Личностно - ориентированное обучение на уроках математики.
методическая разработка на тему

Перетяка Жанна Анатольевн­а

На своих уроках я применяю элементы  современных образовательных технологий: здоровьесберегающие приемы, личностно-ориентированный подход, игоровые технологии, комбинирую несколько образовательных технологий , о чем и описываю в своей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientir_dlya_sayta.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно - ориентированное обучение на уроках математики. 

    Наиболее продуктивной формой , способствующей формированию математической компетентности  и реализующей основные цели математического образования , я считаю, личностно-ориентированный  урок математики. Актуальность вопроса о формировании математической компетентности учащихся подтверждается целями математического образования , к которым относятся: интеллектуальное развитие учащихся, формирование

качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной  жизни в обществе.

   Овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку  для применения  в практической деятельности для изучения  смежных дисциплин, для продолжения образования и воспитания личности в процессе освоения математической деятельности.

   Личностно-ориентированное образование не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Отличие личностно-ориентированного образования от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное  развитие субъективности ученика и запуск соответствующих возрасту возможностей. Саморазвития. Задачи личностно-ориентированного образования:  личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащихся; интеллектуальное развитие учащихся;  формирование в его сознании целостной картины мира. Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности.

К принципиальным основам, гарантирующим реализацию целей и задач личностно-ориентированного урока относятся:

- необходимость создания на уроке условий , способствующих заинтересованности ученика в учении , саморазвитии;

- учитель – это только организатор и помощник учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главное действующее лицо на уроке;

   - организация учебного процесса через диалог или полилог;

   - свобода выбора учеником уровня  и темпа обучения.

Если рассмотреть эту систему на примере урока изучения нового материала, то можно выделить 5 основных этапов:

1 этап. Актуализация опорных знаний . Здесь задача: вклячить в работу каждого ученика класса. Здесь детям уместно предлагать задания: задать вопрос соседу по пате; провести дидактическую  игру «Я знаю, а ты?»

2 этап.  Включение детей в целеполагание, Здесь рационально использование заданий, вовлекающих детей в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока.

3 этап. Основной. Цель этого этапа – формирование самостоятельных умений, способность принимать решения.

4 этап. Этап контроля знаний учащихся. Здесь вместо традиционной  оценки  знаний можно предлагать не совсем привычные задания, например, составить терминологический словарь урока;

5 этап. Итого урока- рефлексия.

Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять , анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения.

Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив, Имеет свои способности, свой уровень развития, Гуманизация образовательного процесса предусматривает всестороннее  изучение личности и учет возможностей , способностей , интересов учащихся в процессе обучения. Наша школа – это природосообразная школа,    предоставляющая своим  ученикам равные возможности в образовании , базирующиеся на педагогическом сотрудничестве, направленная на формирование гуманной личности учащихся , обладающей ключевыми компетенциями.  Одним из  направлений в вопросе  гуманизации обучения и является личностно- ориентированное образование. Решением этой проблемы занимаюсь на протяжении нескольких лет. Эффективность и целесообразность данного направления деятельности подтверждается обнадеживающими положительными результатами моих выпускников.

   На начальном этапе я проводила диагностирование по таким параметрам: уровень обученности, обучаемость, сформированность общеучебных умений и навыков , мотивы, характерологические особенности каждого ученика, уровень математических способностей.  Для определения уровня актуальных знаний провожу контрольно-диагностический срез по предмету. И уже по итогам контрольно-диагностических срезов выявляю пробелы  в знаниях учащихся выявляю пробелы в знаниях учащихся, определяю группы учащихся для проведения индивидуальной , групповой дифференцированной работы. С помощью первоначальной диагностики определяю уровень интеллектуального   развития в классе. Здесь же определяю какими операциями мышления учащиеся недостаточно  владеют: обобщением, логикой, сравнением. Дети ,  у которых недостаточно хорошо развиты операции мышления не смогут  моделировать задачу в  виде схемы , таблицы, поэтому провожу тренинги по  формированию мыслительных  навыков. В классе существуют различные категории детей:  малоспособные дети, с большим трудом достигающие  образовательный уровень ЗУН, способные обучаться на высоком уровне учащиеся, способные свободно усваивать базовый уровень содержания образования, поэтому  составляю профиль уровня  обученности каждого ученика, выявляю те умения и навыки, которые требуют коррекции. Эта информация является базовой  для составления индивидуальных занятий. Разные дети требуют  разного подхода в обучении. Поэтому необходимо включить  в действие все имеющиеся задатки ребенка. Пусть любой из них делает открытие, это приносит им радость, а радость познания приведет к интересу к предмету.

   Для развития мышления  использую занимательные задачи . Такие задачи способствуют поддержанию интереса к предмету. Для их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность. Очень важно создать для ребенка благоприятную психологическую атмосферу так как только  в этом случае возможен прогресс в его развитии.  Большое внимание уделяю развитию у детей  способности к самооценке работы так как самооценка позволяет спокойнее относиться  к результатам своей деятельности и оценке со стороны других. В работе с такими детьми опираюсь на правила:      

   -не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа или решения , давать больше времени на обдумывание.

   -не надо давать для усвоения большой объем сложного материала, нужно давать  постепенно по мере  усвоения.

  - путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах ,знаниях и возможностях учиться.  Такая уверенность необходима на самостоятельных работах и  контрольных также.

В своей работе использую идеи доктора психологических наук И.С. Якиманской с  которыми знакомлюсь из научных источников.  Также в работе применяю методы, которые адекватны целям личностно-ориентированного обучения. Это

:  -  технологии развивающего обучения,

   - игровые технологии , где совершенствуется свобода выбора, самостоятельность  ответственность

  - проблемные , поисковые методы и приемы, которые формируют творческие способности ребенка

  - технологии дифференциации и индивидуализации обеспечивают развитие самостоятельности,  индивидуальности.

Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, решение проблемных ситуаций.

Например: Тема «Сравнение обыкновенных дробей»

Цели:

  1. Знакомство с алгоритмом сравнения дробей  с разными знаменателями;
  2. Развитие самостоятельной деятельности учащихся;
  3. Воспитание трудолюбия, аккуратности.

               

                                       Ход урока.

Учитель: Тема нашего  урока «Сравнение обыкновенных дробей». Давайте вспомним , какие числа мы уже умеем сравнивать.

Ученики: Натуральные числа ,десятичные дроби, обыкновенные броби.

Учитель: Молодцы! Сравните, пожалуйста эти числа:

           12 и 12,1        1   и                 и  

              и               и                    и  

Учитель: В каком примере вы затруднялись поставить знак сравнения? Почему?

Ученик: В последнем примере разные и числитель и знаменатель. Сравнить нельзя.

Учитель: Как будем решать эту проблему? Ваши предложения?

Тема: « Умножение десятичных  дробей» 5 класс.

Цели:

  1. Формирование умения выполнять умножение десятичных дробей.
  2. Развитие познавательной деятельности учащихся.
  3. Развитие  коммуникативных способностей.

                 Ход урока.

Учитель: Я предлагаю вам в качестве разминки выполнить такое задание:

                Найти площадь прямоугольника со сторонами a  и  b  .

  1. a=8м,        b=3м
  2. a=8м,        b=200см
  3. a=8м,        b=3/8 см
  4. a=8м,        b=0,4 м
  5. a=3,8м,     b=5,9 м

Учитель : Проверим ваши ответы и проверим все ли задачи вы смогли решить.

Почему  вы не смогли решить задачи 4 и 5?

Ученик: М ы не умеем умножать десятичные дроби.

Учитель: Тема урока « умножение десятичных дробей» . Ваши предложения  о том как умножать дроби

Ученики: 1) целые части на целые части ,дробные на  дробные;

2) записать при умножении запятую под запятой.

Учитель: Проверим ваши гипотезы. Переведем метры в сантиметры, перемножим и проверим.

                        Примеры целеполагания.

Фрагмент урока в 5 классе

Тема: «Проценты» (2-й урок темы)

Цели:

  1. решение задач на нахождение % от числа и числа по его  %.
  2. Развитие умений сравнивать, обобщать, формулировать задачи;
  3. Применение процента в практической деятельности.

              Ход урока

Учитель: Вчера на уроке мы познакомились с новым понятием % и научились переводить десятичные дроби в проценты и наоборот. Предлагаю вам проверить себя.

Устная работа ( на доске ):

  1. Перевести десятичную дробь в проценты:

0,74   0,08   1,56   0,067   0,685.

  1. Перевести % в десятичную дробь: 36%   3%  6%   7,9%   356%.
  2. В магазин привезли 40кг картофеля, до обеда продали 20% всего картофеля. Сколько кг продали?
  3. От куска продали 8 метров. Сколько метров было в куске , если отрезали 1/8 часть ?

Учитель: Ребята, почему сегодня  я включила такие задачи в устную работу?

Ученики: Мы начали изучать проценты. Наверное , будем решатьзадачи на проценты.

Учитель: Правильно, тема нашего сегодняшнего урока «задачи на проценты»и какую же цель мы поставили?

Ученик: Научиться решать задачи на проценты.

Учитель: А как вы думаете, можно ли эти задачи разбить на типы, Подсказки  на доске .

Ученик: Да, задачи  на нахождение % от числа и числа по его %.

Учитель : Правильно, давайте научимся различать пока  только эти 2 вида и их решать.

Урок обобщения и систематизации знаний через осуществление  личностно- ориентированное обучение.

Тема: «Четырехугольники»

Цель урока: Подвести  итоги изучения темы «Четырехугольники».

Задачи урока:

Обучающие: -знать определение, свойства, признаки четырехугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба , квадрата.

-уметь формулировать, доказывать свойства и признаки.

-уметь применять определение, свойства и признаки на практических задачах.

-уметь анализировать условие задачи, ввести по результатам анализа построение, доказывать , что построена требуемая фигура, проводить исследование.

Воспитывающие:

- формировать потребность к самоконтролю

- формировать навыки партнерской деятельности в группе

- формировать навыки самостоятельного обучения

- развивать чувства долга и ответственности за результаты собственной и коллективной деятельности

- реализация учебных потребностей каждого в классе.

Развивающие :

- умение планировать собственную деятельность

- умение преодолевать трудности интеллектуального труда

Навыки обобщения и систематизации знаний по теме

- умение представлять и защищать свое видение.

Плакаты с чертежами:

  1. Свойств, признаков параллелограмма, прямоугольника, ромба
  2. Задач на доказательства
  3. Свойств углов при основании трапеции и диагоналей трапеции
  4. Теорема Фалеса.

Ход урока

а) Постановка целей и задач урока

Мы с вами  изучили тему многоугольники. Ответьте на вопросы:

1.Что вы знаете о многоугольниках ?

2. Какие многоугольники мы рассматривали? Почему ?

Давайте , ребята , попробуем  поставить цели и задачи урока по итогам изучения темы « четырехугольники», исходя из информации на плакатах.

б) Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме.

Чтобы  охватить всю тему, ребята. Давайте разделимся на группы. Первая группа-параллелограмм, прямоугольник, ромб, вторая - теорему Фалеса. 5 минут обсуждений вопросов под руководством консультанта - аналитика, затем защищают проект доказательства. По окончанию защиты группа анализирует основные факты, события, явления по заданной фигуре. Защита продолжается  10-12 минут.

в) Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и  выполнения  практических заданий.

Вопрос: Как взаимосвязаны фигуры – выпуклые  четырехугольники, параллелограмм, прямоугольник, ромб , квадрат?

 В   группах обсуждаем защиту индивидуальных заданий на дом. Защита проекта доказательства длится 8 минут.

г) Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе  широкой  систематизации знаний предмета геометрии.

Вернемся к теореме Фалеса. Какие фигуры участвуют в данной теореме?

Прямые. Они пересекаются   в некоторой точке. Существует некоторая точка, в которой пересекутся прямые так как они по условию не параллельны,  тогда получим угол, стороны которого пересечены параллельными прямыми. Но угол является  частью большего  треугольника, который содержит много треугольников и много трапеций. В «малом» увидели «большее». Связать  свойства углов при основании  в равнобедренном треугольнике с углами  в равнобедренной трапеции? Какими свойствами обладает трапеция? О каких элементах трапеции говорится в свойствах? Итак , доказываем свойства трапеции. Эвристический диалог  длится 6 минут. Предлагаю каждой группе составить логическую модель изученной темы и  его 5 минут. Для всех домашнее задание- это задачи по теме «Четырехугольники» так как мы  теперь знаем их свойства  и признаки.

д) Рефлексия проведенного урока с детьми произойдет на следующей геометрии с показательными решениями задач на построение.

План рефлексии:

- Осуществили ли план урока и на сколько?

- Какие ошибки были допущены?

- А как лучше это сделать?

 В работе с учащимися   всегда стараюсь учитывать субъективный опыт учеников.

Любая получаемая информация интересна для них только тогда , когда в ней есть и новое и старое , и незнакомое. Чем теснее связаны старые и новые понятия тем теснее связаны старые и новые познания. Только тесная связь нового с уже изученным может служить  прочным фундаментом. Выбираю следующие нормы привлечения старых знаний к освоению нового материала:

  1. выявление  аналогичных ситуаций;
  2. Противопоставление;
  3. Сопоставление
  4. Прослеживание общих закономерностей
  5. Выделение новых сторон в известном
  6. Использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями

На любом этапе учебной деятельности учащиеся  имеют определенную свободу выбора. Взаимосвязи учения, обучения, развития.

   Личностно-ориентированное образование есть  системное построение.

Оно позволяет :

  1. Добиться повышения познавательного интереса, познавательной активности.
  2. Ввести в систему индивидуальную работу с  учащимися.
  3. Значительно снизить количество неуспевающих;
  4. Повысить качество знаний учащихся; Ориентировать учебный процесс на достижение обязательных результатов обучения, сделать обучение  успешным для каждого ученика.
  5. Значительно четче увидеть пробелы в знаниях ребят и своевременно ликвидировать;
  6. Повысить уровень учебной мотивации.
  7. Создать психологический комфорт на уроке для ученика и учителя.

Личностно-ориентированная система обучения побуждает не только к передаче определенной суммы знаний от учителя к ученику, но и развивать ученика как активную личность, способную добывать и применять знания в нестандартных ситуациях. В то же время и  учитель постоянно находится в поиске эффективных форм методов обучения , ориентированных на результат, совершенствуется в  своем педагогическом мастерстве.

 

 

 

  

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 с. ЧАГДА»

МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»

 Учитель математики малокомплектной школы №11 с. Чагда  Перетяка Жанна Анатольевна  . Стаж работы 28 лет .

«Обобщение опыта работы».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий

В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Личностно ориентированное обучение на уроках математики

Школа не может развиваться "из себя", она испытывает на себе все глобальные и локальные изменения в социуме. И это прочно связано с дифференцированным обучением....

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики...

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики...

Личностно ориентированное обучение на уроках математики

В данной статье рассматриваются цели личностно ориентированного обучения на уроках математики и дается обобщение опыта по данной работе....

Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики»

Инновационный  проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики».Живодерова Н.В., учитель математики, МСОШ № 30, г. НижневартовскАдресация проекта:проект может быть использ...

Авторская работа по теме:"Личностно-ориентированное обучение на уроках математики"

В данной работе раскрыт основной замысел личностно-ориентированного урока, где раскрывается индивидуальный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и...