Презентация на уроках математики
статья по теме

Шабалина Лариса Александровна

Презентация как форма работы на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shabalina_l.a._chelyabinsk_statya.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Шабалина Лариса Александровна, Челябинск

В наше время объем информации постоянно растёт, соответственно,  увеличивается объем знаний, необходимый человеку, чтобы ориентироваться в современном мире. Это приводит, в свою очередь, к увеличению и усложнению содержания программ по всем школьным дисциплинам. Классно-урочная форма обучения остается основной в средней школе.  На уроках закладываются основы знаний, которые мы должны превратить в умения и научить школьников применять их на практике. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет увеличить объем излагаемого материала без ущерба для восприятия учащимися новых знаний. Существующие профессиональные программы полезны для индивидуальной работы с учащимися. Но тогда надо обеспечить каждого ученика компьютером,  что пока  не реально. Кабинет математики оснащен компьютером, проектором и экраном, что позволяет использовать ИКТ при фронтальной работе с классом. А так как готовых программ для такой работы недостаточно,  то возникает необходимость поиска новых форм использования данного оборудования  с большим эффектом. Одной из таких форм является работа с презентацией.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.  Для того, чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке. Если презентация станет основой урока,  его «скелетом», то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты). Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся. Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту.

Специфика подготовки урока - презентации безусловно определяется типом урока. Главное, презентации должны быть эффективными, тогда они превращают ранее скучные и невыразительные уроки в яркие и запоминающиеся. В  практике, как правило, используются презентации на одном из этапов урока:

  1. при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
  2. при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
  3. при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
  4. при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
  5. при организации исследовательской деятельности учащихся;
  6. при интегрировании предметов естественно-математического цикла.

Использование презентаций в учебном процессе позволяет:

  1. расширить возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся;
  2. привить навыки самоконтроля;
  3. проводить интегрированное обучение предмету;
  4. развивать познавательные способности учащихся;
  5. развивать творческие способности учащихся;
  6. развивать мотивацию в обучении.

Презентация успешно применяется при проведении урока-лекции, делает данный вид урока более эффективным и активизирует работу класса, позволяет организовать обратную связь на более высоком уровне.

Презентация предоставляет возможность упорядочить наглядный материал, привлечь смежные математике науки. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребёнок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. А в среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя  на всем пространстве урока. Презентация к уроку-лекции может создаваться самим учителем или на основе небольших ученических презентаций, иллюстрирующих их доклады и сообщения. В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях. То есть презентация не отменяет традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в значительно активизирует процессы внимания и актуализирует  технологию его создания.

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия материала, но уже на уровне более глубокого понимания. Решить эти задачи и позволяют проникающие компьютерные технологии. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, глубже понять тему. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

Применение презентаций  во внеклассной работе, на предметных неделях математики, спецкурсах, различных тематических мероприятиях, способствует заинтересованности выбранного профиля, обеспечивает максимальные возможности развития творчества ученика, экспериментирования и исследовательского интереса каждого учащегося. В таком случае  необходимо разработать необычный, запоминающийся детям ресурс.

В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетенции:

  1. умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
  2. умение работать в группе;
  3. умение находить информацию в различных источниках;
  4. коммуникативная компетентность;
  5. осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс

Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....

Презентация"Создание и применение мультимедийных презентаций на уроках математики"

Использование ИКТ возможно на всех этапах процесса обучения :при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.. При этом для ученика компьютер выполняет различные функции : учит...

Конспект и презентация к уроку математики по теме "Площадь треугольника" к учебнику С.А. Козловой Математика, 5 класс

Данная разработка содержит конспект урока и презентацию к уроку математики по теме "Площадь треугольника", а так же тест по изученному материалу....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

Презентация к уроку математики в 5 классе Тема урока: Наглядные представления о геометрических фигурах. Виды линий.

Презентация к уроку математики в 5 классе Тема урока: Наглядные представления о геометрических фигурах. Виды линий....

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме: «Задачи на движение» к учебнику «Математика. Арифметика. Геометрия. 6класс» (авторы: : Е.А Бунимович, Л. В. Кузнецова, Г.В Дорофеев, С. Б. Суворова, С.С. Минаева, Л. О. Рослова-М. Просвещение .)

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме: «Задачи на движение» к учебнику «Математика. Арифметика. Геометрия. 6класс» (авторы:  : Е.А Бунимович, Л. В. Кузнецова, ...