Работа с учащимися по преодолению психологических трудностей восприятия текстов заданий ГИА и ЕГ по математике.
методическая разработка (9 класс) по теме

В процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА учащиеся испытывают немало психологических трудностей. Проанализировав причины этих трудностей, я предлагаю некоторые приемы работы учителя во время уроков. С помощью данных рекомендаций можно научить детей правильно воспринимать тексты заданий, анализировать их, выявлять главное и отбрасывать несущестсвенное. Данных приемы помогают снижать чувство страха перед экзаменом, понижать уровень тревожности, создавать правильные психологический настрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с учащимися по преодолению психологических трудностей восприятия текстов заданий ГИА и ЕГ по математике.

Лысенко Светлана Анатольевна, учитель математики

Новая форма итогового контроля ставит перед преподавателями сложные задачи. Главной проблемой является проблема развития самостоятельности мышления, воспитания личности, способной к инициативе, творчеству. Математику очень многие дети считают трудным предметом, а любят ее только те ученики, которые умеют решать задачи.

Но экзамен по математике обязаны сдавать все ученики, поэтому у учителя нет возможности заниматься только с теми детьми, которые этого хотят, он обязан подготовить к экзамену всех.

Одним из главных моментов подготовки к ГИА является умение читать и понимать текст задания. Несколько лет выпускники девятых классов сдают экзамен в новой форме.

Анализ результатов ГИА выявляет ряд важных причин, из-за которых дети не могут успешно сдать тестирование:

Причины

Примеры заданий из тестов

1. Соединение простого задания (например,  сравнить и упорядочить десятичные дроби) со сложным контекстом задачи, который не позволил многим разобраться в фабуле этих заданий. В результате с задачей справились примерно 65 % выпускников.

В таблице приведены нормативы по бегу на 60 м для учащихся 9 класса. Оцените результат девочки, пробежавшей эту дистанцию за 9,35 с.

Мальчики

Девочки

Отметки

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

Время, с

8.5

9.2

10.0

9.4

10.0

10.5

1) Отметка “5”

2) Отметка “4”

3) Отметка “3”

4) Норматив не выполнен

2. Неумение сосредотачиваться и удерживать внимание, когда в задании требуется дать ответ не на единственный вопрос, а два – три независимых вопроса, сделать два – три независимых умозаключения.

Три последовательности, среди которых есть арифметическая прогрессия и геометрическая прогрессия, заданы несколькими первыми членами. Укажите для каждой последовательности соответствующее ей утверждение.

Последовательности

А) 1; 2; 4; 8; …

Б) 1; 1/2; 1/3; 1/4; …

В) 10; 7; 4; 1; …

Утверждения

1)Последовательность является арифметической прогрессией

2)Последовательность является геометрической прогрессией

3)Последовательность не является ни арифметической прогрессией, ни геометрической

3. Вызывают затруднения задания, в которых требуется интерпретировать условие, переходить с одного математического языка на другой, например, с графического на аналитический и наоборот.

1. Выберите промежуток, который целиком входит в множество решений двойного неравенства.

-3 < x+2 < 4

А) [-6; -4]

Б) [-4; 2]

В) [-4; 0]

Г)  [0; 2]

2. По графику линейной функции y = kx + b определите знаки коэффициентов k и b.

А) k < 0 и b < 0                                            

Б) k < 0 и b > 0                                          

В) k > 0 и b < 0                              y                                      

Г) k > 0 и b > 0                                                                  

                                                                                              x

4. Беда еще заключается в том, что большинство современных детей, к сожалению, либо не читают совсем, либо читают мало, медленно, чаще всего из – под палки. Часто в задачах они просто не знают значения некоторых слов, испытывают страх перед длинным текстом. Поэтому такие задания они даже не берутся выполнять.

Катер проходит расстояние между пристанями за 30 минут. Лодка проходит этот же путь со скоростью в 3 раза меньшей, а теплоход – в 2 раза большей, чем катер. Укажите время, за которое проходит каждый из них расстояние между пристанями.

   Катер                           Лодка                  Теплоход

 10 мин       15 мин       30 мин       60 мин       90 мин

5. Некоторые задания прочитываются невнимательно, не до конца, пропускаются слова в текстах заданий. Следовательно, выбираются неверные варианты ответов.

Пусть число a отличается от числа 9,6 не более, чем на 0,4. Какое из значений не может принимать а?

А) 9,5

Б) 9,3

В) 9,29

Г) 9,1

Продавец утверждает, что масса растительного масла в бутылке отличается от массы 61 л не более, чем на 2%. Какое из значений массы не удовлетворяет этому утверждению?

А) 1010 мл

Б) 980 мл

В) 995 мл

Г) 975 мл

Воду в чайнике вскипятили и оставили охлаждаться. Изменение температуры воды через каждые 5 мин показано на графике. Через сколько минут температура понизилась на 40 градусов?

А) через 5 мин          

Б) через 10 мин

В) через 20 мин

Г) через 30 мин

Эти примеры показывают, что очень многие причины носят психологический характер. Для успешной сдачи экзамена нужно, чтобы ученик к этому моменту не только знал правила, алгоритмы, способы решения задач, но и обладал необходимым уровнем развития таких индивидуальных психологических качеств как:

  1. Оперативность деятельности (время)
  2. Точность мышления
  3. Аккуратность
  4. Собранность
  5. Переключаемость
  6. Ответственность
  7. Внимательность
  8. Работоспособность
  9. Уверенность в своих силах

Развить эти качества невозможно за два – три месяца, которые отводятся на подготовку к экзамену. Опытный педагог понимает, что подготовка к ГИА –  это не просто “натаскивание” учеников на решение типовых заданий из тестов. Без сформированного прочного теоретического фундамента и практических умений никакое “натаскивание” не поможет в выборе предлагаемых ответов.

 Готовить школьников к экзамену надо начинать с самых первых уроков, т.к. главной целью работы учителя была и остается: дать учащимся прочные знания, научить их анализировать, исследовать, выбирать оптимальный способ решения задачи, логично излагать это решение.

Задача – важнейший инструмент в работе учителя математики. Для полноценной работы над задачей ученик должен уметь:

  1. Хорошо читать и понимать смысл прочитанного.
  2. Анализировать текст задачи, выявляя ее структуру и взаимоотношения между данными и искомыми.
  3. Правильно выбирать и выполнять арифметические действия.

В своей работе учитель ежедневно сталкивается с проблемой, когда дети не понимают, казалось бы, простых текстов: задач, заданий к упражнениям, вопросов учебника. Не вдумываясь в смысл прочитанного, а очень часто вовсе не читая текст, дети методом случайной выборки выискивают в тексте наиболее понятные им слова: “спишите”, “решите”, “перескажите”, - те, которые чаще всего встречаются в школьных учебниках, и в соответствии с ними сами домысливают задания, стараясь для доступности придать им наиболее понятные очертания, близкие и знакомые чуть ли не с первого класса. Так ребенку понятнее, так ему привычнее.

На одном из уроков математики произошел забавный случай.

Пятиклассники решали задачу: “Как за три минуты пожарить на сковородке три котлеты, если на поджаривание одной стороны уходит одна минута, а на сковородке помещается всего две котлеты?” После прочтения задачи учитель спрашивает: “Что требуется узнать в задаче?” Поднимается первая рука: “Елена Яковлевна, здесь спрашивается, сколько котлет можно пожарить за три минуты?” Тут же поднимается вторая рука: “А, здесь спрашивается, за сколько минут можно пожарить все котлеты?” Третья рука: “А, понял! Догадался! Елена Яковлевна, нас просят узнать, что можно поджарить на сковородке за три минуты!”

 Таких “веселых” случаев, к сожалению, в школе очень много. Конечно, невольно становится смешно, когда дети, не понимая прочитанного, допускают подобные ляпы, но ведь этот горький смех возникает из-за наших учительских недоработок, ошибок, а подчас и профессиональной неготовности учить современного ученика воспринимать текст.

Бегло читать любой ребенок рано или поздно научится, но секрет успеха состоит не в скорости прочтения, а в понимании текста. Понимание текста идет не через чтение, а через обсуждение прочитанного. Если ребенок привыкнет к критическому анализу, то он будет не только читать, но и сам себе задавать вопросы, включать фантазию, рисовать живые образы, развивать воображение, которое в итоге приведет к самостоятельности мышления, к способности давать собственную оценку происходящим явлениям.

Задача – это один из самых распространенных текстов в школе, и решение во многом состоит в умении ее понять. Очень часто, чтобы понять задачу, необходимо в глазах ребенка оживить ее, сделать личностно значимой. Что же это значит?

Например, у нас задача на движение: один поезд сближается с другим. Разбор можно начать так: “Скажи, Вова, на чем ты любишь кататься в свободное от уроков время?” Двух – трех вопросов подобного плана будет достаточно, чтобы ребенок нарисовал себе картинку.

Можно вызвать двух учеников к доске и объявить их машинистами этих поездов. Если дети изобразят ситуацию, изложенную в условии задачи, то весь класс активно включается в работу по составлению  плана ее решения.

Живые образы, юмор, эмоциональная окрашенность и личностное участие в задаче облегчает ее понимание, а самое главное – учат детей не бояться работать с текстом задачи.

В этом смысле может помочь и художественная литература. На первых уроках математики в 5-ом классе я задаю детям вопрос о том, кто читал повесть Н.Носова “Витя Малеев в школе и дома”. К сожалению, в последнее время поднимается в лучшем случае 2-3 руки. Мы вместе начинаем читать девятую главу, в которой великолепно описан Н.Носовым алгоритм работы над двумя задачами.

“В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше. Одной бригаде плотников продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?” “Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки?”

Можно по-разному обыграть эту работу с книгой. В итоге мы получаем хороший образец работы с задачей, и очень многие дети начинают читать повесть от начала до конца.

Перевод языка текста на язык доступных для ребенка понятий – важная составляющая работы учителя. Снятие комплекса текста, снятие страха перед чтением – залог успеха в данной работе.

Очень часто необычное содержание условия задачи заставляет детей внимательно прочитывать текст, включаться в работу по решению по решению таких задач:

  1. В 1747 году царица Елизавета распорядилась выдать М.В. Ломоносову премию в размере 2000 рублей за посвященную ей оду. В казне были только медные деньги. Какую массу имели деньги, полученные М.В. Ломоносовым, если масса медных денег, приходящихся на 1 рубль, составила около 900 г?
  2. Масса пуговицы 2 г. Какую массу имеет один миллион таких пуговиц?

Алгоритм № 1

  1. Из условия задачи известно …
  2. По вопросу надо узнать …
  3. Объясняю выбор действия
  4. Записываю решение
  5. Считаю
  6. Записываю ответ

Алгоритм № 2 (текстовые задачи)

  1. Читаю внимательно задачу (отмечаю карандашом главные слова)
  2. Представляю (нарисую словесную картину, рисунок)
  3. Мне известно либо о неизвестном сказано…
  4. Надо узнать
  5. Объясняю выбор действия
  6. Записываю решение
  7. Считаю
  8. Записываю ответ
  9. Проверяю

Алгоритм № 3 (составная задача)

  1. Читаю внимательно задачу (отмечаю карандашом главные слова)
  2. Представляю
  3. Повторяю задачу по краткой записи
  4. Мне известно…
  5. Можно узнать…
  6. Объясняю выбор действия…
  7. Записываю решение…
  8. Ответил ли на вопрос задачи
  9. Записываю ответ

Еще очень повышает интерес детей на уроке их собственная значимость. Например, при решении задач на проценты, я всегда говорю детям, что эта задача из текстов для выпускников, а еще лучше, если выдать детям эти тесты, чтобы они почувствовали всю важность происходящего. Таких задач в тестах можно найти очень много.

Пример: Соотнесите дроби, которые выражают доли некоторой величины, и соответствующие им проценты.

А) 1/5                                           1. 4%

Б) 1/4                                           2. 50%

В) 1/2                                           3. 20%

Г) 1/25                                          4. 25%

Тут же можно вспомнить о том, что иногда скучные правила можно зарифмовать и таким образом лучше запомнить. Эти зарифмованные правила очень часто помогают сочинять сами дети.

Как дробь в проценты обратить?

Числитель на знаменатель разделить,

Их частное на сто умножим

И результат найти мы сможем!

Проценты в дробь переводили – число процентов на сто делили!

Дробь от числа хотим найти.

Не надо никого тревожить.

Нам надо данное число

На эту дробь умножить!

Если вы должны найти число по его дроби,

То на дробь вы поделите значение данной дроби!

Можно съесть кило варенья,

Закусить его соленьем,

Не бояться вражьих пуль, -

Но нельзя делить на нуль!

Десятки превратил он в сотни

А может в миллионы превратить.

Он среди чисел равноправен,

Но на него нельзя делить!

Признаки делимости.

 Знать обязательно каждому надо,

Чтоб получить без ошибки ответ:

Из натуральных разделяться на два

Четные числа, нечетные – нет.

Натуральные без всякого труда

Те лишь на три делятся всегда

У которых сумма цифр, ты посмотри,

Без остатка тоже делится на три.

О том, что не вернуть минуты вспять,

Давно по свету ходит поговорка.

А те лишь числа делятся на пять,

В конце которых нуль или пятерка.

Для активизации познавательной деятельности учащихся можно применять на уроке игровые моменты. Психологи утверждают, что игра создает необходимые условия для развития личности ученика, его творческих способностей, психологических качеств, необходимых, в том числе и для успешной сдачи экзаменов.

        Очень нравится детям игра на выбывание с мячом. Когда нужно выучить, например, таблицу квадратов или признаки делимости, то я ее всегда использую на уроке. Дети встают в круг. У одного из детей в руках мяч. Он бросает этот мяч своему товарищу и задает соответствующий вопрос. Если ответ неправильный, то тот кто поймал мяч выбывает из игры и так до последнего. В итоге дети успешно запоминают важную, но скучную информацию.

Еще один из важных аспектов работы учителя – работа с определениями текстами теорем. Очень часто бывает такое на уроках: ученик читает теорему (свойство, определение) и затем происходит следующий диалог между учеником и преподавателем:

- Я не понимаю.

- Что именно из прочитанного тебе непонятно?

- Все.

- Так не бывает. Можно не понять какое-то слово, фразу или, даже большинство слов и фраз, но что-то ты  должен понять. Давай возьмем первое предложение. Тебе понятен его смысл?

- Да, понятен.

- Хорошо, давай посмотрим на второе. Что непонятно в этом предложении?

- Да и здесь все понятно. Но не в этом дело. Я не знаю как вам это объяснить, но я просто не понимаю все в целом.

        Почему так происходит? Ученик не умеет работать со сложной информацией:

Дробить ее на многоуровневые смысловые единицы, прослеживать логически связи между отдельными частями, выделять главное, локализовывать трудности. Он не владеет речью на уровне, необходимом для того, чтобы адекватно выразить словами свое непонимание. Всему этому нужно специально учиться.

Математический текст обладает определенной спецификой. Работа с текстом по истории (географии, биологии) похожа на добычу золота – из многих тонн “словесной руды” необходимо выделить главное, т.е. нужно уметь “сжимать” текст. В математике  дело обстоит по-другому. Здесь, как правило, формулировки и доказательства теорем лаконичны и “сжаты” до предела. Поэтому важно научиться наполнять смыслом понятие, обосновывать все логические переходы.

Пример. Пропорция – равенство двух отношений. Чтобы понять это определение, ученику приходиться ответить сразу на несколько вопросов:

  1. Что такое равенство?
  2. Что такое отношение?
  3. Что такое частное?

То, что ученик что-то не понимает – это нормально, нобелевские лауреаты тоже не понимают многие вещи, но они умеют свое непонимание трансформировать в “незнание”, т.е. формулировать точные, конкретные вопросы, ответы на которые позволяют достигнуть полного (или почти полного) понимания.

        Хорошо сформулировать вопрос – это самое сложное, это даже не половина, а как минимум две трети дела. Умение правильно ставить вопросы – это ключевой момент в работе с информацией. Поэтому на уроке можно использовать и такой вид работы: прочитать текст параграфа и самим составить к нему вопросы, ответы на которые найти в тексте.

        В рекомендациях по поведению на экзамене есть совет:

Внимательно читайте условие и требование выполняемого задания. В заданиях первой части работы оценивается только ответ на поставленный вопрос.

        Если дети будут приучены работать с текстом, то выполнить данный совет им не составит труда и во время экзамена. Так же каждому ребенку пригодится памятка:

ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ

9-х  КЛАССОВ ПРИ СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА

В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

- Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

- Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста и бланк с заданием.

- Пробегись глазами по всему тесту, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.

Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

Внимательно читайте условия и требование выполняемого задания. В заданиях первой части работы оценивается только ответ на поставленный вопрос.

- Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

- Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

- Если не знаешь ответа на вопрос, или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

- Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

- Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

- Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать

глазами и заметить явные ошибки.

- Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

Напутствие выпускникам перед экзаменом!

Великая цель образования – это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог 

Если ты считаешь себя разбитым

Ты действительно разбит.

Если ты думаешь, что не посмеешь,

Значит, не решишься.

Если тебе хочется выиграть, но ты думаешь,

Что не сможешь,

То почти наверняка проиграешь.

В битвах жизни не всегда побеждает

Самый сильный или самый быстрый,

Но рано или поздно тот, кто побеждает,

Оказывается тем, кто считал себя на это способным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление технических трудностей в работе над этюдами в классе фортепиано

Исполнение на фортепиано как процесс творческий возможно лишь при технической готовности учащегося к воспроизведению нотного текста, достижения свободы владения материалом для воплощения художественно...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Цель: 1. Повысить уровень знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.            2. Выявить особенности взаимоо...

Организация коррекционной работы по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся в области математики

Низкий интеллектуальный уровень учащихся-осуждённых обусловлен семейным неблагополучием, негативным жизненным опытом, влиянием окружения. Пребывание в среде со специфической субкультурой, уголовными т...

Проект программы коррекционной работы на уроках географии в 5 классе, направленной на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ

laquo;Организация и содержание комплексной помощи детямс ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС»Коррекционная работа в курсе &l...

Организация работы учителя по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся на основе анализа диагностических процедур.

В 2019-2020 учебном году произошли изменения в ОГЭ для учащихся 9 классов. Эти материалы помогут учителю в их преодолении....

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему:-заставлять ребенка больше читать,- проводить с ним диктанты,- давать для решения дополнительные примеры и задачи....

Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие текста «Перелётные птицы»; восприятие неречевых звучаний». Для о

Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и  произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие...