Решение квадратных уравнений общего вида на основе теоремы, обратной теореме Виета
статья (10 класс) по теме

В данной публикации рассматривается метод быстрого решения квадратных уравнений общего вида.

Дан алгоритм решения и метод краткости рассуждений. - Наличие своих технологических "находок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пономарёва О.Ф. 

РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ ОБЩЕГО ВИДА

НА ОСНОВЕ ТЕОРЕМЫ, ОБРАТНОЙ ТЕОРЕМЕ ВИЕТА

МКОУ Кумылженская СОШ № 1 имени Знаменского А.Д.

         В данной работе рассматривается метод быстрого решения квадратных уравнений общего вида. Дан алгоритм решения и краткости рассуждений.

        Ключевые слова: квадратное уравнение общего вида, вспомогательное уравнение, теорема, обратная теореме Виета.

Практическое значение имеет умение быстро находить корни квадратного уравнения общего вида ах2 + вх + с = 0, где а ≠ 0 особенно когда квадратные уравнения возникают как вспомогательные при решении значительно более сложных задач и где особенно важно, чтобы учащиеся максимально быстро справлялись с решением этих квадратных уравнений.

Решая приведённые квадратные уравнения х2 + pх + q = 0, корни без особого труда находятся подбором, основанным на теореме, обратной теореме Виета, х1 + х2 = — p; х1 • х2 = q. В своей практике считаю весьма важным и даже необходимым добиваться от учащихся именно такого способа решения приведённых квадратных уравнений.

Но данный способ становится неприменимым, если уравнение общего вида ах2 + вх +с = 0, где а ≠ 0 и не так просто подобрать два числа, сумма которых равна — в/а, а произведение с/а. Для преодоления трудностей использую метод нахождения целых корней вспомогательного уравнения. Разберём данный метод.

Пусть нам нужно решить уравнение вида ах2 + вх + с = 0, где а ≠ 0 умножив все части данного уравнения на а, придём к виду (ах)2 + в(ах) + ас = 0. В полученном уравнении обозначим ах = у, тогда уравнение примет вид у2 + ву + ас = 0 и по теореме, обратной теореме Виета, у1 + у2 = — в, то есть у1 + у2 = (х1 + х2)а;  у1 • у2 = ас, то есть у1 • у2 = (х1 • х22. Видно, что для решения исходного уравнения ах2 + вх + с = 0 достаточно решить вспомогательное квадратное уравнение у2 + ву + ас = 0 и его корни разделить на а.

Для практического применения этого метода формулируем алгоритм:

  1. «Перебросить» коэффициент а в свободный член;
  2. Найти корни нового уравнения;
  3. Разделить корни нового уравнения на а.

Рассмотрим примеры нахождения корней квадратных уравнений общего вида ах2 + вх + с = 0, где а ≠ 0.

Задание 1. Решить уравнение 6 х2 + х — 15 = 0.

Решение.

6 х2 + х — 15 = 0, 62 х2 + 6 х — 90 = 0,

записываем вспомогательное уравнение, обозначив у = 6 х,

 у2 + у — 90 = 0, у1 + у2 = — 1, у1 • у2 = — 90,

у1 = — 10, у2 = 9.

Следовательно исходное уравнение имеет корни: х1 = — 10/6 = — 5/3;

                                                                                      х2 = 9/6 = 3/2 = 1,5.

Ответ: х1 = — 5/3; х2 = 1,5.

Задание 2. Решить уравнение 12 х2 + 13 х + 3 = 0.

Решение.

12 х2 + 13 х + 3 = 0,

записываем вспомогательное уравнение, обозначив у = 12 х,

у2 + 13 у + 36 = 0, у1 + у2 = — 13, у1 •  у2 = 36,

у1 = — 9,

у2 = — 4.

Следовательно исходное уравнение имеет корни: х1 = — 9/12 = — 3/4;

                                                                                      х2 = — 4/12 = — 1/3.

Ответ: х1 = — 3/4; х2 = — 1/3.

В дальнейшем, по мере накопления учащимися опыта в применении указанного метода можно отказаться от явного выписывания вспомогательного уравнения и предложить им проводить следующие рассуждения:

  1. Чтобы решить уравнение 3 х2 — 11 х + 6 = 0, нужно подобрать два числа,
  2. Сумма двух чисел равнялась 11, а произведение 18,
  3.  Это числа 2 и 9,
  4. Значит, корни данного уравнения х1 = 2/3, х2 = 3.

Применяя данный метод решения квадратных уравнений общего вида ах2 + вх + с = 0, где а ≠ 0 от учащихся не нужно требовать подробной записи, после условия исходного уравнения можно сразу записывать найденные корни уравнения. 

Литература:

  1. Теоретические основы подготовки  и проведения уроков математики в средней школе: Учебно-методическое пособие / Сост. В.И. Седакова. – Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 82 с.
  2. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений"

Урок по теме "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений" это урок закрепления и обощения знаний. На данном уроке я использую частично-поисковый метод. Для закрепления материала использ...

Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»

 Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...

Решение квадратных уравнений сприменением теоремы Виета.

Материал к уроку по теме "Решение квадратных уравнений с применением теоремы Виета" представлен в виде презентации, содержит задание для устного счета на применение теоремы Виета, самостоятельную рабо...

Решение квадратных уравнений с применением теоремы Виета

Решение квадратных кравнений с применением теоремы Виета....

урок по теме: "Решение квадратных уравнений общего вида" 8 класс

- закрепление и обобщение знаний учащихся, полученные при изучении темы;- отработка способов решения квадратных уравнений, выработка умения выбрать нужный, рациональный способ решения.Задачи уро...

Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени

Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах,  Решение иррациональных,  показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений  часто сводится к решени...

Открытый урок по теме "Решение квадратных уравнений общего вида".

Учебник "Алгебра 8 класс" Никольский С.М., Потапов М.К. и др....