Особенности организации и система работы с детьми с пониженной мотивацией и трудностями в обучении
статья по теме

Шурыгина Ольга Николаевна

Организация работы.

  1. Устный фронтальный опрос. (устный счет –гимнастика ума).
  2. Письменный опрос (с записью ответа) по подготовленным таблицам.
  3. Письменная самостоятельная работа с последующим анали­зом и работой над     ошибками.
  4. Решение у доски во время опроса.
  5. Решение за первой партой.
  6. Разбор образцов решения заданий и их оформления.
  7. Отработка алгоритмов (правил) вычислений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации и система работы с детьми

   с  пониженной  мотивацией и трудностями в обучении.

В человеческом обществе развитие проявляется общее и особенное.

Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает

 отдельного человека.  Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью.

Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности?

Я считаю, что обучение  должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни.

Подобно тому как детей различают по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышления не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника.

Индивидуальные потребности в усвоении и применении знаний связывают с обучаемостью, которая включает: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или замедленность усвоения учебного материала, гибкость мыслительных процессов.

 «Научное исследование физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей, - писал В.А. Сухомлинский, - привело меня к выводу, что у 85% неуспевающих и отстающих главная причина отставания, низкая, неудовлетворительная работа на уроках и дома.

Целесообразно строить работу с такими детьми таким образом, чтобы они сначала, справляясь с заданиями, получали удовлетворение от самой учебной деятельности. Осуществить перестройку интеллекта является более трудным делом, но при наличии положительной мотивации и эта задача может быть осуществима.

Понятия «неуспевающие дети» и «дети с пониженной обучаемостью» совпадают не полностью. Действительно, среди неуспевающих школьников имеются дети, неудовлетворительные оценки которых объясняются не пониженной обучаемостью, а иными причинами. С другой стороны, не всякий ребёнок с пониженной обучаемостью обязательно будет стойко неуспевающим (при определённых благоприятных условиях некоторые из детей будут более или менее успешно овладевать программными заданиями).

 Организация работы.

1.Устный фронтальный опрос. (устный счет –гимнастика ума).

  1. Письменный опрос (с записью ответа) по подготовленным таблицам.
  2. Письменная самостоятельная работа с последующим анализом и работой над     ошибками.
  3. Решение у доски во время опроса.
  4. Решение за первой партой.
  5. Разбор образцов решения заданий и их оформления.
  6. Отработка алгоритмов (правил) вычислений.

При этом следует помнить, что:

  1.  на каждом уроке надо заниматься не с классом вообще, а конкретно с каждым учеником. Для этого учитель должен выбрать формы работы и материал так, чтобы каждый ученик был занят делом, и его работу всегда можно было проконтролировать. Например, каждому ученику, работающему за первой партой, выдается карточка с таким заданием, чтобы он мог ликвидировать свои пробелы в знаниях. А при подготовке к уроку в планах указывается, кого и по какому вопросу нужно спросить; при этом в отдельной тетради ведется учет овладения вычислительными навыками каждым учеником;
  2.  при изучении нового материала желательно обращать внимание учащихся на тот материал, где наиболее часто допускаются ошибки и наметить способы их преодоления;
  3.  полезно новый материал изучать в сравнении с ранее изученным, уже знакомым материалом;
  4.  при объяснении нового материала необходимо, чтобы ученики сами составляли алгоритмы выполнения того или иного действия, затем сверяли с учебником и выбирали оптимальный для себя вариант. Такая работа приучает их к четкости и конкретности. В дальнейшем они смогут без суеты и волнения выполнить любое задание;
  5.  добиваясь активного участия в работе на уроке всех детей, учитель должен уделять особое внимание тем из них, которые по каким-либо причинам могут отставать. Таким ученикам надо чаще предлагать отвечать на вопрос поставленный всему классу, воспроизводить  объяснение ,повторять хороший ответ учащихся.
  6.  необходимо воспитывать осознанное отношение к выполнению любого задания, чтобы ученик вдумался в смысл задачи, установил закономерности, связывающие величины, наметил пути решения проблемы и только после этого приступал к выполнению задания. Необходимо учить школьников при выполнении работы пользоваться методом «пристального взгляда» (вначале визуально оценивать все задание, методы, способы решения, и лишь после этого приступать к его решению);

— очень важно научить школьников самоконтролю, то есть умению контролировать
решение, действия, а в результате и свои поступки, применяя при этом следующие критерии самооценки:

а) соотношение результата с действительностью;

б) соотношение результата с данными условия задания;

в) проведение выкладок в обратном порядке;

г) решение различными способами;

д) исследование результата в предельных ситуациях;

  1.  только при выполнении самостоятельной работы наиболее прочно усваивается изучаемый материал. Поэтому учащиеся привлекаются не только к выполнению готовых заданий, но и к составлению заданий (особенно заданий на рациональный счет). Задания, составленные учащимися, систематизируются

        - для формирования устойчивого внимания желательно подбирать соответствующие упражнения (психологический тренинг)  или задания следующего характера:

а) найдите в решении ошибку;

б) выберите правильный ответ;

в) оцените правильность данной формулировки и т. д.

Текущий контроль, проводимый на этом этапе учителем, может заключаться в фиксировании:

а) количества верно выполненных примеров за 1 минуту, 2 минуты и так далее каждым учеником (результаты вносятся в сводную ведомость класса);

б) промежутка времени, необходимого для безошибочного решения определенного количества примеров;

в) количества ошибок, допускаемых каждым учеником.

Используются различные формы проведения контроля. Наиболее характерные из них — самостоятельные и контрольные работы, проводимые учителем по своему плану. При регулярном проведении самостоятельных работ существует реальная возможность выяснить на ранней стадии пробелы в знаниях, прочность усвоения и скорректировать дальнейшую деятельность.

Важной частью занятий на данном этапе является коррекционная работа над ошибками. Мы ее проводим в следующих формах:

  1.  после проведения контрольного мероприятия учитель указывает на технические ошибки в работах учащихся, а каждый ученик ищет их в своей тетради. Затем учитель вместе с учениками анализирует методы решения и приводит образцы решения , рассматривает вариантность решения в зависимости от изменения условия, отвечает на вопросы учащихся. Через определенное время учащиеся вновь выполняют примеры, в которых были допущены ошибки;
  2.  после раздачи тетрадей с проверенной работой учащимся дается время (оно зависит от сложности материала и количества допущенных ошибок) на то, чтобы они разобрали ошибки друг с другом или в своей группе, или проконсультировались с учителем. Эта работа проводится при необходимости на уроке, иногда дома — самостоятельно. После этого вновь проводится самостоятельная работа. Учитель в тетради учета навыков ставит соответствующую оценку (другим цветом);

Однако в отдельных случаях все же может возникнуть угроза отставания отдельных учеников. В этом случае приходится проводить внеурочную работу, так как специальная работа с отстающими учениками во время урока требует затраты большого времени в ущерб работе остальных учеников класса.

Проводя дополнительные занятия, не следует допускать перегрузки отставшего ученика учебной работой, нужно экономно расходовать его силы. Наиболее эффективной будет та помощь, которая оказывается в индивидуальном порядке, когда учитель учитывает способности и возможности ученика, причины и характер отставания. Некоторым ученикам недостаточна та наглядность, которая применяется для основного состава класса; другим ученикам оказывается не по силам обычная скорость перехода от наглядности к отвлеченному рассуждению. Иногда ученик оказывается неуспевающим из-за невнимательности и большой рассеянности.

Индивидуальные занятия позволяют устранить все эти и другие причины отставания.

Методика индивидуальной работы с отставшими учениками сложна, и поэтому эта работа должна проходить под квалифицированным руководством учителя. Однако это не исключает участия родителей и специально подготовленных к этому учеников в занятиях с детьми, не усвоившими того или иного раздела программы.

Занятия одного ученика с другим, когда это происходит под руководством учителя, приносят пользу и тому и другому ученику. Тот, кто ведет занятие, не просто механически повторяет материал, но еще глубже осознает изученное, у него вырабатывается чувство товарищеской взаимопомощи и поддержки; он получает моральное удовлетворение тем, что своим трудом, своими знаниями принес пользу другим.

Шефство успевающих учеников над своими товарищами полезно лишь в том случае, когда интерес к этому делу проявляют сами дети; тогда они выполняют работу с желанием.

Работа по преодолению пробелов в знаниях ученика будет тем успешнее, чем больший интерес к изучаемому материалу удастся возбудить у этого ученика, чем большую активность и самостоятельность он проявил во время работы.

 Также работой по преодолению пробелов в знаниях ученика относятся различные домашние работы

Основные знания, умения и навыки ученики должны получать на уроке, но это не исключает домашних занятий, которые при соблюдении определенных условий являются ценным видом самостоятельной работы учеников При этом дети привыкают к самоконтролю, то есть сами решают, выполнена ли работа до конца и как она выполнена..

Домашние работы имеют две дидактические цели: закрепление знаний, умений и навыков и подготовку к усвоению нового учебного материала.

Значительную учебно-воспитательную ценность имеют те домашние работы, которые отвечают следующим требованиям.

Ученик должен быть заинтересован в выполнении домашнего задания. Для этого учитель должен раскрывать цели предстоящей работы, ее значение, показывать взаимозависимость урока и домашней работы, чтобы ученик почувствовал целесообразность ее выполнения.

К выполнению домашней работы ученик должен быть подготовлен на уроке. Нельзя включать в домашнее задание такой материал, с которым ученик не может справиться самостоятельно.

По объему и по трудности задание для домашних занятий должно быть таким, чтобы его выполнение не приводило к перегрузке детей учебной работой. Задания, связанные с большой затратой времени, принуждают учащихся к небрежному выполнению, к списыванию, к формальному отношению к делу.

Домашняя работа, как и всякий другой вид самостоятельной работы, должна быть проверена, причем формы и способы проверки следует применять самые разнообразные, которые побуждали бы учеников к активной деятельности.

Домашние работы могут иметь разнообразное содержание. Обычно в домашнее задание включают решение задач и примеров. Когда на уроке были выведены правила или другие математические предложения, тогда в очередном домашнем задании содержится заучивание и применение их.

В домашних работах важное место занимает составление учениками различных задач и примеров, простейших смет и расчетов с использованием числового материала, собираемого самими детьми.

Для выполнения дома могут предлагаться задания практического характера: измерение различных расстояний, вычисление площадей и объемов, определение времени по часам, составление простейшего плана и т. д.

Следует стремиться к тому, чтобы содержание и форма домашнего задания не были бы точной копией упражнений, выполненных на уроке, так как однообразие, утомляя детей, убивает у них интерес к работе. В каждое задание должен вноситься элемент новизны.

Большую пользу приносят индивидуальные задания, которые могут даваться как взамен основного, так и дополнительно. Необходимость в таких заданиях вызывается разными причинами: в одном случае образовалось отставание в знаниях и навыках у одного или нескольких учащихся; тогда специальные задания должны помочь им подтянуться; в другом случае индивидуальное задание предлагается в целях предупреждения отставания.

Наконец, в каждом классе есть учащиеся, опережающие в своих знаниях и математических способностях остальную часть класса. Для таких учащихся общее домашнее задание может оказаться слишком легким и малоинтересным. Для них полезны задания повышенной трудности.

При такой форме работы ни один ученик не остается вне поля зрения учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.

Выступление на методическом оъединении учителей начальных классов школы 8 вида: "Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению"  ....

Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).

Дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля. В статье...

Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Презентация, лекция курсов повышения квалификации по программе"Модернизация районной системы образования: Реализация ФГОС", для заместителей руководителя по УВР,ВР, кадрового резерва. Главная цел...

Семинар для классных руководителей "Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС"

 Введение Федерального  Государственного  Образовательного  Стандарта привело   к  изменению  взглядов  на  воспитательную  работу. ...

Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

Приводится  программа  корекционной  работы  для  детей с трудностями в обучении...

Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении

Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении...

Особенности организации воспитательной системы в условиях детского дома.

Особенности организации воспитательной системы в условиях детского дома. ...