Профессиональная ориентация учащихся на лабораторных и практических занятиях
статья (9, 10, 11 класс) по теме

В старших классах большое значение имеют лабораторные и практические занятия. Целями проведения лабораторных работ являются развитие и совершенствование практических, предметных, общеучебных умений и навыков поисковой и исследовательской деятельности, а также содействие профессиональной ориентации учащихся. Профессионально ориентирующую функцию при выполнении учащимися лабораторных и практических работ выполняют информационные методы и методы формирования профессиональных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фадеева Е.В.

Санкт-Петербург

Профессиональная ориентация учащихся на лабораторных и практических занятиях по биологии в профильной школе

Среднее (полное) общее образование является завершающей ступенью обучения, оно обеспечивает функциональную грамотность и социальную определенность учащихся, кроме того, способствует их профессиональной ориентации.  

Развитие побуждений личности (ее потребностей, мотивов, целей, интересов, склонностей) позволяет образовать психологическую основу сознательного выбора профессии или специальности.

При изучении биологии в старших классах большое значение имеют лабораторные и практические занятия. Целями проведения лабораторных работ являются развитие и совершенствование практических, предметных, общеучебных умений и навыков поисковой и исследовательской деятельности, а также содействие профессиональной ориентации учащихся.

Профессионально ориентирующую функцию при выполнении учащимися лабораторных и практических работ выполняют информационные методы и методы формирования профессиональных умений.

К информационным методам можно отнести устное или текстовое сообщение об особенностях содержания труда, необходимых качествах личности специалистов-биологов; сведения о современных достижениях в области биологии, истории открытий, фактах биографии известных ученых-биологов и др.; демонстрацию видео- и мультимедиа-материалов профориентационного содержания, а также  приборов и средств диагностической, научной и природоохранной деятельности.

К методам формирования профессиональных умений относится моделирование профессиональных действий биологов; выполнение профориентирующих заданий проблемного, исследовательского и творческого характера.

Для стимулирования на лабораторных и практических работах познавательного интереса учащихся к профессиональной деятельности биологов различных специальностей в полной мере можно использовать предложенную Г.И. Щукиной группу профориентирующих педагогических  воздействий: использование  проблемности  в обучении  (создание проблемных   ситуаций, познавательных коллизий, столкновение различных концепций и точек зрения); приобщение учащихся к элементам исследовательской работы (работа с научно-популярной и научной литературой, планирование и проведение экспериментов); организация творческих работ (моделирование, конструирование и т.д.) (6).

Причем, практические работы, по ее мнению, должны предъявлять требования не только к познавательным процессам, но и к двигательно-практическим навыкам и умениям учащихся (там же). Это способствует, таким образом, приобретению новых   способов познавательной деятельности: навыков измерений, вычислений, практического  использования  приборов и другого инструментария,   использования символов,   схем и т.д.

По мнению А.Б. Орлова, если развитие познавательных интересов идет нормально (то есть своевременно преодолевается разобщенность интересов и профессиональных устремлений),  то к моменту окончания средней школы у учащихся складывается вполне обоснованное профессиональное намерение (3).

Приведем примеры нескольких лабораторных и практических работ по биологии, в которые рекомендуется включить проблемные, активизирующие поисковую деятельность, профориентирующие задания: «Работа с микроскопом», «Изучение строения растительной, животной и грибной клеток под микроскопом», «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках», «Изучение микрофотографий клеток животных», «Наблюдение действия каталазы в тканях организмов при различных условиях», «Составление родословных и их анализ», «Критерии вида», «Описание фенотипов селекционных сортов растений» и др. (1, 4, 5 и др.).

А.В. Баранников в статье «Компетенции и общее образование» предлагает следующую структуру ключевых компетенций:

Исследовательские компетенции:

  1. Получение и обработка информации.
  2. Обращение к различным источникам данных и их использование.
  3. Организация  консультации с экспертом.
  4. Представление и обсуждение различных видов материалов  в разнообразных аудиториях.
  5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

По способу организации лабораторные работы целесообразно проводить группами, где соблюдается режим свободного обмена информацией. Групповая организация лабораторной работы предполагает деление класса на бригады из 3-5 человек (4-6 столов).

Каждая бригада получает перечень заданий, изложенных в инструктивной карточке. Учащиеся самостоятельно отбирают персональное задание или все задания выполняются совместно.

Одно или несколько заданий инструктивной карточки должны иметь профориентационный характер. Примером здесь могут служить проблемные задания или моделирование эксперимента по биологии.

В ходе лабораторной работы учащемуся может быть также предложно выполнить комплекс тех или иных операций и приемов, которые использует ученый при работе над научной проблемой: осознать проблемную ситуацию, сформулировать проблемный вопрос, попытаться ответить на него (т.е. сформулировать гипотезу), придумать «критический» эксперимент для проверки гипотезы.

Особую важность по окончании лабораторной или практической работы представляет обсуждение всеми учащимися класса профориентационного задания для каждой группы, ответы на которые могут предложить также учащиеся и из других групп.

По завершении лабораторной работы учащиеся должны сделать заключение о  профессиональной деятельности биологов различных специальностей. Для этого рекомендуется применять рефлексивные листы с вопросами о цели осуществления данной профессиональной деятельности; о значении соответствующей профессии или специальности в обществе; о биологических законах, знание которых необходимо для осуществления технологических процессов в данной профессиональной области; о перспективах развития биологии.

Таким образом, профориентационные задания частично-поискового и исследовательского характера позволят учащимся на практике проверить глубину и устойчивость своих побуждений, соответствие своих склонностей и способностей предпочитаемому делу.

Литература:

  1. Анохина В.С., Бурко Л.Д., Захаревская Г.И. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии: Методическое пособие. – Минск: «Беларуская Энцыклапедыя» им. Петруся Бровки, 1998. С.161, 176, 178.
  2. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 166 с, [10] с. С.13, 22.
  3. Орлов А.Б. Склонность и профессия. – М.: Знание, 1981. – 96 с. – (новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 11).
  4. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина, В.С. Михеев. – М.: Просвещение, 2002. С. 33.
  5. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя / Е.П. Бруновт, А.Е. Богоявленская, Е.Т. Бровкина и др. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с. С.119, 120, 122.
  6. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса   в педагогике. М., 1971. С.  130 – 182.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)

Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...

Профессиональная ориентация учащихся в современных условиях

Статья раскрывает сущность, а так же актуальность профессональной ориентации учащихся на современном этапе. Так же,  в данной публикации отражены некоторые проблемы и направления, ...

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

«Опыт работы по профессиональной ориентации учащихся на профессию полицейского»

Публикация по патриотическому воспитанию для учащихся в старших классах...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Профессиональная ориентация учащихся

. Определение профессиональной ориентации Анализ структуры профориентации  Подсистемы профессиональной ориентации...