Главные вкладки

    Материалы педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании" , 2013 год
    материал на тему

    Кабилова Светлана Фаизовна

    Материалы педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании" , 2013 год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskaya_konferentsiya.rar912.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогической конференции «Инновационные технологии в образовании» (29.03.13 г.)

    Секция «Организационно-методическая работа»

    С 1 сентября 2013 года Детская школа искусств начинает постепенный переход к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

    29.12.2012 года принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому система дополнительного образования претерпевает существенные изменения, направленные на сохранение уникальной традиционной системы художественного образования в России по подготовке творческих кадров: (СЛАЙД 2)

    Ранее Детские школы искусств являлись первой ступенью профессионального образования, были фундаментом уникальной системы взращивания музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. Данная система сложилась в России почти 100 лет назад и получила широкое мировое признание. К сожалению, за последние 20 лет она была почти утрачена, что привело к упадку в подготовке специализированных кадров в области культуры, а также культуры нашего общества в целом.

    С принятием в июне 2011 года Федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» Детская  школа искусств официально признана начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства. Это значит, что в Школе искусств ожидаются конкретные изменения, а именно:

     (СЛАЙД 3)

    1. Школа получила право конкурсного отбора детей, а потому изменяются Правила отбора и приёма детей.  

    При приеме в ДШИ проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей, а также, в зависимости от вида искусств, и физических данных. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие у детей способностей в области определенного вида искусств. Зачисление детей в образовательные учреждения осуществляется по результатам их отбора.

    Прием в ДШИ осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) поступающих.

    2. Меняются учебные планы и сроки обучения: для музыкантов  вместо 7 лет обучения – 8 - 9 лет, для художников вместо 4 лет – 5 - 6 лет.

    3. Вводятся обязательные  учебные дисциплины, разрабатываются и вводятся новые образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ).  

    Основной целью данных программ является приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодёжи, а также выявление одарённых детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.

    Новые программы четко ориентированы на результат обучения. На каждом этапе прописаны конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен иметь ученик.

    4. Изменяются и некоторые режимные моменты работы школы. С первого по выпускной классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 12–13 недель (в соответствии с ФГТ к той или иной образовательной программе в области искусств), за исключением последнего года обучения.

    5. В реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ предусматриваются аудиторные и внеаудиторные самостоятельные занятия по группам и индивидуально, устанавливается  новый порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.  

    Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.

    Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий и учебного года, экзамены проводятся по окончании проведения учебных занятий в учебном году. По специальности  на музыкальных отделах экзамен проводится в конце каждого учебного года.

    Реализация образовательных программ в области искусств предусматривает проведение для обучающихся в течение учебного года консультаций с целью  подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам и творческим конкурсам.

    6. Большая роль в достижении учащимися высоких результатов  в обучении в соответствии с федеральными государственными требованиями отводится родителям, которые обязаны  контролировать и нести ответственность за организацию и выполнение самостоятельной домашней работы обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся является непосредственной частью учебного плана и играет неотъемлемую  роль в успешной  реализации образовательной программы в целом.

    7. По окончании ДШИ выпускникам, успешно окончившим обучение по предпрофессиональным программам, выдаётся документ установленного государственного образца, дающий право на поступление в средние и высшие учебные заведения соответствующего профиля.

    Что же означают все эти нововведения для участников образовательного процесса?

    С введением новых программ само содержание деятельности школы кардинальным образом не изменится, ведь принципы, заложенные в ФГТ, возвращают нас к историческим истокам, к традициям, к тем изначальным целям и задачам, которые успешно решались на протяжении десятилетий и которые всецело соответствуют сегодняшнему понятию «предпрофессиональное образование».

    В то же время, "предпрофессиональная" направленность вовсе не означает, что отныне все выпускники будут ориентированы на поступление в творческие колледжи и ВУЗы. Однако качество образования должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы пойти в профессию. А для этого необходимо, чтобы каждый участник образовательного процесса - преподаватель, учащийся, родитель - осознал новый уровень ответственности за результат своей работы.

    Преподаватель - отныне обязан не просто добросовестно вести свои уроки. Он обязан организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная практика, конкурсно-фестивальная и выставочная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного зрителя и слушателя - отныне это не "внеклассная работа", а обязательная составляющая образовательного процесса.

    Учащийся - обязан упорно трудиться не только в классе, но и дома. В федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы самостоятельной работы по каждому учебному предмету (необходимо ознакомиться с этим разделом в ФГТ). И это требование является обязательным для всех учеников Детских школ искусств на территории России.

    Родитель - обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта, а также возможность посещения детьми филармонических концертов, выставочных залов, театров, музеев и других культурно-просветительских мероприятий.

    Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на концертах,  фестивалях, выставках - обязательное условие успешности обучения наших детей!

    Какие шаги были нами предприняты для успешной организации процесса внедрения ФГТ в образовательный процесс? Нами были проанализированы возможности школы в части реализации предпрофессиональных программ, проанализированы на перспективу достаточность учебных помещений с учетом увеличения сроков обучения и введением новых обязательных предметов (например, таких, как предмет "слушание музыки”, который вошел в обязательную часть образовательных программ в области музыкального искусства). Сегодня разрабатывается новая Образовательная программа школы с учётом действия двух видов образовательных программ – предпрофессиональных дополнительных ("новых”) и дополнительных ("старых”). Это сложная по содержанию и по технике выполнения задача, так как предпрофессиональные программы, даже в случае перехода ДШИ полностью на новые программы, будут постепенно "заполнять” образовательное пространство школы (от 1-го класса – и далее). 

    На сегодняшний день школа готовится к процессу лицензирования на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам, которые создаются в соответствии с  требованиями к программам дополнительного образования и включают в себя программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности. Создание данных программ - процесс трудоёмкий и очень сложный.

    Сегодня создается необходимая нормативно-правовая база и учебно-методическое обеспечение. Обновляется база локальных документов школы: Устав, Правила приема, Положение о промежуточной и итоговой аттестации, Правила внутреннего распорядка для обучающихся. Разрабатываются новые локальные акты: Положение о дополнительном приеме, Порядок перевода обучающихся с одной образовательной программы на другую, порядок применения индивидуальных учебных планов и другие.

    Долгожданное преобразование российского законодательства, о котором столько лет "твердило” все культурное сообщество, – свершилось. Настало время решительных действий со стороны Детской школы искусств и учредителя. Процесс, через который предстоит пройти Школе искусств, – труден, так как требует перестройки мировоззрения и руководителей, и преподавателей. На это нужно время, а его практически нет. Кроме того, школам необходимо полное финансирование новых программ, ведь изменения законодательства носят характер государственного заказа, для исполнения которого нужны гарантии его финансового обеспечения. Понимание данных процессов чрезвычайно важно для успешности реализации нового законодательства. (СЛАЙД 4)

    Говорят, что все новое - это хорошо забытое старое. Мы возвращаемся к исконной системе российского художественного образования. Но поднимаем ее на новый уровень - уровень современного качества, современного материально-технического оснащения, современного видения перспектив.

    Пожелаем себе удачи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    материалы педагогического совета "ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. "

    Что мы знаем об уроке? Каким должен быть эффективный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются? Как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое?Эффект...

    МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ 2013

    Материалы педчтений представляют собой обобщение опыта работы  по подготовке к ЕГЭ учащихся 11-ых классов профильного и базового уровней. Основа подготовки- обучение навыкам работы с текстом, пон...

    Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)

    Cборник с материалами  XVI Международной научно-практической конференции  «Актуальные вопросы модернизации российского образования»  [[{"type":"media","view_mode":"medi...

    Включение материалов в портфель достижений учитывающие основные педагогические задачи основного общего образования

    Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач...

    Материалы семинара "Интерактивные технологии и оборудование в образовании"

    Материал включает презентацию по теме семинара и файлы (*.notebook), в которых представлены наиболее эффективные приемы работы на интерактивной доске SMART в последовательности их изучения (1-4), с це...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ. Для достижения этой цели педагог в своей профессиональнойдеят...