Программа тренинга для подростков «Познай самого себя»
учебно-методический материал (9 класс) по теме

Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Программа тренинга для подростков

      «Познай самого себя»

                          Составила : Педагог – психолог 

                            Т.А. Токарева

Пояснительная записка

Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Цель : помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности.

 Задачи :

  развивать представление о себе; формировать возможность распознавать собственные личностные качества, формировать способность анализировать свои личностные качества; обратить внимание на то, что у каждого качества есть две стороны позитивная и негативная, развивать умение устанавливать контакт; развивать наблюдательность в общении.

Основные направления работы с подростками.

Программа групповых занятий для подростков должна обеспечить, с одной стороны, формирование стрессоустойчивости, с другой стороны, выполнение возрастных задач развития.

В работе с подростками выделяют следующие основные направления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление предполагает, прежде всего, умение сделать выбор, принять ответственность за свой выбор, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление обеспечивает формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с окружающими, расширяет диапазон применяемых стресспреодолевающих стратегий.

Основа психологических занятий — это обучение жизненно важным умениям и навыкам, способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром. Подростков необходимо познакомить с признаками психологически некомфортных состояний, обучить приемам и способам выхода из критических ситуаций, техникам, позволяющим минимизировать отрицательные последствия стресса.

Техника проведения профилактических занятий

Оптимальное число участников тренинга — 10-12 подростков. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю. Продолжительность занятия — от 60 до 90 минут, в зависимости от темы. Тренинг рассчитан на работу с подростками 13-15 лет.

Структура занятия.

Занятие тренинга, в зависимости от темы, включает несколько этапов:

1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).

2.  Выяснение знаний и представлений учащихся по новой теме.

3.  Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.

Темы занятий

Количество часов

1

Знакомство

1,5

2

Каков я на самом деле?

1,5

3

Моя индивидуальность.

1,5

4

Я и другие.

1,5

5

Функции чувства.

1,5

6

Уверенное и неуверенное поведение.

1,5

7

Я в своих глазах и в глазах других людей.

1,5

8

Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях.

1,5

9

Стресс и способы его преодоления.

1,5

10

Завершающее занятие.

1,5

 

Содержание программы

Занятие 1. Знакомство

Цели : создать благоприятные условия для работы в группе; ознакомить с основными принципами работы психологического тренинга.

1. Дискуссия:

— Что такое группа?

2. Установление правил работы в группе.

3.  Принятие правил. Ведущий обещает выполнять принятые правила и просит каждого участника дать такое же обещание.

4.  Упражнение «Имя и качество» .

5. Упражнение  «Ассоциации».

6. Заключительная дискуссия:

—  Что было важным в сегодняшнем занятии?

—  Что запомнилось?

— Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?

—  Какие выводы из занятия вы сделали для себя?

7. Ритуал прощания.

 

Занятие 2. Каков я на самом деле?

Цель : закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому самораскрытию, которое ведет к изменению себя.

 1. Упражнение «Букет».

2. Упражнение «Немного о себе».

3. Игра «Встреча взглядами».

4. Какой я человек?

5. Упражнение «Я — первый».

6. Заключительная дискуссия:

—  Что было важным в сегодняшнем занятии?

—  Что запомнилось?

— Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?

—  Какие выводы из занятия вы сделали для себя?

7. Ритуал прощания.

 Занятие 3. Моя индивидуальность.

Цель : способность дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия;  учить находить в себе главные индивидуальные способности.

  1.  Упражнение «Пересядьте все те, кто...».
  2. Упражнение  «Ассоциации».
  3. Упражнение «Волшебная рука».
  4. Здравствуй , Я, мой любимый.
  5. Упражнение «Хорошо или плохо».
  6. Дискуссия по упражнению:

— Какую сторону качества — позитивную или негативную легче найти?

— Все ли качества имеют две стороны?

— Есть стопроцентно хорошие качества или, наоборот, плохие?

  1. Мой портрет в лучах солнца.
  2.  Ритуал прощания.

Занятие 4. Я и другие.

Цель: формировать представления о роли общения в жизни участников и необходимости совершенствования навыков общения.

  1. Упражнение «Молекулы».
  2. Упражнение «Тройка».
  3. Точка опоры.
  4. Ролевая игра «Установление контакта».
  5. Проективный рисунок.
  6. Дискуссия по упражнению.

— Что вам показалось сложным?

— Что вы чувствовали?

  1.  Упражнение «Умение вести разговор».
  2. Ритуал прощания.

Занятие 5. Функции чувства.

Цель: формировать представления об эмоциональной сфере личности.

  1. Разминка «Мое настроение».
  2. Упражнение «Спектр чувств».
  3. Дискуссия по упражнению:

— Что вы думаете по поводу списков эмоций?

— У кого больше всего написано эмоций? У кого есть совпадающие эмоции?

— У кого только свои, не повторяющиеся ни у кого эмоции?

— Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

  1. Мозговой штурм «Способы выражения чувств».
  2. Демонстрационная ролевая игра.
  3. Обсуждение:

- Какие приемы были использованы?

—  К каким результатам приведут приведенные способы выражения чувств?

—  Что способствовало достижению взаимопонимания?

— Что снижало взаимопонимание?

—  Что оказалось самым трудным в этом упражнении?

  1.  Упражнение «Карусели»
  2. Ритуал прощания.

Занятие 6.  Уверенное и неуверенное поведение.

Цель: отрабатывать приемы уверенного поведения и содействовать тому, чтобы подростки в любых ситуациях чувствовали уверенность в себе.

1. Упражнение «Воспроизведение».

2.   Упражнение «Мое поведение».

  1.  Обсуждение:

- Какие приемы были использованы?

—  К каким результатам приведут приведенные способы?

  1. Упражнение «Зеркало».
  2.  Упражнение «Город уверенности».
  3. Упражнение «Круг уверенности».
  4. Обсуждение:

- Что вы думаете по поводу уверенного и неуверенного поведения?

- Что оказалось самым трудным в этом упражнении?

— Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

  1. Упражнение «Трон»
  2. Обсуждение:

- Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?

- Как он сам к этому относится?

- Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле?

- Кто посадил в кресло  самого себя?

           10. Ритуал прощания.

             

Занятие 7. Я в своих глазах и в глазах других людей.

Цель: активизировать процесс рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание; раскрыть важные качества для эффективного межличностного общения.

1 .  Упражнение «Сигнал».

2. Упражнение «Подарок».

3. Тест «Каким ты выглядишь в глазах других».

4. Игра «Комиссионный магазин».

5. Дискуссия :

- Что оказалось самым трудным в этом упражнении?

— Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

- От каких качеств  хотелось избавиться?

- Какие качества хотелось приобрести?

6. Упражнение «Приятный разговор».

7. Упражнение «Зеркало».

8. Обсуждение упражнения:

—  Легко или трудно вам было повторять движения?

—  Кому было легко?

—  А в чем были трудности?

10.Ритуал прощания.

 

Занятие 8. Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях.

Цель : помочь осознать роль общения в жизни человека; развивать навыки общения со сверстниками.

  1.  Упражнение «Дракон».
  2. Упражнение «Межличностное пространство».
  3. Обсуждение:

—  Легко или трудно вам было выполнять упражнение?

—  Кому было легко?

—  А в чем были трудности?

  1. Беседа «Трудности человека, связанные с общением».
  2. Упражнение «Разговор через стекло».
  3. Дискуссия по упражнению. Сначала вопросы разыгрывавшим сценку:

— Что вы чувствовали? Легко ли было передавать информацию?

— Легко ли было расшифровывать информацию?

— Что удалось? Что не удалось? Почему?  

Вопросы зрителям:

— Какие у вас впечатления? Удалось ли самим расшифровать информацию?

-— Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому?

7. Задание «Правила общения с людьми».

8. Творческое задание «Круг моего общения»

9. Дискуссия:

— Что вы чувствовали когда выполняли задание?

— Что удалось? Что не удалось? Почему?  

—  А в чем были трудности?

10. Ритуал прощания.

Занятие 9. Стресс и способы его преодоления.

Цель: формировать навыки преодоления стресса; формировать навыки оптимального поведения в стрессовых ситуациях.

1. Игра «Солнце и планеты».

2. Дискуссия:

— Когда эмоции проявляются наиболее сильно?

—Что такое стресс?

- Какую функцию он выполняет?

—  В каких ситуациях человек испытывает стресс?

— Стресс — это хорошо или плохо?

—  Как противостоять стрессу?

—  Как вы можете охарактеризовать это явление?

—  Что испытывает человек? Каковы признаки стресса?

—  От чего зависит возникновение и переживание стресса?

3. Мозговой штурм «Проявления стресса».

4. Упражнение «Глубокое дыхание».

5. Упражнение «Консилиум».

6. Обсуждение упражнения:

—  Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

— Какие выводы вы сделали?

— Как вы понимаете постулаты: «Думай позитивно» и «Не делай из мухи слона»?

7. Упражнение «Релаксация».

8. Упражнение «Воображаемое проигрывание».

9. Обсуждение упражнения:

—  Можно ли заранее продумать, что вы будете говорить и как будете себя вести в трудной ситуации?

— Сколько возможных вариантов поведения вы успели придумать?

— Что вам показалось наиболее сложным?

—  Были ли моменты, в которых вы не были уверены в том, что именно следует делать?

  1. Ритуал прощания.

Занятие 10. Завершающее занятие.

Цель: закрепить представление участников о свое уникальности, обогатить сознание позитивными, эмоционально окрашенными образами личности.

  1. Упражнение «Новогодняя елка».
  2. Упражнение «Чемодан».
  3.   Обсуждение:

—  Понравилось ли содержимое «чемоданов» отъезжающим?

— Что еще вам хотелось бы взять с собой в дорогу?

  1. Я – это Я.
  2.  Упражнение «Пожелания».
  3.  Обсуждение упражнения:

—  Какие пожелания вам больше всего понравились?

— Какие чувства испытывали?

  1.  Упражнение «Мое будущее».
  2. Упражнение «Коллаж».
  3.  Заключительная дискуссия:

—  Что вам понравилось?

— Чему вы научились в ходе тренинга?

— Какие из приобретенных навыков вам кажутся наиболее важными?

—  Какие навыки вы будете использовать?

  1. Ритуал прощания.

Литература :

  1. Ключников С.Ю. Невидимая броня: теория и практика психологической защиты/- М.: Беловодье, 2002.
  2. Пономаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: в 2 ч. / - М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Практикум по психологии.- СПб.: Лань, 2002г.
  4. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой.- СПб.: Речь, 2002.
  5. Справочник практического психолога /В.Л. Талантов. – СПб.: Сова, 2003.
  6. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубаева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Энциклопедия для детей. – Т.18 Человек. -  Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. – М.: Аванта +, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга личностного роста "Познай себя"

Тренинг "Пойми себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, р...

Познай самого себя и ты познаешь мир

Особенности формирования линости в процессе общения....

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся « Познай самого себя» 7-9 класс

Целью данной программы является создание образовательной среды, способствующей  духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции  обучающихся на основе о...

Тренинг "Познай самого себя"

Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семе...

Рабочая программа кружка "Познай самого себя!"

Рабочая программа кружка для 6-х классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и н...

Тренинг для подростков: «Познай себя!»

Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими, и навыков конструктивн...

Тренинг для подростков: «Познай себя!»

Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими, и навыков конструктивн...