«Игровые технологии как один из способов организации деятельности на уроке литературы в 5-6 классах»
статья (5 класс) по теме

Бондарь Ольга Евгеньевна

Статья была подготовлена в целях обобщения опытом на районном МО учителей русского языка и литературы по теме  «Новый взгляд на уроки русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС». В ней рассказывается о том, как заинтересовать обучающихся на уроках литературы при помощи игровых технологий и ИКТ.  Предлагается небольшая разработка  викторины  по теме "Устное народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_stati_vystupleniya_2013g._v_internet.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема статьи «Игровые технологии как один из способов организации  деятельности на  уроке литературы в 5-6 классах».

                                      Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинг

        Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

          К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Я использую их  на своих уроках литературы.

         Игровые технологии я использую в основном в 5-6-х классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новых предметов. Моя задача: сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне  приходится решать такую задачу почти каждый день.    Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, имеют девиантное поведение, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Итак, игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Но и увлекаться играми тоже не стоит. Они уместнее всего в 5–7 классах, что соответствует возрастной психологии.

Игровые формы, которые я использую на своих уроках: урок- ролевая игра, урок- аукцион,  урок-викторина, урок- КВН, урок- концерт.

Пользуется успехом урок-концерт. Он является итоговым в каждом разделе. Требует большой подготовки.   Дети любят выступать, инсценировать сценки, рассказывать стихотворения наизусть, показывают свои презентации, иллюстрации. На такие уроки я приглашаю родителей учащихся и коллег. На уроке литературы по сказкам  я провожу   урок-аукцион. Например,  учащимся даются слова и к ним несколько эпитетов, нужно выбрать самые подходящие: «девица- красная», «молодец добрый», «море- синее», «тучи черные», «лес дремучий».

Варианты использования игровых технологий на уроках литературы.

         На уроках  я использую   кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы.

   Учащимся нравится, когда проходят на уроках инсценировки небольших эпизодов (заранее подготовленные и экспромтом), викторины, КВН, конкурсы чтецов и презентаций.

На уроках обучающиеся создают словесные портреты героев, сочиняют сказки,  стихи, готовят вопросы к викторинам. Затем я выбираю лучшие вопросы и по ним провожу викторины. За активное участие дети получают жетоны. Мы вместе   совершаем заочные экскурсии и путешествия во времени и так далее. Все  виды работы проходят как индивидуально, так и по группам.

         Во время изучения устного народного творчества я проводила игру:  «Назови сказочный персонаж и сказку, в которой он присутствует».

 При изучении творчества А.С.Пушкина я провела викторину: «Угадай сказку А.С.Пушкина    по иллюстрации».

На итоговых уроках по разделам я провела игру: «Назови героя по заданному  описанию».

Можно провести викторину: «Назовите писателя  и его  произведение, которое вы читали или знаете».

                                        Викторина  по русскому народному фольклору                                 

Класс делится на три команды, дать название командам, выбрать капитана.

I конкурс   «Загадки».

 Каждая команда получает загадки, нужно отгадать их как можно быстрее.

Подсчитывается правильное количество ответов.

1) Полон хлевец белых овец (зубы).

2) Два брюшка- четыре ушка  (подушка).

3)Сидит барыня в ложке, свесив ножки   (лапша).

4)Одну меня не едят, а без меня мало едят (соль).        

5) По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет (свинья).

6) Бел как снег, надут как мех, на лопатах ходит (гусь).

7) Не огонь, а жжется (крапива).

8) Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь (репа).

9) Стоит Егорка в красной ермолке; кто не пройдет, всяк поклон отдает (земляника).

10) Живет в лесу- ухает как разбойник; люди его боятся, а он людей боится  (филин).

11) Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо).

12) Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется (солнце и месяц).

13) Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала (облако).

14) Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

15) Стоит село, все заселено, по утрам петухи поют, а люди не встают (кладбище).

16) Без чего человеку жить нельзя?  (без имени)

17) У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море (тень).

18) Махнула птица крылом, покрыла весь свет одним пером (ночь).

II конкурс  «Сказки».

Угадайте героев сказок:

1) Я добрый, если ко мне хорошо относиться, люблю добрых, послушных, трудолюбивых людей. За их трудолюбие я одариваю их дорогими подарками, драгоценными камнями, шубами, золотом, серебром. А злых людей я награждаю косточками и простыми камнями. Живу в тереме, часто гуляю по лесу. (Морозко)

2) Я на вид невзрачный, небольшого роста с длинными  ушами. Когда я бегу по земле, она дрожит, из ушей пламя, из ноздрей дым столбом валит. Я помогаю совершить добрые поступки. (Сивка-бурка)

3) Я люблю свою дочь, а падчерицу нет. Для своей дочери я готова идти на все, я не заставлю ее работать. (Мачеха)

4) Я маленькое, вкусненькое. Дед меня бил, баба била. А разбило маленькое глупое животное. (Яйцо)

5) Я люблю прохладное место. Я красива, стройна, но бледна. Помогаю отцу и матери, но весной, летом в жару мне плохо. Подруги меня сторонятся. (Снегурочка)

6) Я выбрал жену, не видя ее лица. Когда я женился, сильно расстроился. Но потом оказалось, что моя жена самая лучшая и умная хозяйка, она готовит, шьет, вышивает, отгадывает самые сложные загадки. Я спас ее от Кащея Бессмертного.  (Иван царевич)

Назовите, из какой сказки эти фразы?

1) Пришел старик домой, приказал своей старухе блины состряпать. Старик сел на пол и велел ставить сковороду себе на лысину.  «Солнце, месяц и ворон воронович»

2) Ведьма тотчас обернулась княгинею, нарядилась в ее платье. «Белая уточка»

3) Совсем бы готово, только б маслом сдобрить! Баба принесла ему масла. «Каша из топора»

III конкурс «Пословицы».

1)Поспешишь- людей насмешишь.

2) Родимая сторона- мать, чужая- мачеха.

3) Что посеешь- то и пожнешь.

4) При солнышке тепло- а при матери добро.

5)Не спеши языком- спеши делом.

6) Двое пашут- а семеро руками машут.

7) Где кто родится- там и пригодится.

8) Бог высоко, а царь- далеко.

9) Ученье- свет, а неученье- тьма.

10) Под лежащий камень- вода не течет.                                                                

11) Терпенье и труд все перетрут.

12) Старый друг лучше новых двух.

13)Друг познается в несчастье.

14) Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь.

15) За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

IV конкурс  «Театр».

Разыграть небольшую народную сказку.

1) «Репка»;

2) «Колобок»;

3) «Курочка Ряба».

 Придумайте сказку по рядам . Пример зачина В некотором царстве…(один сказал, другой продолжил. И так все по одному придумали сказку).

V  конкурс   «Аукцион эпитетов».

Подобрать   подходящие  эпитеты к словам:

дороженька- столбовая,

девица- красная,

молодец- добрый,

море- синее,

поле- чистое,

тучи- черные,

лес- дремучий,

трава- шелковая,

луга – зеленые.

VI конкурс «Угадай значение устаревшего слова»:

балакать- говорить,

гой еси- будьте здоровы,

чеботарь- сапожник,

живот- жизнь,

горазд- умел, ловок,

зыбка- колыбель.

VII конкурс «Угадай героя»

 Инсценировка мимикой в персонажа какого-то героя (загадывает команда, другие команды отгадывают).

VIII конкурс «Придумай пословицу»

 Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, использование игровых технологий на уроках литературы показывает, что у обучающихся:

  • приподнятое настроение;
  • присутствует дух соперничества, состязательства;
  • конкуренция;
  • возникает желание включиться в работу;
  • желание победить;
  • умение анализировать ответ одноклассника;
  • обсуждение результатов (рефлексия);
  • улучшение успеваемости по литературе;
  • новые знания;
  • Следовательно, повышенный интерес к предмету.

      По данным проведенных анкет, бесед с родителями, можно сделать вывод, что вырос интерес детей к литературе, дети больше читают, не стесняются высказывать свои мысли, у них становится более развитая речь,  рассказывают стихотворения наизусть более выразительно. К сожалению,  не все так гладко, но надо продолжать эту работу. Учащихся надо подготовить так, чтобы в старших классах они были успешнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии – как один из видов социально-педагогических технологий

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценно...

«Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»

как могут помочь проектные технологии в условиях перехода на ФГОС...

"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов"

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Выступление на семинаре учителя технологии Берчука Юрия Георгиевича по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическ...

Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".

В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...

Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».

Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...