Главные вкладки

    Материал по работе школьного уполномоченного по правам ребенка
    презентация к уроку (9 класс) по теме

    Веренцова Марина Евгеньевна

    Здесь размещен материал по работе школьного уполномоченного, разработки, презентации о конфликтах в школе и путях их разрешения, а так же о медиаторах.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Медиация как способ разрешения конфликтов в школе

    Слайд 2

    ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ ? Медиация (посредничество ) – это переговоры между двумя конфликтующими сторонами в присутствии третьего лица (медиатора), который следит за тем, чтобы переговоры велись в определенных структурированных рамках. Цель медиации – добиться соглашения между сторонами. При этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны. Необходимым условием медиации является добровольное участие сторон .

    Слайд 3

    Школьная медиация Школьная медиация - метод, использующий медиацию в учебно-воспитательном процессе. Он призван помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия. Для метода "школьная медиация" школа - это "школа жизни", "школа социального взаимодействия" и школа коммуникации (общения)". Помимо медиации как процедуры разрешения споров, метод школьной медиации включает и "медиативный подход" - инструмент позитивного общения между взрослыми и детьми, построенный на принципах добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу.

    Слайд 4

    ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ, ЕЁ ПРИНЦИПЫ Описание процедуры должно начаться с определения цели встречи, а именно: помочь участникам найти взаимоприемлемое решение их спора или проблемы. Кроме этого, необходимо представить последовательность встречи, что поможет участникам сориентироваться в процессе и позволит снять лишнее напряжение, связанное с непониманием процедуры медиации. Таким образом, участникам нужно сказать, что: каждый участник будет иметь возможность описать свое видение конфликтной ситуации; каждый сможет высказаться относительно того, как можно решить конфликтную ситуацию; все варианты решения будут детально рассмотрены, и участники выберут только тот вариант решения конфликта, который будет устраивать обоих; по результатам встречи будет подписано соглашение о достоверности между участниками.

    Слайд 5

    ПРАВИЛА МЕДИАЦИИ Успех медиации в большой мере зависит от стиля общения, который выбирают участники конфликта. Поэтому уместно обратить внимание сторон на тот факт, что взаимные оскорбления и угрозы не позволят общаться продуктивно. Вместо этого следование правилам и сотрудничество - залог решения конфликта с учетом интересов участников. Поэтому во вступительном слове следует предложить сторонам некоторые правила общения, которые позволят провести переговоры конструктивно, например: Когда один говорит, другие его слушают. Каждая сторона ведет себя вежливо. Участники не перебивают друг друга. Участники не оскорбляют друг друга. Для удобства правила можно записать на доске и обращаться к ним в случае необходимости

    Слайд 6

    Вопросы сторон, подписание Согласия на участие в процедуре медиации Подписания согласия Форма согласия может варьироваться, однако она всегда преследует 3 важных задания. Во-первых, стороны, подписывая договор, достигают первого понимания между собой. Во-вторых, совершая ритуал подписания формы, каждая сторона реально подтверждает намерение продолжать медиацию. В конце концов, стороны также признают конкретные требования, изложенные в документе

    Слайд 7

    Решение проблемы Задание этого этапа - определить пути решения проблемы и найти вариант, который удовлетворит обе стороны конфликта. Для этого медиатор должен помочь сторонам: Определить, какие вопросы нужно решить в первую очередь, чтобы создать основу для последующих решений. Рассмотреть вопросы от наиболее важных к наименее значимым, когда атмосфера не слишком напряженная. Когда такое напряжение сильное, выбирать первыми нужно самые легкие пункты

    Слайд 8

    Решение проблемы Поскольку этап решения проблемы, как правило, предусматривает большую самостоятельность сторон в прямом общении, медиаторы следят за придерживанием принципам медиации. С этой целью они: Напоминают сторонам о правиле не перебивать друг друга. Поощряют прямую дискуссию между сторонами, если чувствуют готовность сторон. Используют перефразирование для облегчения общения между сторонами и направленность процесса обсуждения.

    Слайд 9

    Составление и подписание соглашения Медиатор на этапе составления соглашения помогает сторонам: Детально определить решение (путь разрешения) каждой из указанных сторонами проблем, которые возникли в результате конфликта. Проверить договоренность на реалистичность (возможность сторон выполнить указанный объем работ в указанные сроки). Подготовить участников спора презентовать достигнутое соглашение третьим лицам (родителям, завучу, психологу и т.д.) в случае, если есть такая необходимость. Определить будущие отношения (взаимодействие, коммуникацию) участников спора.

    Слайд 10

    Составление и подписание соглашения Соглашение должно содержать четкий план выхода из конфликтной ситуации с указанными временными рамками и распределением ответственности между участниками конфликта. Формулировки соглашения должны быть четкими и понятными участникам, а также иметь утвердительную, позитивную форму изложения.

    Слайд 11

    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Школьная медиация – мирное решение и снижение уровня насилия и проблем в школе. Медиация-путь к гармонии.



    Предварительный просмотр:

    ПЛАН РАБОТЫ

    УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

    МБОУ СОШ №8 на 2013-1014 уч.год

    Пояснительная записка

    Права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать нашим детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения.

    Уполномоченный по правам человека - это "лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за  соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц" (Энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации")

    Уполномоченный по правам участников образовательного процесса  - это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом и утвержденное Советом школы (Управляющим советом), наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации,  заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

    Цель Уполномоченного – обеспечить ребенку полное и гармоничное развитие, уважая его достоинство.

    Задачи Уполномоченного:

    • всемерное  содействие восстановлению нарушенных  прав ребенка;
    • оказание  помощи родителям в трудной  жизненной ситуации их детей,  в регулировании взаимоотношений  в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни;
    • обеспечение  взаимодействия семей, учителей  и детей по вопросам защиты  прав ребенка;
    • содействие  правовому просвещению участников  образовательного процесса;
    • обеспечение  гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.

    Месяц

    Мероприятие

    Сентябрь  

    1) Ознакомление участников образовательного процесса с правилами школьной жизни:

    - оформление стенда «Уполномоченный по правам ребенка в школе».

    - проведение классных часов в 5-х и в 10 классе;

    2) Организация на сайте школы странички «Правовой всеобуч»;

    3) Согласование работы с заместителем директора по ВР.

    Октябрь

    1) Разработка материалов к тематическому родительскому собранию по правилам школьной жизни;

    2) Ознакомление с изменениями в законодательстве в области образования (информация на стенде).

    Ноябрь

    1) 16.11.- День толерантности. Стенд «Россия для русских?» (стенд);

    2) Декларация прав человека (информация на стенде);

    3) Социальный опрос родителей о качестве преподавания в школе;

    4) Конвенция о правах ребёнка (информация на стенде)

    Декабрь

    1) 10.12.-проведение акции «Открытый микрофон»;

    2) Результаты «Открытого микрофона» (информация на стенде).

    Январь

    1) Ответственность ребёнка в соответствии с российским законодательством (информация на стенде).

    Февраль

    1)  Правила поведения в кризисной ситуации (информация на стенде);

    2) Разработка материалов к  тематическому родительскому собранию «Ответственность родителей в российском законодательстве».

    Март

    Работа по запросам учащихся учителей, родителей (законных представителей).

    Апрель

    1) Отчёт о деятельности Уполномоченного

    Май

    1) Работа над перспективным планом деятельности Уполномоченного на новый учебный год.

      Деятельность Уполномоченного по правам с сентября по май:

    1) Работа с персональными обращениями участников образовательного процесса;

    2) Консультации по правовым и социальным вопросам;

    3) Работа с обращениями

    Resource id #3460


    Предварительный просмотр:

    Классный час на тему: «День правовой помощи детям».

    Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей

    Задачи:

    • ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
    • обучение основам юридических знаний;
    • развитие коммуникативных навыков;
    • воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу;
    • раскрытие творческих способностей ребенка.

    Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игры.

    Ход классного часа

    1. Вступление

              20 ноября - Всероссийский день правовой помощи детям. Он проводится во всех субъектах РФ в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Эта акция пройдет под эгидой Минюста и Минобразования России, а также Ассоциации юристов России.

           Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых.

    В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

            20 ноября 1959 года была принята первая Декларация прав ребенка, которая провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и т.п.

           Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми силами содействовать их осуществлению.

           Всемирный день ребенка имеет свой флаг. На зеленом фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей – желтая, красная, белая, синяя и черная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость и разнообразие. Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым символом  нашего общего дома.

             Учитель: Ваши родители  мечтали о появлении на свет ребёнка. И ваше рождение для них – самое важное и счастливое событие в их жизни. Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

            Ученик: В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Дети были бесправны, а у младенцев даже отнимали главное право каждого человека – право на жизнь. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром. Это еще очень недавно!
            В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» — Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.

            В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». Как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?

            В конце XIX — начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка.
             1948г. – ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

            1952г. – ООН приняла декларацию прав ребенка (10 статей).

            В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

            Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

            Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

            1979 – 1989гг. – разработка Конвенции о правах ребенка.

            20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

            Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

            15 сентября 1990г. – Конвенция о правах ребенка вступила в силу на всей территории СССР.

            Учитель: Посмотрите, какой долгий путь прошло человечество к пониманию, что дети - тоже люди.

            Ученик:

            Чтобы сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, объединим их в отдельные группы по общности содержания:

    I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

    II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

    III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

    IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

    V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

    VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

            В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

            Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

            Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

            Учитель: Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права соблюдались?
    Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.

            Ученик:

    Если вы родители –
    Ласкатели,
    Хвалители,
    Если вы родители –
    Прощатели,
    Любители,
    Если –
    Разрешатели,
    Купители,
    Дарители,
    Тогда вы
    Не родители,
    А просто
    ВОСХИТИТЕЛИ!
    А если вы родители –
    Ворчатели,
    Сердители,
    Если вы родители –
    Ругатели,
    Стыдители,
    Гулять не отпускатели,
    Собакозапретители,
    То – знаете, родители,
    Вы просто
    КРОКОДИТЕЛИ!
    М.Шварц.

            Учитель: Ответственность по защите прав ребёнка возлагается и на государство.
            В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.

            Поэтому понятно, что необходимо и детям, и родителям получить знания в области прав ребенка. Очень важно уметь отстаивать свои права.

            Учитель: Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

            Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

            Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

            Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

            На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

    Ложный звонок

    Ребята инсценируют правонарушения.

            Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:

                    – Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

            Ведущий зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ...

            Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

            Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции.

    Нанесение побоев

            К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

            Ведущий зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

            – Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?

            – В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

    Порча чужого имущества

    На перемене:

    – Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

    – Не дам, он новый, только вчера купили.

    – Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

    Выбрасывает телефон.

            Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.

    Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.

    Угроза «болтовней»

            

    В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:

    – ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

            Ведущий оглашает приговор: по ст. 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

    Оскорбление

    Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:

    – А ты ...

    – А ты сама ...

    Ведущий: ст. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

    Осквернение зданий и транспорта

    В класс вбегают мальчишки:

    – А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

    – Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

    – Клево, вот люди порадуются!

    – Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

    Пишут.

            Ведущий зачитывает: ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

            А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

            Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

            Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

    Уважай чужие права!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае

    Данные об Уполномоченном по правам ребенка в Алтайском крае....

    План работы Уполномоченного по правам ребенка 2013-2014

    Цель Уполномоченного: обеспечить ребенку полное и гармоничное развитие, уважая его достоинство.Основные задачи Уполномоченного:Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;Оказание помо...

    План работы уполномоченного по правам ребенка в школе.

    Годовой план работы Уполномоченного ....

    Уполномоченный по правам ребенка

    Уполномоченный по правам ребенка...

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА ГБОУ ШКОЛЫ №1847

    Должность Уполномоченного по правам человека в городе Москве учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Упо...

    Положение об уполномоченном по правам ребенка в рамках ГБОУ Школы №1847 САО г.Москвы.

    Положение определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в рамках образовательного учреждения, его статус, компетенцию, а также иные вопросы е...

    План работы школьного уполномоченного по правам ребенка в 2015 - 2016 учебном году

    План работы школьного уполномоченного по правам ребенка в 2015 - 2016 учебном году...