Статья - Совершенствование познавательной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателя в системе модульного обучения
статья по теме

Васейкина Наталья Викторовна

Выполнен сравнительный анализ традиционного и модульного обучения. Согласно полученным данным установлено, что традиционное обучение не обеспечивает выполнение всех тех задач, которые сегодня стоят перед учебным процессом. Поэтому мы не можем использовать данную систему обучения для подготовки студентов согласно их потребностям. Необходима такаая технология, которая бы обеспечила студенту развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение, так как оно базируется на позициях деятельностного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование познавательной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателей в системе модульного обучения

Наталья Викторовна Васейкина

Брянский профессионально-педагогический колледж

   В практике профессионального обучения известны самые разнообразные формы организации процесса обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и внедрение в педагогическую деятельность, связано с потребностями развивающегося общества.

   С позиций современной образовательной парадигмы рассмотрим модульное обучение. Выполним сравнительный анализ традиционного и модульного обучения (таблица 1).

Технологии обучения

Таблица 1

Традиционное обучение

Модульное обучение

1

2

Цель обучения – формирование у студентов интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.

Структуру обучения составляют изложение, обобщение, понимание и применение полученных знаний на практике.

Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала к пониманию и обобщению.

Преподаватель излагает знания в «готовом» виде, студенты воспринимают и воспроизводят их.

Этапы деятельности преподавателя и студентов в этой системе обучения выглядят так:

Действия преподавателя:

  1. Информирует о новых знаниях, объясняет материал.
  2. Организует осмысление и восприятие учебной информации.
  3. Организует обобщение знаний
  4. Организует закрепление учебного материала.
  5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения.

Действие студента:

  1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.
  2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала.
  3. Обобщает усвоенный материал.
  4. Закрепляет изученное путем повторения.
  5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.

Достоинства традиционного обучения:

  1. Систематичность;
  2. Относительно малые затраты времени.

Недостатки:

  1. Деятельность студента репродуктивна

Сущность модульного обучения – студент самостоятельно (или с помощью преподавателя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Студент имеет у себя инструкцию, в которой определены:

  1. Цель усвоения модуля.
  2. Где найти учебный материал (источник информации)
  3. Как овладеть им (выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.)
  4. Как проверить правильность выполнения задачи. Контроль (тесты, письменные работы, сообщения и т.д., определяет степень усвоения учебного материала)

Роль преподавателя:

  1. Составление инструкций модулей.
  2. Уточнение структуры модулей при практической работе с ними.
  3. Контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.

Преимущества модуля:

  1. Каждый студент работает в своем темпе;
  2. Формируется самооценка;
  3. Экономия времени;
  4. Учатся видеть всю тему сразу;
  5. Учатся работать с дополнительной литературой;
  6. Учатся работать самостоятельно.

Недостатки:

  1. Большая работа преподавателя вне аудитории;
  2. Не развивается монологическая речь;
  3. Студенты не могут сравнивать себя на занятии.

   Согласно полученным данным установлено, что традиционное обучение не обеспечивает выполнение всех тех задач, которые сегодня стоят перед учебным процессом. Основными недостатками являются: работа в навязанном темпе, малая самостоятельность студента, отсутствие учета индивидуальных особенностей студента и т.д.

   Указанное свидетельствует о том, что мы не можем использовать данную систему обучения для подготовки студента согласно его потребностям.

   Основную цель обучения мы видим в том, чтобы создать систему обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этого необходимо поменять парадигму студента и преподавателя в учебном процессе.

   Новая парадигма состоит в том, что студент должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять мотивационное управление его учением, то есть увлечь, организовывать, консультировать, контролировать.

   Перевод обучения на субъект субъектную основу требует такой  педагогической технологии, которая бы обеспечила студенту развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

   Такой технологией является модульное обучение, так как оно базируется на позициях деятельностного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.

   При модульном обучении каждый студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой. Идет индивидуализация контроля, коррекции, консультирования степени самостоятельности. Важно, что студент имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у модульной системы и для развития таких качеств личности студента, как самостоятельность и коллективизм.

   При модульном обучении принципиально меняется и роль преподавателя в учебном процессе. Задача преподавателя – мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью студентов через модули и непосредственное консультирование. В результате изменения деятельности преподавателя на занятии меняется характер и содержание подготовки к нему. Преподаватель готовится управлять деятельностью студентов. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача преподавателя состоит в грамотном выделении интегрирующих дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания сообразно этим целям. Это обязательно приведет преподавателя к рефлексии своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Формирование целей деятельности студентов, определение программы их действий, прогнозирование возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от преподавателя хороших знаний своих студентов. По нашим  наблюдениям преподаватели в процессе овладения технологией модульного обучения значительно вырастают профессионально. Поэтому процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь профессионального самосовершенствования преподавfтеля, возможность для его самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...

Дидактические игры как средство мобилизации познавательной деятельности студентов

ПрезентацияВ данной работе рассмотрены:1) методические подходы к игровой деятельности студентов;2) варианты применения дидактических игр на разных этапвх проведения учебного занятия;3) игры по обществ...

Статья "Инновационная деятельность преподавателя в системе среднего профессионального образования".

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.Асхадуллина Гульнар Мансуровна,преподаватель русского языка и литературы,ГАПОУ «Набережночелнинский стро...

«Персональный сайт преподавателя как инструмент активизации познавательной деятельности студентов»

Статья содержит опыт практического применения пресонального сайта преподавателя в образовательном процессе...

Статья "Компетенции системы модульного обучения"

Модульное обучение, основанное на компетенциях, - это система, в рамках которой осуществляется процесс профессионального образования в странах Европейского Союза. Главное в этой системе - ориентация о...

статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствуе...

презентация Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Переход на новые федеральные об...