Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий
статья на тему

Людвиг Светлана Владимировна

 

Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_motivatsii.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

  Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя.

     В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят.

   Мотивация является многофакторным явлением, поэтому на её уровень влияют самые различные факторы, идущие как от специфики государственной политики в области образования в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.

   К факторам, препятствующим развитию мотивации,  относятся отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов; расхождение между содержанием образования и тем, что реально нужно для профессиональной деятельности ученика в будущем; отношение к интеллектуальной собственности, пропаганда гламурного образа жизни, так широко и в красках рекламируемого телевидением и в сети Интернет. Сильнейшим фактором, препятствующим развитию мотивации,  для подростка может являться также принятый в семье стиль воспитания, когда родители решают все вопросы за своего ребёнка, не давая ему возможности проявить  инициативу в принятии решений; или напротив родители занимаются зарабатыванием денег, устраняются от всех проблем подростка, предоставляют ему свободу действий. В обеих ситуациях, выбранная родителями позиция, не способствует развитию мотивации и приводит к плачевным, а порой и неисправимым результатам.

  Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников  ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями

   Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

   В педагогической практике существует множество методов формирования и развития мотивационной сферы. Среди основных современной психолого-педагогической наукой выделяются следующие ключевые установки и действия формирования учебной мотивации:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
  •   создание ситуации успеха
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
  •  нестандартные формы проведения урока
  • гибкая система поощрения и порицания
  •  использование игровых технологий 
  • использование информационных технологий 

 Я преподаю  немецкий  язык во 2 – 5 классах, поэтому важнейшими ключевыми установками формирования учебной мотивации считаю использование игровых и информационных технологий.

  1. Использование игровых технологий

   Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.  Об обучающей функции игры уже давно известно. Используя игры как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся.     В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека.    Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Более того, слабо подготовленный ребёнок может проявить находчивость и сообразительность.  Чувство «равноправия», атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры, - всё это создаёт ребятам благоприятную психологическую атмосферу, что, безусловно, сказывается благотворно на результатах обучения.  

Что же такое игра на занятии иностранного языка с точки зрения её содержания и структуры, каковы её обучающие возможности и механизм воздействия? С одной стороны, игра обусловлена рядом правил, определяющих её сюжет. Причём в ходе игры эти правила чаще всего получают весьма лаконичное словесное выражение. По существу, в каждой игре мы имеем дело с одним–двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как языковое упражнение.

   С другой стороны, игра представляет собой ситуацию, которая многократно проигрывается и при этом каждый раз в новом варианте. В ходе игры происходит соревнование. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создаёт атмосферу эмоциональной напряжённости. Речевое общение, включающее в себя жесты и мимику, имеет ярко выраженную целенаправленность, оно носит обязательный, мотивированный и естественный характер. Для речи игры характерна также спонтанность, так как победа во многом зависит от точной и быстрой словесной реакции, правильных и остроумных решений.  Таким образом, игра является  вариативно – ситуативным речевым упражнением, в ходе которого учащиеся приобретают опыт речевого общения. Кроме того, игры способствует вниманию, памяти, приучают к быстрой реакции, логичности рассуждений, воспитывает коллективизм, поддерживает интерес к дальнейшему изучению иностранного (немецкого) языка. Поэтому игра на занятиях  иностранного языка является его стержнем.

Любой лексический и грамматический материал на уроке можно предъявить через игру. Посмотрите,  как много разнообразных игр можно использовать всего лишь по одной теме!  Введение и закрепление темы «Количественные числительные 1 – 20» во 2-ом классе.

 Игра с мячом

Ход игры. Преподаватель бросает мяч первому ученику и называет первую цифру: «Eins». Теперь этот игрок должен быстро перебросить мяч кому-то из соседей, назвав вторую цифру: «Zwei». Тот отбрасывает мяч дальше, выкрикивая: «Drei». И так далее по кругу или по цепочке.

Раз – два – три – Ой!

Ход игры. Дети встают в круг и по команде учителя начинают считать, но вместо каждого го числа ученик, очередь которого дошла, произносит: «Ой».

Например: «Eins-zwei-drei-ой-funf-sechs-sieben-ой-…» и далее по порядку и по кругу. Сбившийся со счёта выбывает, а выигрывает тот, кто останется.

Математика по – немецки

Ход игры. Учитель называет простые математические примеры на сложение и вычитание. Ученики записывают на листах бумаги только ответы и затем называют их вслух.

Кто быстрее

Ход игры. Учитель записывает на доске числительные от 1 до 20. Ученики выходят к доске по парам и разноцветными мелками обводят кружком то число, которое назвал учитель. Выигрывает тот. Кто сумел обвести больше чисел.

Ловкий теннисист

От каждой команды выделяют по 3 участника. Они поочерёдно получают мяч. Задача заключается в том, чтобы как можно большее число раз набить мяч и вести при этом счёт ударов на немецком языке. Каждые 10 ударов приносят команде одно очко.

Найди и назови числа

На доске вывешивают две таблицы. В каждой из них по 20 клеток, в которых в произвольном порядке записаны цифры от 1 до 20. Соревнующиеся должны показать и назвать все цифры по порядку. Приглашаются по одному участнику от каждой команды. По сигналу ведущего они одновременно начинают счёт. Помощники ведущего стоят у каждой таблицы и следят за тем, чтобы цифра указывалась по порядку и правильно называлась. Когда один из участников какой-либо команды назовёт последнее число, игра заканчивается и данная команда считается победившей.

7

18

2

13

8

19

10

3

12

14

5

16

20

6

1

9

17

4

11

15

  1. Использование информационных технологий 

   Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

 Так широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.
Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний. Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

  Особое место в изучении немецкого языка (10 – 20% учебного времени) я выделяю использованию компьютерных программ «Баба Яга»,  «Учите немецкий», «Уроки тётушки совы» и др. Программы  включают в себя занимательные игры, благодаря которым дети получают хорошую тренировку восприятия иностранной речи на слух, пополняют свой словарный запас, учатся разнообразным грамматическим формам. Такое нестандартное, пока ещё, путешествие в страну немецкого языка способствуют эффективному изучению школьной программы.

   Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.

   Таким образом, для развития у учащихся познавательной устойчивой мотивации учения учителю  необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

   Описанные в данной статье установки и действия позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.

   Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути и действия в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся.

Литература:

  1. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов,  «Формирование мотивации учения», Москва, «Просвещение», 1990 год
  2.  Ю.С. Райнеке, «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе», Методическое пособие, Москва, «Астрель», 2006 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ

Обобщение  педагогического  опыта   использования  ИКТ   на уроках   иностранного  языка.  Определены пути повышения эффективности  процесса обучения ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ

Обобщение  педагогического  опыта   использования  ИКТ   на уроках   иностранного  языка.  Определены пути повышения эффективности  процесса обучения ...

Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"

Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....