Мастер- класс «Об одном варианте реализации деятельностного подхода в обучении математике».
материал (5 класс) по теме
Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном математическом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Многие учителя, ученые, методисты ищут пути и способы решения этой проблемы. В результате этого возник метод проектов как один методов деятельностного подхода в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_vystupleniyu.ppt | 1.04 МБ |
vystuplenie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я, Фролова Оксана Николаевна, учитель математики МОУ СОШ№20. Тема моего мастер класса «Об одном варианте реализации деятельностного подхода в обучении математике».
Цель моего мастер-класса создать условия для профессионального самосовершенствования участников, при котором:
- приобретается опыт организации проведения метода проекта на уроках
- формируется собственный стиль педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном математическом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Многие учителя, ученые, методисты ищут пути и способы решения этой проблемы. В результате этого возник метод проектов как один методов деятельностного подхода в обучении.
Что такое метод проектов?
Метод проектов- это способ достижения поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, с обязательной презентацией этих результатов.
Для чего нам нужен метод проектов?
- Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Этапы проведения проекта.
Наибольшие проблемы внедрение метода проектов вызывает в преподавании математики. Наверно, дело в том, что современная «школьная математика, на первый взгляд представляет из себя свод жестких непреложных правил и методов, точное и аккуратное следование котором порождает у школьников иллюзию успеха. Но самое интересное- и самое трудное!- начинается именно тогда, когда ребенок сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приемов приведет к ответу. И главными препятствиями для поиска решения такой задачи, является результат тяжкого учительского труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно вырабатываемый на уроках, а также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и естественное стремление ребёнка к творчеству.
( Ведь кажется, какое может быть исследование в математике?)
Суть проекта на уроке математики в том, что его участникам разрешается совершать, с их точки зрения, категорически запрещённые математические действия, на обычном уроке влекущие самые тяжкие последствия (двойку чернилами в журнал и т. п.). На их глазах совершается чудо: ложное в привычной школьнику системе понятий и аксиом утверждение служит отправной точкой для возникновения и развития теории, в тени которой эта привычная система понятий полностью помещается и не вызывает противоречий. Таким образом, реально моделируется процесс научного поиска, происходит внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания.
Мы с вами каждый день планируем уроки, в конце которых ожидаем некоторый результат в виде правильно решенных примеров и задач. А почему бы ни предложить учащимся самостоятельно изучить тему и составить самим условия задач по ней? Тогда эти задачи и будут тем проектом, который покажет реальный уровень обученности учащихся. Такой способ обучения известен давно, его часто называют “проблемным” (т.к. цели урока выражают проблему, которую решают ученики на уроке)
Вашему вниманию я хочу представить несколько готовых проектов. Так, в 5 классе был проект « В мире чисел». В старших классах проекты более серьезные, глубокие. В 10 классе я проводила проект « Математика и архитектура», в 11 классе « Проценты»
Последний из проектов, который реализовывался в 5 классе в конце учебного года. назывался « Невероятно, но факт».
Однажды я показала пятиклассникам фрагмент из одного мультфильма
( Демонстрация фрагмента мультфильма «Дюймовочка»)
Конечно же, они вспомнили этот мультфильм, главную героиню Дюймовочку, автора сказки Г.Х. Андерсена.
Но все же мои пятиклассники были в недоумении. Для чего?
И тут я задаю им вопрос и этот же вопрос задаю вам
- Какими вы будете через год, если будете питаться как Дюймовочка?
( Выслушиваются ответы)
Сначала в классе была тишина, потом кто-то засмеялся и посыпались различные предположения. Короче, класс разделился.
Возникли версии:
- Фантастическая: похудею
- Реалистическая: поправлюсь
- Грустная: умру от недоедания
Итак, идея проекта была запущена. Теперь нужно было организовать группы сотрудничества и распределить роли. И вот вроде бы и группы сформировались, но обязательно найдутся дети , которые скажут: « А я не хочу с ним, ( с ней или сними) работать!» На этом этапе очень важно создать у детей общее положительное отношение к процессу обучения, к одноклассникам и педагогам. В этом помогают следующие игры «Комплимент по кругу», упражнение для раскрепощения с большим предметом «Расскажи мини-историю из своей жизни».
(Проводятся с педагогами игры «Комплимент по кругу», «Совместный счет»)
1. Учащиеся располагаются полукругом, учитель говорит комплимент крайнему ученику, он говорит добрые слова следующему ученику, сидящему слева, и так далее. Последний ученик говорит комплимент учителю.
2. Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти. Хитрость состоит в том что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой – «два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. Разговаривать нельзя.
Был составлен план работы над проектом
( Слайд « Этапы работы над проектом»)
Каждая группа собирала материал по своей теме, обрабатывала его, оформляла. Ребята очень старались. Были привлечены учителя литературы, информатики, математики, истории. И вот настал день презентации. Первая группа представила свой первый социологический опрос, вторая рассказала о творчестве великого сказочника, третья о истории развития систем единиц величин и подробно об английской системе величин. И все же главный вопрос оставался открытым. И вот настало выступление четвертой группы.
Ребята очень подробно рассказали, как они проводили это исследование. Фрагмент их презентации, я хочу вам показать.
( показывается презентация проекта).
После презентации обязательно проводится рефлексия. Здесь ученики заполняют анкеты рейтинговой оценки. Учитель тоже заполняет анкеты рейтинговой оценки, выводит среднюю оценку по проекту и общую оценку проекта.
Конечным результатом проекта в старших классах должен быть выход на научно-практическую конференцию, что мы и делали. Так, ученица 10 класса вышла на научно- практическую конференцию с темой «Золотое сечение в архитектуре города Тайшета» и заняла 2 место, а ученица 11 класса с темой «Проценты. Применение процентов в банковском деле» и тоже заняла призовое 2 место. Поэтому для меня лично вопрос нужен ли метод проекта, отпадает сам собой. Метод проектов эффективен и дает хорошие результаты.
В качестве заключения замечу, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша с вами задача, дорогие коллеги, - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия
Представление проблемной ситуации
Обсуждение. Выдвижение гипотез
Организация групп сотрудничества, распределения ролей
Сбор и анализ информации
Обсуждение полученных результатов в группах
Оформление результатов
Презентация
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении
Работа над темой показала, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждо...
Презентация к мастер-классу "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении
Презентация к мастер-классу по теме "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении"...
Технологии реализации системно – деятельностного подхода в обучении математике.
Особенность ФГОС - их деятельностный характер.Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Также изменя...
Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"
Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...
мастер класс "Системно- деятельностный подход в обучении математики"
Мастер класс "Системно деятельностный подход в обучении математики"...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...
Приказ МАОУ «Средняя школа №8» об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"
МАОУ «Средняя школа №8» Приказ об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"...