«Новые методологические подходы к обучению»
статья по теме

Рясько Марина Николаевна

Ключевыми понятиями будут деятельность, понимание, цели, образование, технологии. А говоря научным языком, я собираюсь передать вам фактуальное и концептуальное знание для формирования  критическогомышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_metodologicheskie_podkhody_k_obucheniyu.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Новые методологические подходы к обучению»

в рамках реализации методической темы центра образования

«Отслеживание результатов обученности в классах с очно-заочной формой обучения.

Анализ и самоанализ деятельности учителя»

     

     Первое, что я хотела бы сделать, уточнить тему . Корректнее будет сказать не новые, а обновленные методологические подходы к очно-заочному обучению.

     Сегодня я не назову вам эти обновленные формы с тем, чтобы завтра вы начали опробировать их на практике. Цель своего выступления я сформулировала следующим образом: заронить сомнение на предмет целесообразности конкретной моей деятельности, создать предпосылки к изменению понимания целей и задач современного образования и, может быть, как следствие этого сомнения – начать поиск новых для себя форм организации совместной с учащимися деятельности. Ключевыми понятиями будут деятельность, понимание, цели, образование, технологии. А говоря научным языком, я собираюсь передать вам фактуальное и концептуальное знание для формирования у вас критического, а может быть, и научного мышления.

     План моего выступления таков:

  1. Изменение ситуации в информационном мире – изменение роли учителя в образовательном процессе;
  2. Главная цель образования – развитие интеллекта;
  3. Формы мышления;
  4. Личностно ориентированный подход к образованию;
  5. Понятие методологии в образовании;
  6. Инновация и новшество.

  1. Задача традиционной школы состояла в том, чтобы передать ученику сумму знаний по каждому предмету и в лучшем случае добиться усвоения этих знаний. Учитель был основным источником и транслятором знаний, и авторитет его был непререкаем.

     Ситуация в информационном мире изменилась. Знание стало общедоступным, и часто учитель обладает меньшей суммой знаний в определенной области, чем ученик. Следовательно, авторитет учителя как основного источника знания резко упал, необходимость трансляции знаний ученик        учитель стала менее актуальной. Отсюда следует, что изменилась и задача школы.

    2.   Главной целью образования стало развитие умственных способностей, развитие интеллекта. Школа перестала быть информирующей структурой, изменилась задача, стоящая перед школой, - изменились и задачи, стоящие перед учителем.

     Что же должен сделать учитель сегодня? Не сообщить сумму знаний, а сформировать научное знание, реализующее три познавательные функции языка:

- описательную (способ представления в языке фактуального знания, для регистрации точности которого используются термины, определения);

- объяснительную (способ использования фиксированных языковых средств, высказываний, для объяснения процедур обоснования);

- прогностическую (представление концептуального знания, где прогноз – предположение о будущих событиях на базе имеющегося знания).

     Задача прогноза – ответ на вопросы «что отсюда следует?», «что будет, если выполнить условия?».

  1. Если задача школы состоит  в развитии интеллекта, посмотрим, какое мышление мы формируем. Существует три типа мышления, относящиеся к сознательной области (есть еще и бессознательная область с интуитивным и гипотетическим типами мышления, но школа работает в сфере сознательного).
  1. Фактологическое мышление, где знание рассматривается как форма проявления интеллекта. Это мышление робота. Обладатель этого типа мышления реализует коммуникативную функцию языка. Часто именно такое знание формировала советская школа, из которой большинство из нас вышло. Я не оспариваю достоинств советского образования. При определенных условиях из школы выходил человек, снабженный суммой знаний в различных областях, способный решить любой кроссворд.

     К сожалению, многие из нас и сегодня основную задачу школы видят в том, чтобы дать фактуальное знание по своему предмету, забывая о том, что образование – это то, что остается после того, когда все остальное забыто.

     Никто не в состоянии заставить учителя в одночасье перестроить систему преподавания и сделать ее работающей на формирование критического и научного мышления. Для того чтобы началось движение в нужном направлении, необходимо внутреннее убеждение каждого из нас в пользе этого движения. А для этого на основании нашего собственного знания по педагогике и методологии должно сформироваться, как минимум, критическое мышление.

  1. Критическое мышление – это знание и понимание того, что узнано. В педагогической среде оно присуще тем, кто хорошо знает свой предмет. Эти педагоги используют и коммуникативную, и аргументативную функции языка, ничего не принимая без доказательств, без оснований. Обладающие критическим мышлением способны обнаруживать связи между явлениями и событиями, видеть причины их возникновения.

     В начальной школе преимущественно формируется фактологическое мышление. Форма интеллекта – знание (узнавание). Доля критической информации составляет 1 часть от 3 частей фактуального знания, концептуальное знание в начальной школе фактически не формируется.

     В основной школе доли фактуального и концептуального знания равны, т.е. все, что знаю, могу объяснить.

     Так должно быть. Но в действительности концептуальное знание подменяется фактуальным (сделал, а как, объяснить ученик не может; выучить можно  даже объяснение, не понимая его). При этом мы продолжаем наращивать собственно фактуальное знание – увеличивается количество предметов, объем текстов в параграфах становится больше, книги, содержание которых надо знать, толще.

     К средней школе мы приходим с суммой знаний фактуального характера, со слабым или отсутствующим концептуальным знанием. В нашей школе это особенно хорошо видно. А задача средней школы состоит в том, чтобы продолжить формирование на основе фактуального и концептуального знания научного мышления.

  1. Научное мышление – знание       понимание      прогнозирование.

Типы мышления:

Уровни обучения

Фактологическое мышление

Критическое мышление

Научное

мышление

Начальная школа

3

1

1

Основная школа

3

2

2

Средняя школа

3

3

3

  1. Сегодня «образовать» человека не значит сформировать его, воспитать в традиционном смысле слова. Задача учителя, через  которого реализуются задачи школы, состоит в том, чтобы развить в человеке механизм самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

     В связи с этим нам не уйти от личностно ориентированного образования.

     Компонентами такого образования являются

Ценностный (аксиологический) – введение учащегося в мир ценностей, помощь в выборе личностно значимой системы ценностей;

Познавательный (когнитивный) – обеспечение учащегося научными знаниями о человеке, культуре истории, природе, ноосфере как основе духовного развития;

Деятельностно-творческий – формирование у учащегося навыков разнообразной деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности;

Личностный – познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, формирование, совершенствование нравственной позиции.

     Таким образом, обновление содержания образования – это не изменение учебных программ, переход на новые ФГОСы, или не только это. Обновление содержания – это прежде всего гуманизация, очеловечивание воспитательных отношений, признание в ученике личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуальности.

     О личностно ориентированном подходе мы говорим последние 10 лет. Школа реализовывала этот вопрос как методическую тему, проводила семинары, учителями посещались районные и городские мероприятия по этой проблеме.

     Но никакие изменения невозможны, пока в наших головах фактуальное и концептуальное знание не станет основой хотя бы для критического мышления.

     Значит, первая задача, связанная с достижением основной цели образования – развития интеллекта,  лежит в плоскости изменения своего собственного сознания. От решения ее зависит дальнейшее движение к достижению целей, стоящих перед современной школой.

     А теперь пофантазируем!

     Наше сознание изменилось, критическое с элементами научного мышления – это наше мышление в противовес фактологическому – это наше мышление. И вот с обновленным мышлением мы подходим к организации очно-заочного обучения.

  1. Разберемся с понятием «методология». Это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. По прошествии лет мы забыли, что без логико-информационной корректности достижение главной цели образования невозможно. Критерии логико-информационной корректности нам хорошо знакомы:
  • Ясность и полнота информации;
  • Точность информации;
  • Последовательность информации;
  • Доказательность информации.

Обязательными условиями корректности является

  • Условие учета контекста;
  • Условие формирования целевой установки.

     Необходимо перед каждым уроком задавать себе вопрос: зачем я иду сегодня в этот класс? какова моя цель? часто эта цель не только не озвучена – она не ясна самому учителю. Из трех целей – обучающей, воспитательной и развивающей – у нас основной является обучающая. Хорошо, если в конце урока, консультации звучит «чему научились?», «что нового узнали?». Но современное образование и в вопрос целеполагания вносит коррективы. На первое место выходит развивающая цель (какие навыки приобретены для их дальнейшего использования?). На втором месте оказывается воспитательная цель (что приобрела лично моя система ценностей, меняется ли моя ценностная ориентация?). А вот на третьем месте оказывается обучающая цель (для чего будет использоваться полученная информация?)

     Учительская беда состоит в том, что мы сами много знаем о…, а не для. Учителя с опытом, пусть даже с небольшим, знают, что самое простое – дать урок-лекцию, отговорить 40 минут, часть материала дать под запись, как будто не существует вообще учебников, справочной литературы и др.информационных ресурсов. Предвижу возражение: «А они не читают учебников!» потому и не читают, что не видят в этом необходимости.

     Мы редко задумываемся: вся ли информация необходима. К сожалению, мы сами не умеем оптимизировать информацию, в институте этому не учили, самообразованием по данному вопросу мы не занимались. В результате обилие ненужной информации (да еще и при том, что речь некоторых учителей не отличается грамотностью и связностью) обрушивается на головы учащихся.

     Систематизация информации (урок должен быть вписан в систему уроков – это тоже из советской школы) выглядит предельно просто: первичное освоение материала – подведение промежуточного итога – закрепление – подведение промежуточного итога – подведение основного итога.

     Без этого минимума, касающегося логической организации учебного процесса, сам учебный процесс невозможен.

     Все сказанное выше имеет отношение к структуре и логической организации обучения.

     О методах и средствах деятельности мы неоднократно говорили на наших методических семинарах, поэтому я скажу лишь то, что главный признак всех современных методов – активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

     Только очень талантливый учитель-лектор в состоянии своим возвышенным словом зажечь в слушателях желание пойти дальше, узнать что-либо самостоятельно. А учитывая, что наши ученики приходят в школу после работы, из семьи, в это вообще верится с трудом. Пассивное слушание наших учащихся на групповых консультациях – деятельность с крайне низким коэффициентом полезного действия. Осознание результата своего труда напрямую связано с пересмотром принципов организации деятельности учащихся и своей собственной деятельности.

     Понятие «средства обучения» используется в двух значениях:

- в широком – это все, посредством чего достигаются образовательные результаты (содержание, методы, виды деятельности);

- в узком – совокупность предметов и произведений духовной и материальной культуры, привлекаемых для педагогической работы (учебники, наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, историческая, художественная, научно-популярная литература, произведения музыкального и изобразительного искусств, СМИ, технические приспособления, ЭОР).  Чем метод отличается от средства? Если метод – то как? Если средство – то чем? (см.Приложение). Технология – это

- совокупность приемов и методов, применяемых педагогом в процессе обучения;

- описание и процедура реализации педагогического процесса (см.Приложение).

  1. Сегодня мы постоянно слышим «инновационная система образования», «инновационные технологии». А что же это такое? Из инноваций мне на ум приходит лишь дистанционное обучение, да и то инновационно оно в масштабе государственной образовательной системы, в других же структурах оно давно перестало быть инновацией.

     Разведем понятия новшество и инновация.

     Инновация – создание нового, целенаправленное изменение системы, в основе ее лежит противоречие между старой деятельностью и новыми технологиями. Инновация обнаруживает  себя лишь в образовательной практике, т.е. инновации в педагогике направлены в будущее и поэтому требуют более тщательного экспертного подхода, т.к. результат виден не сразу.

     В результате инновационной деятельности должен появиться абсолютно новый продукт, новый тип, новая форма общественной практики. Таким образом, инновационная технология на сегодняшний день одна – дистанционное обучение, т.к. реализуются 4 обязательных условия инновационной деятельности в образовании:

  1. Деятельность в пространстве вполне определенной социальной практики;
  2. Деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только становящихся норм практики, либо несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям;
  3. Деятельность эта имеет культурный вектор, и опыт осуществления становится доступным другим людям;
  4. Организационно-управленческое нововведение закреплено нормативно.

Традиция         инновация        институция

     Никто не требует  от нас создания инноваций (внедрение – да, когда инновация стала институцией, т.е.закрепилась в документах). Классно-урочная форма организации обучения, придуманная Я.А.Коменским, тоже когда-то была инновацией. Но «освежать» свою деятельность все же стоит. А для этого существует новшество. Главное его отличие от инновации в том, что имеет субъективный характер.

     Новшество – все, что является новым для образовательного процесса. Для меня семинар – традиционная форма, для кого-то – новшество.  Излюбленная теперь форма презентации не инновация и даже не инновационная технология. Результат внедрения инновации – изменение системы, получение нового образовательного продукта.  Новшествами могут быть работа над проектом, тот же семинар, конференция, для кого-то работа в группах постоянного и переменного состава, деловая игра, творческая мастерская. Даже названные технологии не имеют ничего общего с лекциями, которые льются на наших групповых занятиях. При этом нужно помнить, что розданные учителем и прочитанные по листочкам сообщения на уроке – это не семинар, а посаженные в круг ученики – это не круглый стол, а сделанные во время рисунки – еще не творческая мастерская. Данные традиционные технологии могут перейти в разряд инновационных только в том случае, если в результате их применения есть изменения отношений между учеником и учителем на отношения, поддерживающие развитие ученика.

      Возвращаясь к цели, которую я ставила, хочу еще раз сказать: только осознание необходимости изменений своей деятельности каждым из нас может вывести нас на новый уровень в педагогической практике. Пока этого не произошло, никакие директивы и приказы о внедрении новых подходов к работе, инновационных технологий не в состоянии заставить учителя измениться, изменить направление вектора своей деятельности.

Литература;

Логико-информационный подход как методологическая основа процесса обучения: научно-методические материалы под общей редакцией К.В. Романова, Н.Н.Тебеньковой.

СПб.:СПб АППО,2012г

Технология развития критического мышления     И.В. Муштавинская. Издательство КАРО,

СПб, 2009г

Мониторинг школьного образования: проблемы и решения.   А.Е.Бахмутский. Издательство КАРО,

СПб, 2007г

Рясько Марина Николаевна,

учитель  математики

      Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

     центр образования №170 Колпинского района Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные методологические подходы к организации и проведению массовых мероприятий в образовательных учреждениях"

Тематика городских семинаров по теме "Организационно- массовая работа". План работы....

методологические подходы к обучению

Деятельностный подход, компетентностный подход, исследовательский и другие...

Методологические подходы к исследованию

Презентация к выступлению о методологических подходах к педагогическому исследованию...

Обоснование методологических подходов в специальной подготовке пловца.

Обоснование методологических подходов в специальной подготовке пловца....

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС

Принципы и приемы проведения современного урока...

Методическая разработка Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам (прием и передача мяча) на этапе начальной подготовки (первый год обучения)

В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым осн...