Лекция для студентов.Педагогика как наука
план-конспект занятия по теме

Шибаева Анна Петровна

Лекция предназначена для студентов педагогических специальностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika_kak_nauka.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Педагогика  как  наука.

ПЛАН

  1. Педагогика  в  системе наук  о  человеке.

    Объект, предмет  и  функции  педагогики.

  1.  Основные  категории  педагогики.

3. Система  педагогических  наук.

4. Связь  педагогики  с  другими  науками.

5. История развития и становления педагогики как науки.


1. Педагогика  в  системе  наук  о  человеке.    Презентация №1.

Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «педагогика» означает «детовождение». Педагогика  - это  наука  или  искусство ?

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики  превращает  педагогику в  науку  и  искусство . 

Что такое «педагогика»?

Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову.

Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обучения другого? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека превращается в искусство?

«Никогда не следует исчерпывать предмет до того, чтобы уже ничего не оставалось на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать».

Ш. Монтескье

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».

В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.

Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.              

Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

   Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках,  заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Так, например, известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила — где уменье, а где — и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольёшь», «Повторение — мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи — век учись», «Учение — красота, а неучение — сухота».

С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых месяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.

Например, пестушка — короткий стихотворный приговор, которым сопровождала мать движения ребенка в первые месяцы его жизни:

Потягушки, потягушки! А в ручки хватанушки,

Поперек толстонушки. А в роток говорок,

А в ножки ходонушки. А в головку разумок.

Издавна был ясен многоплановый характер пестушек — магический заговор на здоровье ребенка (из язычества), развитие слуха, эстетического чувства и способа общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад. Пестушка пробуждала чувство ритма, желание двигаться, слушать и говорить.

Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.

В. И. Даль в свое время собрал воедино свод народно-поэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Подобные правила-наставления можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха.

Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.

Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать.                            

История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках письменности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Сборник афоризмов "Пчела"», «Послание» Климента Смо-лятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веков. Богата традициями русская педагогическая мысль.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых.

Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание,

Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии.

С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.

Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;

3) она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Спектор ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.

Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика  и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке,она занимает определенное место в системах человекознания и  гуманитарных наук.

Таким образом, какое же значение вкладывают в термин «Педагогика»?

   

        1 Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает  в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.

      2 Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

      3 В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного значения о развивающимся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

     4 В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую а себя теоретический и практический аспекты обучения  и воспитания.

     5 В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека. 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какое значение вкладывают в слово «педагогика»?
  2. Раскройте основные аспекты «педагогики».

Объект, предмет и функции педагогики

Педагогика как наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Педагогика   является    одной   из   современных  наук.

 - Что  такое  наука ?

-  Какова   цель  любой  науки?

Наука – это  сфера  человеческой  деятельности, результатом  которой  является  добывание  новых  знаний, их  систематизация, создание  теорий  в  области  своего  предмета  исследования.

Цель  науки -  описание, объяснение, предсказание  процессов  и  явлений  реальной  действительности  в  русле  открываемых  наукой  законов.

- Что  изучает  педагогика  как  наука ?

- Чему  дает  объяснения, что  описывает  и  предсказывает  педагогика  как  наука?

Педагогика  - это  наука о  закономерностях  воспитания, обучения  и  образования в соответствии с потребностями общества.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает?

Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект — это область действительности, которую исследует данная наука.       Предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

В определении объекта и предмета педагогики существуют разные точки зрения.

Объект  исследования  педагогики –  образование .

Предмет  исследования  педагогики -  сознательно  и  целенаправленно  организуемый  педагогический  процесс.

ИТАК,

Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

На  современном  этапе  источниками  развития педагогики  являются :

  • многовековой    практический  опыт воспитания;
  • философские, педагогические  и  психологические  труды;
  • мировая  и  отечественная  практика  воспитания;
  • данные  специально  организованных   педагогических  исследований;
  • опыт  педагогов  -  новаторов.

Функции  педагогики

Аналитическая функция

Общетеоретическая функция

состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают; делает выводы.

Прогностическая функция

заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п.).

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция

состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

2. Основные  категории  педагогики.

        Педагогика  как  любая  наука  имеет  свой категориальный  аппарат. Различные  педагоги  выделяют  разное  число  основных  понятий  педагогики. Однако  основными  из  них  называют :

  • Обучение,
  • Образование,
  • Воспитание,
  • Развитие,
  • Формирование,
  • Самообразование,
  • Самовоспитание

Используя  приведенные на  опоре  определения, соотнесите  их  с  основными   педагогическими  категориями .

        Используя  предложенную  схему, покажите  и обоснуйте  взаимосвязь   и  соотношение  основных категорий  педагогики.

Работа   с  опорными  схемами.

         Воспитание – это  целенаправленный, систематический  и  планомерный  процесс  взаимодействия  воспитателя и  воспитанника  с  целью  формирования  личности.

-   Является   ли  воспитание  необходимым  условием  становления  и  развития  личности ?

- Можно  ли  говорить  о  воспитание  в  животном  мире?

- Всегда   ли  существовало  воспитание?

- Одинаково  ли  содержание  воспитания  в  различные  исторические  эпохи?

        Исходя  из  этого  понимания  воспитание  имеет следующие  особенности:

  • Вечная  категория

( воспитание  возникло  с  возникновением  общества  и  исчезнет  с  его  исчезновением)

  • Социальный  характер 

( свойственно  лишь  людям )

  • Исторический  характер

( содержание, методы, цели, формы, средства  воспитания  не  являются  неизменными, а  подвержены  изменениям, происходящим  в  обществе)

  •  Классовый   характер 

( система  воспитания  направлена  на  поддержание  и  укрепление  господствующего  в  обществе  класса)

Обучение

        – это  двусторонний, специально  организованный, планомерный  процесс  взаимосвязанной  деятельности  учителя  и  учащихся с  целью  овладения  учащимися знаниями, умениями  и  навыками.

Продолжите  характеристики  обучения  как  процесса :

- организованный

- целенаправленный

- направленный

- управляемый

- …

- Постарайтесь  объяснить  разницу  в  терминах « знания», «умения», «навыки»

Образование  -  это  результат  процесса  обучения.

                - Определите, в каком соотношении находятся эти три понятия?

Развитие – это  процесс  и  результат  количественных  и  качественных  изменений  в  организме  человека.

- Что  влияет  на  развитие  человека ?

- Какие  существуют  факторы  развития  личности?

       Формирование – это  процесс  становления  человека  как  социального  существа  под   воздействием  всех  без  исключения  факторов: экологического, социального, экономического, идеологического, психологического  и  т.д.

- Исходя  из  существующих  определений , дайте  определение самовоспитания   и   самообразования

  1. Система педагогических наук.     Презентация № 2.

Система  педагогических  наук

1.Общая  педагогика:        общие  основы  педагогики

                                             теория  обучения ( дидактика)

                                             теория   воспитания

                                             управление  образовательными  системами

                                                                  ( школоведение)

2.История  педагогики

3.Возрастная  педагогика:      преддошкольная (ясельная)

                                                  дошкольная

                                                  педагогика  школы

                                                  педагогика  взрослых

                                                  андрогогика

       4.Социальная  педагогика.

       5.Коррекционная  педагогика.

       6.Специальная  педагогика:  сурдопедагогика

                                                   тифлопедагогика

                                                   олигофренопедагогика

                                                   логопедия

    7.Исправительно-трудовая  педагогика.

         8.Лечебная  педагогика.

9.Военная  педагогика.

10.Спортивная  педагогика.

11.Сравнительная  педагогика.

12.Методики  обучения  ( математике , русскому  языку, физике  и т.д.)

4. Связь педагогики с другими науками

Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с дисциплинами, изучающими человека.

  • Из общественных наук педагогика тесно связана с философией.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе:

  • проблемы цели воспитания;
  • проблемы формирования мировоззрения;
  • взаимосвязь коллектива и личности;

гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

  • Педагогика также тесно связана с такими относительно
    самостоятельными областями философии, как
    этика и эстетика. 

Они помогают решению педагогических задач  нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.        

  • Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные

тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

  • Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее

областью — экономикой образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда.

  • При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на

данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.

  • Тесно связана педагогика с биологическими науками.

 Они являются естественнонаучной базой обучения и воспитания.

 Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств.

  • Особенно большое значение для решения конкретных вопросов

обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

  • Наибольшее значение для педагогики имеет   возрастная и

педагогическая  психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека.

  • Социальная психология, занимаясь изучением особенностей

формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

  1. История развития педагогики.   Презентация № 3.

В Древней Греции педагогом называли раба, который вел за руку ребенка своего хозяина в школу, где обучением занимался другой раб — ученый.

С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни: обучать, воспитывать, развивать духовно и  физически.

Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика, включавшая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.

Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469—399 гг. до н.э.), Платон (427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для этого периода, просуществовали почти двадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин Блаженный (354—430), Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274), создавшие труды о воспитании и обучении, педагогическая теория в этот период незначительно обогатилась новыми идеями.

Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения, давшей целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, среди которых итальянец В. да Фельтре (1378—1448), француз Ф. Рабле (1494—1553), англичанин Т. Мор (1478—1535). Они систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

 Немецкий педагог В. Ратке (1571—1635) одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку относится к XVII в. и связано с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592— 1670). В его трудах впервые были определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо  от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи Я.А. Коменского отражены в работе «Великая дидактика», написанной на опыте работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Большая заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы.

Английский философ и педагог Дж. Локк (1632—1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентельмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713— 1784), К. Гельвеции (1715—1771), П. Гольбах (1723— 1789), Ж.Ж. Руссо (1712—1778), швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746—1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.

Широко известны труды русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811—1848), А.И. Герцена (1812—1870), Н.Г. Чернышевского (1828—1889), Н.А. Добролюбова (1836—1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский (1824— 1870), Н.И. Пирогов (1810—1881), Л.Н. Толстой (1828— 1910), К.Н. Вентцель (1857—1947) и др.

Константин Дмитриевич Ушинский считается основоположником русской педагогической психологии и педагогики. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания. К.Д. Ушинский подошел к пониманию воспитания как к целенаправленной деятельности. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, школоведения. Многие дидактические высказывания сохраняют свое значение и в наше время.

Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России были Лев Николаевич Толстой и Константин Николаевич Вентцель. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачей которой было развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».

Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступавший с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.

Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П.Ф. Каптерева (учение о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (социальная педагогика), Н.К. Крупскую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения), А.С. Макаренко (учение о коллективе), Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения), П.Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), И.Я. Лернера и М.Н. Скат-кина (теория содержания образования и методов обучения), Ю.К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.

Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884—1941) и А.П. Пинкевич (1884—1939).

Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевской оттепели» второй половины 1950-х — начале 1960-х гг. В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших образовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Э.Г. Костяш-кин, К.Н. Волков, С.А. Гуревич, позднее И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, Н.П. Гузик и др.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.  Многие его дидактические советы сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.

Вопросы для повторения изученного.

1) Докажите, что педагогика является наукой.

2) Назовите основные категории педагогики.

3) Педагогика – это искусство. Докажите истинность данного выражения.

4) Что такое воспитание?

5) Каковы особенности воспитания?

6) Чем отличаются понятия «знания», «умения», «навыки» ?

7) Что такое «обучение»?

8) Что такое образование?

9) В каком соотношении находятся основные категории педагогики?

  10) Что включает в себя система педагогических наук?

  11) С какими науками связана педагогика? Докажите.

  12)  Кто является основоположником педагогики как науки?

  13)  Какую роль в становлении педагогики как науки сыграли   древнегреческие философы?

  14) Охарактеризуйте основные этапы развития педагогического знания и педагогической практики.

   15)Приведите примеры известных институтов воспитания и образования из отечественной истории.

  ВОПРОСЫ  ДЛЯ  КОНТРОЛЯ  ПО  ТЕМЕ

  1. Что такое педагогика?
  2. Что  определило  возникновение  педагогики  как  науки ?

Выберите  правильный  ответ, докажите  его  достоверность.                                                                                                                

  • Объективная  потребность  в  подготовке  человека  к  жизни, к  труду.
  • Процесс  развития  науки,   техники, производства.
  • Биологическая  потребность  сохранения  рода.
  • Забота  родителей  о  счастье  детей.
  1. Докажите что педагогика - это наука и искусство.
  2. Что является предметом  и  объектом  изучения педагогики ?
  3. Какие понятия включает педагогика?
  4. Что такое воспитание?
  5. Что такое обучение?
  6. Что такое образование?
  7. Что такое самообразование?
  8. Что такое самовоспитание?
  1. В каком соотношении находятся понятия "воспитание",
    обучение" и "образование".
  1. Назовите задачи педагогической науки.
  2. Какие отрасли включает система педагогических наук?
  3. Что изучает "общая педагогика"?
  4. Какие проблемы рассматривает "специальная педагогика"?
  5. Почему в систему педагогических наук входят методики преподавания различных наук?
  1. С какими науками связана педагогика?
  2. Докажите взаимосвязь педагогики и психологии, педагогики и философии?
  3. Почему педагогика связана с отраслями медицинских наук?
  4. В чём сущность интеграции педагогики с экологией?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ БИОЛОГИЯ Лекция №1 Биология как наука

Лекция №1 Биология как наука для подготовке к ЕГЭ 11 классРаздел 1 БИОЛОГИЯ — НАУКА О ЖИЗНИ 1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни...

Занятие 2. Лекция. Стилистика как раздел науки о языке.

Лекция  на тему "Стилистика" с заданием....

Лекция для студентов. Понятие о педагогике как науке

Данная лекция раскрывает понятие о педагогике, объект и предмет педагогики,функции ее и задачи....

Участие в фестивале "Неделя науки", лекция «Искусство Византии: особенности стиля»

Лекция «Искусство Византии: особенности стиля» для учеников 9-11 классов.Лекция проведена 25 февраля 2014 года в рамках фестиваля «Неделя науки» в АНО Православная общеобразова...

КАТЕГОРИЯ АКЦЕНТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖАНРОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕКЦИИ Р. СИДОРОВА О РОМАНАХ М.Ф. ДОСТОЕВСКОГО)

В статье детально характеризуется жанр публичной лекции по литературе и особое внимание уделяется категории акцентности как ключевому показателю жанров соответствующего стиля речи....

Презентация к лекции по дисциплине "Экономика" на тему "Экономика как наука"

Лекция раскрывает предмет, методы и структуру экономической теории....