"Роль научно-исследовательской деятельности учащихся в обучении".
статья по теме

Пасюгин Андрей Николаевич

Исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические, общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: "Роль научно-исследовательской деятельности учащихся в обучении".

В настоящее время наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Поэтому современная программа модернизации образования в Российской Федерации ориентирована не только на усвоение каждым школьником определенной суммы знаний, но  в первую очередь на развитие личной сущности ученика, его познавательных и созидательных способностей, творческой самореализации,  на мотивацию и установку профессионального выбора, на социальную адаптацию учащихся. Одним из методов достижения поставленных обществом  целей  является организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения.

Следует различать научно-исследовательскую деятельность как вид деятельности направленной на получение новых объективных научных  знаний и учебно-исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат – развитие у учащихся исследовательского типа мышления.

На уроках истории и обществознания, а также во внеурочной работе  мы организуем, как правило, учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Главное здесь не овладение новыми и доселе неизвестными фактами, а обучение  учащихся алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут затем использоваться в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом не стоит отрицать ценности получения учащимися новых знаний. Однако основным все же является выполнение обучающей задачи.

Цели исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания можно определить следующим образом:

1. Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм.

1.   Расширение кругозора учащихся.

2. Выявление наиболее одаренных учащихся  и развитие их творческих способностей.

3. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

4. Совершенствование умений и др. и

Одним из педагогических условий формирования научного мировоззрения  школьников является широкое применение исследовательского метода в обучении, предполагающего:

а) включение поиска в задания по работе с документами, картами, таблицами, схемами и проч.;

б) раскрытие учителем познавательного процесса через доказательство каких-либо теоретических положений (метод рассуждающего изложения);

в) проведение учащимися научного исследования (подготовка докладов, сообщений, написание рефератов, исследовательских работ).

г) написание эссе, как формы позволяющей выразить собственную позицию с опорой на исторические знания с соответствующей аргументацией;

д) разработка учебных проектов, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы и дальнейшей презентации результатов;

е) организацию поисковой историко-краеведческой деятельности

В результате применения на практике форм и методов научного исследования достигается реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения в деле формирования научного мировоззрения школьников, приводит к более высокому уровню исторических знаний, умений и навыков.

Кроме того, учащиеся, заинтересованные в более глубоком изучении истории, чем это предполагает программа средней школы, занимаясь  научно-исследовательской деятельностью, могут попробовать свои силы в качестве исследователей-историков.

Как правило, исследовательская деятельность школьников имеет научно-теоретический и научно-экспериментальный характер, что определяется спецификой истории как науки. При проведении исследований научно-теоретического характера ребята учатся работать с большим объемом информационного материала. Формируются умения и навыки систематизации, классификации, моделирования систем, оперирования обобщенными понятиями и т.д.

Исследовательская деятельность учащихся позволяет получить достоверную информацию об изучаемом объекте, явлении, условиях, выявить связи и взаимодействия изучаемых объектов, процессов, явлений. Полученные результаты систематизируются, статистически обрабатываются, анализируются и обобщаются, что создает условия для обогащения, развития теоретических положений.

В ходе исследовательской работы учащиеся отрабатывают знания, полученные на лекционных и практических занятиях.

Кроме образовательной функции, реализующейся, при умелом руководстве со стороны педагога, в процессах изучения литературы по теме исследования, осмысления изученного и написания курсовой работы, достигаются и значительные результаты в развитии детей. Учащиеся привыкают к научному стилю изложения, строгости мышления, учатся искусству анализа, синтеза, формулирования выводов и т.д.

В результате исследовательской деятельности дети получают совершенно необходимые им знания, умения и навыки рациональной организации умственного труда: учатся искать информацию - работать в библиотеке, Интернет; учатся работать с большими объемами информации: обретают навыки конспектирования, быстрого чтения, систематизации материала.  

Немаловажно также, что ребята учатся грамотно оформлять текст работы, использовать для этого компьютерные программы.

Таким образом, в единстве с образовательной функцией, реализуется и развивающая функция обучения.

Исследовательская деятельность это  средство активизации познавательной деятельности и развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств учащихся.

По мере осуществления исследования, проекта, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе исследования или создания и представления проекта огромна. Творческие усилия ученика или группы, если это групповая исследовательская работа, переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого ученика.

От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс, появляется желание расширять знания.

Немаловажно также, как ребенок или группа смогут представить свой труд: грамотно и последовательно изложить цель и задачи, предмет и объект исследования, доказать актуальность и новизну работы, показать результаты своего труда и т.д., а также не растеряться и достойно ответить на вопросы жюри и коллег.  Это в свою очередь требует формирования таких качеств личности как уверенность, смелость, воля, умение владеть собой.

Таким образом в процессе научно-исследовательской деятельности реализуется и воспитательная функция обучения.

Кроме того, процесс научного исследования порождает множество проблем, противоречий, вопросов и столкновений. Противоречивость содержания научно-исследовательской деятельности состоит в конфликте между наличным и требуемым уровнем познавательной активности, интеллектуальными возможностями ребенка, уровнем креативности и т.д. Задача учителя в этих условиях состоит в помощи в разрешении этого противоречия, в развитии у детей умения владеть собой, воли, решительности, целеустремленности, т.е. в формировании качеств творческой личности. Сам процесс созидательного труда, при должной его организации, будет воспитывать эти необходимые каждому человеку качества.

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность способствует формированию патриотизма, развитию духовно-нравственных качеств личности.

Кроме того, немало важен и тот факт, что в процессе исследовательской деятельности формируется отличный от обычного школьного стиль отношений между учителем и учеником. Взрослый и дети - прежде всего коллеги, поэтому отношения строятся на основании субъектности ученика. Благодаря этому удается создавать хороший психологический климат на занятиях, атмосферу доверия и благожелательности среди учащихся.

Таким образом,  в процессе научно-исследовательской деятельности  происходит формирование научного мировоззрения школьников в едином учебно-воспитательном процессе.

Результатом вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность становится:

  1. усиление мотивации учебной деятельности;
  2. изменение качества учебного процесса в связи с использованием технологий научно-исследовательской деятельности;
  3. повышение успешности обучения;
  4. повышение интереса учащихся к предмету;
  5. формируется научное мировоззрение;
  6. в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности у учащихся расширяется их кругозор;
  7. дети становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;
  8. наблюдается интеллектуальный рост

– вот далеко не полный перечень позитивных педагогических моментов при вовлечении школьников в  исследовательскую деятельность.

Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические, общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности, приобретаются навыки правильного образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА...

Роль научно-исследовательских работ в формировании положительного интереса учащихся к предмету и процессе становления личности

Данная методическая статья содержит информацию о том, какие личностные качества развивает у школьников участие в научных обществах, как развивается личность и положительное отношение к изучаемым предм...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии

из опыта работы учителя биологии высшей категории  МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...

Роль научно-исследовательской деятельности студента в развитии творческого мышления современного специалиста

Профессиональная подготовка будущего специалиста формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание профессионализма, становление личности, обладающей знаниями, умен...

Роль научно-исследовательской деятельности в развитии познавательной мотивации учащихся

Статья о том, что учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе...

Роль научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время в условиях ФГОС по биологии

Научно-исследовательская деятельность в школе способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться. У учащихся повышается интерес к предмету. В данном материале прописаны этапы и со...

РОЛЬ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Составной частью инновационной стала -научно - исследовательская  работа, что дает возможность для роста  учебно  - профессиональной деятельности  обу...