Групповая форма как одна из форм учебной деятельности учащихся на уроке
статья на тему

Ковальчук Анна Дмитриевна

Представление, обобщение о работе в группах, типология групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_kak_odna_iz_form._pechatnaya_rabota.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

                       ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ
      ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
                                  НА УРОКЕ

                Учитель математики ГБОУ Школа № 536
                                 г.Санкт-Петербурга
                            Буняева Анна Дмитриевна        
 

В своей работе на уроке учитель, без сомнения, может задействовать различные формы учебной деятельности, часто присутствует не одна из таких  форм.
    В своей беседе я хочу остановиться на групповой форме деятельности учащихся на уроке, хотя, честно говоря, предпочитаю работу в парах постоянного или сменного состава, или небольшим «сообществам» в познавательной деятельности (от трёх до пяти человек)
    Прежде всего дадим определение этой форме деятельности, обозначив основные моменты характеристики:
• Перед всеми группами или отдельными одновременно поставлена некоторая учебная цель, общая для всех учащихся группы.
• Содержание задания может быть одинаковым для всех групп или определяться дифференцированно с учётом их особенностей.
• В основе работы лежит коллективная деятельность через отношение «деятельность учителя-деятельность группы- деятельность ученика»
• Производится оказание помощи всем учащимся в классе так и отдельная помощь группе в виде дополнительных указаний с учётом особенностей учеников в данной группе.
• Определяется руководитель группы
• Подводятся итоги деятельности каждой группы.

Рассмотрим каждый способ более подробно:
1. Цель ставится перед учащимися определённой группы как общая для данной группы.
2. Задания могут быть как одинаковыми для всех групп, так и дифференцированными для каждой группы.
    В первом случае групповую форму деятельности учащихся называют единой и осуществляют её на основе звеньев.
Во втором случае- дифференцированной. В этом случае задания должны удовлетворять следующим требованиям:
Основу таких заданий должны составлять как обучающие, так и поисковые и проблемные задачи(типология Ю.М.Колягина);
Для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке все типы самостоятельных работ (П.И.Пикасистого);
Задание должно предусматривать полное или в некоторых случаях частичное его выполнение каждым учеником группы;
задание считается выполненным, если каждый ученик группы понял, как оно выполнено, и смог бы выполнить его и аналогичные задания самостоятельно.
3. Групповая форма деятельности в отличие от коллективной реализует отношение « учитель – группа – ученик»
4. Отдельным группам оказывается дополнительная помощь со стороны учителя, которая включает в себя: план(порядок) выполнения задания, образец выполнения задания, указание на способ решения, ответ к задаче и др.
5. Степень самостоятельности учащихся возрастает по сравнению с первыми двумя формами. Учитель следит за работой групп, помогает звеньевым и консультантам осущестлять руководство работой в группе.
6. Группы отчитываются на уроке не только перед учителем, но и перед всем классом. Формы отчёта разнообразные.

Повторюсь, что учитель может организовать групповую работу учащихся на уроке в сочетании с другими формами деятельности.
Чтобы работа была более эффективной желательно скомлектовать звенья по критериям, основными из которых являются: уровень знаний, умений и навыков по предмету (теме, разделу, курсу) и уровень усвоения знаний и способов деятельности.
Под уровнем знаний, умений и навыков  мы понимаем подготовленность учащегося на соответствующей ступени обучения.
Следует отметить три уровня усвоения знаний и способов деятельности:
1) осознанное восприятие, понимание и запоминание информации, применение знаний в знакомой ситуации и осуществление способов деятельности по образцу (заданный алгоритм) или в исходной ситуации;
2) Применение знаний и способов деятельности в новой ситуации;
3) осуществление творческой поисковой деятельности в новой ситуации.
В связи с вышесказанным, следует выделить четыре типологические группы учащихся при обучении математике.
                                   
Группа А
Учащийся имеет глубокие, полные и прочные знания основных фактов математики за пройденный курс обучения, знает определения и содержание основных понятий, их обозначение.
Умеет пояснять, аргументировать, доказывать, обобщать математические факты, выделять существенное в математическом материале. Может приводить собственные примеры . Знает основные методы, правила, алгоритмы решения задач, успешно применяет эти знания на практике как в исходных, так и в новых ситуациях. Использует рациональные способы и приёмы решения задач.
                                       
Группа В
Учащийся имеет хорошие, прочные знания основных фактов, входящих в содержание обучения математике, однако не всегда может аргументировать,доказывать, обобщать, приводить собственные примеры.
Знает основные методы решения задач, умеет решать задачи пройденного курса, но затрудняется при решении задач, связанных с осуществлением поисковой деятельности в новой ситуации, и справляется с ними только при помощи учителя, не всегда рационально решает задачи.
                                       
Группа  С
Учащийся обладает минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для применения по образцу и в исходной ситуации.
Умеет отвечать на вопросы, не требующих особых рассуждений и доказательств. Может воспроизвести текст учебника, умеет решать стандартные задачи. Не обладает навыками рационального решения задач.
                             
Группа Д
Учащийся с трудом усваивает факты, понятия, правили и способы решения задач.
Не может воспроизвести определения, примеры, приведённые учителем, или текст учебника, не всегда понимает смысл математических предложений, условия задачи. Не умеет применять известные правила без помощи учителя при решении задач по образцу или в исходной ситуации.

Работа со звеньями учащихся позволяет учителю сочетать на уроке групповую форму работы с фронтальной, коллективной и индивидуальной. Это, в свою очередь, способствует организации активной познавательной деятельности каждого учащегося.
Звенья лучше всего комплектовать из учеников, входящих, в различные типологические группы. В звено включать рекомендуется по одному ученику из каждой типологической группы или по два от наиболее многочисленных групп. При этом необходимо учитывать интересы учащихся к предмету, мотивы учения, собранность, поведение на уроке, отношение друг к другу.
Не следует включать в одно звено несколько недисциплинированных или имеющих отрицательное к учёбе школьников.
  Не менее важен психологический аспект работы в группе. Но об этом я скажу в следующем разговоре. Так же на примере одного из уроков разберу групповой метод решения задач.                          
                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Статья, описывающая различные формы организации учебной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках математиеки....

Применение различных форм организации учебной деятельности учащихся на уроках физики.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:Фронтальная,Индивидуальная,Групповая...

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики

На уровне понятий обобщается материал при рассмотрении, например, видов взаимодействий или сил, видов движений и пр. Очень важны обобщающие уроки, в которых обобщение проводится на основе рассмотрения...

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке физики...

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке.

В дааной статье перечислены основные формы учебной деятельности и даны характристики ....

«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

laquo;Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»...