Развитие мыслительной деятельности на уроках математики
статья по теме

Кобзев Дмитрий Александрович

Доклад, в котором рассматриваются формы и методы развития мыслительной деятельности на разных этапах урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 10

 с. Солдато – Александровского Советского района»

 Доклад

 к педагогическому чтению

на тему:

   Подготовил:

учитель математики

МОУ «СОШ № 10

с. Солдато-Александровского»

Кобзев Дмитрий Александрович.

2012 – 2013 уч.г.

(январь)

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

                                                  А. Маркушевич

Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к физике, к химии, к информатике и вычислительной технике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Характер человека, способности, привычки, интерес формируются в процессе его деятельности. Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали неспособными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами. Именно такие условия обеспечивают умственное развитие школьника.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, математика развивает такие нравственные черты личности как настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления.

Основной задачей обучения математике в общеобразовательной школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с этой задачей передо мною, как учителем, стоит проблема: научить школьников рассуждать, мыслить. Ведь ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Понятно, что далеко не всем учащимся в будущем придётся пользоваться логарифмами, составлять уравнение сферы, а способность логически рассуждать потребуется каждому. И делать это будет каждый человек не по общей схеме, а в индивидуальной, присущей лично ему манере. Поэтому, подбирая задачи к уроку, необходимо наряду с обучающей целью одновременно задаваться и вопросом о качестве, способе конструирования рассуждения каждым и, конечно, о той подструктуре мышления, которую посредством этих заданий наиболее удобно и эффективно можно сформировать. Вот здесь я и применяю творческий подход в обучении, используя разнообразные формы, методы и средства при подготовке к уроку по уровням усвоения материала.

Перечислю несколько приемов и методов, используемых мною для повышения мыслительной деятельности ученика.

  1. При организации начала урока:
  1. устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их жизненный опыт, на их смекалку;
  2. решение занимательных задач;
  3. задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.
  4. запись решения задачи традиционным способом и нахождение более короткого решения.

Нетрадиционное начало урока позволяет учащимся с первых минут урока включиться в работу по развитию мыслительной деятельности, а это даёт успех всему уроку.

  1. При изучении нового материала:
  1. постановка проблемной задачи перед учащимися и ее решение на уроке;
  2. решение нескольких подзадач для решения важной задачи;
  3. применение системы «ориентировочной основы действий» (фиксирование основного содержания, подлежащего усвоению и способов работы с ним  (схемы - опоры, соответствующие образцы применения нового материала при решении задач и т.д.);
  4. интригующее описание излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса (ознакомление учащихся с условием  интересной практической или исторической задачи; изучение содержания задачи; проведение анализа – поиска решения; постановка вопроса о поиске нового способа решения).

Данные приемы способствуют более успешному восприятию, пониманию и запоминанию нового материала.

  1. При закреплении изученного материала:

Проведение самостоятельных работ

  1. по уровню самостоятельности: разноуровневые, частично-поисковые, исследовательские;
  2. по источнику и приобретению знаний: работа с книгой, практические работы, подготовка докладов, сообщений и т.д.

Тем самым вырабатывается навык в самостоятельном изучении доступного материала, каждый ученик может проверить свои возможности и сделать вывод о качестве своих знаний, появляется интерес в получении дополнительных знаний.

  1. При контроле знаний и умений учащихся:
  1. тематические зачеты (в процессе подготовки учащихся к  тематическому зачёту вспоминается ранее изученный материал и систематизируются знания по изучению данной темы, развиваются математическая речь, мышление и память);
  2. математические диктанты (быстро осуществляется проверка и самопроверка знаний и умений, повышается интерес к предмету, развивается внимание и мышление);

  1. разноуровневые тесты (применение тестов позволяет лучше усвоить основные знания по данной теме и по предмету, лучше подготовиться к проведению ГИА и ЕГЭ);
  2. задачи и упражнения на готовых чертежах (развивается воображение и учащиеся делают самостоятельно наглядные и правильные чертежи к задачам, лучше усваивают материал школьной программы).

Моя практика показывает, что при направленном развитии мышления, учебный процесс приобретает для школьников личностный смысл.

Использование перечисленных приемов способствует развитию мыслительных операций, таких как обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, абстракция. Повышение уровня мыслительной деятельности приводит к улучшению качества знаний учащихся на уроках математики.

Учащиеся не испытывают особых затруднений при решении нестандартных заданий, умеют выстроить план решения такого задания, составляют аналогичные. Повышается и интерес к изучению учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

О применении различных приёмов, с помощью которых можно активизировать мыслительную деятельность учащихся....

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Презентация разделена в 4 архива так как содержит много рисунков и анимационные эффекты.Презентация подготовлена для выступлении на МО учителей в школе по теме: "Активизация мыслительной деятельности ...

Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.

Данный материал представляет подборку упражнений, применяемых на уроках швейного дела, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Развитие мыслительной деятельности на уроках математики

Применяя на уроках разнообразные и необычные формы заданий, учитель может оказывать влияние на развитие логического мышления на уроках математики....

Мастер-класс «Концептуализация как прием развития мыслительной деятельности на уроке литературы».

Мастер-класс«Концептуализация как прием развития мыслительной деятельностина уроке литературы»....

Статья "Основы развития мыслительной деятельности на уроках математики"

В последнее время всё чаще можно слышать суждения о трудности усвоения детьми математического материала. Математика как школьный предмет не нравится ученикам. На уроках им скучно, непонятно и неинтере...