  раскрыть субъективный опыт учащихся;

-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

-поощрение стремления каждого ученика участвовать в работе класса;

-создание психологических ситуаций успеха на уроке;

-создание обстановки для самовыражения ученика, для анализа и самоанализа деятельности каждого обучающегося.

Интерактивного обучения. В произвольной обстановке организую обучающее общение, тем самым уменьшается чувство скованности, убираются межличностные (ученик – ученик, ученик- учитель) психологические барьеры общения. Создание ситуации диалога включает в себя  переработку учебного материала в систему проблемных вопросов; и продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; и ролей и условий их принятия учащимися. На уроках  использую элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр: «снежный ком», «отгадай профессию», «продолжи рассказ», «исправь ошибку»; уроки - игры, ролевые игры: «Устройство на работу»,  «Мой начальник»; взаимоконтроль и самоконтроль.

Проектная технология в наибольшей степени повышает продуктивность обучения, так как нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и креативности учеников, широко применяю их в своей работе. На моих уроках дети выполняют следующие виды проектов:

- реферативные – учащиеся пишут рефераты по темам: «Моя будущая профессия», «Выбор профессии – важный шаг!».

- конструктивно – практические проекты: ведут дневник наблюдения и изучения своей личности, записывая результаты диагностики и пр.

Использование информационно-коммуникационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс требует непрерывного повышения квалификации, создания собственных информационных ресурсов, значительных временных затрат на подготовку уроков. Использую на уроках компьютерную программу Power Point. Составляю презентации к различным разделам элективного курса. Показываю фильмы: «Труд и занятость в 21 веке», «Как устроен и как работает рынок труда», «Зачем нужно профессиональное образование». Это позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

В своей работе использую различные  демонстрационные материалы, стандартные, наглядные (таблицы, блок – схемы, стенды, плакаты), раздаточный материал (карточки – задания), опорные конспекты, видео.

Использую игровые технологии, которые выполняют такие важнейшие функции, как:

- развлекательную (основная функция игры – пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения темы; как элементы более обширной технологии; в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Ио директора ЦПМСС «Лабиринт» __________ /Волкова И.Н./



Предварительный просмотр:

2.3. Участие в муниципальных, региональных федеральных и международных образовательных конкурсах

Таблица 4.

Участие в образовательных конкурсах

Название конкурса

Организаторы конкурса

Год

Уровень

«Профориентация молодежи»

Центр занятости населения.

2009

Городской

«Тренинг коммуникативного общения для вожатых»

Администрация

г. Волжска

2009

Республиканский

«Первые шаги навстречу миру» (Комплексное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов).

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2010

Российский

«Весенняя неделя доброты»

Муниципальное учреждение «Отдел образования» администрации городского округа «Город Волжск»

2011

Городской

Ио директора ЦПМСС «Лабиринт» __________ /Волкова И.Н./



Предварительный просмотр:

2.4. Повышение квалификации за 2009-2011 гг.

Таблица 5.

Образовательная программа повышения квалификации, ее объем

Образовательное учреждение, реализующее программу

Форма освоения образовательной программы

Дата, номер документа о повышении квалификации

Образование и правовое просвещение в области прав человека (24 часа)

ГОУ ВПО «Марийский государствен-ный университет»

Очная

Сертификат  № 0443/09

март 2009г.

Тема: «Формирование морально-нравственных представлений учащихся средних специальных учебных заведений с помощью знаково-символической деятельности».

Кафедра педагогической психологии  НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт». г.Москва

Соискатель ученой степени кандидата психологических наук

Диплом ДКН  №120336 от 15.2010. 37К132

Также постоянно повышаю свое самообразование по теме «Профессиональное самоопределение учащихся»,  работаю в направлении формирования и развития духовно-нравственных качеств личности.

Ио директора ЦПМСС «Лабиринт» __________ /Волкова И.Н./



Предварительный просмотр:

2.5. Обобщение и распространение своего педагогического опыта.

Свой опыт работы распространяю среди педагогов города и республики, выступая на конференциях, семинарах, школьных педагогических советах и собраниях, провожу выездные тренинги для молодежи.

Таблица 6.

Выступления на конференциях, семинарах, ГМО и др.

2009

2010

2011

-Республиканский семинар «Юный эколог. Проблемы экологического воспитания». Мастер-класс для педагогов, экологов республики «Развитие навыков общения».

-Городская педагогическая конфе-ренция по духовно-нравственному воспитанию «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Выступление на тему: «Мышление на службе у миропонимания».

-Педсовет СОШ№2 «Здоровье учащихся школы» Выступление на тему: «Психологическое здоровье учащихся»

-ГМО учителей-дефектологов Мастер-класс «Тренинг, как одна из форм развития духовной культуры учащихся».

-Рабочая молодежь «Молодая гвардия» Тренинг «Дискавери»

-Интернет-конференция «Современные подходы в психологическом обеспечении образования». Участие в форуме.

-Методическое объединение психологов. Выступление на тему: «Возрастная периодизация. Подходы отечественных и зарубежных авторов».

-4 Международная ежегодная научно-практическая  конференция «Вызовы эпохи  в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики». Выступление: «Развитие высших индивидуально-психологических качеств личности как одна из задач позитивной психологии».

-Методическое объединение «Особенности детей подросткового возраста», Выступление на тему: «Кризис подросткового возраста».

-ПМПСовет «Консультирование родителей: теория и практика», Выступление на тему: «Основные подходы к консультированию родителей: определение запроса, вычленение проблемы, выстраивание эффективного взаимодействия».

-Выступление на телевидении города Волжска «Проблема адаптации на разных возрастных этапах», «Профессиональное самоопределение учащихся».

-Выступление на ПМПСовете «КОНЦЕПЦИЯ
развития системы пси-хологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года».

-Неделя профориентации в городе Волжске для учащихся МОУ СОШ №1,2,3,4,9,10,ВГЛ

9-кл. Выступление на тему: «Мир профессий», для учащихся 11кл. Выступление на тему: «Путь к успеху».

-Городской семинар «Организация и содержание деятельности ПМПк в условиях ОУ» для завучей, выступление на тему: «Психо-логическое сопровождение школьного ПМПк».

-ПМПСовет «Критерии эфективности предпрофильной подготовки, как одно из условий социа-лизации школь-нка», Выступление на тему: «Психоло-гическое спровождение про-фильного обучения».

Республиканский семинар «Роль учреждений дополнительного образования по формированию ключевых компетенций и развитию творческих способностей детей в рамках реализации НОИ «Наша новая школа»» -Мастер-класс «Развитие творческих способностей и ключевых компетенций через организа-цию деятельнос-ти театрального ДТРВО».

-Родительское собрание МОУ СОШ №2 Выступление на тему: «Особенности развития детей подростового возраста». Рекомендации родителям для целенаправленного воздействия на личность» подростков».

2.5.2.Публикации в ведущих научных журналах в изданиях

перечня ВАК Министерства образования РФ

  1. Митюхина, Н.П. Роль психологических медиаторов в развитии духовно-нравственных качеств личности / Н.П. Митюхина // Казанский педагогический журнал. – Казань, 2005. – Вып. 3. (40) – C.34-41. (0,5 п.л.)
  2. Митюхина, Н.П. Формирование морально-нравственных представлений учащихся средне-специальных учебных заведений с помощью знаково-символической деятельности / Н.П. Митюхина // Образование и саморазвитие. – Казань, 2009. – Вып. 6. (16) – С.117 – 122. (0,5 п.л.)

Другие публикации

  1. Митюхина, Н.П. Воспитание конкурентноспособной личности на занятии «Профессиональное самоопределение учащихся» / Н.П. Митюхина // Материалы XV республиканской научно-практической конференции. Йошкар - Ола, 2009. - С. 89-91.
  2. Митюхина, Н.П. Развитие высших индивидуально-психологических человеческих качеств личности как одна из задач позитивной психологии / Н.П. Митюхина // Материалы IV Международной научно-практической конференции: Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: КГУ, 12-14 ноября 2009. — Казань: Отечество, 2009. — С. 587-591.

Всего имеется более 20 публикаций

Ио директора ЦПМСС «Лабиринт» __________ /Волкова И.Н./



Предварительный просмотр:

Перспективный проект.

Формулирование и обоснование проблемы.

Россия переживает период, когда прежние ценностно-нравственные профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые ещё не сформированы. Все это приводит к растерянности выпускников школ и их родителей, их педагогов, пытающихся оказать учащимся профориентационную помощь.

Реализация современных требований, предъявляемых        к общеобразователь-ной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих  решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий (Б.А.Федоришин); диагностические методики изучения личности школьников (В.Д.Шадриков); (Воронин Н.П., Забродин Ю.); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи (Е.А.Климов); системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров, Н.К.Степаненков); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков, Л.А.Ясюкова); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев); формирование элементов духовной культуры в процессе  подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко).

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана  на некоторого усредненного ученика. отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.

Как показывает опыт профконсультационной работы (2005-2011г), учащиеся, не выбравшие профессию, часто обращаются к психологу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста-психолога.

Не только низкая культура психологических знаний, но и слабое знакомство с миром современных профессий затрудняет выбор жизненного пути. На начало работы по нашей программе, девятиклассники могут назвать лишь 20—25 профессий.

Перечисленные выше ситуации чаще всего возникают из-за отсутствия у современных школьников (а часто и учителей и родителей) адекватных представлений о том, что же такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить себя, свои способности, возможности, соотнести их с миром профессий. Многие старшеклассники, с которыми проходилось анкетирование, не смогли ответить на вопросы: «К какой области деятельности Вы находите у себя способности?»; «Считаете ли Вы, что у Вас есть качества, которые затрудняют осуществление Ваших профессиональных намерений?»; «Воспитываете ли Вы у себя качества, необходимые для успешного овладения будущей профессией?». В дальнейших беседах мы выяснили, что учащиеся просто и не задавали себе этих вопросов и лишь после анкетирования стали задумываться над ними.

Программа данного элективного курса рассчитана на 28 часов, из них: 20 на уроки, и по 4 часа на контрольные и самостоятельные работы. В занятия включены цитаты, которые предполагают её совместное обсуждение. В каждое занятие программы включены теоретическая часть (1/3 занятия) и практическая часть (2/3 занятия), включающая в себя тесты, игры, упражнения, информацию о профессиях и видах профессионального обучения. Методы обучения тщательно подобраны к каждой теме, включают в себя традиционные формы - лекции и нетрадиционные интерактивные формы: деловая игра, дискуссия.

Контроль осуществляется через интерактивные формы: деловая игра, общая дискуссия, построение личного профессионального маршрута, контрольные работы. Метод контроля последовательный: степень усвоения знаний на уроке проверяются контрольной работой (2-5 уроки), самостоятельные работы (1, 6, 9-10 уроки) - домашнее задание. Предусмотрена индивидуальная работа с учащимися: консультирование, дополнительная компьютерная диагностика, не входящая в данный курс.

Основной целью данного курса является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  1. помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  2. подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  3. расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
  4. обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  5. сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  6. обучить планированию профессиональной карьеры.

Рабочий план реализации проекта

Организационное сопровождение  проекта осуществляет ЦПМСС «Лабиринт» и выполняет следующие функции: разрабатывает профилактические беседы, программы (с указанием конкретных мероприятий); обеспечивает реализацию программы «Профессиональное самоопределение учащихся».

Конечным результатом реализации проекта должна стать положительная динамика определения уровня информированности по профессиям и  определение их с выбором будущей профессии, а так же раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей.

Методы и формы работы:

Для учащихся:

  1. проведение элективного курса «Профессиональное самоопределение»;
  2. анкетирование, компьютерное диагностирование, консультирование;
  3. тиражирование  буклетов;
  4. сюжетно-ролевые и  деловые игры;
  5. классные часы, лекции, круглые столы;
  6. просмотр видеофильмов, презентаций.

Для родителей:

  1. тематические родительские собрания, анкетирование родителей;
  2. групповые и индивидуальные консультации;
  3. тиражирование  буклетов.

Для учителей:

  1. педагогические советы;
  2. тематические психолого-педагогические семинары.

Комбинированные формы работы:

  1. семинары для старшеклассников и их родителей «Как правильно выбрать профессию», «Выбор профессии - важный шаг»;

Оценка эффективности методической системы:

Ежегодно, с 2005 года мы проводим диагностику с целью определения уровня информированности по профессиям и выявление учащихся, определившихся с выбором будущей профессии среди 9-11 классов г. Волжска. На рисунке  3. представлены средние данные за последние три года 2009-2001гг.

Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Мир профессий. Моя будущая профессия». По данным опроса 2009-2001гг. 18% учащихся информированы о некоторых профессиях и 23% уже определились с будущей профессией. Как мы видим из графика, большинство учащихся  класса мало информированы о мире профессий и не определились с выбором будущей профессии. Таким образом, проведение элективного курса для данных учащихся актуально.

Рис.3. Определение уровня информированности по профессиям и определение их с выбором будущей профессии среди 9-11 классов г. Волжска. за 2009-2001гг.

По окончании элективного курса 94% учащихся считают себя достаточно информированными о мире профессий;  и 88% учащихся определились не только с выбором будущей профессии, но и  выбрали учебное заведение, в которое они надеются поступить. По завершении элективного курса учащиеся получают сертификат и зачет.  Большинство из них не только определили свою будущую профессию, но и получили информацию о том, в каком учебном заведении можно ее получить. Кроме того, учащиеся узнали особенности своего характера, определили темперамент, способности, уровень развития некоторых психических процессов.

Таким образом, проблема профессиональной ориентации старшеклассников весьма сложная и многосторонняя, в связи, с чем ее решение занимает длительный период. Поэтому, необходимо комплексное решение этой  .проблемы.

Педагог-психолог ЦПМСС «Лабиринт», к.псх.н __________/Митюхина Н.П./

Верно

Ио директора ЦПМСС «Лабиринт» __________ /Волкова И.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грант Главы по внедрению новых инновационных технологий в педагогической деятельности.

Информационная карта (критерии отбора) Претендента денежного поощрения, Ходатойство....

Постановление Главы администрации Нижневартовского района о присвоении статуса инновационной площадки

Постановление Главы администрации Нижневартовского района о присвоении статуса инновационной площадки....