Мастер- класс «Об одном варианте реализации деятельностного подхода в обучении математике».
материал (5 класс) по теме

Фролова Оксана Николаевна

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном  математическом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской  деятельности. Многие учителя, ученые, методисты ищут пути и способы решения этой проблемы.  В результате этого возник метод проектов как один методов деятельностного подхода в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_vystupleniyu.ppt1.04 МБ
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я, Фролова Оксана Николаевна, учитель математики МОУ СОШ№20. Тема моего мастер класса  «Об одном варианте реализации деятельностного подхода в обучении математике».

Цель моего мастер-класса создать условия для профессионального самосовершенствования участников, при котором:

  1. приобретается опыт организации проведения метода  проекта на уроках
  2. формируется собственный стиль педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном  математическом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской  деятельности. Многие учителя, ученые, методисты ищут пути и способы решения этой проблемы.  В результате этого возник метод проектов как один методов деятельностного подхода в обучении.

         Что такое метод проектов?

Метод проектов- это способ достижения поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, с обязательной презентацией этих результатов.

Для чего нам нужен метод проектов?

  1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  3. Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  4. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

                                                Этапы проведения проекта.

Наибольшие проблемы внедрение метода проектов вызывает в преподавании математики. Наверно, дело в том, что современная «школьная математика, на первый взгляд представляет из себя свод жестких непреложных правил и методов, точное и аккуратное следование котором порождает у школьников иллюзию успеха. Но самое интересное- и самое трудное!- начинается именно тогда, когда ребенок сталкивается  с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приемов приведет к ответу. И главными препятствиями для поиска решения такой задачи, является результат тяжкого учительского труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно вырабатываемый на уроках, а также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и естественное стремление ребёнка к творчеству.

( Ведь кажется, какое может быть исследование в математике?)

Суть проекта на уроке математики в том, что его участникам разрешается совершать, с их точки зрения, категорически запрещённые математические действия, на обычном уроке влекущие самые тяжкие последствия (двойку чернилами в журнал и т. п.). На их глазах совершается чудо: ложное в привычной школьнику системе понятий и аксиом утверждение служит отправной точкой для возникновения и развития теории, в тени которой эта привычная система понятий полностью помещается и не вызывает противоречий. Таким образом, реально моделируется процесс научного поиска, происходит внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания.

Мы с вами каждый день планируем уроки, в конце которых ожидаем некоторый результат в виде правильно решенных примеров и задач. А почему бы ни предложить учащимся самостоятельно изучить тему и составить самим условия задач по ней? Тогда эти задачи и будут тем проектом, который покажет реальный уровень обученности учащихся. Такой способ обучения известен давно, его часто называют “проблемным” (т.к. цели урока выражают проблему, которую решают ученики на уроке)

Вашему вниманию я хочу представить несколько готовых проектов. Так, в 5 классе был проект « В мире чисел». В старших классах проекты более серьезные, глубокие. В 10 классе я проводила проект « Математика и архитектура», в 11 классе « Проценты»

 Последний из проектов, который реализовывался  в 5 классе в конце учебного года.  назывался « Невероятно, но факт».

Однажды  я показала пятиклассникам фрагмент из одного мультфильма

( Демонстрация фрагмента мультфильма «Дюймовочка»)

Конечно же, они вспомнили этот мультфильм, главную героиню Дюймовочку, автора сказки Г.Х. Андерсена.

Но все же мои пятиклассники были в недоумении. Для чего?

И тут я задаю им вопрос и этот же вопрос задаю вам

- Какими вы будете через год, если будете питаться как Дюймовочка?

( Выслушиваются ответы)

Сначала в классе была тишина, потом кто-то засмеялся и посыпались различные предположения. Короче, класс разделился.

Возникли версии:

  1. Фантастическая: похудею
  1. Реалистическая: поправлюсь
  1. Грустная: умру от недоедания

Итак,  идея проекта была запущена. Теперь нужно было организовать группы сотрудничества и распределить роли. И вот вроде бы и группы сформировались, но обязательно найдутся дети , которые скажут: « А я не хочу с ним, ( с ней или сними) работать!» На этом этапе очень важно создать   у детей общее положительное отношение к процессу обучения, к одноклассникам и  педагогам. В этом помогают следующие игры «Комплимент по кругу», упражнение для раскрепощения с большим предметом «Расскажи мини-историю из своей жизни».

(Проводятся с педагогами  игры  «Комплимент по кругу», «Совместный счет»)

 

1. Учащиеся располагаются полукругом, учитель говорит комплимент крайнему ученику, он говорит добрые слова следующему ученику, сидящему слева, и так далее. Последний ученик говорит комплимент учителю.

2.   Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти. Хитрость состоит в том что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой – «два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается  сначала. Разговаривать нельзя.

Был составлен план работы над проектом

( Слайд « Этапы работы над проектом»)

Каждая группа собирала материал по своей теме, обрабатывала его, оформляла. Ребята очень старались. Были привлечены учителя  литературы, информатики, математики, истории. И вот настал день презентации. Первая группа представила свой первый социологический опрос, вторая рассказала о творчестве великого сказочника, третья о истории развития систем единиц величин и подробно об английской   системе величин.  И все же главный вопрос оставался открытым. И вот настало выступление четвертой группы.

Ребята очень подробно рассказали, как они проводили это исследование. Фрагмент их презентации, я хочу вам показать.

( показывается презентация проекта).

        После презентации обязательно проводится  рефлексия. Здесь ученики заполняют  анкеты рейтинговой оценки. Учитель тоже  заполняет анкеты рейтинговой оценки, выводит среднюю оценку по проекту и  общую оценку  проекта.

        Конечным результатом  проекта в старших классах должен быть выход  на научно-практическую конференцию, что мы и делали. Так, ученица 10 класса  вышла на научно- практическую конференцию с темой «Золотое сечение в архитектуре города Тайшета» и заняла  2 место, а ученица 11 класса с темой «Проценты. Применение процентов в банковском деле» и тоже заняла призовое 2  место. Поэтому для меня лично вопрос нужен ли метод проекта, отпадает сам собой. Метод проектов эффективен и дает хорошие результаты.

        В качестве заключения замечу, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша с вами задача, дорогие коллеги, - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия

   

 

Представление проблемной ситуации

Обсуждение. Выдвижение гипотез

Организация групп сотрудничества, распределения ролей

Сбор и анализ  информации

Обсуждение полученных результатов в группах

Оформление результатов

      Презентация

   Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении

Работа над темой показала, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждо...

Презентация к мастер-классу "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении

Презентация к мастер-классу по теме "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении"...

Технологии реализации системно – деятельностного подхода в обучении математике.

Особенность ФГОС - их деятельностный характер.Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Также изменя...

Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"

Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...

мастер класс "Системно- деятельностный подход в обучении математики"

Мастер класс "Системно деятельностный подход в обучении математики"...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Приказ МАОУ «Средняя школа №8» об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"

МАОУ «Средняя школа №8»  Приказ об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"...